Почему компания переходит от «семейной обстановки» к стандартам и бюрократии
Спокойная «объяснялка» для недовольных сотрудников
Типичная ситуация: человек работает в штате какой-нибудь небольшой и уютной компании. Вечерние посиделки с пиццей и XBOX прилагаются. Отношения в коллективе человеческие, лояльные, на мозги не капают.
Но компания растет. Начинают появляться какие-то раздражающие инструкции. Сотрудников просят работать только через СRM-систему или тайм-трекер. Появляются штрафы за опоздание. Заводится какой-то зануда-финансист, который ходит и все считает, задает неудобные вопросы. И порой может даже поспособствовать, чтобы где-то обрезали бюджет или кого-то уволили.
В общем, ламповая атмосфера начинает превращаться в бездушную корпоративную бюрократию. Люди недовольны, работают хуже, думают увольняться или открывать «что-то своё». Говорят:
— Мы сюда пришли, потому что тут было круто… а теперь стало, как и везде.
Или говорят (если фирма и до перестройки показывала относительно неплохие показатели по деньгам):
— Жадность порождает бизнес.
Мне кажется, тут есть некое недопонимание. Интересно об этом поговорить.
Зачем
Я переживал такую историю на своем опыте как минимум один раз. В 2013 году агенство, в котором я работал, выросло с ~25 до ~60 человек. Мы тоже начали проходить через бюрократизацию (ничего нового под солнцем) и я помню, как корежило и меня лично, и коллектив.
Но в 2017 году я попробовал тащить свой маленький бизнес и с тех пор подобная перестройка меня не удивляет. Можно быть хорошим и востребованным специалистом в штате или фрилансером-одиночкой, уметь себя организовывать, выстраивать тёплые отношения с клиентами. Но когда ты пробуешь вырасти еще на порядок — перед тобой встают вопросы другого характера.
Это не про жадность
А. Предприниматели (о которых мы точно знаем, что они хорошие люди и изначально не про жадность и эксплуатацию) становятся более чёрствыми и уходят в построение системы потому, что как раз сталкиваются с человеческой ленью и нестабильностью в более широком масштабе.
В 2017 году мой знакомый, который до этого 10 лет был отличным специалистом-одиночкой, а потом создал бурно растущий бизнес, поделился своим огорчением:
— Я думал что если даешь человеку возможности и зарплату, то можно на него положиться и заниматься своими делами. К сожалению, нет. Определенный процент людей стабильно ленивые.
Добавлю еще про талантливых, но эмоциональных ребят. Или про «звезд»: ушел важный сотрудник из компании, на которого было завязано много процессов и контактов — все обвалилось на неопределенный срок.
Ну а люди все-таки делают бизнес не для того, чтобы жить в бесконечных авралах. Как минимум, если постоянный невроз в кайф самому предпринимателю, то это рано или поздно задолбет его семью. Дочке хочется сходить с папой на ёлку, а не чтобы папа опять срочно понесся разруливать какие-то проблемы в бизнесе.
Поэтому в какой-то момент просто стабильная и предсказуемая эффективность компании, унификация и взаимозаменяемость становится для предпринимателя очень важной.
И поэтому приходиться строить стандартизированную систему мотивации и проверки эффективности. А не нянчиться с каждым сотрудником индивидуально.
Если сотрудник показывает внутри этой системы хорошие результаты — он может подняться на следующий уровень, стать руководителем или управляющим партнером.
Б. Стабильная и предсказуемая эффективность компании важна для инвесторов и франчайзеров. Мало кто будет вкладывать серьезные деньги в аморфную «семейную обстановку», не видя чётких цифр.
В. Люди стареют, устают, у них появляются дети. А аутсорсинг, как писали в другой статье на vc.ru — это как пороховая бочка. Сегодня проект есть, завтра нет.
Поэтому многие рано или поздно уходят в продуктовую модель — делают что-то, что можно один раз произвести, а потом тысячу раз продать. Для этого тоже нужны отлаженные процессы.
Г. И напоследок — делать «своё» не так весело, как кажется. И когда тебе надо заплатить зарплату коллективу из 30 человек, при этом Вася заболел, Коля не в настроении, а сроки по договорам проходят и клиенты наседают в Скайпе — приходится все как-то оптимизировать, сокращать, переделывать, пытаться прийти к стабильности, иначе сойдешь с ума.
В Фейсбуке красиво пишут про бизнес-успехи, но мы все же живем в условиях нестабильной экономики, а на 2019-й год некоторые аналитики обещают новый мировой кризис.
Философский камень
Естественно, есть исключения из правила. И буду благодарен за указания на ошибки в выводах.
Мне пока что кажется, что над вопросом «как построить хорошую, понятную и при этом комфортную для всех систему» — то есть, чтобы и про бизнес, и «для души» — думают многие. Если кто-нибудь разработает готовый рецепт, то наверное, он станет очень богатым человеком
В конце-концов, опять же, вряд-ли определенная доля классных и умных людей — уверен, вы таких знаете — делает бизнес для того, чтобы построить клетку и держать там других людей в ежовых рукавицах.
Хочется работать с единомышленниками, хочется доверять, хочется быть добрым. Хочется, но не всегда получается.
Ключевая мысль: если вы работаете в штате и ваша компания сейчас переживает такой переходной период — это не обязательно означает, что вас хотят «прижать к ногтю», а директору срочно нужен новый Мазерати. Возможно, вы просто не видите всей картины. Будет лучше, когда у вас будет собственный опыт построения бизнеса и разрешения всех этих противоречий.
1. «Додо Пиццу» регулярно критикуют за «среднее» качество. Но, как объясняет Дмитрий Шахов, смысл как раз в том, что и в Москве, и в Волгограде ты получишь от «Додо» примерно одинаковое обслуживание и вкус. Без стандартизации это было бы невозможно.
Критикуют за низкое качество. "Одинаковое обслуживание И ВКУС" в данном случае огромный минус стандартизации.
2. В 2011 вышла интересная кинодрама по реальным историческим событиям «Человек, который изменил все» с Брэдом Питтом. Про бейсбольного тренера. Этот тренер отбросил историческую систему «покупаем только лучших и популярных игроков», нанял математика и начал считать средний выхлоп от игрока.
Этот тренер как раз начал набирать лучших вместо тех, кто "хорошо смотрится на поле". Причем лучших в правильном смысле - доказанных статистикой игр.
Остальные аргументы примерно в том же ключе, да.
Штрафы за опоздание это вообще край.
А вот работа в CRM и учет времени - норм. Если корректно используется дальше (метрики, но не KPI).
"Штрафы за опоздание это вообще край"
1) практикуем постоянно - опозданий стало в десятки раз меньше. разве это плохо?
2) как предлагаете бороться с опозданиями, если все же считаете что опоздания это плохо?
Вы в РФ работаете? В РФ штрафы вне закона, нарушаем...
ну мы же с вами, надеюсь, взрослые люди, законодательство читать умеем. все штрафы оформлены в виде недополученой (если бы не опаздывали) премии.
Для сотрудников это проканает, для суда нет, штраф есть штраф, не важно как вы его назвали.
и все же "штраф есть штраф" (когда он оформлен официально, как бумага и с ним можно идти в суд), а "невыплата премии в объеме, на который рассчитывал сотрудник, а работодатель рассчитал по другому" это все же немного другое. и в суд с этим идти не так просто, как хотелось бы любителям опаздывать.
Денис, я так понимаю, ввиду вашей позиции, вы тоже любите опаздывать на работу? или, скажем мягче, не видите смысла приходить на работу ежедневно вовремя? если так, боюсь, мы не поймем друг друга. я трудовую дисциплину ставлю на один уровень с профессионализмом, не вижу ничего плохого в том, когда специалист не только креативен и целеустремлен, но ответственен, дисциплинирован и внутренне собран. иными словами, для наемного работника детский сад, школа и вуз остались позади и морально разлагается он и тратит свои заработанные в свободное от работы время. или идет в ип и прочие самозанятые - вольному воля.
Нет, я не люблю опаздывать на работу, но и своих сотрудников не штрафую за опоздания, с ними у меня договоренность, они если не успевают к 9, то берут время в счет отпуска, сколько им надо, хоть час, меня просто уведомляют.
ну так не честно :) мои сотрудники, если меня заранее уведомляют (хотя бы утром, когда все едут на работу, но лучше накануне), так же берут хоть час хоть день. при чем я им выбор даю - или за счет отпуска, бесплатно, или за свой счет, уже платно, но с гораздо меньшим перерасчетом, чем в случае опоздания. с этим нет проблем. я говорил о тех случаях, когда человек просто взял и опоздал, не уведомляя особо никого. и не 1 раз в месяц в среднем так сделал, а, скажем, раз 5 или больше.
ну и, что более важно, ваши сотрудники не нужны ни вам ни компании особо строго к 9? и не демотивируют ли они таким поведением других сотрудников вашей компании, которым нужно быть строго к 9, если такие есть?