{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему компания переходит от «семейной обстановки» к стандартам и бюрократии

Спокойная «объяснялка» для недовольных сотрудников

Типичная ситуация: человек работает в штате какой-нибудь небольшой и уютной компании. Вечерние посиделки с пиццей и XBOX прилагаются. Отношения в коллективе человеческие, лояльные, на мозги не капают.

Но компания растет. Начинают появляться какие-то раздражающие инструкции. Сотрудников просят работать только через СRM-систему или тайм-трекер. Появляются штрафы за опоздание. Заводится какой-то зануда-финансист, который ходит и все считает, задает неудобные вопросы. И порой может даже поспособствовать, чтобы где-то обрезали бюджет или кого-то уволили.

В общем, ламповая атмосфера начинает превращаться в бездушную корпоративную бюрократию. Люди недовольны, работают хуже, думают увольняться или открывать «что-то своё». Говорят:

— Мы сюда пришли, потому что тут было круто… а теперь стало, как и везде.

Или говорят (если фирма и до перестройки показывала относительно неплохие показатели по деньгам):

— Жадность порождает бизнес.

Мне кажется, тут есть некое недопонимание. Интересно об этом поговорить.

Зачем

Я переживал такую историю на своем опыте как минимум один раз. В 2013 году агенство, в котором я работал, выросло с ~25 до ~60 человек. Мы тоже начали проходить через бюрократизацию (ничего нового под солнцем) и я помню, как корежило и меня лично, и коллектив.

Но в 2017 году я попробовал тащить свой маленький бизнес и с тех пор подобная перестройка меня не удивляет. Можно быть хорошим и востребованным специалистом в штате или фрилансером-одиночкой, уметь себя организовывать, выстраивать тёплые отношения с клиентами. Но когда ты пробуешь вырасти еще на порядок — перед тобой встают вопросы другого характера.

Это не про жадность

А. Предприниматели (о которых мы точно знаем, что они хорошие люди и изначально не про жадность и эксплуатацию) становятся более чёрствыми и уходят в построение системы потому, что как раз сталкиваются с человеческой ленью и нестабильностью в более широком масштабе.

В 2017 году мой знакомый, который до этого 10 лет был отличным специалистом-одиночкой, а потом создал бурно растущий бизнес, поделился своим огорчением:

— Я думал что если даешь человеку возможности и зарплату, то можно на него положиться и заниматься своими делами. К сожалению, нет. Определенный процент людей стабильно ленивые.

Добавлю еще про талантливых, но эмоциональных ребят. Или про «звезд»: ушел важный сотрудник из компании, на которого было завязано много процессов и контактов — все обвалилось на неопределенный срок.

Ну а люди все-таки делают бизнес не для того, чтобы жить в бесконечных авралах. Как минимум, если постоянный невроз в кайф самому предпринимателю, то это рано или поздно задолбет его семью. Дочке хочется сходить с папой на ёлку, а не чтобы папа опять срочно понесся разруливать какие-то проблемы в бизнесе.

Поэтому в какой-то момент просто стабильная и предсказуемая эффективность компании, унификация и взаимозаменяемость становится для предпринимателя очень важной.

И поэтому приходиться строить стандартизированную систему мотивации и проверки эффективности. А не нянчиться с каждым сотрудником индивидуально.

Если сотрудник показывает внутри этой системы хорошие результаты — он может подняться на следующий уровень, стать руководителем или управляющим партнером.

Б. Стабильная и предсказуемая эффективность компании важна для инвесторов и франчайзеров. Мало кто будет вкладывать серьезные деньги в аморфную «семейную обстановку», не видя чётких цифр.

В. Люди стареют, устают, у них появляются дети. А аутсорсинг, как писали в другой статье на vc.ru — это как пороховая бочка. Сегодня проект есть, завтра нет.

Поэтому многие рано или поздно уходят в продуктовую модель — делают что-то, что можно один раз произвести, а потом тысячу раз продать. Для этого тоже нужны отлаженные процессы.

Г. И напоследок — делать «своё» не так весело, как кажется. И когда тебе надо заплатить зарплату коллективу из 30 человек, при этом Вася заболел, Коля не в настроении, а сроки по договорам проходят и клиенты наседают в Скайпе — приходится все как-то оптимизировать, сокращать, переделывать, пытаться прийти к стабильности, иначе сойдешь с ума.

В Фейсбуке красиво пишут про бизнес-успехи, но мы все же живем в условиях нестабильной экономики, а на 2019-й год некоторые аналитики обещают новый мировой кризис.

Философский камень

Естественно, есть исключения из правила. И буду благодарен за указания на ошибки в выводах.

Мне пока что кажется, что над вопросом «как построить хорошую, понятную и при этом комфортную для всех систему» — то есть, чтобы и про бизнес, и «для души» — думают многие. Если кто-нибудь разработает готовый рецепт, то наверное, он станет очень богатым человеком

В конце-концов, опять же, вряд-ли определенная доля классных и умных людей — уверен, вы таких знаете — делает бизнес для того, чтобы построить клетку и держать там других людей в ежовых рукавицах.

Хочется работать с единомышленниками, хочется доверять, хочется быть добрым. Хочется, но не всегда получается.

Ключевая мысль: если вы работаете в штате и ваша компания сейчас переживает такой переходной период — это не обязательно означает, что вас хотят «прижать к ногтю», а директору срочно нужен новый Мазерати. Возможно, вы просто не видите всей картины. Будет лучше, когда у вас будет собственный опыт построения бизнеса и разрешения всех этих противоречий.

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Pavel Loginov

Статья выглядит как оправдание) Ну, получилась еще одна говноконтора, ну, не шмогла я, не шмогла

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

как же в свое время я облегченно вздохнул, когда мы несколько лет назад перешли в разряд "говноконтор", установив дактилоскопические датчики учета рабочего времени и нас покинули несколько человек, которые не вынесли такого "издевательства" над их видимо утонченной душевной ориентацией и ориентированностью на ту самую ламповость

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Отлично, датчики, учет жопочасов... но вы не говорите о результатах — эффективность, прибыль на человека выросла?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

отвечу уклончиво, но доходчиво. мой доход в нашей компании в силу занимаемой должности это % от ее общего дохода. так вот за 16 лет, что я в ней работаю, он выростал "на пике" в 10 раз. указанный "пик" как раз приходился на пик использования различного рода "говноприемов" типа датчиков учета, расчета з/п людям не по фиксированной ставке, а с применением разного рода кпи-показателей.

но, как мне кажется, главная заслуга этого роста не в переходе от ламповости к "говнобюрократии", и даже не в том, что в связи с этим переходом нас покинули те, кто не готов был к таким переменам (о мертвых или хорошо или никак, потому - никак). а главная заслуга в том, что как раз таки остались (и были взамен ушедших утонченных натур приглашены новые) те, кто готов так работать, кто не боится быть учтенным, посчитанным, кого это не пугает. кого не пугает возможно излишний формализм, кпи-показатели, да что уж там, кто понимает общую пользу на работе от банальной производственной дисциплины.

мой главный посыл тут в том, что если пришел на работу, понимаешь куда попал и главное, зачем ты сюда попал и готов работать, то тебе пофигу будут эти все датчики, камеры и кпи-показатели. а кому-то это даже стимул, червячок в мозгу крутится, что не ленись, работай и все у тебя будет хорошо и даже лучше чем вчера. повышай кпи и получай дополнительные купюры - нет вопросов.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Сергей, вы не ответили на мой вопрос про прибыль на человека) Вместо этого стали раздувать свое ЧСВ. Хорошо! Вы получаете 10x от средней зп и, соответственно, получаете кайф от всего этого г*вна... А что простым работягам с этого? Те, что ушли — им же не предложили надбавку за соблюдение kpi?! Да за 2x люди будут поклонятся анальному зонду

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

раз уж не увидели ответа в развернутом пояснении, отвечу прямо и коротко - прибыль на человека выросла. если я конечно правильно понял ваш термин "прибыль на человека". иными словами компания стала больше зарабатывать в расчете на одного сотрудника. просто и штат рос и прибыль. но прибыль росла быстрее.

а на вопрос "что с того простым работягам от кпи" - тут ведь все вполне очевидно произошло. были предоставлены формулы расчета премии, где было видно - за что "простой работяга" получит вычет, а за что получит прибавку. и через эти формулы народ потянулся к прибавкам, обходя вычеты. бинго! :) но мы не об этом (а то снова мое чсв приплетете к этому). мы о том, что в противовес произошедшему мне пришлось бы уговаривать их делать свою работу лучше. даже не представлю, как. как то так, банально, в стиле "ну давайте еще поднажмем и я смогу вам премию выписать"? или в стиле "народ, вы все тут умные люди и должны понимать, что только от вас зависит наш заработок и мне не нужно это вам говорить потому что вам самим должно быть понятно, что только ваше усердие и трудолюбие должно привести нас к более существенному заработку которым я с вами в какой-то мере поделюсь" так это делается в ламповых компаниях? брр... аж передернуло, когда перечитал то, что в кавычках написал. бред какой...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Про КПИ мне помнится история по "строительной" жизни.
Приняли КПИ на проектирование.
Опытный инженер тут же взял огромный объем простых конструкций и быстро и четко сделал, получил свои 200% ЗП.

Сложную и "кривую" конструкцию отдали стажеру. В итоге ее переделывали несколько раз и расстались с заказчиком "врагами".

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Stepanchenko

а всего-то в систему расчета не добавили "К сложности конструкции". например К сложной конструкции = 4х от простой конструкции. тогда и опытному инженеру было бы интересно взять одну сложную и стажеру 2 простые.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

Добавили - просто некорректно выставили.
Он как раз был около 5... но "опытный" специалист прекрасно понимал риски и выбрал "синицу в руках".
В целом это как раз стандартная проблема - если срок исполнителю не понятен, а над ним висят нормы и "кпи" то он стремиться по -максимуму отойти от неблагодарного задания.
В результате подобные задания попадают наименее "значимым" сотрудникам, что часто приводит к их провалу.
Видя провал, опытные сотрудники стараются держаться от них еще дальше....

Грубо говоря если есть оклад - сотрудник готов работать и решать сложные задачи, с неясной трудоемостью. Если же устроена "сделка" или гонка "кпи" то от подобных задач лучше держаться подальше.

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда