Цезарь был неправ 🤷♂️ Как мы мешаем себе быть эффективными
Почему мы быстро устаем, как прокачать эффективность и заставить себя делать больше задач?
Советы основаны на научных исследованиях и лекции Вадима Макишвили — веб-разработчика и врача по образованию.
Вкратце о том, как работает мозг
Говорят, Юлий Цезарь одновременно мог делать несколько дел, не связанных между собой. Если это так, у него было много сил, чтобы тратить их на переключение внимания с одного дела на другое.
В зависимости от того, что мы делаем, включаются разные функциональные сети нейронов:
- Потребляем информацию и пытаемся определить, насколько она нам нужна — листаем Фейсбук, читаем email, слушаем лектора — активизируется сеть выявления значимости.
- Что-то создаем — реализовываем свою идею, пишем текст, отвечаем на email, выполняем задачу — включается центральная исполнительская сеть.
- Ничего не делаем, наблюдаем за костром, любуемся пейзажем, думаем "ни о чем" — работает пассивный режим.
Они не могут работать одновременно. Активируется одна сеть — другая получает тормозящий импульс.
Если мы слушаем лекцию и отвлекаемся, чтобы ответить на email, то сети переключаются с режима восприятия информации на режим создания, потом снова на режим восприятия и снова на создание, когда пишем очередной ответ. На эти переключения тратится энергия.
Посмотрим, что еще может высывать энергию во время работы.
Офисные звуки
В 2000 году ученые провели эксперимент. 40 сотрудниц распределила на два офиса: в одном была тишина, в другом фоном включили стандартные звуки опенспейса— щелчки клавиатуры, жужжание техники, звуки принтера, отдаленные разговоры.
Участницам дали одинаковые задания на выполнение. Спустя три часа проверили уровни гормонов в крови.
У всех из шумного офиса был повышенный уровень гормонов, связанных со страхом, ненавистью и тревогой. При этом эти участницы говорили, что никаких шумов не замечали, а вот их организм все заметил и начал реагировать.
Даже в самом тихом офисе есть фоновые звуки: шумит техника, делают работу коллеги. Многие считают, что могут абстрагироваться от офисного шума, но на самом деле мы просто не замечаем, как шум нам мешает.
Оповещения
Уведомления отвлекают от работы и заставляют человека перестраиваться с режима созидания на режим восприятия информации. Вы отрываетесь от работы, вдумываетесь в сообщение, реагируете на информацию, возвращаетесь к работе и снова вникаете в задачу.
Точно ли вам нужны все оповещения именно в тот момент, когда они приходят? Можно оставить приоритетные, например, от членов семьи и из чатов по проектам, в которых вы задействованы.
Учеба фоном
Некоторые задачи как будто бы не требуют сильного погружения, и тогда многие любят включить фоном какой-нибудь вебинар, чтобы сэкономить время и прокачать умения. Только так не получится ни качественно сделать задачу, ни усвоить материал.
Когда человек слушает, у него активизируется сеть выявления значимости, а когда делает задачу, то исполнительская сеть. А поскольку они не могут работать одновременно, то переключаются туда-сюда. Человек то воспринимает информацию, то создает ее, а в итоге рассеивает внимание и устает.
На эффективность влияют и другие факторы, но в целом они попадают под эти же принципы.
Будем рады вашим оценкам и подпискам на блог — внутри еще много интересного)
ага, салат цезарь вообще не прав
Оливьеха дело говорит)
Комментарий недоступен
Один знакомый мог учиться только под фоновый шум телевизора, так было эффективнее и снижало тревогу. На мой взгляд, каждому своё.
Насчет эффективности ничего не скажу, а вот про тревогу грустно. Получается, тишина воспринималась очень тревожно, что ее надо было заглушать шумами.