True science detective: как новосибирские учёные быстро и красиво в четыре раза уменьшили количество микробов в офисе

Это краткий обзор научной статьи, из которого вы можете что-то взять для себя. (Можно сразу перейти к самому важному.)

Быстро и в четыре раза

Источник

Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова, Л. А. Давидович, «Использование тропических растений для санации воздуха в экологически неблагоприятных условиях помещения», 2017 год, «Известия» Самарского научного центра Российской академии наук, том 19, №2(2).

Кто авторы

Цыбуля Наталья Владимировна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории фитохимии, ФГБУН ЦСБС СО РАН, Новосибирск. Занимается наукой с 1982 года, научный стаж на момент проведения исследования — 31 год.

Фершалова Татьяна Дмитриевна, кандидат биологических наук, научный сотрудник группы ландшафтной архитектуры и фитодизайна, ФГБУН ЦСБС СО РАН, Новосибирск. В науке с 1993 года, научный стаж на момент проведения исследования — 20 лет.

Давидович Любовь Алексеевна, специалист, Сибирский государственный университет геосистем и технологий.

Загадочный ФГБУН ЦСБС СО РАН — это Центральный сибирский ботанический сад Сибирского отделения Российской академии наук. У него симпатичный сайт, с которого и взяты некоторые данные выше. Новосибирские учёные не суеверны — у них 13 научных лабораторий и групп, в которых работают около 200 сотрудников.

True science: два кандидата биологических наук с совокупным опытом работы на момент проведения исследования 51 год из профильного учреждения Российской академии наук и специалист.

Где проводилось исследование

В этом исследовании учёные отправились в неблагоприятное служебное помещение, требующее капитального ремонта. На потолке — пятно от подтопления с верхнего этажа, прогнившие трубы, окна — на северную сторону, время — январь-февраль.

Площадь помещения 63 м², высота потолков — 3,5 м, объём — больше 100 м³. Средняя температура воздуха +15–17ºС, влажность воздуха 23%, освещённость в точке размещения растений 2000 люкс. Скорее всего, дело было в Новосибирске (с учётом того, что все трое учёных оттуда).

Что делали

Исследовали влияние растений на микрофлору заведомо эпидемически неблагополучного помещения. Предварительный анализ проб воздуха показал наличие сверхнормативного количества стафилококка, поэтому его в эксперименте отслеживали дополнительно. Стафилококк может вызывать множество заболеваний: конъюнктивит, сепсис, эндокардит, уретрит и так далее.

Как делали

Эксперимент состоял в том, что брали пробы воздуха в одном и том же помещении до (30 проб) и после установки растений (66 проб). В каждой из 96 проб прокачивали 100 литров воздуха через специальный прибор и осаживали на питательную среду в чашках Петри.

Затем двое суток проращивали колонии в термостатах. Определяли виды и количество микроорганизмов по специальным методикам в расчёте на 1 м³. Кроме этого, использовались и другие методы научного контроля. Всё серьёзно.

Рисунок 3.Чашки Петри микробиологических проб воздуха в различных точках помещения до и после установки растений Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова, Л. А. Давидович, «Использование тропических растений для санации воздуха в экологически неблагоприятных условиях помещения», 2017 год, «Известия» Самарского научного центра Российской академии наук, том 19, №2(2)

Результаты исследования

Первоначальные

Под действием летучих выделений растений в эксперименте уже через три часа после установки растений наблюдалось уменьшение в четыре раза общего микробного числа.

С 7673 ± 198 КОЕ/м² до 1817 ± 110 КОЕ/м² и в 16 раз — стафилококка с 2186 ± 270 до 134 ± 38.

Промежуточные

Попутно учёные провели эксперимент о влиянии влажной уборки на микрофлору того же самого помещения. Уборка проводилась с применением пеномоющих средств.

После влажной уборки значительно снизилась общая микробная загрязнённость воздушной среды в пять раз и уменьшилось число стафилококка в два с половиной раза.

Общее микробное число — с 5227 ± 44 КОЕ/м³ до 827 ± 98 КОЕ/м³, стафилококк — с 702 ± 50 КОЕ/м³ до 284 ± 41 КОЕ/м³.

В исследовании отдельно отмечается, что уборка с пеномоющими средствами действует сильнее, но разово. Растения действуют постоянно.

Влажная уборка устраняет пыль, на которой находятся микроорганизмы, а летучие биологически активные выделения растений вызывают гибель микробной клетки. Причём действие летучих выделений растений постоянно. На протяжении всего времени нахождения растений в помещении общее число колоний образующих единиц не выходило за пределы санитарной нормы.

Особо отметим то, что уже заметили самые внимательные читатели: на стафилококк, основного врага в этом эксперименте, растения действуют сильнее. Влажная уборка снизила его количество до 284 ± 41 КОЕ/м³, а растения — до 134 ± 38.

Главные

Эксперимент длился 272 часа. Оздоровительный эффект растений зависит от их «количества»:

Устойчивое снижение общего числа микроорганизмов на 70%, доли стафилококка на 90% достигалось после установки в помещении тропических растений с площадью листовой поверхности 0,09 м² на 1 м³.

Установлено достоверное фитонцидное действие растений на уровне 95% на общее микробное число и 99% на содержание бактерий рода стафилококк.

Кратко: самое важное об антимикробных растениях

• Они работают даже в эпидемически неблагоприятных помещениях.
  • Эффективность — минус 70% общей популяции микробов.
  • Эффективность по основному «врагу» — минус 90% стафилококка.
  • Радиус действия одного растения — 3 м.
  • Скорость действия — 3 часа.
  • Время действия — постоянно.
  • Количество растений для ощутимого эффекта — из расчёта 0,09 м² (полтора листа А4) листовой поверхности растений на 1 м³ воздуха.
  • При соблюдении нормы озеленения из пункта выше со временем растения обеззараживают воздух во всём помещении.

Напомним, что дело было зимой (январь-февраль) — в период не самой активной вегетации, в помещении с окнами на северную сторону — много ли солнца в Новосибирске зимой, если у вас окна на север? Учёные вышли из положения путём искусственной досветки растений световым потоком в 2000 люкс. Это много. Например, по СанПиН 2.2.4.3359-16 в офисах достаточно освещённости 200–400 люкс.

Одновременно температура в помещении была +15–17ºС. Часто такая температура рекомендуется для зимней «спячки» растений. Вероятно, в эксперименте наблюдался не максимально возможный антимикробный эффект растений.

Обзор окончен.

Думаю, что:
Ерунда это всё.
Недостаточно информации.
Правда, но я не смогу применить.
Применю при удобном случае.
Уже применяю.
Проголосовать

Для второго пункта — ещё раз ссылка на исследование, там всего пять страниц с множеством графиков. А для третьего и четвёртого пунктов и всех желающих — продолжаем.

True science на практике

Уже применяется

Первое, что приходит на ум, — расположить в радиусе трёх метров от себя тропическое растение. Чем ближе — тем лучше (помните нижнюю строку на первой картинке?). Например, как это уже делают сотрудники «Яндекс.Дзена» (в новом офисе им можно выбирать растения из каталога лично для себя. Жму руку тому, кто это придумал).

Фрагмент: вероятно, у сотрудника «Яндекс.Дзена» с трубкой в руке больше шансов жить здорово
Полная версия фото vc.ru

Возможно, ещё креативнее и оздоровительнее поступает агентство «ТутковБудков» (те, что придумали первый видеоклип музыкальной группы в невесомости). Да, уж если креатив, то и в собственном офисе.

Фрагмент: хочется верить, что эти замиокулькасы не искусственные Полная версия фото на vc.ru

Волгоградцы прямо-таки не оставляют никаких шансов микробам: озеленение прямо на рабочих местах, а не где-то в коридорах, как у большинства компаний.

Красиво: растения — антимикробный спецназ

Второе — желательно иметь такие же растения, как в эксперименте.

Объектами исследований служили тропические растения: Сrinum asiaticus L., Eucharis grandi-flora Planch. et Lindl., Веgonia carolineifolia Regel, Ficusbenjamina L., Nephrolepis exaltata (L.) Schott, Chloro-phytum comosum (L.) Schott, у которых в лабораторных условиях была выявлена высокая универсальная антимикробная активность в отношении трёх тест-объектов: Stарhylococcus epidermidis, Escherichia coli, Candida albicans.

Для неспециалиста выглядит загадочно, но гугляндекс помогает составить микросписок.

Способны работать даже зимой. Имеют высокую антимикробную активность в отношении стафилококка эпидермального (Staрhylococcus epidermidis), кишечной палочки (Escherichia coli), грибка кандида белая (Candida albicans).

1. Кринум азиатский, Сrinum asiaticus L.

2. Эухариус (Эвхарис) крупноцветковый, Eucharis grandiflora Planch. et Lindl.

3. Бегония каролинолистная, Bеgonia carolineifolia RegeL.

4. Фикус бенджамина, Ficus benjamina L.

5. Нефролепис возвышенный, Nephrolepis exaltata (L.) Schott.

6. Хлорофитум хохлатый, Chlorophytum comosum (L.) Schott.

Скорее всего, вы уже встречались с этими растениями. Красиво?

Сколько растений нужно для личного антимикробного рая на работе

Третье — «сколько вешать грамм» — реально ли, что одно-два растения в районе рабочего места придушат микробов настолько, что иммунная система нашего организма перестанет перенапрягаться на работе и высвободит энергию на деятельность мозга: стратегии, тактики, аджайлы, спринты, креатив… что вам хочется? И на случай эпидемий гриппа и прочего неплохо бы иметь резерв иммунной мощности. Кому охота болеть?

Потренируемся на примере. Пример возьмём с сотрудника «Яндекс.Дзена» из фото выше: поставим растение на рабочий стол. Берём из самого важного об антимикробных растениях норму, добытую учёными: 0,09 м² площади листьев на 1 м³ воздуха.

Пусть у нас шикарный стол с поверхностью 2 х 1 метр. Будем оздоравливать воздух на 1 метр вверх от этой поверхности (тут наша голова проводит 80–95% рабочего времени). Выходит, нам надо прокачать от микробов 2 м³. По норме для этого требуется 2 х 0,09 = 0,18 м² площади листьев. Площадь листа А4 = 0,0625 м². Итого для чистого воздуха понадобится меньше трёх «листьев формата А4».

Берём, например, растение номер два из антимикробного спецназа — Эухариус (Эвхарис) крупноцветковый, Eucharis grandiflora Planch. et Lindl.

Как вы считаете, один его лист сойдёт за треть А4 по площади? Если да, то одно такое растение с девятью листьями выполнит задачу из примера (или пара растений с пятью листьями каждое). Как это, вероятно уже получилось здесь (повтор фото, чтобы не мотать):

Офис «Яндекс.Дзена»
Полная версия фото vc.ru

Дальнее от нас растение имеет гораздо больше девяти листьев. И в тех же самых важных выводах исследования написано, радиус действия одного растения — 3 метра. Может, не получится «прокачать» всё помещение, но рабочую зону — вполне. Если у вас там нет сильного движения воздуха типа сквозняки (спасибо за уточнение в комментариях Александру Грищенко).

Можно ли разумным количеством растений «прокачать» от микробов рабочее место в офисе?
Нереально.
Реально.
Недостаточно информации.
Проголосовать

История «Как учёные быстро и красиво в четыре раза уменьшили количество микробов в офисе», кажется, закончилась. «Быстро» — было, «в четыре раза» — было, «красиво» — растения честно старались, но решать вам.

Для второго и третьего пунктов и всех желающих можно предложить получить чуть больше ↓.

True science detective

HBO + vc.ru + МХ

Если вы это читаете, то, скорее всего, у вас есть личный внутренний «настоящий детектив» Раст Коул. И он не перестаёт задавать вопросы, например, такие:

К кому бы пошёл Раст Коул искать ответы? Вероятно, к экспертам. В 2013 году те же два кандидата биологических наук, что и в начале этой заметки, написали работу:

«Экологические основы фитодизайна». Учебно-методическое пособие для студентов пятого курса, обучающихся по направлению подготовки специалистов 020804 «Геоэкология» Сибирской государственной геологической академии (УДК 504.75: 635.91(076.5.) Новосибирск, СГГА, 2013. ISBN 978-5-87693-672-1), 94с.

В этой работе они собрали весь свой научный опыт. На тот момент совокупно он тянул на 51 год. Далее следует неполный оттиск некоторых моментов этой научной работы. Если мы хотим по-максимуму избежать рисков, то возьмём рекомендации для дошкольных учреждений и применим их к себе. Где нам не хватит информации, будем включать голову.

1. Есть ли побочные эффекты, незаметные с первого взгляда, и можно ли их нейтрализовать

Кратко: да, не всегда.

Никогда нельзя на 100% исключить индивидуальную непереносимость. Так же, как в лекарствах. Вероятность невысока, но она существует.

Из более простого: если у вас в офисе мощная вентиляция или сквозняки, желательно сверху присыпать почву в горшках чем-то типа камешков. Так мы избежим пыления верхнего слоя почвы при её подсыхании.

По возможности, особенно на рабочих столах, желательно использовать кашпо (как на фото из «Яндекс.Дзена») вместо горшков. Придётся немного потренироваться в поливе, но это лучше чем разводить болотце в блюдце под горшком. И важные документы не пострадают от перелива.

Растения принимают на листья пыль. Пыль, как было описано выше, основной носитель микроорганизмов. На листьях пыль, скорее всего уже обеззараженная, но эстетически неприятно. Раз в неделю или месяц желательно протирать листья или устраивать растению «душ».

2. Как посчитать площадь листьев растения более точно

Лучше подходить к этому как игре в «Галилео». Если у вас хоум-офис, то поиграть могут дети.

Вручную, по-старинке

Больше подходит для растений с крупными листьями.

Можно приложить тетрадный листок в клеточку к среднему по размеру листу растения. Обвести контур. Сосчитать клеточки. Перевести в м².

Если шаг клеточки на листе тетради стандартный, 5 мм, то полученное число клеток надо поделить на 40 тысяч. Сосчитать количество листьев, и умножить на площадь среднего листа. Учёные делают то же самое, только вместо листов в клеточку используют миллиметровую бумагу.

С помощью приложения для определения площади листьев

Таких приложений существует несколько. Можно начать с Petiole. Работает неидеально, но как MVP годится. В разделе Team читаем Maryna Kuzmenko, Ph.D и Andrii Seleznov. В случае вопросов, вероятно, можно получить ответ по-русски.

Главный плюс: оно бесплатное. Вот вход для Android. Для Apple прямого хода не обнаружено, можно кликнуть ссылку сразу под фото выше, там лэндинг — и начинается он со ссылок для Android и Apple.

3. Есть ли ещё проверенные антимикробные растения

Кратко: да, пока достоверно доказано действие 33 растений.

Таблица п. 3.4 «Ассортимент растений, рекомендуемых для озеленения помещений ДУ (игровых, спален) и библиотек»

(Мобильные, не мучайте глаза, ниже — всё «расшифруем».)

Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова, «Экологические основы фитодизайна», страница 74 ССГA

Примечание к таблице: степень антимикробной активности летучих выделений растений: «+++» — свыше 50%, «++» — до 50%, «+» — менее 30%. Для оценки степени антимикробной активности рассчитывается относительное снижение числа микроорганизмов в опыте по сравнению с контролем (А, %). В помещениях игровых обратить внимание на возможность превышения числа стафилококка, в спальнях — кишечной палочки, в библиотеках — грибов.

Перерабатываем таблицу в «человеческий» список: берём группу помещений и вписываем туда самые активные именно для этой группы помещений растения с «+++». Попутно «переводим» детские помещения в их «взрослые» аналоги (прототипы даны через /).

Список самых антимикробных офисных/комнатных растений по данным учёных из Центрального сибирского ботанического сада СО РАН

Растения для хоум-офиса, офиса, переговорки / игровой

• Агапантус зонтичный.
  • Бегония Фишера.
  • Бегония борщевиколистная.
  • Кофе арабский.
  • Мирт обыкновенный.
  • Мурайя экзотическая.
  • Нефролепис возвышенный.
  • Плектрантус aмбонский.
  • Фикус Бенджамина.
  • Фатсия японская.
  • Цитрус лимон.
  • Эухарис крупноцветковый.

Растения для комнаты отдыха / спальни

• Аспидистра высокая.
  • Кодиеум пестрый.
  • Офиопогон японский.
  • Эухарис крупноцветковый.

Растения для архива / библиотеки

• Кодиеум пестрый.
  • Нефролепис возвышенный.
  • Плектрантус aмбонский.
  • Цитрус лимон.

Остальные растения тоже хороши, просто для достижения эффекта их понадобится больше по количеству. Принцип очень-очень грубо: там где справится один антикиллер с маркером «+++», понадобится пара «++» или троица «+». Любое из этих растений — в «+» плюс.

Самые-самые нужны, когда помещение очень маленькое. Если есть площадь, то имеет смысл «огласить весь список, пожалуйста», чтобы выбрать более симпатичные лично для вас растения. Почему бы пользе не стать ещё и красивой именно для вас?

Также учёные не зря использовали одновременно сразу шесть видов растений. Если «ваше» растение не дотягивает в «+», например, по грибку, то можно, как они — взять ему в пару растение, сильное именно по этому параметру.

Весь перечень антимикробных офисных/комнатных растений по данным учёных из Центрального сибирского ботанического сада СО РАН

Порядок плюсиков в строке после наименования растения: антистафилококк = (офис/игровая); антикишечная палочка = (комната отдыха/спальня; антигрибок = (архив/библиотека).

Цветом выделены суперрастения, которые набрали восемь плюсов из девяти максимально-возможных.

1. Аспидистра высокая ++ +++ +.
  2. Агапантус зонтичный +++ ++ ++.
  3. Бальзамин гибридный ++ + +.
  4. Бегония Фишера +++ + +.
  5. Бегония каролинолистная ++ ++ +.
  6. Бегония бовери ++ + ++.
  7. Бегония клещевинолистная ++ ++ +.
  8. Бегония вьюнковая ++ ++ +.
  9. Бегония борщевиколистная +++ + ++.
  10. Гибискус китайский ++ ++ +.
  11. Каланхое перистое ++ ++ +.
  12. Кализия душистая ++ + +.
  13. Кодиеум пестрый ++ +++ +++.
  14. Колеус гибридный ++ + ++.
  15. Кофе арабский +++ ++ ++.
  16. Кипарис вечнозеленый + ++ ++.
  17. Мирт обыкновенный +++ + ++.
  18. Мурайя экзотическая +++ ++ ++.
  19. Монстера Борзига + ++ +.
  20. Нефролепис возвышенный +++ + +++.
  21. Офиопогон японский ++ +++ +.
  22. Плектрантус aмбонский +++ + +++.
  23. Плосковеточник восточный + ++ ++.
  24. Плющ обыкновенный ++ ++ +.
  25. Сансевиерия трехполосая ++ ++ +.
  26. Фикус туполистный + ++ +.
  27. Фикус Бенджамина +++ ++ +.
  28. Фатсия японская +++ ++ +.
  29. Цитрус лимон +++ ++ +++.
  30. Эпипремнум золотистый ++ ++ +.
  31. Эухариус крупноцветковый +++ +++ ++ (именно его фото вы встретили тут уже два раза).
  32. Шефлера восьмилисточковая + ++ +.
  33. Хлорофитум хохлатый ++ ++ ++.

Итого: 33 богатыря-антикиллера, забегая вперёд, без побочных вредных эффектов (ядов, канцерогенов, аллергии).

4. Есть ли вредные офисные растения

Кратко: да.

Есть вредные для всех, вредные для части людей, есть условно-вредные, когда аккуратное обращение принесёт только пользу. Последняя категория шутливо может быть названа «растения только для взрослых».

Возвращаемся к пособию и извлекаем данные по нашему вопросу. Сначала получится две научных таблицы, а ниже мы их переформатируем в более «человеческий» вид. Нас интересует приложение шесть на страницах 79–80 (мобильные, не мучайте глаза, ниже таблиц будет более удобный список):

«Список растений с ядовитым соком и аллергизирующим действием»

«Особо опасные» офисные/комнатные растения Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова, «Экологические основы фитодизайна», ССГА, страница 79
Нежелательные офисные/комнатные растения Н. В. Цыбуля, Т. Д. Фершалова, «Экологические основы фитодизайна» ССГА, страница 80

Переформатируем данные поудобнее:

• Уберём «колюще-режущие» растения — их любой человек опознает без всякой ботаники.
  • Объединим оба списка — кто ж захочет рисковать в такой ситуации.
  • Перегруппируем по видам риска, в частности, выделим в подгруппу аллергены. Аллергия часто и во взрослом возрасте не отпускает. Может, кому-то пригодится.
  • Более ядовитые и более запрещённые растения идут в началах групп.
  • На всякий случай прописываем латинские названия, по крайней мере при покупке растений в нормальных магазинах латынь мелькает на этикетках или онлайн-страницах растений.

Список ядовитых офисных/комнатных растений по данным учёных из Центрального сибирского ботанического сада СО РАН

(Где нашлись, даны ссылки на «Википедию». Это не ботаническая энциклопедия, конечно, но хоть что-то. Часть растений — условно комнатные: их могут использовать для украшения ландшафта садиков и прочего. Так что «кустики» и «трава у дома» тоже под подозрением.)

Офисные/комнатные растения — канцерогены

• Род Молочай (названия растений начинаются с Euphorbia), млечный сок сильно ядовит, канцероген, вызывает долго незаживающие язвы, раздражение и отёк кожи, слизистых оболочек.
  • Род Педилантус (названия растений начинаются с Pedilanthus), млечный сок сильно ядовит, канцероген, вызывает долго незаживающие язвы, раздражение и отёк кожи, слизистых оболочек.
  • Род Синадениум (названия растений начинаются с Synadenium), млечный сок сильно ядовит, канцероген, вызывает долго незаживающие язвы, раздражение и отёк кожи, слизистых оболочек.

Офисные/комнатные растения — ядовитые

• Катарантус розовый, Catharánthus róseus, все части растений ядовиты, сильнейшее отравление.
  • Олеандр обыкновенный, Nerium oleander, все части растений ядовиты, сильнейшее отравление.
  • Дурман душистый, Datura suaveolens (он же Brugmansia suaveolens), ядовитый сок, ядовитые плоды, отравление.
  • Паслен перцевидный, Solanum capsicastrum, ядовитый сок, ядовитые плоды, отравление.
  • Аглаонема переменчивая, Aglaonema commutatum, несъедобные плоды, сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.
  • Алоказия крупнокорневая, Alocasia macrorrhizos, ядовитый, жгучий сок, сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.
  • Диффенбахия пятнистая, Dieffenbachia seguine (она же Dieffenbachia picta (Lodd.) Schott.), ядовитый, жгучий сок, сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление.
  • Примула китайская, Primula sinensis, контакт с наземными частями растений раздражает кожу (аллергический дерматит), слизистую оболочку полости рта (стоматит).
  • Примула обратно коническая, Primula obconica, контакт с наземными частями растений раздражает кожу (аллергический дерматит), слизистую оболочку полости рта (стоматит).

Офисные/комнатные растения — аллергены

• Плющ колхидский, Hedera coichica, сок, аллергическое высыпание на коже.
  • Циссус ромболистный, Cissus rhombifolia, опушение нижней стороны листовой пластинки и стебля мелкими бурыми волосками, аллергическая реакция при встряхивании и обрезке растений.
  • Тетрастигма Вуанье, Tetrastigma voinierianum, опушение нижней стороны листовой пластинки и стебля мелкими бурыми волосками, аллергическая реакция при встряхивании и обрезке растений.
  • Пеларгония зональная, Pelargonium zonale, контакт с эфиромасличными выделениями листьев, возможна аллергическая реакция.
  • Пеларгония душистейшая, Pelargonium odoratissimum, контакт с эфиромасличными выделениями листьев, возможна аллергическая реакция.
  • Виды рода плектрантус (название растений начинается с Plectranthus), контакт с эфиромасличными выделениями листьев, возможна аллергическая реакция.
  • Папоротники (сложно выделить общее латинское название), которые спороносят, мельчайшие споры в воздухе во время спороношения, возможна аллергическая реакция на споры.
  • Циперус очереднолистный, Cyperus alternifolius L., пыльца во время цветения и семена во время плодоношения, возможен аллергический конъюнктивит.

5. Если растения выделяют полезные вещества, они одновременно могут выделять и что-то нехорошее?

Кратко: да.

Есть нежелательные для всех растения. Есть растения, которые нежелательны только для детей, но вполне приемлемы для офисов. У них может быть ядовитый сок. Взрослому в голову не придёт его пробовать, а дети есть дети.

Например, диффенбахия пятнистая рекомендуется в производственных помещениях для борьбы с вредными микроорганизмами (то же учебное пособие, страница 62).

И одновременно присутствует в списке ядовитых для детей: «Диффенбахия пятнистая, Dieffenbachia seguine (она же Diffenbachia picta (Lodd.) Schott.), ядовитый, жгучий сок, сильное раздражение кожи и слизистых оболочек, отравление».

Возможно, что в «производственных помещениях» «Яндекс.Дзена» она уже используется. Сравните, вот фото из «Википедии»:

А вот уже «старая знакомая» из свежеиспечённого офиса «Яндекс.Дзена». Посмотрите на дальнее от вас растение из двух, помеченных стрелочками:

Подчеркнём, во всех списках антимикробных растений, приведённых в этой заметке выше, нет ни одного вредного растения. Они не канцерогенны, не аллергенны, не ядовиты. Списки составляли одни и те же специалисты.

6. Как опознать «вредные» растения, если я не ботаник

Кратко: есть несколько приложений для смартфона.

Идеальных для нашей задачки приложений пока не обнаружено. Предлагаемое здесь — бесплатный MVP. Оно определяет не 100% растений, но постоянно улучшается.

PlantNet Plant Identification

Больше 74 тысяч скачиваний на Android, средняя оценка — 4,5 балла

Механика процесса: после установки приложения фотографируем подозрительное растение, приложение «думает» и выдаёт варианты ответа по наибольшему совпадению фото. Для более-менее уверенного опознания понадобится три-четыре фотографии. Приложение «любит» части растений: цветки, плоды, листья, кору. И пока слабовато работает с опознанием растения «в полный рост». По определению растения сверяемся со списком.

Приложение разработано французами. Говорят, что даже ботаниками. На Android-версии есть русская поддержка.

Плюсы: бесплатное, русифицировано, есть для Android и Apple, постоянно улучшается, и 5G на подходе, когда в онлайне направил камеру смартфона на растение — и тебе тут же показывают, «что это и как это готовить», без всяких фото.

Минусы: не помешало бы наличие маркера вроде «danger», не самая лучшая механика взаимодействия, часто не хватает одного фото растения, надо делать фото три-четыре раза. Не обнаружено офлайн-версии.

P. S. («Одна голова — хорошо, а с vc.ru — лучше»: пожалуйста, пишите в комментариях известные вам приложения-аналоги, что работают лучше. Пока редактирование статьи не закрыто — попробуем поднять в заметку. Это всего лишь заметка, тут ничего «в граните не отливается».)

P. P. S. Это не всё. Есть история про «обогащающие» растения, которые в длительном исследовании увеличили выручку предприятия на 20%.

Про растения-«обогатители»:
«Все врут», — доктор Хаус.
Мне интересно.
Рустам Фатов

наконец то полезная статья

Спасибо, Рустам. Здоровья.

Максим Наумов

Марат, куда кидать деньги за статью? Я серьезно. Это бомба!

Автор

Максим, спасибо, очень приятно. Ещё надо отдать должное редакции VC.RU за редактуру. Спасибо, кмк, и их касается.

А деньги можно сюда ↓ . Михаилу Шацу, Татьяне Лазаревой и Александру Пушному (Галилео) верю чуть больше.

Александр Грищенко

Илья, а вы встречали у технических конкурентов показатели обеззараживания (маркетинговые заявления об эффективности в 99% не в счёт)?

У новосибирского разработчика (не реклама) встречал такое заключение:
Но насколько сопоставимы показания для вируса гриппа (эбола N1H1) и стафилококка, грибков...?

Мне кажется что технические средства должны быть более эффективны, как минимум из-за принудительной вентиляции и за ними не нужен постоянный уход.

Коля Павельев

Нашёл кое-что, сравнение растений для детских садов с воздухоочистителем. Последний проигрывает значительно, неизвестно, правда, какой использовался

там ещё много интересно кста по теме

Автор

Спасибо, Илья. Идея здравая, но дюже трудоёмкая. Навскидку пока известно следующее.
1) повышенная влажность — в эксперименте новосибирцев она оставалась "влажность воздуха 23%". Никто не предлагает превращать офис в джунгли.
2) "технические конкуренты" понял как "технические средства очистки воздуха". Скорее всего им необязательно конкурировать с растениями. Можно совмещать.

За эти деньги можно купить 109 штук "Кодиеум пестрый ++ +++ +++." Но кому это надо?-)

Андрей Браиловский

Миллениалы изобретают офисные растения

)) Есть такое.

Дарья Семенихина

Это точно удача, что я решила почитать сегодня ленту. Спасибо, просто обалденная статья

Спасибо, Дарья.

Александр Грищенко

Хорошая статья, но остались вопросы:
1) как замерить микрофлору в своём офисе/помещении. (Может есть государственные или частные компании которые это делают)
2) влияние приведённых растений на CO2
3) Движение воздуха. Если растение действует через 3 часа в радиусе 3метров, то учитывая движение воздуха (в офисе особо актуально) снизится его производительность и утверждение что можно «прокачать рабочую зону» кажется маловероятным. Хорошо бы добавить этот параметр при расчете, чтобы статья была более корректной.

Автор

Александр, спасибо за вопросы.
1) Вероятно, такие анализы может делать СЭС. Они же государственные центры гигиены и эпидемиологии. Как то же государство проверяет пищевые производства и детсады.
2) Влияние на CO2 . Читал в книге другого, кмк, замечательного учёного Цицилина А. что растения имеют высокий КПД по О2.. Вдыхают 1-2% кислорода и в результате фотосинтеза "выдыхают" 100% кислорода. Проще, берут одну часть, а выдают в 50 раз (минимум) больше. Ссылку на книгу-источник прикрепляю.
3) Тут много моментов, но в целом могу согласиться — движение воздуха в помещении следует учитывать. Если сквозняк, то "всё сдует". Но в офисах со спокойной циркуляцией воздуха схема "1-2 растения на рабочем столе" может сработать.(Думаю как вписать это в заметку, спасибо).
Растение начинает действовать сразу(моментально) и действует постоянно. Через 3 часа оно уже передушит 2/3 микробов.

LETS DO SMTH

Дорогие ребята из Новосибирска, вы большие умницы! Вот они настоящие исследования, которых я ждал всю жизнь!

Подозреваю, что нобелевскую премию вам зажидят давать, поэтому присуждаю вам нашу собственную — Ломоносовскую Премию!

Автор

) Спасибо вам. В знак уважения повторю имена учёных.

Они продолжают исследования.

Дмитрий Лукьяненко

Диссертация однако! Грандиозный материал, полезно, спасибо)

Автор

Спасибо, Дмитрий. Спасибо новосибирским учёным.
Здоровья вам и всем вашим близким: домашним и офисным.

Michael Sazonov

Большое спасибо за статью! Сразу захотелось наполнить дом зеленью.
Остались вопросы по уходу за ними зимой - какие растения наименее зависимы от солнечного света, вешать доп. фитосветильники кажется расточительной идеей.

Автор

Спасибо, Michael. В пособии, на которое опирается заметка, многие из ваших вопросов хорошо прописаны. Там всего 94 страницы.. Много таблиц — читается быстро. Текст структурирован.

А пока про зиму: однозначно есть растения, которые в природе растут в нижнем ярусе джунглей. Поэтому, они привычны к малому освещению. В пособии есть более продвинутый список, в котором для каждого растения прописаны условия освещённости.

Кмк, с вероятностью 99% вы там сможете найти что-то подходящее именно вам. Удачи.

Ogfrgfkar

В основном всё эти офисные и домашние растения служат только для интерьера, про очищение воздуха и т.д. это всё байки для жителей "Страны Дураков".

Автор

Спасибо, Eugene. Всё может быть. Любое мнение, кмк, достойно внимания. Может быть как вы пишете, может дизайнерам по интерьеру не преподают какой-нибудь "ботанический минимум" и в силу своих природных наклонностей они сосредоточены исключительно на эстетике. Просто не знают, что могут вместе с красотой дать чуть-чуть больше.

Vasiliy

Эфирное масло пихты или сосны на ватку - тот же эффект ?

Анатолий Колбаса

можно ёлку посадить

Спасибо, Vasiliy.
Читал(в киберленинке), пихта нежелательна сердечникам. По мотивам прогулок в киберленинке давным-давно микро-заметку писал https://zen.yandex.ru/media/id/5a3fa7dbad0f22a80e3f5fda/v-obscestvennyh-mestah-rossii-doljen-byt-legkii-aromat-shalfeia-nachinaia-s-volgograda-5a8a476cf4a0dd75aeacbbd5

Автор

Спасибо. Могу вас порадовать. Фикус Бенждамина прекрасно "кушает" формальдегид (доказано теми же учёными с применением "газовых камер" и приборов анализа воздуха). Если у вас дома есть газовая плита или пластиковые окна/ламинат/мебель с лаковым покрытием/моющиеся обои и т.п. "Бен" поможет. Вернее, уже помогает)..

Вашей интуиции желательно объявить благодарность).

Tony Urban

Спасибо! Очень классно! Короткий вопрос: что насчёт грибка? Он часто заводится, а это очень не здорово

Автор

Tony, спасибо. Если я правильно понял вопрос, то с грибком лучше всего борются растения, рекомендованные для архивов/библиотек. У учёных это звучит так: "в помещениях игровых обратить внимание на возможность превышения числа стафилококка, в спальнях — кишечной палочки, в библиотеках — грибов.." Чтобы не мотать в заметку, повторим их здесь.

Растения для архива / библиотеки

Кодиеум пестрый.
Нефролепис возвышенный.
Плектрантус aмбонский.
Цитрус лимон.

Hombre Fuerte

Блииин! А про мои растения ничего нет. ((( Ни про авокадо, ни про пальмы, ни про опунцию. Придется фикус Бенджамина заводить. В природе он пару сотен квадратных метров тенью накрывает. На Шри-Ланке в ботаническом саду в Канди один такой экземпляр растет. Чуть ли не футбольное поле в тени. ))

Автор

)) .. Кмк, если вы любите свои растения, любовь уже лечит.)

Благодарю , Семён. Хороших выходных

Фёдор Чернов

Спасибо за статью! Прочитали, загорелись и реализовали в своем офисе. Взяли более 100 растений, получилось мегакрасиво. Пока что конечно эффекта не заметили какого-то в плане здоровья, но через недельку уже начнем распрашивать нашу клин-леди стало ли меньше пыли)

Про то как покупали растения рассказали в ролике про компанию. Может быть кому-то интересно будет :) https://youtu.be/WPDILFpknE0

Автор

Фёдор, это круто, очень рад. Спасибо. Желаю вам и вашей компании — процветайте!-)

Andrey Alexeevich

Эх, про герань ни слова... :(

Автор

Спасибо, Andrey. В этот раз так, но есть и другие исследования.. Попадутся — напишу, может быть.

))

Mikhail Komlev

Отличная статья! Прочитал бы продолжение.

Автор

Спасибо, Mikhail. Вдохновляете. Авось и случится что-то в этом роде).

Egor Zubarev

Нельзя просто пройти мимо. Автору и ученым спасибо! Очень актуально и полезно. Как раз делаю ремонт в спальне и задумался об очистке воздуха и созданию благоприятного климата.
Лучшая статья за долгое время 🙏🏻✊

Спасибо, Egor.

Ware Wow

Холмс уже не та...

Автор

С Холмса когда-то всё начиналось.. Помним, любим))..

Спасибо, Alla. Старался.

Alexander Radchenko

Насколько опасно для иммунитета и здоровья работать в стерильной комнате?

1. Насколько это снижается иммунитет? Т.е. поработал 8 часов в стерильной комнтате, а потом в автобус или метро. Например дети не посещающие садик, сразу заболевают если их туда отправить.

2. Думаю 99% процентов микробов и вирусов в кабинетах совершенно неопасны для человека, но не дают занять эти места опасным микробам. Если вы убили неопасные для человека микробы, то насколько быстро их места займут другие микробы?

И т.д.

Спасибо, Alexander.
1) К стерильности, кмк, заметка не призывает. Достаточно опустить уровень микробов ниже санитарного минимума.
2) склонен согласиться.
Сомнение как двигатель прогресса — приветствую. Спасибо.

Ivan Matveev

в мемориз

))«НУИНУ». Спасибо, Ivan.

Анна Орлова

Спасибо за статью!

Спасибо вам, Анна.

Автор

Спасибо за внимание, Анна.

Theodoro Karalenka

Растения в помещении - это замечательно.
А микробы - это отдельная песня, тут дядя Жора всё сказал, с 1:50:

Автор

)) Дядя Жора — топ. Спасибо, Theodoro.

Владимир Горбунов

Спасибо автору. Статья интересная, полезной информации 99,9%.
Вообще «зелёный офис» тенденция сейчас популярная. Видимо пришло время лицом к природе- матери повернуться и Брать от неё, что во благо.
Автору -like!!!

Спасибо, Владимир.

Vladislav Viktorovich

С точки зрения науки - полная чушь. Были уже такие - "чашечники". "Изучали" влияние растений друг на друга в чашках Петри. Даже докторские успели написать. Потом на них обратили внимание настоящие учёные. И всё кончилось. Тут может быть также. Но пока они в подзаборных журналах публикуются это маловероятно.

Спасибо, Vladislav.
Всё может быть. Для этой заметки искал информацию в Киберленинке. Они, кмк, кого попало не "перепечатывают". Исследование, с которого начинается заметка напечатано в «Известиях Самарского научного центра Российской академии наук, том 19, №2(2), 2017.

Марат Хисамов

Если бы растения в помещении поставили экстрасенсы, то статья была бы «Экстрасенсы уменьшили количество микробов»?

Автор

) Пусть будет то, что есть. Спасибо, Марат.

Иван Иванов

Офигенная статья, спасибо!
Скажите, а можно выделить какое-то одно самое полезное растение, которое было бы идеальным со всех точек зрения? Не выделяло бы ничего вредного, максимально бы очищало воздух, имело большую площадь листьев и в то же время было бы компактным. Может есть такое идеальное растение для офиса и дома?

Автор

Спасибо, Иван. Может, к этому всё и идёт).. Идеального для всех не встречал. Пока. Потихоньку поиски продолжаются.. Скорее всего, "идеальных" будет штук 10-20.. Для разнообразия. Кмк, одно на всех — это как-то скучно).. А природа-мама любит пошутить.. Может, это будет какая-то водоросль вообще)..

Сергей Богатый

Тема старая. Фитобиотики, фитонциды - десятилетиями применяются в сельском хозяйстве, фарме, курортном секторе.

Автор

Спасибо, Сергей. Согласен. Тема действительно старая, но новые данные поступают всё время. Возможно, не будет лишним периодически обновлять свои знания до последней версии учёных)
Удачной пятницы).

Китай Гуд Бай

Ниче се работа проделана, спасибо!

Спасибо

Margarita Babovnikova

Эуфорбия и Алоказия продаются к икее за 1000 и 2500 рублей.

Автор

Margarita, спасибо. Была мысль ценники озвучить, но отпала под страхом быть заподозренным в рекламе)

Евгений Шиляев

Добрый день, информация хорошая но она почему то не коррелируется например вот с этой http://greendom.net/articles/161-top.html

Там даже есть список растений рекомендованных NASA как хорошие очистители воздуха и списки с приведенными в этой статье почти не сходятся (кроме хлорофитума).

Автор

Евгений, спасибо. Кмк, эти две информации и не должны сильно коррелироваться.

1.у Новосибирска и NASA стояли разные задачи. Первые искали чем обеззаразить дом, вторые _ с чем лететь на Марс.

2. Любое исследование ограничено. Новосибирцы проверили на приборах всего 90 тропических растений... На сайте их Ботанического сада читал, что на "подотчётной" им территории Сибирь+Дальний восток + прилегающая часть тихоокеанского побережья произрастает больше 7000 растений...

3.NASA побогаче, но тоже не резиновая)..У того же "Илона нашего Маска" старается ракеты подешевле купить).. Аналогично и растения исследую. Что-то приемлемое нашли - остановились...Хотя истина (ещё более подходящие растения) могла остаться где-то рядом)..За ссылку спасибо.

4. Учитывая вышесказанное, в заметке намерено избегал слов типа "окончательный список...". Всё движется, всё меняется. И скорее всего, список полезного будет расти..

Петр Маркелов

Занимательная статья, приятно осознавать, что некоторые из перечисленных растений уже присутствуют дома. Наконец-то добрался до статьи, спасибо самоизоляции)

Автор

Петр, здравствуйте. Спасибо. Старался.

Жаль, у меня пока нет данных, как эти растения действуют на вирусы.
Но теоретически не исключено, что эти растения могут снять часть нагрузки с имунной системы человека, и высвобожденная мощность легче справится с вирусами.

p/s в офисе Seldon они могли бы делать ту же работу: оздоровлять сотрудников «не отходя от кассы»).
Здоровья Вам и коллегам!

Сергей

эх, была бы еще инфа, какие растения пригодны для жизни с животными

Автор

Спасибо, Сергей. Всему — своё время, кмк. Пока можно начать со "списка 33". Если их разрешили детям, то, скорее всего, они безвредны и для домашних животных. Если ваш домашний питомец прикусит такое растение, он скорее всего не отравится.

Автор

Семён, спасибо. Хороших выходных.