{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Путь к монетизации опыта организации концертов в России сложный

Зарабатывать можно, а вот машину на концертах для 300 человек купить себе будет сложнее, рассказал организатор музыкальных событий, партнёр проектов Pankow, Алексей Панков

Личный архив

- Как появилась идея работать в концертной индустрии и как вы попали в эту сферу? Как давно в концертном бизнесе?

Я работаю на музыкальном рынке более 5 лет. В 15 лет я перевыпустил каталог рэп лейбла из Сан-Франциско и распродал основной тираж в первую неделю. Тот случай сильно повлиял на восприятие того, что легче всего заработать на том, что движет тобой ежедневно, вне зависимости от работы. В 2017 году я посетил мероприятие Synthposium и остался впечатлен общей идеей и фактурой события – отправил резюме организатору Наири Симоняну и подключился к работе, что привело к тому, что я открывал московский клуб Плутон на Artplay.

- Как осуществляется поиск и подбор исполнителей/артистов?

Есть три критерия. 1 – личный вкус и профессиональная оценка артиста, 2 – спрос аудитории на артиста, 3 – экономическая целесообразность.

- Какие категории артистов есть? С какими артистами вы работаете? В каких кругах они известны? Можете указать имена.

Я работаю на рынке независимой современной музыки, следовательно все артисты, с которыми я работаю – творчески и коммерчески независимы. Я плотно работаю в разных жанрах и аудиториях – от ансамбля современной музыки Kymatic до белорусской пост-панк группы Nurnberg. Я считаю, что идентификация москвичей с жанрами все активнее сходит на нет и разброс жанров в моем репертуаре хорошо отражает современные реалии.

- Как вы ищете исполнителей и как проходят переговоры? Кто выступает с инициативой о концерте: вы как организатор, продюсер или сам артист?

С инициативой выступает организатор, исключение – когда артист или его тур-менеджер в поиске дат для тура. В таких случаях, инициаторами выступает артист, а организатор принимает коммерческое предложение на определенный пул дат. Продвинутые менеджеры имеют заранее подготовленное финансовое предложение. Чем дольше на рынке и чем лучше твоя репутация, тем чаще будешь получать эксклюзивные предложения в турах артистов. Это как иметь золотую банковскую карточку.

- С какими исполнителями было трудней всего работать?

Чаще всего, как ни смешно – самые трудные исполнители это неизвестные и неопытные. Откровенная дичь состоявшегося артиста с менеджером предсказуема, особенно если имеешь опыт работы с подобным психотипом.

- С какими необычными требованиями сталкивались в райдерах? Насколько серьезно стоит воспринимать пожелания исполнителей?

За свою карьеру был лишь один раз, когда я решил отказаться от артиста из-за его бытового райдера. Дело было на фестивале Синтпозиум, на котором я был со-куратором зарубежной программы. Райдер артиста, мягко говоря, намекал, что человек будет проблемный – будет очень много пить, курить, употреблять, палить аппаратуру и чувствовать себя свободным человеком. Вроде бы стандартный набор рок-звезды, но в рамках фестиваля на 150 артистов уже как бюрократ боишься связываться с подобным артистом. Есть очень много задокументированных фобий, артисты в среднем по больнице с большими тараканами в голове, чем даже их слушатели. Есть специфика жанров. В рэпе – неоправданно дорогие бытовые райдеры встречаются более чем часто, а фобии и пожелания быть внимательными с ними более распространено в шумовой музыке. Райдеры читать забавно, словно документация стиля жизни в очень сухой, деловой форме.

- Были какие-то пункты в райдерах артистов, которые вам запомнились? У кого был самый необычный райдер?

Пожалуй, самый смешной случай из индустрии – это выполненный пункт райдера Томми Кэша с зеленым чаем. Просьбу выполнили буквально и подготовили чай в гримерку. Правда, речь была о курительном чае и просьба подогнать «замену» была настойчивой. Это было действительно очень смешно. Самый необычный райдер - T. Raumschmiere, совершенное больное внимание к деталям вплоть до пожеланий по музыке у сопровождающих таксистов. Но артист настоящий панк.

- Приходилось ли развлекать музыкантов перед или после концерта?

Развлекать музыкантов – скорее мой личный выбор, когда испытываю глубокое уважение к артистам. Развлекать лишь потому, что это моя работа – такого никогда не бывало. Но чаще всего бывает ровно наоборот – артисты предпочитают маршруты «аэропорт – отель – выступление».

- Вы работаете с региональными артистами?

Да, определенно. На музыкальной карте России нет места централизованности, особенно люблю региональный рок.

- Какая команда стоит за проектом?

Я, пиар-служба, маркетолог, менеджер по корпоративным коммуникациям, дизайнер, техник и юрист. Работаем в трех часовых поясах.

- На кого равняетесь в своей работе?

Как икона продюсера в музыкальном бизнесе - Rick Rubin. Из коллег по цеху очень уважаю Степана Казарьяна и Андрея Сухорукова. Из проектов в России – фестиваль Боль и Pop Farm.

- Как войти в этот бизнес?

Войти в него проще простого. Все гуманитарно и субъективно. С деньгами не могу гарантировать быстрых результатов, но выступить организатором мероприятия может буквально любой адекватный человек. Опыт из других индустрий очень приветствуется. Самое дорогое – качественная пиар работа и постоянная коммуникация с корпоративными партнерами.

- Можно ли считать этот бизнес прибыльным? Максимальная и минимальная сумма дохода с одного концерта?

Это низкомаржинальный бизнес. Зарабатывать только событиями очень и очень сложно. Мы, например, зарабатываем оказывая рекламные услуги для более коммерческих мероприятий. Каждый концерт, если смотреть с точки зрения бизнеса - это определенная статистика и данные по аудитории, свежие данные, которые можно анализировать, масштабировать и изучать. Чем более свежее у моей компании понимание московской аудитории – тем легче нам заключать контракты на оказание рекламных услуг. Путь к монетизации опыта организации концертов в России нелинейный и непостоянный. Зарабатывать можно, а вот машину на концертах для 300 человек купить себе будет сложнее.

- Форс-мажоры и потери при отмене концертов и выступлений - приходилось ли сталкиваться с подобными ситуациями и как находили выход?

Форс-мажоры, потери и отмены случаются регулярно. Чаще всего на стадии, когда концерт еще не был анонсирован. С зарубежными музыкантами самая частая причина отмены концерта это визовые проблемы. С «государственными» отменами сталкиваться приходилось в том числе – был случай со звонком через третьих лиц с просьбой отменить все публичные мероприятия в клубе из-за майских, во второй раз концерт попросили отменить люди в штатском прямо на 30-й минуте выступления группы. Документы были не все. Проблему решили, но концерт требовали отменить. Народ отпустили по домам. Деньги, кстати, никому не возвращали и никто не просил. Как-то с пониманием отнеслись.

- Страхуются ли концерты?

Только очень крупные. Страховать лучше фестивали. Кстати, страховками у нас пренебрегают. В отличии от штатов, в Калифорнии страховка на мероприятие – базовое условие в договоре об аренде площадки. Когда мой коллега Дмитрий организовывал мероприятие в Сан-Франциско – вопрос страховки стоял острее, чем стоимость билетов. Меня это удивило.

- С юридической стороны кто и как платит налоги?

Все просто, плачу налоги за те доходы, которые идут через мой счет. Единственный момент который неудобно контролировать – площадки редко предоставляют кассовый аппарат для покупки билетов на входе юридически корректным способом. Чаще всего билеты на входе продаются наличными, но стараюсь пресекать и просить посетителей оформлять билеты через телефон и банковскую карту около кассы. Это выгодно с точки зрения поддержания свежей клиентской базы. Если человек покупает билет на входе за наличные, то с точки зрения аналитики этого человека попросту и не было.

- В свободное от работы время ходите на концерты?

Очень часто, да. Работу с хобби путаю иногда даже на самой работе, но это же и является минусом профессии.

- На каком уровне сейчас концертная деятельность в вашем регионе?

Изначально цены на независимые концертные события в Москве дешевле, чем их производство. Многие концерты проходящие в клубе Плутон самоокупались из-за внимательного отношения к деталям - кто-то заручился дешевыми перелётами, у кого-то играют только друзья и так далее. Говорить о серьезной экономике в подобных условиях сложно - пока что независимые московские мероприятия по классу обслуживания и производства плотно занимают титул «Эконом». Мы не доросли до высокого продакшна на мероприятиях или на концертных пространствах в целом, мы не доросли до высокого класса обслуживания как и при покупке билета, так и физически на площадке.

Если провести аналогию, то большинство московских музыкальных событий до 1000 человек по экономической модели напоминают лоу-кост авиалинии - дёшево, с ограниченным сервисом и обслуживанием, но с гарантированным результатом.

Другое дело фестивали, которые постепенно приняли успешную модель понимания фестиваля как маркетингового инструмента для крупного бизнеса. Пока что фестивали заметно опережают по своему развитию разовые события.

- Можно ли предугадать пожелания публики? Получаете ли вы обратную связь?

Умение предугадывать и влиять на публику – главное оружие в руках концертных организаторов, умение, которое приносит деньги. Моя команда работает по модели, что это бизнес по работе с аудиториями. Это то, что в нас хотят видеть все коммерческие партнеры, да, мы умеем работать с аудиториями и умеем предугадывать пожелания публики. И не важно, публика ли это на 100 человек или 1000. Это главное качество.

- Какой жанр у публики сейчас особенно популярен?

Само слово жанр мы скоро оставим в 10-х годах. «Артист вне жанров» - главное клише пресс-релизов конца 10-х годов. Сейчас аудитория «кочует» из одного жанра в другой, мой коллега по клубу Кирилл Болев слушает пост-панк и рэп. Когда я еще был молодой, рокер и рэппер рядом бы не встали. Сейчас это пласт меломанского поколения, которое идентифицирует себя с музыкой в целом, чем с жанром. И это самый приятный плюс нового времени.

- Можно ли описать среднестатистического посетителя ваших концертов?

Любители культурных событий, остро реагирующих на драматические выступления. Я определенно не создаю тусовку, а предлагаю сервис.

- Есть в этом бизнесе сезонные особенности, с которыми вы сталкиваетесь? Сколько концертов в месяц/год?

Самое лучшее время для одинарных событий – осень. Худшее – зима, самое конкурентное – лето. Все хотят природу и легкие впечатления. Зимой у одних нет денег, другие предпочтут сидеть дома, чем куда-то ехать. Осень же идеальный баланс.

- Какие планы на следующий сезон? Ведутся с кем-то переговоры, есть ли концерты, которые уже точно состоятся?

Планов на 2020 много, год обещает быть плодотворным, особенно на более дорогие мероприятия. В 2019-м году партнеры стали более чувствительными к сцене – это определенно поспособствовало расширению спонсорства. В следующем году мы делаем ставку на аудио-визуальные концерты в более комфортабельных площадках.

- С какими сложностями приходится сталкиваться в процессе работы? Проблемы могут быть связаны со спецификой города, рынка, персонала и т.д.

Самая главная сложность – отсутствие доступных площадок для некоммерческих мероприятий. Во-первых, в Москве банально мало площадок, во-вторых, те, которые есть – работают плохо и непрофессионально. Наша команда уже год ищет свою постоянную площадку, которая бы была комфортна с точки зрения локации, персонала, техники и сервиса. Это большая боль.

0
2 комментария
Женя Ченатский

Ситуация за частую ужаснее, редко кто в плюс работает.

За частую в регионах ты делаешь локальные мероприятия чтобы, заработать на артиста 
и уйти в 0 при этом редко очень в плюс, лично в моем регионе все работают в минус 

Ответить
Развернуть ветку
Al Pankow

Вы в каком регионе проживаете?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда