{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Офлайн
Victoria Saltykova

Как усидеть на двух стульях: бизнес, который улучшает жизни людей

Нужно ли бизнесмену выбирать между прибылью и пользой для общества? Или одно другому не мешает? Социальное предпринимательство — мировой тренд, который важен для миллениалов.

К 2025 году миллениалы будут составлять 75% рабочей силы. Из них 64% откажутся работать в компаниях, которые не практикуют корпоративную социальную ответственность. Поколение Z, наступающее миллениалам на пятки, еще больше озабочено социальными и экологическими проблемами. Перед покупкой 77% из них обязательно загуглит: помогает ваш бизнес обществу или же причиняет ему вред. Поколение Z уверено, что компании не могут закрывать глаза на социальные проблемы и обязаны их решать.

Привет! Меня зовут Виктория Салтыкова. Уже 5 лет я занимаюсь развитием проекта в сфере социального предпринимательства. «Проект Жизнь» в прошлом году привел меня в число номинантов рейтинга «30 до 30» Forbes в номинации «Социальные практики». Но в самом начале пути я даже не знала о том, что такое направление вообще существует. Социальное предпринимательство в России все еще поддернуто дымкой тайны. Давайте разбираться!

Виктория Салтыкова

Почему бы просто не выделять деньги на благотворительность, помогая этим решать социальные проблемы?

Есть вариант просто дать человеку то, в чем он нуждается (и повторить это N раз). А есть другой — научить человека ловить рыбу самому, т.е сфокусироваться на источнике проблемы, тогда полезный эффект будет гораздо выше. Отличие социального предпринимательства от благотворительности в наличии двойной цели: коммерческой и социальной. На этих двух стульях сидеть можно и нужно.

Предыстория возникновения в России

Зачатки социального предпринимательства появились в конце 19-ого — начале 20-ого века.

Например, Иван Михайлович Рукавишников вместе с братьями и сестрами открыл «Дом трудолюбия для занятия трудом бесприютных бедных и нищих», где люди находили убежище, получали оплачиваемую работу и пропитание. В основном он существовал на пожертвования, впрочем, как и другие такие дома.

В доме трудолюбия Рукавишниковых.  Источник: Россия в фотографиях М. П. Дмитриева - Часть I.

Все «Дома трудолюбия» закрылись после Октябрьской революции. Советское государство стало монополистом в решении социальных проблем.

Социальное предпринимательство в России и в других странах побежденного социализма активно начало развиваться с 1990 года. Обычно оно поддерживает те сегменты, которые являются слепой зоной государства. «Денег нет, но вы держитесь».

Кто такой социальный предприниматель?

Спектр формулировок этого понятия очень высок. Я приведу в пример определение Фонда Ашока, который первый начал системно поддерживать предпринимательские социальные инициативы:

Это личности с инновационным подходом к решению наиболее актуальных социальных проблем. Они одновременно и мечтатели, и «заядлые» реалисты, которых, прежде всего, беспокоит практическое применение их идей.

«Практичный мечтатель» — это стопроцентное попадание в яблочко (мое сердечко). Да и еще раз да! По моему мнению, социальный предприниматель именно такой человек.

Пример областей, в которых социальный бизнес может решать проблемы

​P.S. Это не все направления в социальном предпринимательстве, а лишь малая часть из них

Главные ингредиенты социального предпринимательства

💡 Идея для бизнес моделей должна быть инновационной. Очень важно попасть тренд, который подхватит вашу идею. Ведь много кто брался за решение проблемы и наверняка обжигался. Нельзя идти по тому же пути, нужен новый и более эффективный.

💻 Далее к идее применяем предпринимательский подход. Наш бизнес должен быть коммерческим со стратегическими целями на всех уровнях.

💴 Это обеспечивает экономическую устойчивость и самоокупаемость предприятия. Вы не будете зависеть от пожертвований и внешних грантов, а сможете обеспечивать ресурсами себя сами.

💞Хорошая бизнес модель социального предприятия — та, которая может тиражироваться и масштабироваться. Для её воспроизводства не нужны уникальные ресурсы, которые есть только в вашем регионе. Предприятие способно расти и расширяться с каждым годом.

👯‍♀️Благодаря всем этим факторам предприятие оказывает социальное воздействие — делает жизнь людей лучше, решает конкретную проблему.

Виды социального предпринимательства

На этом этапе пришлось прошерстить много исследований, потому что единого мнения насчет точного определения, видов социального предпринимательства и методов его оценки в мире нет. На эту тему заводятся дискуссии и ей же посвящаются многие ресерчи. В работе доктора экономических наук Елены Ванкевич есть вот такая табличка, которую я посчитала наиболее понятной и близкой к реальности.

Логика разработки данной классификации:

  • Некоммерческие социально ориентированные организации, активно приносящие доход, часть своих социальных задач решают посредством фандрайзинга и получения пожертвований, а часть — за счет коммерческой деятельности.
  • Социально ориентированные проекты предполагают решение поставленных задач за счет ведения предпринимательской деятельности на принципе стопроцентного самофинансирования.
  • Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли. Организации, применяющие в своей практике КСО (корпоративную социальную ответственность), часть полученной прибыли направляют на решение важных социальных задач.

Рынок социального предпринимательства в России. Наши дни

В рейтинге стран с лучшими условиями для социального предпринимательства, составленного благотворительной организацией Thomson Reuters Foundation, Россия сейчас стоит на 23 месте после Филиппин.

​Нам все ещё далеко до первой десятки, но в течение 3-ех лет Россия поддерживала хороший темп роста и сдвинулась на 8 позиций вверх: в 2016 году наша страна находилась на 31 месте.

Оценка ключевых условий для развития социального предпринимательства в России по данным опроса Thomson Reuters foundation за 2019 год

Примеры социальных предприятий в России

Ребята из Москвы — Максим Каракулов и Анвар Кадыров создали сообщество, в котором незнакомые люди безвозмездно дарят вещи друг другу, либо предлагают бесплатную услугу, не требуя ничего взамен.

Миссия проекта — с помощью современных интернет-технологий создать повсеместную социальную практику дарения, сделать дарение каждодневным и повседневным поступком. Ребята хотят создать в мировом масштабе соизмеримую по масштабам экономику дарения. Одна из важнейших задач такой экономики — выравнивание возможностей каждого и достижение более справедливой организации общества.

Результат: 5 млн вещей и услуг подарено. Год основания 2008.

Центр социальных услуг, основанный Ахметгалиевой Мариной из северного города Нягань, Ханты-Мансийск.

Миссия — снижение отказов родственников и предотвращение определения тяжелобольных, инвалидов и граждан пожилого возраста в стационарные учреждения для пожизненного проживания. Центр предоставляет социально-бытовые/медицинские/психологические/педагогические/трудовые/правовые услуги. Форма предоставления услуг — бесплатная, платная, частично платная.

Результат: у 90 % получателей, прошедших реабилитацию, отмечаются позитивные изменения в физическом развитии, формировании навыков самообслуживания, коммуникативных навыков. Год основания 2018.

Производство крем-мёда в маленькой деревне Малый Турыш.

Миссия и небольшая предыстория: отец Гузели Санжаповой владеет пасекой на 69 ульев, но спроса на мёд не было и предприятие не приносило прибыли. Гузель придумала изменить продукт, выпускать крем-мёд с ягодами в стильной упаковке и открыть на месте небольшое производство. В деревне к этому отнеслись скептически: кто будет работать, зачем это вообще надо и т.д. На работу решили принимать бабушек, которые уже давно на пенсии. Но их доверие еще нужно было заслужить, плюс создать для них мотивацию. У них ведь пенсия, свой век доживают, зачем новому учиться, за всю жизнь что ль не наработались?

Результат: ситуация потихоньку начала меняться, когда бабушки и дедушки увидели, что работа эта им по силу, а с заработной платой как-то жить попроще и веселее, можно даже стиральную машину купить. Люди, которые 30 лет не общались и жили за своими заборами, начали создавать коллектив. На производстве даже есть традиция: в три часа дня бабушки собираются за одним столом, пьют чай с мёдом, беседуют и обсуждают совместные планы. Люди, которые доживали своё, начали наслаждаться каждым днём и даже планировать отдых.

Продукция из Малого Турыша продается онлайн и в магазинах ВкусВилл. Производство самоокупается и приносит доход, который вкладывается обратно в развитие предприятия и новых продуктов. У деревни появилась надежда жить и развиваться, а не доживать. Появилась детская площадка, своё производство. Поставка продуктов в деревню, чтобы вы понимали, осуществляется только раз в неделю. Приезжает машина, а бабушки на неделю закупают хлеб и хранят его в холодильнике. Жители мечтают построить клуб и магазин, в котором всегда можно будет найти свежую выпечку и продукты. Думаю, что у них все получится!

Как я нашла свою миссию

Миссия не падает на голову случайно, это закономерность: ты сталкиваешься с проблемой самостоятельно, либо это делает твой близкий человек. Если не первое и второе, то миссия обретается путем наблюдения за окружающим миром и за собой в том числе. Расскажу вам историю обретения миссии для своего проекта в сфере социального предпринимательства:

Когда ты ребенок, твой фокус направлен на весь мир. Потом взросление: выбор университета, первая любовь, установка связей, затем работа, достижения. В один момент ты понимаешь, что практически ничего не знаешь о людях, которые всегда были рядом на этом пути — мама, папа, бабушка, дедушка... На семью постоянно не хватает времени.

Я не знала ответов на банальный спектр вопросов о бабушке: «О чем ты мечтаешь? Как вы познакомились с дедушкой?»

Было сложно сформулировать, что именно внутри меня скребется и беспокоит. Я чувствовала, что упускаю нечто важное. Потом случился поворотный брейншторм, на котором было решено сделать консьерж-сервис для пожилых людей. Мы предлагали общение, помощь по хозяйству, организацию досуга, помогали поддерживать внимание со стороны родственников, знакомили с новыми технологиями и помогали в написании мемуаров.

Так родился «Проект Жизнь». Именно мемуары впоследствии сблизили нашу семью. Я научилась задавать правильные вопросы, слушать и записывать истории. Косьерж-сервис трансформировался в генеалогический центр по восстановлению истории семьи.

Миссия «Проекта Жизнь» — помогать семьям восстанавливать историю рода и сохранять фамильные ценности, инвестировать в развитие генеалогического рынка в России. Мы ищем забытых и пропавших людей, оцифровываем и систематизируем весь семейный архив. Благодаря созданию капсул времени у поколений появляется возможность коммуникации. Каждый человек получает материал для самоанализа. Он может взглянуть сверху на прошлое, проанализировать его и проработать личные вопросы, ответить на вопрос «Кто я?»

Однажды к нам пришел человек с чемоданом, где было 2000 различных документов и сказал: у меня умерли все родственники, я один, это все, что у меня есть. Мы занялись ювелирной работой: вычисляли людей по старым фотографиям, искали зацепки. Человек пришел один, а ушел с историей семьи за спиной. С этим знанием невозможно чувствовать себя одиноким: ты знаешь, что у тебя есть поддержка рода.

Результат: в прошлом году мы сдали более 140 проектов, работая в России и 13 странах. На вырученные деньги с проекта мы создали генеалогический Форум ГЕНТЕХ. На нем можно узнать, как самостоятельно изучать родословную, получить инсайты от самых крутых специалистов на рынке. Премию ГЕНТЕХ мы придумали в начале этого года. Она осветит лучшие российские проекты в области генеалогии. Для номинантов, спикеров и партнеров это хороший способ заявить о себе и найти свою аудиторию. Еще мы часто проводим бесплатные лекции. На сайте пополняем базу знаний по самостоятельному изучению родословной, а в инстаграме делимся лайфхаками и полезными подборками в помощь начинающим генеалогам.

Фото с генеалогического форума ГЕНТЕХ 2019​

Пройдемся по главным поинтам

💞 Бизнес может быть социальным и коммерческим одновременно

👍🏻 Миллениалы и поколение Z отдают предпочтение компаниям с социальной направленностью

💡 Социальное предпринимательство представляет собой такую модель организации бизнеса, которая направлена на одновременное достижение устойчивого экономического эффекта и приложения организационных инноваций к решению социальных проблем

💭 Условия для развития рынка социального предпринимательства все еще оставляют желать лучшего. Но, по сравнению с 2016 годом, поддержка государством социальных предприятий усилилась. Это хорошо, т.к взаимодействие социального бизнеса с государственными структурами в теории может оказать более масштабное влияние на решение проблем

🤔 Большая часть населения России не понимает сути социального бизнеса

📢 Из этого вытекает последний пункт: социальное предпринимательство нуждается в информационной поддержке. Простым языком и примерами следует донести его возможности и пользу широкой общественности

Я верю, что маленькие изменения рано или поздно приведут к большим переменам.

{ "author_name": "Victoria Saltykova", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435_\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e","\u043c\u0438\u0441\u0441\u0438\u044f","\u043c\u0438\u043b\u043b\u0435\u043d\u0438\u0430\u043b\u044b","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043c\u043e\u0434\u0435\u043b\u044c","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441"], "comments": 2, "likes": 1, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "offline", "id": 107752, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 18 Feb 2020 20:30:45 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Про социальное предпринимательство - понятно. Где про бизнес? При чем тут "два стула"? За чей счёт банкет?

0

Так предпринимательство — это и есть бизнес) Банкет за счёт экономической устойчивости и самоокупаемости. Только ко всему этому плюсуется ещё и решение социальной проблемы

0
Читать все 2 комментария
Яндекс Курьеры не могут найти адрес

Заказываем продукты в Яндекс Лавке, и каждый раз ПОЛЧАСА объясняем курьеру, который ОЧЕНЬ плохо понимает русский язык (таких сейчас 95%) и НЕ читает комментарии к заказу, как добраться до квартиры!!!

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Госдеп США рекомендовал россиянам подавать документы на американскую иммиграционную визу в Варшаве Статьи редакции

Неиммиграционные визы можно подавать в любых посольствах и консульствах США.

«За гранью ума»: сооснователь YC Пол Грэм о том, почему одного интеллекта недостаточно, чтобы создать что-то новое Статьи редакции

Человеку с детства навязывают, что главное в жизни — быть умным, вот только умные люди далеко не всегда добиваются больших успехов. Об этом программист рассуждает в своём новом эссе.

Пол Грэм Medium
Cloud CDN: что это такое, как устроено и кому нужно. Разбираем на примере бургеров

Cloud CDN — это сеть быстрой доставки статического контента в формате услуги облачного провайдера. Объяснить, как работает технология, проще всего на примере — сравнить Cloud CDN с популярным продуктом, который выглядит плюс-минус одинаково вне зависимости от того, заказали вы его в Москве, Питере или Нью-Йорке. Знакомьтесь: классический бургер.…

Строит магазины без окон, чтобы люди теряли счёт времени и думали о покупках: как IKEA заставляет тратить больше Статьи редакции

Ежегодные продажи компании достигают $50 млрд, большая часть которых приходится на незапланированные покупки посетителей, рассказал журналист The Hustle Трунг Фан.

Покупательница магазина Campaignasia
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Яндекс.Еда повышенная стоимость доставки и отказ возврата при неполной доставке

Сегодня заказал в в Яндекс.Еде из Макдоналдса:

Как re-store обманул меня с предзаказом Apple Watch 7

Иногда, желание приобрести новинку в подарок чуть выше здравого смысла, вот и я 8 октября совершил предзаказ на Apple Watch 7 в re-store.

Geforce Now. Очереди более 30 минут, лаги и тормоза на платном тарифе

GeForce Now Russia не выдерживает никакой критики как платный сервис. При стоимости 999р/месяц вы получаете очереди из таких же "счастливчиков", постоянные лаги видео и аудиопотоков и неадекватно высокую нагрузку десктопного приложения при запуске игры.

null