Правда ли, что скоро в отпуск?

Каждый день нам встречаются громкие заголовки, которые заставляют если не паниковать, то крепко задуматься. Авиакомпании сокращают 90% своего персонала. За границей остаются тысячи россиян. Туристическая отрасль уходит в небытие. Чтобы разобраться в вопросе изнутри, мы решили побеседовать с представителем компании, которая уже несколько лет успешно помогала многим клиентам отдохнуть в других странах.

Что ждёт туризм? Чего ждать нам, мечтающим поскорее сесть в самолёт и отправиться в долгожданный отпуск? Эти вопросы стали главными в нашем диалоге с Анной Дорониной, исполнительным директором туристической компании Лимон Трэвел.

- Вопрос прозвучит довольно наивно, но начать я хочу именно с него. Как себя чувствует туристическая отрасль?

- Мы одни из первых довольно серьезно пострадали из-за коронавируса и всех связанных с ним событий. На текущий момент не работают отели, практически не летают авиакомпании, нет работы для гидов, закрыты музеи и все турагентства. Кроме того, закрыты границы, не работают консульства и визовые центры. Наша работа парализована. Самое сложное, что одномоментно очень много людей, задействованных в туризме, остались без доходов. Перспективы туристической отрасли во многом зависят от того, на сколько растянутся карантинные мероприятия. Мы конечно же прекрасно понимаем, что здоровье – это очень важно, поэтому сейчас просто ждем понимания сроков. Увы, невозможно восстановить все так же быстро, как свернуть. Тем не менее, сейчас у нас есть примерно три с половиной сценария выхода из карантина.

Первый –оптимистичный. Речь идет о ступенчатом восстановлении отрасли с начала июня, в случае, когда страны уже в мае начнут смягчать карантинные меры, освобождая возможности для туризма. Люди постепенно начнут возвращаться к привычному ритму жизни. В России мы в первую очередь ожидаем открытия возможностей для внутреннего туризма, ведь внутри одной страны контролировать и вирус, и его последствия проще.

Второй сценарий говорит о том, что туризм откроется в промежутке июль-сентябрь. В целом, это тоже для нас вполне позитивное развитие событий. Мы очень хотим, чтобы запланированные путешествия наших клиентов состоялись, но пока нам остается только ждать.

Третий сценарий – негативный для всего мира, когда дата снятия карантина придется на конец года, а значит вернуться к полноценной жизни мы сможем не ранее января 2021 года. К сожалению, еще в феврале-марте мы поняли, что возможно все. Поэтому и такой сценарий нельзя исключать.

- Какими мерами поддержки уже удалось воспользоваться? Их легко было получить?

- Что касается мер государственной поддержки. На сегодняшний день мы получили мораторий на банкротство, т.е. возможность растянуть во времени выполнение своих обязательств. Еще отсрочку налоговых платежей, но пройдет какое-то время и за период, в который деятельность не велась, заплатить никакие налоги мы не сможем. Также банкам рекомендовано выдавать кредиты на выплату заработной платы под 0%. Но даже не говоря о том, что их в любом случае необходимо будет возвращать, их еще и практически невозможно получить. Кроме того, туристической отрасли в принципе не выдаются кредиты, даже под залог недвижимости. Вот и все. По сути, существенную поддержку получат только авиаперевозчики и я очень надеюсь, что это им очень поможет.

- А какие меры поддержки вообще нужны для того, чтобы МСП остались на плаву, в частности, в туристической отрасли?

- В сфере обслуживания, к которой относится и туристическая отрасль, важны люди. Речь как о клиентах, так и о задействованном персонале. Однозначно помогли бы налоговые каникулы. Было бы здорово, если бы на период простоя государство помогло с субсидированием заработных плат. Также очень помог бы отраслевой закон, позволяющий депонировать денежные средства за путешествия, проживание, авиабилеты. Именно так поступили в Европе. За примером далеко ходить не надо: идеальный вариант поддержки отрасли – Германия.

- Вообще особенно в такие моменты понимаешь, как все процессы в бизнесе взаимосвязаны. Навскидку: курс валют, отмена перелетов, закрытие границ. Кстати, а ваши клиенты не остались за рубежом в этот сложный момент? Что вы предпринимали, чтобы им помочь?

- В такие моменты понимаешь не только, что все процессы взаимосвязаны. Понимаешь, насколько важны человеческие взаимоотношения и умение договариваться. Многие уже могли бы сказать «мы сдаемся и уходим», но все пытаются договариваться. Это важно для того, чтоб в перспективе туризм был возможен, туристической отрасли доверяли, а те путешествия, которые не состоялись сейчас, стали возможны в ближайшем будущем и у людей не было разочарования. Нам важно, чтобы в каждой стране свои позиции сохранили наши партнеры и чтобы они смогли оказать свои услуги каждому туристу.

Говоря об организованном туризме, никаких проблем с вывозом не было. Все механизмы в отношении организованного туризма годами отточены и отлажены, поэтому все вернулись домой до 31 марта. Все оставшиеся за границей путешественники – это самостоятельные туристы, оказавшиеся в другой стране по той или иной причине. Их возвращением на родину не занимается туристическая отрасль. Поддержка оказывается только в организации самолетов или мест для проживания. Вывозом занимается исключительно Министерство иностранных дел.

- А что будет, когда вы вернётесь к полноценной работе? Какие факторы угрожают бизнесу больше всего?

- Сейчас нам главное получить возможность вернуться к полноценному режиму работы. Если работу в полном объеме начнем и мы и все наши партнеры, больших угроз бизнесу мы не увидим. Самое страшное – это срок, на который мы будем лишены возможности работать.

- Какие плюсы ты видишь в нынешней ситуации? Быть может уже возрос спрос на внутренние туристические маршруты? Или есть какие-то секреты, антикризисные меры, которые точно сработают?

- Плюсы в текущей ситуации достаточно банальны. Во-первых, мы получили возможность передохнуть, после тяжелого марта. Вся туристическая отрасль сказала «спасибо», когда закрыли перелеты. Она наконец-то смогла выдохнуть. Во-вторых, есть время подумать, заняться доработкой технических вопросов, связанных с нашей работой. Так, например, мы заканчиваем разработку нового сайта, который запустим уже в мае.

Я очень надеюсь, что этот сезон даст толчок туризму внутри страны, потому что, повторюсь, в первую очередь откроются возможности путешествий по России. Наши партнеры-туроператоры уже сейчас активно формируют туристические программы. Открою секрет: один крупный туроператор готов развернуть свои чартерные рейсы в направлении Алтая и Байкала. В настоящий момент ведутся переговоры. Я считаю, это было бы очень интересно, хотя здесь есть сложности в работе внутри страны, в частности – менталитет отельеров и небольших принимающих компаний. Но я уверена, что и с этим мы сможем справиться.

Аудиоверсии наших подкастов всегда доступны на самых популярных площадках:

0
1 комментарий
Борис Васильев

Полагаю, что объективный удар по туристической отрасли - ещё один "звоночек" её сотрудникам по поводу необходимости диверсификации и/или вообще смены вида деятельности.
Что происходит в туризме в последние 30 лет? Всплеск инструментов и возможностей для самостоятельной и/или более дешёвой организации поездок.
Пример нашей большой семьи пусть не типичен, но ярок:
- общее число человекопоездок за границу - не менее 20 в год;
- стран - у каждого из 6 - десятки;
- привлечение туроператоров/агентств - не более 25% от числа поездок (каждый раз клянёмся: больше - никогда!... но иногда соблазняемся большими скидками).
СПРАВКА: и так было совсем ДО эры интернета. Ну а теперь ...
И если многие не нуждаются даже в агентах/риэлторах для сдачи/продажи недвижимости (здесь риски потерь больше, чем в туризме), то туризм дышит на ладан давно и прерывисто. Помним судьбу  британского туроператора “Томас Кук”.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда