{"id":9001,"title":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u0444\u0438\u043d\u0442\u0435\u0445 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441. \u041d\u0430\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u043c \u0441 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=9001&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321129-kritika-finteh-kak-servis-eto-dorogo-slozhno-i-slishkom-universalno&placeBit=1&hash=0f11beca127b0260f19ba1d57bd2ebb2f81750b56fe49269b93cb930545c9faa","isPaidAndBannersEnabled":false}

Стратегии развития культурных организаций в кризис: чему нас научил XX век

Кризис — время, когда увеличивается количество рисков и одновременно расширяется поле возможностей. Как сфера культуры может использовать этот потенциал для перемен и развития? Объясняют эксперты Фонда культурных проектов «Четверг».

Материалы основаны на аналитическом докладе Фонда, представленном на закрытой онлайн-конференции для руководителей культурных организаций. Мы публикуем доклад целиком, чтобы каждый работник культуры мог расширить горизонт планирования ввиду наступающего кризиса.

Каждая часть доклада выйдет в виде отдельного материала:

  • Уроки кризисов XX века: гибкость, креативность и партнерство;
  • Чего мы ждем от культуры во время кризиса? Исследование аудитории;
  • Культурное потребление в условиях кризиса;
  • Пандемия и культурная политика за рубежом;
  • Кризис и диджитал: 6 уровней цифровой зрелости организаций;
  • Новые стратегии и источники ресурсов

Часть I. Уроки кризисов XX века: гибкость, креативность и партнерство

Эксперт — Дарья Дмитриева, директор Фонда «Четверг», кандидат культурологии, преподаватель, автор образовательных программ по теории культуры и культурному менеджменту.

Любой кризис имеет несколько измерений: экономическое, социальное, политическое и культурное. Особенность последнего состоит в том, что культурные организации встроены в рынок, но при этом лишены того уровня поддержки, который направлен на другие сектора экономики. Культура первой оказывается в зоне риска — и поэтому так важно действовать и принимать антикризисные меры уже сейчас.

Культура в точке X: как опыт прошлых кризисов поможет нам сегодня?

Пандемия — это только точка входа в глобальный экономический кризис. Сам кризис — впереди, и ни один специалист не может сказать, насколько масштабным и долгим он будет. Сегодня общество все еще пребывает в состоянии шока и надеется на быстрое возвращение к прежней жизни. Но каждый день карантина делает очевиднее мысль о том, что постпандемический мир — время поиска новых стратегий для всех культурных организаций.

Культурный сектор оказался в некоей точке X: кризис стал завершением так называемых «тучных годов» (2010-2019 гг.). Тогда сектор культуры жил относительно благополучно, институции могли позволить себе сниженную эффективность, дорогие проекты и большой штат сотрудников. Теперь на первый план выходит задача сохранения эффективности в условиях ограниченных ресурсов — это требует жестких менеджерских решений и принципиально иного подхода к работе.

Культурная сфера уже не раз оказывалась в похожей ситуации турбулентности, но находила новые возможности для развития. Известно, что кризисы позволяют организациям пересмотреть существующие системы и дают толчок к развитию креативных индустрий. Какие решения прошлого могут помочь нам сегодня? Рассмотрим несколько масштабных кризисов ХХ века, чтобы понять, как культурный сектор может использовать этот опыт в условиях кризиса 2020 года.

Великая депрессия: стратегии институций и художников в кризис

...западные страны тратят огромные деньги на поддержку всех и вся — во времена Великой Депрессии делали ровно наоборот, и добились того, что сделали ее великой

Г. Артемов
профессор экономики Университета Мельбурна

Один из самых масштабных экономических кризисов — Великая депрессия. В этот период возникают новые модели взаимодействия между сектором культуры и государством — программы «Public Works of art Project» и «Federal Art Project». Их цель — прямая поддержка художников через государственные заказы. Эти программы приносили художникам небольшой, но постоянный доход, а государство оказывало точечную поддержку всему культурному сектору. Многие работы, созданные в рамках этих программ, сегодня являются признанными произведениями искусства, например, эта серия муралов художников-абстракционистов в Нью-Йорке.

В условиях кризиса регулярность дохода всегда важнее его размера. Художники отдают предпочтение небольшим регулярным заработкам и отказываются от масштабных и дорогих проектов — их продажа занимает намного больше времени.

Кейс: Прямая поддержка художников — актуальная реакция на кризис и сегодня. Например, проект «Донаты во время чумы», в котором любой человек может заказать работу художника за денежный взнос. В течение первой недели эти заказы принесли художникам около 50 тысяч рублей.

Другой реакцией на Великую депрессию стала переквалификация художников, которые уходили в смежные сферы в поисках заработка. Так в 30-е годы наступает золотой век американского комикса — художники обогатили индустрию своими навыками и знаниями, заодно сделав ее более популярной и востребованной. Скорее всего, сегодня художники тоже будут искать работу в смежных областях — это сделает их более восприимчивыми к творческому влиянию представителей креативных индустрий. Среди них могут быть, например, дизайн, реклама и event-сфера, а также сфера IT-технологий.

Кейс: Гибкость навыков, характерная для представителей креативных индустрий, позволяет им быстрее адаптироваться к новой реальности. Например, петербургский театральный критик и куратор во время карантина выпустил обучающий курс по дополненной реальности для художников.

Еще одно важное явление Великой депрессии — укрепление сообщества. Представители всей сферы культуры объединялись, сплоченные идеей совместного преодоления кризиса.

Кейс: Одна из самых актуальных тем этого кризиса — сотрудничество членов культурного сообщества. Примеры таких акций взаимной поддержки — платформа «RussianCultureVsCOVID-19», помогающая культурным организациям переформатировать свои проекты, и таблица для прекарных работников, которые собирают данные о потерянных доходах, чтобы отстаивать свои трудовые права.

Вторая мировая война: культура как точка опоры

Именно с этим периодом сравнила пандемию Елизавета II: люди вновь столкнулись с прямой угрозой жизни и страхом смерти, который заставляет их искать новые источники поддержки. Такой опорой становится сфера культуры и искусства — она дает людям утешение и утверждают их веру в гуманистические ценности.

Кейс: Терапевтическая функция искусства становится особенно востребованной в момент кризиса. Невероятной популярностью сегодня пользуется флешмоб «Изоизоляция» (584 тыс. подписчиков в Фейсбуке по состоянию на 6 мая). Это доказывает — искусство и культура могут поддерживать людей с помощью игры и творческого акта. Более того, «Изоизоляция» показала значительный рост творческой активности вне институций. Люди нуждаются в сотворчестве и хотят быть активными участниками культурного процесса, что в будущем повысит спрос на партиципаторные проекты (то есть проекты, которые предполагают вовлеченность аудитории в творческий процесс на разных уровнях). Силы и энергия аудитории — новый ресурс, который культурные организации могут использовать для развития.

Но не только люди в то время искали точку опоры: культурные организации также начали объединяться, чтобы найти друг в друге защиту. В первые годы после Второй мировой войны формируются новые партнерские связи и создаются глобальные организации, такие как ЮНЕСКО и Международный совет музеев (ИКОМ).

Кейс: Фонд «Четверг» запустил площадку для коллабораций, чтобы активизировать профессиональный диалог и обмен опытом между представителями креативных индустрий. Любой работник культуры может присоединиться к площадке для совместного поиска новых решений и создания партнерских проектов.

Холодная война: как молодое поколение реагирует на кризис?

По мнению многих экономистов, кризис холодной войны больше всего похож на то, что происходит сейчас. Для нас период холодной войны интересен обострением конфликта поколений: мирные бэби-бумеры в качестве реакции на кризис демонстративно отказывались от ценностей своих родителей. Результат этого конфликта — стремительное развитие контркультуры и демократизация всей сферы искусства в целом.

Вывод: Центениалы, или поколение Z, ищут свой язык, чтобы говорить о кризисе, и культурной сфере. Представителям креативных индустрий важно следить за их реакциями — за внимание этого поколения им придется бороться в ближайшем будущем. Уже сегодня мы наблюдаем за трендами, установленных центениалами: они требуют от любых организаций и проектов прозрачности, реальной ценности и поощряют социально-ответственные действия.

На примерах нескольких кризисов XX века мы видим: стратегии, которые помогли культурной сфере не просто преодолеть тяжелые времена, но и продолжить развитие в непростых экономических условиях, могут быть адаптированы для настоящего времени. Среди самых эффективных решений — партнерство и создание коллаборационных проектов, экспериментальность, прямая поддержка художников, вовлечение аудитории, а также нецелевое использование ресурсов (например, направление ресурсов на специфические, нехарактерные проекты или смежные сферы, чтобы привлечь интерес широкой аудитории и создать новый виток развития).

В следующем материале мы подробнее расскажем о том, как российские институции, художники и широкая публика переживали кризис 90-х и почему нельзя допустить повторного институционального слома. Полный вариант доклада вы можете прочитать на сайте Фонда chetverg-fond.ru/report/

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Бот, который сделает маму счастливее

Kind Bot напечатает и отправит по почте фото вашей маме. В 2 клика.

Потратили $1 млн на клинику для профилактики здоровья зубов в Москве — и через десять месяцев закрыли проект

История о неудачном запуске монопродукта в стоматологии — его пришлось переформатировать.

Та самая клиника
Как у меня украли 600 тысяч с карты, а Тинькофф нарушает федеральный закон

Спойлер: я НЕ вводил никуда код, НЕ переходил по ссылкам и НЕ сообщал данные карты.

Я всегда считал себя финансово грамотным человеком, сам когда-то работал в банке, соблюдал цифровую гигиену, держал деньги на нескольких счетах, не привязывал основную карту в непонятных сервисах, в 90% оплат пользовался Google Pay. Когда родственники присылали…

Как я заработал свой первый миллион просмотров на лонгридах

Мой опыт ведения текстового блога на «Виси», «Пикабу», «Хабре», Дзене и еще пачке площадок. Сколько потратил на них сил и какую отдачу в итоге получил.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Статьи редакции

В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.

Дегустация Nescafe National Museum
Английский язык. Как это надо делать, если вернуть 2 года назад

Всегда считал себя неспособным к языкам, школу закончил, мягко говоря, с 0 знанием Английского языка. Как ,наверно, 95% населения нашей страны.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Бизнес — как ребенок: как мамы совмещают свое дело с заботой о детях

Как совмещать бизнес и семью? Ко Дню матери своими историями поделились бизнесвумен, которые работают c ЮKassa и занимаются детьми. Читайте, как им удается сохранять жизненный баланс и добиваться успеха.

Наследник Рокфеллера, сын Софи Лорен, боксёр и продюсер: история француза, обманувшего Рурка, Ван Дамма и других звёзд Статьи редакции

СМИ прозвали Кристофера Роканкура звёздным мошенником: его жертвами были голливудские знаменитости и американские предприниматели. Точная сумма ущерба от действий француза неизвестна, но сам он утверждает, что за свою жизнь «заработал» $40 млн.

Кристофер Роканкур и Наоми Кэмпбелл francetvinfo
null