Выход из тени: рынок патронажного ухода сегодня

Рынок патронажного ухода в России годами находился в полутеневом состоянии, однако в последние годы он заметно изменился. Появились профессиональные стандарты, благодаря цифровизации рынок стал прозрачнее, появились дистанционные услуги.

Елена Сухачева, координатор проекта "НУЖНЫЕ люди" школы патронажного ухода "Внимание и забота" расскажет, как менялся рынок ухода, что на нем происходит сегодня и какие у него перспективы развития.

Елена Сухачева, координатор проекта "НУЖНЫЕ люди" школы патронажного ухода "Внимание и забота"

Рынку патронажных услуг в России уже более двадцати лет. На старте этот бизнес был не очень прозрачным и отлаженным. В далеком 2006 году в “Коммерсанте” опубликовали статью о рынке патронажного ухода. В ней сами игроки рынка отмечали, что большинство агентств были очень закрытыми из-за высокой конкуренции и активной деятельности мошенников. Да и владельцам компаний было не до публичности — зачастую это были не профессиональные предприниматели, а медики, либо кадровики, погрязшие с головой в операционной деятельности. Плюс потребитель не был готов платить справедливую цену за труд сиделок, из-за чего агентства не могли себе позволить держать специалистов в штате и контролировать качество предоставляемых услуг. Сейчас ситуация выглядит принципиально иначе.

Опытные управленцы

На смену многочисленным смельчакам, затевающим бизнес без опыта на свой страх и риск, пришли профессиональные управленцы. Один из самых крупных игроков рынка "Помогуру" — проект предпринимателя, подкованного в бизнесе и в теме ухода. На момент старта у него уже была своя сеть гериатрических центров. Основатель сервиса первым делом изучил проблемы сиделок и негативный опыт клиентов непорядочных агентств и смог их разрешить. Сиделки не очень охотно работали с сервисами, предпочитая искать клиентов самостоятельно. И это было неудивительно - комиссии нередко были очень большими, а отказ от неинтересных предложений был первым шагом к увольнению. Заказчикам в свою очередь было сложно найти профессионала: агентства не вникали в потребности, сайты с частными объявлениями не внушали доверия. В итоге основатель сделал комиссию ниже и предоставил как заказчику, так и исполнителю выбирать подходят ли они друг другу без применения санкций. Что интересно, сервис и сам выиграл на заботе об обеих сторонах, сейчас его выручка близится 500 млн рублей ежемесячно.

Клиент готов платить

Сейчас в России значительно развилась культура потребления услуг, в том числе в индустрии заботы. Если в нулевые нанять любого домашнего помощника, будь то няня, сиделка или клинер считалось роскошью, то сейчас это уже стало нормой для среднего класса. Для работающего городского жителя гораздо выгоднее и спокойнее нанять специалиста, который подстрахует, чем пытаться успеть все сделать самому. Повысились и требования к уровню жизни - своему и близких. Люди уже не решаются оставлять пожилых родственников в одиночестве в квартире и при первых признаках помутнения ума или ослабления здоровья спешат нанять профессионала, который проследит за родным в рабочее время.

Профессиональные стандарты

20 лет назад культура патронажного ухода в России была развита слабо. Не каждое агентство следило за уровнем квалификации сиделок, да и конкретных критериев отбора не было. Можно было либо заимствовать зарубежные стандарты, либо разрабатывать свои. С 2018 года приказом Минтруда был определен профессиональный стандарт "Сиделка (помощник по уходу)". В нем обозначили компетенции, а также трудовые обязанности специалиста. Определение единого стандарта повысило качество услуг на рынке и стало стимулом для сиделок повышать квалификацию. К слову это не всегда требует затрат, в школе патронажного ухода “Внимание и Забота” студенты в возрасте от 50 лет, могут пройти бесплатное обучение и получить диплом. Повышение квалификации специалистов не только повысило уровень качества услуг, но изменило модель поведения клиентов - “барское” отношение уже недопустимо, сиделка - это профессионал.

Цифровая забота

Патронажный уход давно ушел от душных контор, где менеджер определяет специалиста по своему разумению, а для заказчика этот процесс закрыт. Сейчас на сайте агентства клиент может самостоятельно выбрать себе сиделку исходя из необходимых услуг и личных симпатий. Теперь это не безликий подбор из базы, заказчик может посмотреть видеорезюме будущего помощника, узнать немного о человеке и понять приживется ли он в его семье. Некоторые службы предоставляют эксперта, который по видеосвязи оценивает состояние пациента и составляет план лечения, а уже затем предлагает сиделок на выбор. В таких службах также есть доступ к видеотрансляции ухода за подопечным. Так клиент, отправляясь в отпуск может не бояться потерять контроль - в личном кабинете можно посмотреть, как специалист заботится о близком человеке. Кроме того, можно посмотреть электронный дневник ухода, куда заносятся данные о самочувствии подопечного: давление, сахар, температура, как выполнялись рекомендации врача и как был организован досуг.

Прогнозы

Количество пожилых людей в России увеличивается, по прогнозам, к 2050 году их число возрастет вдвое — с 13% до 26%. Части из них понадобится уход по состоянию здоровья, части будет сложно следить за собой в силу возраста. Привлечение сиделки с каждым годом будет становится все менее зазорным делом. Если в нулевых людей терзали сомнения, стоит ли доверять больного близкого чужому человеку, то сейчас положительный опыт уже показывает, что порой это не только можно, но и нужно делать. Уже сейчас клиенты патронажных служб убеждаются, что уход профессионала значительно отличается от того, что подопечному могут дать замотанные на работе и не обладающие необходимыми навыками родственники. Воспользовавшись услугой раз люди рекомендуют ее своему окружению, так что рынок патронажного ухода будет расти. Уже сейчас спрос на грамотных специалистов превышает предложение и игрокам нужно масштабироваться, чтобы удовлетворить его.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null