{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как торговать одеждой на маркетплейсах Ozon, Wildberries и других

CEO сервиса для управления торговлей «МойСклад» Аскар Рахимбердиев беседует с владельцем бренда Atomic Underwear Сергеем Машковцевым.

Вы узнаете, почему на российском AliExpress не очень выгодно продавать дешевые товары. Чем именно Goods не устраивает аудиторию? Почему Wildberries успешно продает товары даже с нижней позиции в выдаче.

А еще: подводные камни российских маркетплейсов и история про то, как легко совмещать собственный бизнес и работу в компании.

Сергей производит мужское нижнее белье, у него большой опыт работы на маркетплейсах, он ведет блог на Яндекс.Дзен. Через него мы и познакомились.

Сергей, привет! Ты не только торгуешь, но и развиваешь свой канал. Почему ты стал заниматься блогом?

Сложная история. У меня есть хобби — готовить еду, и в одно время мне стало интересно завести блог на эту тему. Попробовал Дзен, YouTube, Instagram и даже Medium. Быстро понял, что по сути только Яндекс.Дзен нормально приводит трафик, позволяя новому автору как-то раскрутиться.

В то же время я серьезно начал заниматься продажами на маркетплейсах и решил, что буду про это писать — тема интересная и новая. Еще я подумал, что если буду писать в блог, то для меня будет дополнительный стимул активно заниматься продажами и аналитикой, возможно, сделать мое хобби более доходным. В итоге блогу уже больше года.

Выпустил первые публикации, и получил такую поддержку от читателей! Многие благодарили за статьи, писали комментарии и задавали вопросы.

Там много полезной информации — подобную не найдешь в интернете. Людям нравится перенимать опыт, разбираться, читать кейсы, а в последнее время у меня довольно много запросов на консультации.

Важный вопрос для начинающих предпринимателей. Можно ли хоть на какой-то площадке торговать физлицу?

Физики точно не могут торговать на маркетплейсах. Их путь — Авито, Юла, Etsy, Luxxy, eBay. Такие сервисы называются классифайдами.

Самозанятые точно могут работать на Wildberries, для остальных нужно ИП или ООО.

Я регистрировался как ИП.

Как начать торговать? Давай пройдемся по основным процессам одного из более известных тебе маркетплейсов?

Давай начнем с Ozon. Сначала создается карточка товара, и только потом можно сделать поставку на склад площадки. Фактически можно создавать товар еще до того, как в наличии появилась партия: отшиваете опытную модель, фотографируете ее профессионально, придумываете описание и заполняете атрибуты в карточке.

Описания товаров важны, конечно, но в целом их не так хорошо читают. Сейчас описание на маркетплейсе не так легко найти, оно где-то внизу.

Основное, если говорить про категорию одежды — это фотографии. От них очень многое зависит. Я экспериментировал: на старте у меня были не очень хорошие фотографии, а потом сделали отличные, и все сильно изменилось и продажи стали расти.

После заполнения карточки товар отправляется на модерацию, и его проверяют 1-2 дня. К чему могут придраться? К выбору категории.

Например, я сейчас пытаюсь начать продавать концентрат морской воды. Это очень специфический товар, и на Ozon нет категории «Морская вода». Мы экспериментально добавили его в раздел «Соли для ванн» — потому что он используется примерно также.

Это помешает тебе в продажах?

Помешает на старте. Сейчас Ozon должен сообщить, к какой категории он отнесет нашу морскую воду. И если они ошибутся и покупатель не будет обращать на нее внимание, конечно, этот товар не будет продаваться. Если они определят воду в категорию, куда будет направлен большой трафик, тогда все будет хорошо.

Ozon довольно долго решает нетиповые вопросы. В данном случае прошло более 5 недель.

Товар все-таки завели в Ozon, что дальше по процессу?

Можно начинать торговать. На Ozon можно продавать со своего склада, и в таком случае нужно просто указать остаток. С этого момента продажи начнутся.

А если товара у вас нет?

Ждите поступления и потом проставляйте количество. Пока на остатках будет ноль, никто не увидит эту карточку.

Если вы хотите продавать со склада Ozon, нужно самому организовать поставку. Ее можно сделать только по тем товарам, которые уже отмодерированы.

Для создания поставки нужно выбрать количество товаров, загрузить УПД и выбрать нужный тайм-слот на складе. Тайм-слоты не всегда доступны быстро — как правило, вы не можете записаться на сдачу товара прямо на завтра.

Как все организовано у тебя? Часто ли вы ездите на склад и что выгоднее — поставить очень большую партию или ограниченное количество?

Для себя я выбрал модель — не торговать со склада Ozon: меня в целом тревожит ситуация с тем, как этот игрок ведет себя в последнее время.

Пересматриваются комиссии, вводится мониторинг цен. Когда ты отвез товар на склад, уже попал в заложники: условия меняются, товар нужно продавать, иначе будет плата за хранение, а вывозить обратно тоже долго и дорого.

Иногда люди по несколько месяцев не могут получить свою продукцию обратно. Поэтому я продаю со своего склада и считаю это рациональным.

А как обстоят дела с упаковкой? Есть же довольно жесткие обязательства по упаковке?

Да, но не все так строго. Если я отгружаю со своего склада, Ozon просит упаковывать в непрозрачный сейф-пакет: складываешь, заклеиваешь, лепишь маркировку — готово.

Что из процедурных моментов сильно напрягает?

В целом все нормально. У Ozon есть история со своими штрих-кодами, но я пока сильно не ощутил дискомфорт. При поставке в некоторых случаях площадка просит использовать свои штрих-коды, и тогда нужно промаркировать всю свою продукцию. Понятно, дело хлопотное.

Со старта я использую свои штрих-коды, но некоторые продавцы сталкиваются с тем, что их коды уже брать нельзя — кто-то ранее уже их использовал.

Давай дальше по процедуре. У вас заказали товар, дальше что происходит?

Если я его продаю со своего склада, мне нужно его упаковать и наклеить маркировку. Далее собрать все заказы, по ним напечатать акт и транспортную накладную, далее отвезти в пункт приема — для меня это 10 км от склада. Процедура ежедневная, 7 дней в неделю. Заказы, которые накопились до 12 часов дня, я должен поставить сегодня до 16 часов на склад Ozon.

Как быстро проходит процедура сдачи товара?

В моем пункте приема максимум можно прождать полтора часа, а иногда бывает, что и за 20 минут все можно сдать.

В целом это довольно хлопотная история, и поскольку опыт есть, мы стали оказывать такие услуги другим продавцам: собираем их заказы на своем складе и сдаем в Ozon. Для некоторых клиентов готовим заказы к сдаче — забираем товар с их склада и отвозим в сортировочный центр Ozon.

Как обстоят дела с возвратами?

После того, как товар доставили покупателю, он считается проданным. Если его не приняли, он попадает в тот же пункт приема, в котором мы сдавали заказы.

Раз в 2-3 дня наш водитель забирает невостребованные заказы. Кстати, эта история не сказывается на взаиморасчетах.

Но есть ситуация, когда все сложнее: клиент сделал покупку, а например, дома обнаружил, что товар ему не подходит или просто не нравится. Бывают и недобросовестные покупатели, которые что-то порвут или сломают, а потом начинают возвращать.

В этом случае оформляется возврат, Ozon забирает деньги обратно и возвращает свою комиссию.

В целом площадка довольно лояльна к возвратам покупателей. Часто бывает, что такой товар уже продавать нельзя — он не в кондиции, и это создает убытки для продавцов. Не сказать, что это носит массовый характер, но такие истории иногда очень огорчают.

С нижним бельем вам, наверное, повезло, потому что есть закон, и трусы возвращать нельзя?

Да, с одной стороны закон, но с другой — у меня была пара кейсов, когда кто-то умудрялся возвращать белье. Я не понимаю почему, но такие транзакции я вижу в личном кабинете.

Ты торгуешь на Ozon и Wildberries, чуть меньше — на других маркетплейсах. Какой из них все-таки удобнее?

Мне кажется, что самый удобный и подходящий для старта — Ozon. Он довольно гибкий, можно выбрать модель работы — со своего склада или со склада маркетплейса, можно использовать рекламные инструменты, они более простые для входа и дешевые по сравнению с другими площадками.

Например, вы можете на 100 рублей купить рекламы и попробовать понять, как все работает.

На Ozon есть аналитика: как просматривают ваши товары, сколько раз их показали в ленте покупателям, сколько людей перешли с карточки, сколько из перешедших положили продукт в корзину и сколько оттуда выкупили. Такую аналитику больше из маркетплейсов не дает никто.

Если вы сможете разобраться и по аналитике Ozon сделать какие-то выводы, то вам будет легче потом продавать на других маркетплейсах — опыт на этой площадке приобретается быстрее.

Сколько ты тратишь на продвижение и может ли продавец успешно продавать, если он не будет пользоваться рекламой на площадке?

Если рекламу для повышения продаж делать постоянно, то это довольно дорого, и очень мало товаров это отбивают — только супер-маржинальные и дорогие.

Например, я одно время продавал люксовые трусы. По ним реклама себя оправдывает, потому что маржинальность и цена довольно высокие, и можно смело потратить и 30, и 50 рублей на продажу одного изделия.

В ситуации, когда я продаю трусы, которые производятся в России, и весь заработок на штуке — около 100 рублей, тратить 50 рублей на рекламу — бессмысленно. В данном случае реклама возможна лишь эпизодическая.

Для чего она нужна? Допустим, есть товар, в успех которого вы очень сильно верите, но по какой-то причине он сейчас не продается, получает мало показов и находится на какой-то там 300-й позиции в каталоге. Покупатели, естественно, не долистывают до этой позиции.

В таком случае вы запускаете рекламу и поднимаете товар. Продукт набирает показы и это конвертируется в продажи.

После того, как продажи пошли, товар сам начинает постепенно подниматься, и с 300-й позиции повышается, например, до 70-й. Здесь его уже покупают органически, и рекламу можно отключить. Вот вам полезный кейс, если с товаром вначале не заладилось.

Если подобное произошло на Wildberries, у вас нет вариантов это исправить. Только если самому пытаться снижать цену и демпинговать. В этом случае ваш товар искусственно поднимается в категории и показывается среди ограниченного ассортиментов товаров, участующих в акции. Показов становится больше.

При этом экономика не всегда позволяет постоянно снижать цену. При повышении цены — ситуация обратная: Wildberries пессимизирует товар, он начинает хуже хуже показываться, хуже продаваться и смещается на нижние позиции.

Основные шаги мы прошли, теперь давай о главных отличиях Wildberries и Ozon.

На Wildberries создание товара отличается тем, что вы сначала должны создать поставку в интерфейсе, то есть приготовиться поставить товар.

Если этот продукт ранее не был заведен на Wildberries, то вас попросят заполнить спецификацию: атрибуты и фотографии. Далее идет модерация. Этот процесс в Wildberries быстрее, техподдержка тоже намного быстрее.

Сам процесс поставки товара довольно запутанный. По мне, интерфейс Wildberries сложный, и надо основательно разбираться, как сделать поставку. Технически она на Wildberries происходит быстрее, чем на Ozon. Вы можете выбрать слот, который ближе по времени — не через неделю, а условно, послезавтра.

Сдача товаров на Wildberries также проходит быстрее — очереди почти нет. И с момента приемки товары начинают продаваться.

На Wildberries ваши продажи — это немного «черный ящик»: непонятно, как все устроено. Если на Ozon можно зайти, найти свой товар и как-то оценить, что его видят и купят, то с Wildberries это не так. Продукт «болтается» где-то в районе 900-го места, но его все равно покупают. Как покупают, почему видят — это вопрос. Статистику по показам Wildberries не предоставляет.

Но на Wildberries покупают почти все — эта площадка еще как-то умудряется распределить трафик или найти «нужных» покупателей, которые возьмут товар, и неважно, на какой позиции он находится.

При этом я знаю, что у некоторых продавцов не все там удачно складывается. В основном это связано с двумя моментами: негативные отзывы или завышенные цены. На Wildberries плохо продаются люксовые товары, а хорошо — недорогие или с большой скидкой.

С какого маркетплейса начинал ты?

С Ozon — я там раньше работал продакт-менеджером и отвечал за функционал поставок и продаж со своего склада.

Хорошо зная алгоритмы Ozon, я стал торговать на нем сам, плюс мне было важно и полезно для работы пользоваться своим продуктом.

Еще работая в Ozon и используя его для своих продаж, я подключился к Wildberries.

Когда я уволился из маркетплейса, бизнес вести продолжил, но разработкой интернет-сервисов заниматься не перестал — работаю в YClients и совмещаю свой бизнес и карьеру в компании.

Расскажи про производство трусов. Это много времени отнимает?

Это не мое производство. Есть работающий цех — там вещи отшивают еще несколько брендов. Мы выбрали модели, ткани и цвета, и по мере необходимости я делаю заказы на это производство.

Легко могу совмещать этот бизнес и корпоративную занятость, так как производство и продажи в целом не требуют много времени. Модели мы отшиваем примерно раз в два месяца, дальше я делаю несколько поставок в маркетплейсы — и в целом от меня каких-то дополнительных усилий не требуется.

Операционными задачами занимается моя жена — для нее это как раз основная занятость. Ведет склад, планирует отгрузки, оптимизирует, занимается персоналом.

А как у Wildberries с аналитикой в личном кабинете?

С ней все плохо. В ЛК есть довольно много разных разрезов, но они не помогают продавцу понять, как и почему товар продается. Аналитика сделана странно: несколько разных Excel-форм, в которые выгружаются данные. Но собрать из них что-то и какие-то действия предпринять на их основе — довольно сложно. Все нужно перерабатывать.

Жаль, что Wildberries не видит в этом проблему. Сейчас они выкатили новую версию аналитики — Аналитика Бета. Интерфейс переработан, но опять же продукт сырой. Но ответов на вопрос: «Почему это продается, а это не продается?» – нет.

Когда я работал в Ozon, мы стремились к тому, чтобы аналитика была «actionable», то есть на ее основе можно было бы предпринять какие-то действия. Мы стремились сделать аналитику, которая бы давала конкретные рекомендации продавцу, типа: «Этот товар плохо продается, его мало показывают — запусти по нему рекламу. А этот товар слишком дорогой, его хоть и смотрят, но не покупают. Конверсия низкая относительно других товаров, сделай дешевле». Этим можно помочь предпринимателю, он сможет влиять на свои продажи.

На что направлена вся оптимизация в Wildberries? Только на то, чтобы делать поставки. Они предлагают поставлять на региональные склады, пытаются просчитать дефицит и спрос. Но это работает не очень хорошо, поэтому их аналитикой я, скорее, недоволен.

Как на Wildberries обстоят дела с возвратами?

Возврат на Wildberries — тоже черный ящик. Поскольку маркетплейс продает только со своего склада, возвраты приходят туда же, и далее снова начинают продаваться с этого же склада.

У тебя есть небольшой, но опыт торговли на Goods и мнение про AliExpress. Расскажи, что знаешь.

Есть рейтинг Data Insight — данные по объемам продаж у всех основных маркетплейсов. В этом рейтинге Goods занимает последнее место среди площадок: довольно мало трафика и маленькие обороты.

Проблема в том, что сроки доставки у этого маркетплейса довольно долгие, не самое простое заведение товаров, довольно низкие цены, поэтому продавцы не так охотно туда идут.

На мой взгляд, они пошли по пути Яндекс.Маркета — работают с фидом: товары выгружается на Яндекс Маркет, такой же товарный фид выгружается на Goods. Получается, вы должны иметь интернет-магазин, чтобы торговать там. А Ozon-ом, например, судя по профилю продавца, пользуются больше производители, чем интернет-магазины.

Очевидно, Goods целится в другую аудиторию мерчантов, например, у них есть крупные ребята, типа TOY.ru, которые на других маркетплейсах не торгуют. Эта площадка концентрируется на крупных игроках. Плюс у них есть модель работы, когда товар покупателю надо забирать в магазине.

Для меня это немного странно. Почему люди любят маркетплейсы? Простота и минимум усилий: зашел набрал всего, как в ТЦ, и жди себе. В Goods такого нет: купил LEGO, поезжай и забирай в TOY.ru. А корм для собак — в другом месте.

Про AliExpress. Доставку там осуществляет сам продавец, и она получается довольно дорогой. В нашем сегменте это просто экономически невыгодно: трусы стоят 500 рублей плюс доставка 200 — это дорого для покупателя, и непонятно зачем ему покупать на Ali.

Но есть и хорошая новость: недавно AliExpress выделил деньги на субсидирование доставки, и это будет более выгодно для продавцов. По крайней мере, для какой-то части первых заказов.

Что скажешь про Беру?

Мы только на него выходим, и пока нам технически сложновато. Главная проблема — синхронизация остатков. Нужно, чтобы, работая параллельно на нескольких площадках, остатки показывались корректно. Сейчас решим проблемы с дублями и попробуем интеграции МоегоСклада с разными маркетплейсами.

Получается, что у вас нет сайта, и твоя история как предпринимателя — чисто продажи через маркетплейсы?

Именно! Мы не стали делать сайт — много возни, и обработка заказов там более сложная, чем на маркетплейсах.

Можно сказать, что торговля на этих площадках приносит постоянный доход и перспективна?

Думаю, да. В блоге я приводил статистику: 100 рублей заработка я имею с каждого изделия. В январе этого года мы продали 500 штук, а это примерно 50 000 рублей прибыли ежемесячно с двух площадок, без особых трудозатрат.

Я посчитал, что трачу порядка 30 часов в месяц на работу по этому направлению, всего один час в день в среднем.

Собираешься ли ты наращивать ассортимент?

Пока непонятно — сейчас мы уперлись в учет и синхронизацию остатков, и нам нужно немного подтянуть операционную часть, отладить процессы. Как раз на МойСклад мы и возлагаем большие надежды. После этого этапа можно будет говорить о расширении ассортимента.

Ты назвал бренд нижнего белья atomic — а как же другой знаменитый бренд с горнолыжкой?

Я о нем и не знал. Мы придумывали разные названия, и решили, что atomic — это классно. Запустились, и только потом обнаружили, что есть такой известный спортивный бренд.

Было забавно, когда на Wildberries в какой-то момент вперемешку выдавались и трусы, и товары для горнолыжного спорта. Даже было такое, что мне случайно удалось заменить логотип горнолыжников на наш.

Наши традиционные вопросы в конце — твоя мотивация. Что заставляет двигаться вперед?

Мне нравится вести канал и делиться полезной информацией, нравится, что она востребована. Получаю удовольствие от производства: мои изделия все же немного нестандартные — анатомические, и у бренда уже есть фанаты.

Я как-то анализировал долю повторных покупок на Ozon. Около 10% всех клиентов пришли снова, хотя обычно мужчины трусы покупают не часто. Еще мне интересно смотреть за тем, как развиваются сервисы, за продуктовыми решениями коллег по цеху, хотя они часто меня разочаровывают.

Если бы сейчас у тебя была возможность откатиться назад и дать себе какое-то напутствие на будущее, чтобы дров не наломать, что бы ты себе посоветовал?

Есть несколько моментов:

  • Не жалей денег на фотографии.
  • Сразу запускай XXL размер и делай более правильное распределение по размерам.
  • Веди учет нормально — сейчас восстанавливать его очень трудоемко, это даже не по трусам, а по игрушкам, которыми занимается супруга.
  • Планируй партию заранее, ведь будет коронавирус и производство встанет.
  • Купи маски, санитайзеры и перчатки.
0
4 комментария
Prolis Labkk

Бывший продакт О. узнал алгоритмы О. и торгует на О. трусами и концентратом морской воды. Если это не инсайт, то что же ещё?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mashkovtsev

Это помогает безусловно, но намного большего успеха добиваются, те кто хорошо разбирается в торговле. Понимать интерфейсы и логику работы озона – лишь небольшая часть этого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Селявин

вб вообще нет техподдержки. я пока не понял как с ними что то делать дельное кроме как чатиться в телеге в одностороннем порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ev

Luxxy.com это не классифайд, а fully managed marketplace и да, наше отличие в том, что мы умеем работать с физиками и делаем это лучше всех в нашей нише. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда