{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Почему цена бензина постоянно растет? Кто влияет на стоимость и какая реальная цена бензина?

Цены на бензин в России являются острым и дискуссионным вопросом, уступая только продуктам питания. Как правило люди недовольны постоянным увеличением цен на бензин, независимо от роста или падения стоимости нефти и доходов населения.

Насколько справедливо такое недовольство и почему это происходит? Самый популярный ответ – желание нефтяных компаний больше зарабатывать на беднеющем населении. Давайте разберемся в настоящей причине постоянного роста цен на примере самого доступного АИ-92.

Рост цен на бензин обгоняет инфляцию

С 2010 по 2019 гг. цены на бензин АИ-92 выросли на 84% (7% в год), что превышает официальную инфляцию (80%) и динамику цен непродовольственных товаров (71%). Изменение цен нефтепродуктов сказывается не только на кошельках владельцев автомобилей, но и на всей розничной торговле. В себестоимость товаров включены затраты на перевозку автомобильным транспортом, использующим бензин или дизель.

Причины роста цен на бензин

За последнее десятилетие (2010-2019 гг.) наблюдались периоды высоких и низких цен на нефть, но на АИ-92 это не отразилось. Цена на бензин увеличилась на 20 руб. – с 23 руб. до 43 руб. за литр. Разберемся, кто на это влияет.

Розничная цена АИ-92 в России. Источник: расчет автора по данным Росстат. Нескучная экономика

Структура стоимости литра бензина

Стоимость бензина как и любого товара состоит из 3 основных компонент: себестоимости сырья, издержек производства и продажи; налогов; прибыли компаний.

Структура цены АИ-92 в России. Источник: Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Себестоимость бензина

Рост себестоимости, расходов на производство и сбыт бензина обусловлен увеличением зарплаты сотрудников и расходов на добычу ухудшающихся запасов нефти. В 2010-2019 гг. они увеличились на 50% – с 10,9 руб. за литр до 16,4 руб или на 5,5 рублей.

Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр. Получается, что увеличение расходов и стабильная прибыль компаний не могли привести к росту цен бензина АИ-92 на 20 рублей. Перейдем к налогам – ключевому фактору роста цен на бензин

Доля налогов в цене бензина

Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).

Изменение налогов в цене АИ-92. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

За последние годы все перечисленные налоги значительно увеличились — в 2,6 раза или на 14,3 руб. за литр. Эффективная ставка НДПИ и НДД с учетом льгот выросла в 3,7 раза (до 8,6 руб. за литр) из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках маневра увеличение НДПИ нивелировалось снижением экспортной пошлины на нефть и акцизов. На практике пошлина снизилась меньше планируемого, а акциз вырос до 7,8 руб. за литр (включая акциз на нефтяное сырье и демпфер).

НДС увеличился из-за изменения ставки с 18% до 20% и повышения налоговой базы. С 2010 г. сумма НДС выросла на 87% – с 3,8 руб. за литр до 7,1 руб.

В 2019 г. доля налогов (эффективные ставки) в цене бензина АИ-92 достигла исторического максимума – 54%, доля расходов на производство и сбыт составила 38%, а прибыль компании от продажи – только 8%. Если учесть и общеэкономические налоги: налог на прибыль компаний, НДФЛ, взносы сотрудников и прочие отчисления в бюджет, то налоговая составляющая в цене увеличится на несколько процентов.

Доля налогов в цене и структура розничной цены АИ-92. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Стоимость бензина без роста налогов. Реальная цена бензина

В 2010 г. цена бензина АИ-92 составляла 23 руб. и если бы налоговые ставки и условия не менялись, то в 2019 г. цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб. Рост цены вместо фактических 87% ограничился бы 24%. Цена АИ-92 без учета налогов и сборов в 2019 г. составила 19,6 руб. и с 2010 г. она увеличилась только на 5,5 руб.

Фактическая цена АИ-92, цена в налоговых условиях 2010 года, цена без учета налогов. Расчет автора по данным Росстат, Минфина и Минэнерго Нескучная экономика

Приведенная в статье оценка факторов изменения цены на АИ-92 свидетельствует о главенствующей роли налогов в ценообразовании. Именно налоговая политика государства, а не динамика цен на нефть или нефтяные компании, в наибольшей степени влияет на цену бензина для потребителей в России.

Мой сайт, мой telegram

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Timur Kuzmin
Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).

И тут вы все смешали в одну кучу. "Продавая", "добывая" и "производя" - это не синонимы. У всех нефтяных компаний центры прибыли находятся в нефтепереработке и оптовых продажах, причем неавтомобильных видов топлива. Почему неавтомобильных? Потому, что эти виды топлива ничем не отличаются от используемых в автомобилях, но имеют существенно меньшую базу налогообложения. НПЗ выпускает такое топливо, например, как авиационное (тот же 92-й бензин), платит меньше налогов, после чего через цепочку трейдеров это топливо оказывается на АЗС и продается нам, как обычный Аи-95. Чем существенней разница в налогах между автомобильным и иными видами топлива. тем выгоднее не государству, а черному рынку. Попробуйте раскрыть эту тему - она актуальна не только для РФ, но и для США и для Европы.

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

Все налоги— от добычи, переработки и продажи есть в цене литра на АЗС. Поэтому вся цепочка и учитывается.
Центр прибыли нефтяных компаний не находится в переработке, в некоторые годы НПЗ близки к убытку, откройте СПАРК и посмотрите финансовый результат. Для НПЗ ВИНК характерна давальческая схема переработки.
Центр прибыли часто меняется в зависимости от налогового окружения и цен на нефть, но как правило это нефтедобыча и экспорт сырья. Откройте Анализ MD&A нефтяных компаний и посмотрите на чем они зарабатывают.
Расскажите про цепочки трейдеров при продаже авиационного топлива как АИ-92, если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ. Или есть другая информация?

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ

Причем тут размер НПЗ? Заводы, независимо от размеров продают немоторное топливо трейдерам, те бункеровочным компаниям, которые показывают несуществующий расход этого топлива и вывод его из поля зрения налогового мониторинга. Дальше трейдеры возвращают это топливо на АЗС, продавая его с налогами. В РФ такой оборот топлива присутствует от 20 до 50% в зависимости от региона. 

Ответить
Развернуть ветку
Notboringeconomy
Автор

В России 70% переработки НПЗ контролируют ВИНК и продают топливо либо своим дочкам, через мелкий опт на нефтебазах или через биржу напрямую потребителям или трейдерам. Трейдеры в этой схеме занимают небольшую долю, а их доход от перепродажи несущественный.
Минэнерго, ФАС, ФНС контролирует цепочки поставок и такие схемы кажутся невероятными у ВИНК.
Возможно это есть у мелких заводов.
Приведите пример таких схем у ВИНК, которые контролируют большую часть рынка. Ссылку на публикацию СМИ, например.
Во многих регионах розницу тоже контролируют ВИНК и такие схемы просто невозможны. Для крупных независимых сетей АЗС это тоже неприемлемо, т.к. убьёт репутацию и их завалят проверками, но допускаю такое у мелких ноунеймов. Но их доля мала — в пределах погрешности в среднем по стране.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Минэнерго, ФАС, ФНС контролирует цепочки поставок и такие схемы кажутся невероятными у ВИНК.

Это фундаментальное заблуждение, т.к. по-факту дело обстоит иначе. Реальный контроль осуществляют не чиновники, а силовые структуры, которые являются неотъемлемой частью экосистемы. Поэтому у скромного московского полковника, причастного к структурам, курирующим ТЭК, дома обнаруживается 8 лярдов трудовых накоплений, а у его коллеги из смежного подразделения - 12...

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда