Почему цена бензина постоянно растет? Кто влияет на стоимость и какая реальная цена бензина?
Цены на бензин в России являются острым и дискуссионным вопросом, уступая только продуктам питания. Как правило люди недовольны постоянным увеличением цен на бензин, независимо от роста или падения стоимости нефти и доходов населения.
Насколько справедливо такое недовольство и почему это происходит? Самый популярный ответ – желание нефтяных компаний больше зарабатывать на беднеющем населении. Давайте разберемся в настоящей причине постоянного роста цен на примере самого доступного АИ-92.
Рост цен на бензин обгоняет инфляцию
С 2010 по 2019 гг. цены на бензин АИ-92 выросли на 84% (7% в год), что превышает официальную инфляцию (80%) и динамику цен непродовольственных товаров (71%). Изменение цен нефтепродуктов сказывается не только на кошельках владельцев автомобилей, но и на всей розничной торговле. В себестоимость товаров включены затраты на перевозку автомобильным транспортом, использующим бензин или дизель.
Причины роста цен на бензин
За последнее десятилетие (2010-2019 гг.) наблюдались периоды высоких и низких цен на нефть, но на АИ-92 это не отразилось. Цена на бензин увеличилась на 20 руб. – с 23 руб. до 43 руб. за литр. Разберемся, кто на это влияет.
Структура стоимости литра бензина
Стоимость бензина как и любого товара состоит из 3 основных компонент: себестоимости сырья, издержек производства и продажи; налогов; прибыли компаний.
Себестоимость бензина
Рост себестоимости, расходов на производство и сбыт бензина обусловлен увеличением зарплаты сотрудников и расходов на добычу ухудшающихся запасов нефти. В 2010-2019 гг. они увеличились на 50% – с 10,9 руб. за литр до 16,4 руб или на 5,5 рублей.
Прибыль компаний от продаж АИ-92 в России не меняется длительное время – в среднем она составляет около 3 руб. за 1 литр. Получается, что увеличение расходов и стабильная прибыль компаний не могли привести к росту цен бензина АИ-92 на 20 рублей. Перейдем к налогам – ключевому фактору роста цен на бензин
Доля налогов в цене бензина
Продавая бензин в России компании платят большое количество налогов. При добыче нефти – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на дополнительный доход (НДД), при переработке нефти – акцизы (в т.ч. акциз на нефтяное сырье и демпфер). А при продаже бензина на АЗС – налог на добавленную стоимость (НДС).
За последние годы все перечисленные налоги значительно увеличились — в 2,6 раза или на 14,3 руб. за литр. Эффективная ставка НДПИ и НДД с учетом льгот выросла в 3,7 раза (до 8,6 руб. за литр) из-за налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках маневра увеличение НДПИ нивелировалось снижением экспортной пошлины на нефть и акцизов. На практике пошлина снизилась меньше планируемого, а акциз вырос до 7,8 руб. за литр (включая акциз на нефтяное сырье и демпфер).
НДС увеличился из-за изменения ставки с 18% до 20% и повышения налоговой базы. С 2010 г. сумма НДС выросла на 87% – с 3,8 руб. за литр до 7,1 руб.
В 2019 г. доля налогов (эффективные ставки) в цене бензина АИ-92 достигла исторического максимума – 54%, доля расходов на производство и сбыт составила 38%, а прибыль компании от продажи – только 8%. Если учесть и общеэкономические налоги: налог на прибыль компаний, НДФЛ, взносы сотрудников и прочие отчисления в бюджет, то налоговая составляющая в цене увеличится на несколько процентов.
Стоимость бензина без роста налогов. Реальная цена бензина
В 2010 г. цена бензина АИ-92 составляла 23 руб. и если бы налоговые ставки и условия не менялись, то в 2019 г. цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб. Рост цены вместо фактических 87% ограничился бы 24%. Цена АИ-92 без учета налогов и сборов в 2019 г. составила 19,6 руб. и с 2010 г. она увеличилась только на 5,5 руб.
Приведенная в статье оценка факторов изменения цены на АИ-92 свидетельствует о главенствующей роли налогов в ценообразовании. Именно налоговая политика государства, а не динамика цен на нефть или нефтяные компании, в наибольшей степени влияет на цену бензина для потребителей в России.
И будет расти дальше, пока у государства не треснет еблет
Подскажите, пожалуйста, должен треснуть какой-то конкретный еблет, или, так сказать, еблет в целом?
Воу воу. Вы же сами говорите, что вся прибыль с недр должна идти народу? Че не так?
Все просто же. Цена на бензин растет, это увеличивает стоимость доставки бензина до АЗС, что в свою очередь...😄
Михаил, у Вас куча интересных статей, зачем вы их пишете? Рекламы не нашел, в чем профит - непонятно
Денис, мне нравится научная деятельность — это мое хобби после защиты кандидатской диссертации. В науке я не работаю и не преподаю, но есть желание делиться знаниями. В свободное время изучаю интересные вопросы экономики, а тут и ( на других площадках) делюсь ценной информацией (как мне кажется).
Зарабатывать на этом пока не планирую, поэтому рекламы на сайте или каких-то услуг не продаю. Но в будущем — возможно).
Отсутствие стратегического видения у государства на срок 10-25 лет. Ввиду того, что визионеры государства естественным путем проедут на лафетах гораздо раньше. По сей причине визионеры государства живут одним днем. Урвать здесь и сейчас.
То что указано в статье, давно известно в общих чертах, автор же, тот самый капитан очевидность.
Жаль, что нет теоретических и практических материалов о том, почему, к примеру, цена бензина не падает при уменьшении стоимости барреля,нет инфы по картельным сговорам, нет инфы по стоимости нефти.
И самое главное нет инфы о ценообразовании в США для сравнения.
Для сравнения нашел график цен в США для сравнения. Там как раз цена падает
Считаю, что бензин должен стоить в зависимости от того, какое расстояние проезжает человек. Например:
0 - 5000км в год - 100 рублей/л
5000 - 10000 - 80 рублей/л
10000 - 20000 - 60 рублей/л
20000 - 30000 - текущая цена
30000+ текущая цена - 15%
Это нужно для того, чтобы каждая лягушка не ездила на машине 5 км в день по центру города, чтобы сходить на ноготочки. А людям, которым действительно нужно далеко ездить - давать скидку.
Ну тогда если вы в кино зайдете меньше 100 раз в год - цена билета х10. А то аренду то оплачивать нужно каждый месяц.
Считаю, что те, кто ездит 5000 км в год, должны получать бензин бесплатно - в силу того, что наносят меньше вреда окружающей среде. А те, кто ездит много, должны переходить на газ, опять же из экологических соображений. И вообще все всем всё должны!
Если вы кушаете мало хлеба, он должен стоить для вас дороже в 10 раз
А еще надо ввести понижающий коэффициент на продукты для толстых и повышающий для худых, а то слишком большая нагрузка на канализацию и систему очистных.
Сразу появится агрегатор, который будет брать со скидкой и продавать по 100р/литр.
И зачем было писать такую замечательную статью и рисовать симпатичные графики, если ответ на вопрос "Кто виноват?" это слово из 5 букв?)
Трамп? :-)
Укрна
Комментарий недоступен
В РФ доля стоимости сырой нефти в конечной стоимости бензина на заправках - 15%, не более. В США - 40-45%. Поэтому там мы видим разницу, а в РФ нет.
Автор, вы путаете среднюю наценку розницы (АЗС) на 1 литр продаваемого бензина и прибыль ВИНК, которая спрятана в оптовой цене за 1 тонну топлива. В 2019-20 г.г. средняя наценка розницы составила 6-8 руб/литр, а какова прибыль нефтяных компаний, спрятанная в опте, никто не знает - эти данные не публикуются. У вас в друзьях на FB есть Павел Баженов - специалист по независимым российским заправкам, спросите у него, что к чему))
Статья ни о чём. Не раскрывает реальной стоимости бензина. Всё просто: из-за снижения экспортных ставок нефтедобывающие компании увеличили поставки зарубеж, а на внутреннем рынке возник искусственный дефицит бензина, из-за которого заправки вынуждены конкурировать за него. Выше спрос - выше цена, при неизменном объёме топлива. Рекомендую посмотреть обзор FuryDrops: https://www.youtube.com/watch?v=BWCiW_trWXU
Жаль, что Вы не разобрались в ценообразовании на бензин.
Эскортные поставки бензина из России очень малы — 10-20% от потребления внутри России, при этом большая часть экспортируется в постсоветские страны. Это не сырая нефть, дизель или мазут, где доля экспортных поставок существенная. То есть большая часть поставок бензина идёт на внутренний рынок, который для бензинов приоритетный, а экспорт не является определяющим. Главное по бензинам — спрос и предложение внутри России, а также обязательство перед ФАС о доле продаж через Санкт-Петербургскую биржу.
В статье приведены данные о росте налогов за длительное время, где были разные периоды налоговых условий — 60-66-90-100, большой и малый налоговый манёвры и т.п. Но это всегда приводило к повышению налогового бремени, отчасти из-за отказа от изначальных планов по сокращению других налогов на фоне роста НДПИ.
В 2018 году из-за относительно высоких цен на нефть и нэтбэка власти ввели демпфер для регулирования роста цен на внутреннем рынке, что не даёт оптовой цене сильно расти и падать. Но несмотря на это налоги продолжают расти, в этом году нефтяники доплатят за это в бюджет — буквально за то, что оптовая цена на внутреннем рынке недостаточно высокая.
То есть главная причина — постоянное повышение налогов для отрасли и для внутреннего рынка, а также несоблюдение собственных же предписаний о снижении части платежей в бюджет (например, акцизов) для балансировки налоговой нагрузки между каналами поставки.
Статья вообще ни о чем. Никаких цифр. Только догадки не подтверждённые расчетами. Вы бы лучше посмотрели материалы ФАС. Проанализировали бы ситуацию, когда Газпромнефть на аукционах искусственно разгоняла вверх цену на бензин с использованием своих фирм-прокладок. Описали бы специально созданный дефицит бензина на внутреннем рынке. Действия великой троицы по выдавливанию независимых операторов АЗС с рынка. Поглащением независимых переработчиков крупными игроками (пример действий Роснефти с Башнефтью), возможное объединение ЛУКОЙЛа с Роснефтью. Вот что определяет цену на внутреннем рынке, а не налоги
Комментарий ни о чем. Никаких слов
И тут вы все смешали в одну кучу. "Продавая", "добывая" и "производя" - это не синонимы. У всех нефтяных компаний центры прибыли находятся в нефтепереработке и оптовых продажах, причем неавтомобильных видов топлива. Почему неавтомобильных? Потому, что эти виды топлива ничем не отличаются от используемых в автомобилях, но имеют существенно меньшую базу налогообложения. НПЗ выпускает такое топливо, например, как авиационное (тот же 92-й бензин), платит меньше налогов, после чего через цепочку трейдеров это топливо оказывается на АЗС и продается нам, как обычный Аи-95. Чем существенней разница в налогах между автомобильным и иными видами топлива. тем выгоднее не государству, а черному рынку. Попробуйте раскрыть эту тему - она актуальна не только для РФ, но и для США и для Европы.
Все налоги— от добычи, переработки и продажи есть в цене литра на АЗС. Поэтому вся цепочка и учитывается.
Центр прибыли нефтяных компаний не находится в переработке, в некоторые годы НПЗ близки к убытку, откройте СПАРК и посмотрите финансовый результат. Для НПЗ ВИНК характерна давальческая схема переработки.
Центр прибыли часто меняется в зависимости от налогового окружения и цен на нефть, но как правило это нефтедобыча и экспорт сырья. Откройте Анализ MD&A нефтяных компаний и посмотрите на чем они зарабатывают.
Расскажите про цепочки трейдеров при продаже авиационного топлива как АИ-92, если такое и есть, то это не массовое явление, а частные случаи мелких НПЗ. Или есть другая информация?
Вы забыли рассказать ещё про печное топливо и ДТ. И это нонсес когда печнуха по качеству лучше ДТ и на заправках в емкости с ДТ заливается именно печное топливо. И здесь разница в налогах остаётся в кармане производителя.
стоимость бензина растёт только в нутри РФ, на бирже как продавали российский бензин по цене около 2х рублей за литр, так и продают.
Отличная статья, которая правильно расставляет статус-кво.
Хорошая статья, а вообще у нас уже не казначейские билеты вместо денег а , фантики. Рублевая масса соответствует обмену массы долларов на рубли, чем Путин и хвастается, чем больше курс тем больше в его копилке. Если мы жили в рынке , а не по указке МВФ от у нас была бы своя монетарная политика, это раз, а живя в рынке нефть в том году падала очень сильно, но мы снижения не увидели, как европейцы и американцы. У нас жизнь такая, дядюшка СЭМ то наступит сильнее на хвост, то при отпустит, ничего мы сами не можем полностью решать и делать. Только в рамках нам дозволенного, как это еще никому непонятно? Как выражение в фильме было "моя корова, я ее и дою". Всех наших умных экономистов, надо отправлять на переподготовку к советским. Мы несли огромные затраты на социалистический лагерь, вооружение , пропаганду, грандиозные стройки, но такого катастрофического положения не было. Сейчас мы в продовольственной зависимости, в кадровой, в тяжелом машиностроении, электронике, короче список большой сами залезли во все зависимости. Спасибо балбесу Горбачеву, он нас и посадил в поезд в котором было сказано: " а теперь откройте шторы в вагоне и посмотрите куда вы приехали". А туда, молодежь теперь вообще никому не верит, все что говорят по телеку у них называется "зашквар", сидят в ютубе, мечают жить на западе и нужен им только ноутбук, пентхаус и телка с накачанными губами и сиськами и то на вечер. Шмотки секс и деньги. Остальная информация в смартфоне и в сети, ответ на любой вопрос дадут не задумываясь, очень быстро загуглив, мозги уже не нужны, все потихоньку и наша страна превращается в стадо баранов....
Золотые слова! Только развал союза это не только горбатый виноват, разваливать начали сразу после Сталина.
простая и понятная статья, автору спасибо
Спасибо!
Спасибо за раскрытие вечного вопроса о повышении цен 😀 Другие виду топлива будут рассматриваться?
Разница будет небольшой, суть такая же
Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус.
Как ни странно, большинство автовладельцев продолжают жрать, хотя машину уже давно негде припарковать, а её обслуживание съедает большую часть зарплаты. Альтернативные виды транспорта убогих не вдохновляют. Соответственно, государству остается только доить, доить и еще раз доить.
Я - сторонник общественного транспорта. В Москве, несомненно, удобнее передвигаться на метро и автобусах. Но что делать регионам, где общественный транспорт в плохом состоянии? Вот люди и пересаживаются на личные авто, чтобы не давиться в метро в час-пик. К тому же, личный автомобиль - это и выезд за пределы города, и на дачу, и ребёнка в кружки-секции отвозить, встречать откуда-то. Перевозить маломобильных родственников, например. Вот для этого и нужен автомобиль.
Нужно Белоруссии помогать, Сирии, абхазии,Венесуэлы и т д............
Почему бы и нет? Мы все на одном шарике живем.
Это все ложится на плечи всех водителей, все налоги и прочее... уместно увеличивать стоимость бензина по определенным критериям.
Например у вас большая семья, и минивэн, ваша ставка по бензину меньше.
Или у вас большая семья, и у каждого по машине, соответственно ставка выше.
Вместо этого, увеличение, вот вам ндс еще 20%! А зарплата та же...
"цена бензина была не 43 руб., а только 30 руб" да да да аг щаас, будьте таким наивным.
У нас на все налоги повысили? Цены все растут! И если не повысит государство то повысит бизнес и положит себе в карман, гражданин все равно ничего не выиграет! Это происходит со всем, товары услуги, Осаго, страховка, проценты в банке да что угодно!
Тут автор конечно поленился углубится в тему. Вероятно, вполне сознательно.
Так что если что парни, основной вывод из статьи - нефтяные компании молодцы, нищают на 3 рубля с литра уже 10ый год подряд, а все уходи на налоги. По мордочкам Сечина, Алекперов и ко это очень заметно.
Аналитика на зарплате.
Раскрыли меня)
Где рост вы увидели? Литр бензина в 2010 стоил $0.75, сейчас — $0.57
Кухонная экономика использовала советскую веру народа ,что наверху лучше знают.Собрали активы под себя, тоже делал Березовский и Ходорковский, но они сидели в поездах разных направлений, им Питерские "партизаны" сделали пару диверсий и они отвалились. А сейчас задача всей этой междусобойчины сдерживать народ от возмущений, вести мощнейшую пропаганду о плохих европейцах,американцах ворах и беспоидельщиках! Прикрываясь победой наших дедов в ВОВ, их силой, добротой и смелостью, при этом опять надурить с квартирами обещанными ветеранам! Да этим людям всем надо быть на полном государственном обеспечении! А по честному мы работаем на дядюшку СЭМА, и начали это уже с Горбачева, потом Американскийд десант при Ельцине, изменение в банковской и финансовой системе и так далее, хотя бы поинтересуйтесь на каких условиях мы вошли в ЕЭС, как за счёт своей монетарной политике вылез Китай, до этого у нас тоже было все свое! Нельзя надолго одевать чужой кафтан, только если надо согреться!
Здравствуйте почему вы возмущаетесь ростом цен на бензин наоборот хорошо что они ростут желаю нам цену бензина в пятьсот рублей за литр и все нет этого государства ненадо забостовок ненадо митингов
Поверьте мне вся экономика рухнет осталось чучуть подождать как говориться жадность фраера обует так что пусть подымают цены на бензин да побольше
Ясно только одно, что повышение налогов на топливо, разгоняет инфляцию, что влечет обесценивание денег. С таким подходом, простой народ никогда не будет жить хорошо.
Пока чиновники,президенты и его приспешники левые и правые его дрочеры,не распиздят всю Россию так оно и будет,у них у всех уже везде за границей катеджи,пока они у власти будет становиться хуже,революции на них не хватает,как 1917 ...
Нужно народ подымать на революцию, сейчас как раз подходящее время.