Как выпустить качественный продукт без организации производства?

Перед производителем любой продукции, будь то косметика, корм для животных или кондитерские изделия, стоит множество задач. Ключевые распределяются по нескольким направлениям: организация производства (закупка и пуско-наладка оборудования, рекрутинг, обучение персонала, контроль качества), фасовка и упаковка, маркетинг и реклама, бухгалтерия и администрирование. Большую часть так называемых стартовых расходов при запуске бизнеса или нового направления тянет на себя именно производство. Как оптимизировать расходы, снизить актуальные риски (технические и юридические)? Можно передать производственную функцию на аутсорсинг.

Картинка с сайта https://www.hiveage.com/blog/the-when-why-and-how-of-outsourcing-for-small-businesses/
Картинка с сайта https://www.hiveage.com/blog/the-when-why-and-how-of-outsourcing-for-small-businesses/

Внешнее управление давно вошло в отечественный бизнес и прочно там закрепилось. Да-да, на аутсорсинг сегодня передают не только административные функции вроде бухгалтерии или кадрового учета. Технологические функции тоже могут реализовывать профильные сторонние компании. Это и есть контрактное производство.

Кому выгодно?

Давайте-ка для начала разберемся, кто вообще сотрудничает с контрактными производителями. Сразу вспоминаются топовые лейблы, товары для которых изготавливаются сторонними компаниями. Наверняка вы обращали внимание на соответствующую информацию на упаковке/этикетке. Но оставим пока крупный бизнес, спустимся с коммерческого олимпа на бренный рынок.

Контрактное производство выгодно:

  • Стартапам. Начинающий бизнес часто не тянет полномасштабную организацию производства. Есть два пути старта с небольшими ресурсами. Можно делать продукцию кустарно, получать небольшую прибыль, держаться на плаву до первой серьезной проверки или жалобы покупателя на качество. А можно передать производство на аутсорсинг, перераспределив ресурсы и сосредоточившись на маркетинге, продвижении товара, наработке клиентского портфеля. Выбор за вами.
  • Предприятиям на антикризисной программе. Любой бизнес может столкнуться с финансовыми трудностями. Нужно сэкономить максимум из возможного? Используйте контрактное производство до выхода из кризиса или на постоянной основе.
  • Компаниям с устаревшими техпроцессами. Современный покупатель требователен. Это постоянно повышает планку качества продукции. Нет возможности усовершенствовать производство своими силами? Передайте его аутсорсеру, который уже внедрил передовые технологии и может гарантировать соответствующее качество, скорость выпуска продукции.
  • Новым брендам. Запускать собственное производство методом проб и ошибок трудозатратно. Хотите минимизировать риски и получить бонус в виде контракта с надежным аутсорсером с безупречной деловой репутацией, который на виду у целевой аудитории? Вы знаете, что делать!
  • Производителям сезонных продуктов. Неравномерный спрос сильно усложняет работу. Напряженный сезон требует работы линий и персонала на износ. А в период простоя ведет к упущенной прибыли. Остановить эти безумные качели позволяет контрактное производство. Грамотно составленный договор с аутсорсером минимизирует риски, оптимизирует затраты и позволяет сосредоточиться на ключевых аспектах развития бизнеса.

Всем ли подходит контрактное производство? Конечно, нет! Это совсем не универсальное решение. И только детальный анализ бизнеса позволит понять, будет ли финансово и юридически выгодным сотрудничество с аутсорсером.

Под ключ или по функциям?

Фото с сайта https://unsplash.com/photos/PT70CT6mATQ Walter Otto
Фото с сайта https://unsplash.com/photos/PT70CT6mATQ Walter Otto

А теперь перейдем непосредственно к практической части. Выпуск товара с использованием контрактного производства – задача с разными переменными.

Самый простой вариант – производство под ключ. Вы заключаете контракт на выпуск продукции под вашим брендом. Все производственные задачи решает аутсорсер. На его плечи ложится закупка сырья, организация техпроцесса, контроль качества на всех его этапах, упаковка и т.п. Именно так, под ключ, сегодня производятся XBoxOne, iPhone, многие косметические и парфюмерные продукты. В пищевой промышленности контрактное производство тоже активно используется. К примеру детское печенье топовых брендов детского питания делает Joy-Co.

На втором месте по популярности находится изготовление компонентов для будущих товаров. Такой формат аутсорсинга производственных функций распространен в машиностроении, электронике. Основной производитель и поставщик товаров на рынок часто оставляет за собой только сборку. Отдельные компоненты изготавливаются сторонними компаниями.

Замыкает ТОП-3 форм аутсорсинга использование производственных объектов. Линия принадлежит аутсорсеру, техпроцесс ведется также силами контрактного производителя, но на вашей территории.

Есть еще один вариант контрактного производства – аутсорсинг рабочей силы. Многие компании переносят фабрики и заводы в регионы, где персонал стоит дешевле. Но дело не только в этом. Большую роль играет специализация. Проще заключить контракт и получить готовых сотрудников для работы на конкретной линии, чем учить своих штатников.

Как выбрать аутсорсера?

Итак, контрактному производству быть. Что дальше? Вам предстоит выбрать контрагента. Задача не из легких, но есть базовый перечень критериев, на которые стоит обратить внимание при поиске потенциального контрактного производителя.

Запоминайте:

  • Месторасположение. Если речь не идет о глобальном проекте с переносом производства куда-нибудь в Азию, территориальный фактор имеет особое значение. Чем ближе к вам находится контрагент, тем ниже расходы на транспортировку готовой продукции. Да и на переговоры ездить будет гораздо удобнее.
  • Стоимость услуг. Цена товара – один из определяющих факторов для заключения контракта на производство. Контрагент предлагает суперскидки, стоимость его услуг ниже среднеотраслевой? Не спешите радоваться и считать прибыль. Поинтересуйтесь, за счет чего снижена калькуляция.
  • Репутация. В это понятие включается все, от юридической и финансовой стабильности контрактного производителя до опыта работы с конкретным товаром. Максимально информативны отзывы реальных заказчиков. Не поленитесь переговорить лично с клиентами, указанными аутсорсером в пресс-релизах или на сайте.
  • Материально-техническая база и возможности. Самые современные технологии бесполезны, если аутсорсер не сможет в срок выдать нужный объем товара. Обсуждайте обороты до заключения контракта.
  • Сервис. Аутсорсер может предложить не только производство продукции, но и разработку рецептуры, сертификацию, многое другое.

Как начать сотрудничество?

Фото с сайта https://medium.com/@qasimhussain_1701/bringing-on-a-business-partner-avoid-this-common-mistake-a1e264c8eef
Фото с сайта https://medium.com/@qasimhussain_1701/bringing-on-a-business-partner-avoid-this-common-mistake-a1e264c8eef

По указанным выше критериям выбрано несколько потенциальных контрагентов. С каждым проведены предварительные телефонные переговоры. Пришло время материализовать будущее сотрудничество.

Составьте и отправьте каждому контрактному производителю Request of Proposals. Перечислите в документе характеристики товара, критерии оценки качества, необходимые объемы, сроки поставок, другие актуальные условия. Получили обратную связь? Собирайтесь на производство!

С аутсорсером не просто можно, а нужно знакомиться лично. Пообщайтесь с технологами, привлеките своих технических специалистов к переговорам. Обсудите технические, юридические, финансовые вопросы до заключения контракта. Получите договор и покажите его своему юристу.

Сделка состоялась? Выполните свою часть условий контракта (организуйте поставку сырья или просто ожидайте выпуск продукта, если все производственные функции переданы исполнителю).

Что делать, пока работает аутсорсер?

Выпуск продукции начат, на организацию производственных цепочек, найм и содержание профильного персонала, создание сырьевой базы, получение разрешительных документов тратиться не пришлось. У вас освободилось время и ресурсы. Потратьте их с пользой.

Пока контрактный производитель решает технологические задачи, ищите рынки сбыта, продумывайте и реализуйте маркетинговую стратегию, продвигайте бренд и продукт доступными и максимально эффективными способами. Выходите на маркетплейсы. И не забудьте внести коррективы в контракт с исполнителем, если к упаковке и поставке продукции у сетевых платформ имеются специфические требования, а соответствующие функции переданы контрактному производителю.

11
Начать дискуссию