Как спасать туристический бизнес в 2020 году?

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как спасать туристический бизнес в пандемию

В прошлый раз я писал то же самое о ресторанном бизнесе, подробно прочитать об этом можно по ссылке ниже. У туристического бизнеса сейчас всё намного хуже, чем у ресторанного: последние ещё хоть как-то выживают, а у туризма просадка в 10 раз. Авиа закрыли, ж/д работает так себе, за границу не выпускают – в общем, творится полный треш, а кушать хочется.

Мой знакомый владелец туристического бизнеса рассказал, что теперь они работают из дома: офис закрыли, большинство сотрудников уволили, оставив только самых ключевых – ужались до минимума. Он надеется, что к Новому Году ситуация восстановится, и бизнес снова пойдёт в гору, но лично я в этом очень сомневаюсь.

Вторая волна только стартовала, до Нового Года – чуть больше двух месяцев, времени просто слишком мало. У нас в городе даже сейчас уже 90% коек занято, а в Москве вообще полный швах. Так что надеяться на Новый год, пожалуй, не стоит: лучше уже сейчас готовиться к самому худшему и начать думать о том, как выживать в ближайшие полгода: при самом хорошем сценарии только тогда всё выровняется хотя бы до половины прежнего уровня.

Как работают турагентства

Для тех, кто не очень знаком с туристическим бизнесом, расскажу, как работает стандартное агентство.

Турагентство – это точка, которые заключают договоры с туристическими операторами. Туроператоры – это те, кто непосредственно производит тур, а агентства – те, кто их продаёт. Как и в любом агентском бизнесе, они работают на большом обороте и получают небольшой процент от продаж. Их задача – продать как можно больше, чтобы оплатить не только свои расходы (офис, зарплаты, бухгалтеры), но и получить прибыль, которая входит в тот же процент от продаж.

Сейчас объём продаж уменьшился в 10 раз: постоянные затраты стали сильно превышать доход, не говоря уже о прибыли, которой давно нет. Именно поэтому большинство владельцев турбизнеса сделали то же, что и мой знакомый: всё поназакрывали, чтобы хоть как-то минимизировать денежные потери, и доживают теперь на накопленные деньги.

Доживут явно не все, но зато тех, кто вовремя подсуетился и поднакопил денег, в будущем ждёт сильный рост. Их слабые конкуренты закроются, то есть при том же объёме рынка получится занять большую долю на рынке. Вот такой вот краткий экономический экскурс в туристический бизнес.

Кстати говоря, я завёл второй YouTube-канал: если в этом блоге я рассказываю про IT, запусках проектов и лайфхаках, то там я буду больше размещать аналитику, экономические обзоры и прочие статьи на подобную тематику. Уже выложил обзор франшизы OZON, разобрал, что в итоге выходит по прибыли, что можно с этого получить и стоит ли игра свеч.

Турагентство, как объект инвестиций

Но вернусь к турагентствм. Разберёмся по направлениям: все понимают, что когда-нибудь кризис закончится. Пусть не сразу, но люди снова начнут ездить в разные дальние страны, вести бизнес по перевозкам, будут путешествия, экскурсии и многое другое. Иными словами, в долгосрочной перспективе это достаточно хорошая инвестиция.

Давайте рассмотрим вложения не как слив денег в умирающий бизнес, а как «покупку акций». Давая оборотный капитал на нынешнее время в обмен на долю в турагентстве, вы покупаете её навсегда. Соответственно, покупая долю в турагентстве за низкую цену (а сейчас она ниже плинтуса), в будущем эта доля будет стоить кратно больше.

Принцип биржевой торговли в том, чтобы купить долю компании в тяжёлое время с уверенностью, что она поднимется, и её долю можно будет продать на пике.

Ещё одно лирическое отступление: все знают, что нефтянка бывает на таком дне, что бочка уходит по 12 долларов, но нефтянка как была, так и останется, стратегическим направлением России. Соответственно, можно предположить, что если нефтянка сейчас на дне, правительство всё равно её хоть как-то будет спасать. А потому, купив сейчас акции Татнефти, Лукойла или чего-то ещё подобного на самом дне, после спасения нефтяного бизнеса вы сможете продать акции и заработать много денег.

Инвестирование приложением

Здесь принцип такой же. Туристическая сфера всё равно поднимется, так что вкладываться в неё стоит. Вопрос только, чем. Пяти миллионов, например, у меня нет. Поэтому я могу предложить турагентствам сделать приложение бесплатно с комиссией за заказы.

Это приложение будет хорошим инструментом для того, чтобы перевести аудиторию в онлайн. Вы берёте и начинаете рекламироваться по своим клиентам, приводить их в приложение/сайт. Или по базе конкурентов, которые не могут прийти в офис ногами, но гуглят и находят вас: вы можете предложить им поставить приложение и оформить тур через вас.

В итоге можно будет набрать много клиентов и зарабатывать больше: ваш оборот уже становится выше, причём автоматизировано, без пропорционального роста на менеджерские затраты. Дальше, когда к следующему сезону рынок «отпустит», вы можете это приложение выкупить: вместе со всей наработанной клиентской базой и софтом.

Грубо говоря, я, как инвестор, выхожу из бизнеса, оставляя вам актив в виде приложения. В конечном счёте в выгоде обе стороны: я зарабатываю больше, чем при прямой продаже приложения, а вам это позволяет сейчас выстроить лояльную работу с клиентами, забрать себе клиентов от конкурентов и в будущем выкупить рабочее и эффективное приложение. Не нужно будет вписывать меня в долю, чтобы я потом перепродавал её третьим лицам: я вкладываюсь софтом.

Почему я уверен, что эта идея хорошая? Давайте откроем вордстат и посмотрим, что в нём есть интересного. Кроме поиска по словам в нём есть такой полезный инструмент, как «история запросов». Это как раз та самая динамика по частоте спроса. Например, если в конце 2018 и в 2019 году было что-то около 400 тысяч запросов «купить авиабилет», то в апреле 2020 был явный спад, а летом – резкий рост.

Люди засиделись, начали постепенно открывать страны, и пошёл рост на авиабилеты. Сейчас вторая волна, и уровень снова снизился, но явно виден очередной «верблюжий горб»: когда вторая волна закончится, будет повтор летнего подъёма. Такого, который выше даже обычных показателей прошлых лет: на пике он достиг 800 тысяч вместо 400-450 в среднем по прошлому году.

Именно в этом я вижу потенциал туристического рынка: запустив сервис тех же авиабилетов и забрав себе весь этот трафик, можно достичь высот в следующем году. Вся эта аудитория, что гуглит авиабилеты – это как раз те люди, что потеряли своего привычного турагента, и сейчас нуждаются в новом. Может, они летают по России, может, туда, где открыто, может, они ищут его на перспективу в будущем, но, в любом случае, это как раз та самая точка контакта с вашим потенциальным клиентом, с которой нужно работать.

С ж/д билетами примерно то же самое, что было летом прошлом года. Была маленькая просадка, но всё равно отскочила: люди знали про коронавирус и полную шляпу, но спрос, тем не менее, сохранился.

Туры стали покупать меньше: сейчас все понимают, что за рубеж не попасть. Вот когда откроют границы, тогда и можно заказывать – к следующему сезону.

Точно так же можно проанализировать любые запросы, на которой вы специализируетесь. Вот ссылка, переходите, проверяйте свои запросы, чтобы узнать, насколько у вас большие потенциалы, ищут ли ваши направления в корону, и по итогу примите верное решение.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Влад

У современной модели турагентства нет будущего. В докоронавирусную эпоху уже назревали проблемы - клиенты уходили в онлайн. В онлайне тоже самое, что и в агентстве, только проще, дешевле, и можно почитать живые отзывы об отеле, а не слушать частное мнение турагента. И забронировать тур можно за 5 минут, не выходя из дома. Оффлайн агентства обречены на вымирание - при снижении объёмов они сразу уходят в минус. У онлайн агентства меньше постоянные издержки, а обороты в расчете на одного живого сотрудника гораздо выше, т. к. туристы выбирают и бронируют сами. Современные онлайн агрегаторы имеют настолько удобный поиск и систему фильтров, поиск наименьшей цены и т. п. что идти в живое агентство просто незачем. Примерно тоже самое, что ходить в агентство по поиску информации, вместо того, чтобы погуглить самому.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Вот я и предложил классическому агентству пеерйти в онлайн в кризисную волну

Ответить
Развернуть ветку
Denis Viklov

"Их слабые конкуренты закроются, то есть при том же объёме рынка получится занять большую долю на рынке." Дальше читать не стал, тур бизнес значит просел в 10 раз, а у остальных все заебись. Турбизнес в россии был рассчитан на лов мидл класс, тот который в кредит в турцию в олл инклюзив тагилить ездил. Все что повыше отличается наличаем денег и мозгов и через тур агентов тупо не ездят. Премиум сегмент отдельная тема, но его и почти никогда не было. Так вот этот лоу мидл российский собирает мелочевку на макарошки и думает как продать почку чтобы оплатить кредиты.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Давайте уже писать честно, гражданин «спасатель»:
-Мне нужно спасти СВОЙ БИЗНЕС, а то с этой пандемией совсем швах и заказов нет, т.к. денег ни у кого нет, поэтому давайте я вам сделаю приложение, в обмен на комиссию с продаж. 
А то что бизнес этот и так низкомаржинальный, и доп. комиссия не только съест всю маржу но и заставит работать в минус - Вы как-то упускаете.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Да понятное дело что чел пытается стать доп прокладкой между клиентом и туриком, чтобы свой доход иметь. Это не то чтобы плохо но идея далека от благородной. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Какие-то ниши он выбирает совсем неоптимальные. Есть же горячие темы: банкротства, семейное право, психиатрия/наркология - вот и продавай там лиды.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Я не продаю лиды, я предлагаю конкурентное преимущество в виде софта. А указанные направления тоже рассматриваю, просто там мне от читателей VC ничего не нужно и это не относится к теме проекта

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Почему? Вы товары покупаете исключительно от производителя, фукая на "прокладки" в виде торговых центров? Вот честно честно?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Да нет, у меня как раз куча заказов, просто рассматриваю более маржинальные инструменты вложения часа программиста

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Ну и уже традиционное: «разработчик мобильных приложений» не может разработать себе сайт, который будет нормально отображаться на экране телефона )))
Что с вами такое? Неужели так трудно освоить вёрстку🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Спасибоза заботу. Не вижу смысла тратиться на разработку сайта с портфолио, когда для этого есть конструктор за 12 тыс в год. И да, у конструктора есть ограничения типа этого, чюно для вас будет открытием, что клиентам на это срать.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Я могу сделать сайт на любом бесплатном движке и он будет выглядеть отлично,  какие 12 тыс??

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Делайте

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Портфолио не надо. Просто ровный лендинг. Но Вам срать на клиентов

Ответить
Развернуть ветку
Велизар Царевский

Гыгы - туры? В Тольятти трупы хранить негде - закрыли роддом - теперь там хранить будут. А вы туры?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Могилку бронировать будете?

Ответить
Развернуть ветку
Boris Polikarpov

Нихрена не отскочило. Да, в августе и сентябре было больше заказов, чем в период самоизоляции, но с начала октября полная жопа... как в авиа, так и в жд. про туры и экскурсии и говорить не приходится. Бизнесы, которые подсуетились выживают за счет командировочников. говорю как представитель крупного OTA

Ответить
Развернуть ветку
Victor

А с юмором и пониманием сарказма у Вас не очень. Бабушка на улице с журналом Avon тоже представитель крупной косметической компании

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Ну вот. примерно такую мысль и хотел донести - к НГ явно не нормализуется, а приложение позволит оставаться в контакте с клиентами и сэкономить на работе менеджеров

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мошков

А что у вас за приложение?
Какая от него польза турагентству?

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Ноу-хау: оформление и выбор тура онлайн и даже оплатить картой можно (не наличкой!!!) чтоб не стоять с квитанцией в очереди Сбербанка

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Польза в том, что автоматизируется работа менеджера, которого можно уволить

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мошков

Чем это лучше срм?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Crm должен вести человек

Ответить
Развернуть ветку
Антон Мошков

Мне кажется, что вы не до конца понимаете внутренние процессы в турагентстве

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Значительная часть околотуристических поездок - это по путевкам в санатории, подлечиться.
Санатории в основном (при) закрыты.
А болячки не спят, развиваются.
Для этой категории оставшихся поневоле дома туристов нами придуман "санаторий на дому".
Читайте https://vc.ru/tribuna/170110-kak-poluchit-more-v-vanne-i-dobavit-zdorovya-doma-za-smeshnye-sotni-rubley-365-dney-v-godu

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Это откуда у вас такая статистика? Ростуризм говорит о другом

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Статистики нет, верно.
Просто мне звонят-пишут наши торговые представители и отдельные покупатели-юрлица: ехать некуда, санатории не принимают (многие перепрофилированы под Ковид заболевших).
В регионах своя политика.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Общая статистика в том, что большинство туров - это турко-египто-эмираты ол инклюзив, на который офисные сотрудники копят весь год.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Итак, наша краткая беседа началась с моей фразы:
"Значительная часть околотуристических поездок - это по путевкам в санатории, подлечиться.".
 околотуристических поездок - подлечиться.
Я только об этом.
И наша компания создала заменитель этой тусовки.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Хоминич

Автор, с чего такие убеждения, что все заработает и эта инвестиция будет прибыльной? Есть понимание насколько это длительная инвестиция? С чем Вашему софту конкурировать в этом "Красном океаном"? И отдаете вы себе отчет в эффективности традиционной турагентской модели?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Manchenko

Самое главное - разложить всё по иным доступным "полочкам".
Я прекрасно представляю финансовые возможности региональных и столичных агентств.

Если посмотреть доступные данные мониторинга компаний, и это "так и есть" -
то, да, заработки были, и, на сейчас - "оборвались".

Если задачей было "пакетирование" услуг малоизвестных мест (но вполне привлекательных), скупка со скидкой и раннее бронирование, работа с переводчиком, так как в некоторые направления созваниваться на английском довольно неудобно на "той стороне", и эти направления также не
из дешёвых, в плане предложения каким-либо агентством, то теперь, акцент можно перевести на оформление путешествий с довольно дорогим сопровождением.

Изоляция стран имеет исключения, и, если иностранная "бюрократия" по карману компании, то и продажа направлений в не закрытые (локально, внутри стран) комплексы и апартаменты, возможна.
В ином случае, будет использован сервис наподобие Booking, со всеми этими Google Translate и чатами.

В любом случае - если туристический "круг" разбивается на "осколки" оставшихся без заработков европейских коллег (там компенсация строгая), турецких владельцев, быстро меняющих сферу бизнеса, как и представители туристического "клана" другой половины Земли, с их экскурсиями и своеобразным (часто и без вирусов), изолированным бытом, то компаниям лучше переключиться (или вложить средства в локальный досуг.

Это может быть спорт, это может быть ресторанный сектор, расширенный в новые меню, гостиничные услуги с вводом техник и сервисов, которые люди полюбили в путешествиях.

При всей затратности, нужно всё же попробовать. Пускай даже сначала в самом наиболее насыщенном спросом регионе.

P.S. Расширение с новыми сервисами в локальном варианте - это не новый web ресурс - это та же реклама от уже известных заведений.

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

а смысл ?)))
зачем спасать корабль который все равно утонет

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

А я вот считаю, что не утонет. Кризис пройдёт, а отдыхать в другие страны люди будут летать 

Ответить
Развернуть ветку
Marina Moreva

Коллеги, не слушайте стервятника) Существуют способы создать и сайт, и мобильное приложение, и СРМ систему не беря ни за процент, ни в учредители хитровыделанных кодеров, пишите, расскажу бесплатно!
Хвалёные ОТА конечно молодцы с чудо-интерфейсами на инвесторские бабки, только нафига они тогда такие гордые и независимые встают на колени и ползут в офлайн, открывают агентства, нанимают тех же менеджеров и предлагают свою франшизу?
А сравнить инвестиции в нефть с туризмом вообще апофеоз около-недо-полу-экономической кодерской логики!)) Кодеры же и экономистов могут собой заменить, и турагентов, и вообще всех, пока их самих не заменил искусственный интеллект, упс, стек оверфлоу!))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Гордиенко
Автор

Вы какую-то шизофазию написали. Зачем в личку? Напишите здесь, только чтобы понятно было.

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда