Как изменился рынок курьерской доставки за год

Аналитики Контура проследили динамику численности курьерских компаний в России и выяснили, как менялся рынок в условиях пандемии. Исследование основано на данных базы Контур.Фокус.

На 1 октября 2019 в России было зарегистрировано 5,8 тыс. юрлиц и ИП с основным ОКВЭД 53.20.3 «Курьерская деятельность». На 1 октября 2020 количество компаний выросло на 8 % и составило 6,3 тыс. При этом рост наблюдался только в четвертом квартале 2019. В течение 2020 число предприятий практически не менялось.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой

Аналитики зафиксировали наибольший прирост курьерских служб в Южном, Уральском и Приволжском федеральных округах. Единственный округ, где число компаний уменьшилось — Дальневосточный.

Ситуация в регионах

Высокий рост числа курьерских служб отмечен в Краснодарском крае (+54,9 %). Здесь аналитики делают вывод о линейном тренде: пандемии не удалось на него повлиять.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Краснодарском крае

В Свердловской области тенденция также совпадает с общероссийской. Число предприятий, занимающихся курьерской деятельностью, возросло на 17,8 %.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Свердловской области

Рост числа курьерских компаний зафиксирован и в Тюменской области — он составил 18,5 %. Однако в регионе зарегистрировано всего 63 предприятия. Небольшое количество компаний не позволяет сделать вывод о соответствии тренду по России. Здесь можно говорить только о статистических колебаниях вокруг среднего значения.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Тюменской области

Отмечен общий рост предприятий в Новосибирской области (+6,6 %). Однако подводить итоги пока рано: с февраля по март 2020 число компаний в регионе вышло на плато, а затем стало снижаться. Аналитики связывают это с пандемией коронавируса.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Новосибирской области

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области показатель менялся радикально. Так, с октября 2019 по январь 2020 наблюдалась положительная динамика: рост числа курьерских предприятий составил 12,1 %. В феврале началось снижение, которое сохранилось до октября 2020. В итоге рынок потерял 1,5 % компаний, занятых в сфере оказания курьерских услуг.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Ленинградской области и Санкт-Петербурге

Хуже дела обстоят в Красноярском крае. Здесь динамика изменения числа курьерских служб не совпала с общероссийской. За год количество компаний снизилось на 11,1 %. Падение началось еще в феврале 2020 и продолжается до сих пор.

Число предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой в Красноярском крае

Однако, подводить итоги за 2020 год пока рано: сроки подачи финансовой отчетности еще не подошли. Однако аналитики изучили официальные данные 1 291 курьерских компаний за 2019 год. Проанализировав их выручку и прибыль, они сформировали общую картину по отрасли:

  • 25 % предприятий имеют выручку меньше 1,41 млн руб., а прибыль отсутствует;
  • 50 % предприятий имеют выручку меньше 6,89 млн руб. и прибыль 98 тыс. руб.;
  • 75 % предприятий имеют выручку меньше 24,99 млн руб. и прибыль меньше 933 тыс. руб.

С началом пандемии вырос спрос на услуги курьерских компаний. Казалось бы, отрасль должна быть на подъеме, но факты говорят о том, что не все так однозначно. Разные сегменты курьерских служб оказались в различной экономической ситуации. По финансовым итогам 2019 года по крайней мере 25 % курьерских организаций работали в убыток, а три четверти из них заработали менее миллиона рублей прибыли. Вероятнее всего, по итогам 2020 года будет наблюдаться рост выручки в этом сегменте экономики прежде всего за счет e-commerce. Дело в том, что пандемия негативно отразилась на курьерской доставке в секторе b2b, но при этом игроки e-commerce оказались в выигрыше. К примеру, оборот Ozon за первое полугодие 2020 вырос на 152 % — до 77,4 млрд руб. Общий рост выручки в этом сегменте, по экспертной оценке, превысил 70 %, но конкретные данные появятся не раньше весны 2021. На долю доставки интернет-магазинов еще в 2019 году приходилась почти половина рынка логистики (по данным Data Insight — 49 %). Понятно, что тренд только укрепится.

Владимир Савельев, Аналитик данных, Контур
0
1 комментарий
Анисим Маганёв

25% , 50%, 75% - Это как?), 150% что-ли ?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда