{"id":9131,"title":"CRM-\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u043d\u0430 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u043c. \u0418\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442!","url":"\/redirect?component=advertising&id=9131&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/320668-predprinimatelyam-ne-nuzhen-crm-partner-salesforce-obyasnyaet-pochemu-my-ne-pravy&placeBit=1&hash=737d7f6a70b711e4597167ca03452a69967df2ee861f60beeefbea5b58cf8663","isPaidAndBannersEnabled":false}

Можно ли сделать честный рейтинг франшиз, зачем и кому это нужно: опыт Topfranchise.ru

В 2013 году я с партнером запустил портал о франчайзинге Topfranchise.ru и стал размещать на нем франшизы, которые ищут партнеров. В этом году мы решили составить честный рейтинг франшиз на основе отзывов франчайзи.

Когда семь лет назад мы с партнером и тогдашним коллегой по «Экспедиции» Василем Газизулиным решили запустить портал про франчайзинг, мы хотели дать франшизам площадку по продвижению и поиску партнеров. В то время у нас практически не было конкурентов, да и франшиз было в разы меньше. Сейчас только у нас в каталоге больше 1000 франшиз, продающих себя на российском рынке, а всего, по данным Ассоциации франчайзинга, в России по франшизе работают около двух с половиной тысяч компаний.

Франчайзинговый рынок сильно вырос — на нем появились как профессиональные участники, так и разнообразные недофраншизы. И если первые предлагают готовый бизнес, у них есть единая система управления, которая позволяет видеть выручку партнеров, и они озабочены своей репутацией как на рынке, так и среди партнеров, то от вторых хочется только предостеречь. В общем, нам захотелось расставить какие-то указатели и ориентиры. Особенно на фоне кризиса, когда многие теряют работу и думают, куда вложить накопленные деньги.

Мы с Василем Газизулиным на International Franchise Expo в Нью-Йорке в 2019 году

Так что мы решили сделать честный рейтинг франшиз.

Однако методика оценки была не совсем понятной. Сложно оценивать по одной схеме совершенно разные франшизы по видам деятельности, по объемам инвестиций: кофейни навынос и семейные рестораны, автозаправки и детские спортивные школы. РБК, например, делают свой рейтинг востребованных франшиз на основании данных из Роспатента: сколько за год было заключено и расторгнуто договоров коммерческой концессии на использование товарных знаков. Это прозрачная методика, но не все франшизы работают по договорам коммерческой концессии — стандарта же нет, закона о франчайзинге нет.

Делать такой же рейтинг не было смысла. Мы начали консультироваться с учеными Высшей школы экономики и с различными практиками бизнеса. И в итоге решили пойти собственным путем. Как показывает наш опыт работы во франчайзинге, никто не может лучше оценить франшизу, чем ее непосредственные покупатели. Поэтому мы сделали основным критерием оценки франшизы отзывы франчайзи. Правильно составленный опросник может многое рассказать о франшизе: насколько она помогает в запуске бизнеса, насколько правдива информация об инвестициях и сроках окупаемости. Даже тот факт, что у партнера не одна, а несколько действующих точек в сети, и есть план открыть еще, говорит о многом.

В прошлом году метод протестировали на франшизах из сектора образования, услуг и товаров для детей, а также на франшизах с инвестициями до миллиона рублей. Составили и опубликовали два рейтинга, поняли, что методика в целом работает. И вот в этом году мы запустили уже всероссийский рейтинг франшиз. Сейчас собираем данные и опрашиваем франчайзи.

Как мы собираем данные

Мы ввели некоторые гигиенические ограничения для тех, кто может участвовать в рейтинге: во-первых, мы не оцениваем совсем сырых новичков, тех, кто запустил франшизу менее года назад, во-вторых, мы не оцениваем те франшизы, у которых меньше 10 работающих франшиз. Потому что управлять тремя франшизами не то же самое, что управлять десятью и больше.

Все данные франшизы предоставляют добровольно. Мы не будем их перепроверять — по умолчанию, мы верим и франчайзерам, и франчайзи. Однако при подведении итогов опросов мы сравним цифры, которые нам предоставили владельцы франшизы и их франчайзи.

Контакты франчайзи для опроса тоже предоставляют сами франшизы. Это важный момент, потому что без этой информации франшиза в рейтинг не попадет. Причем это должны быть контакты абсолютно всех франчайзи, даже если их больше тысячи. Только так получится репрезентативная оценка. Мы подписываем соглашение о предоставлении персональных данных и используем контакты только для того, чтобы опросить партнеров.

В опроснике немного вопросов. Мы просим франчайзи оценить, оправдались ли их ожидания по прибыли и срокам окупаемости, оценить уровень помощи на этапе старта и в текущей работе и выразить свое мнение о франшизе по шкале от «разочарован, хочу закрыть» до «все отлично, открою еще одну франшизу».

Понятно, что это не совсем объективная оценка. Зато честная.

По-настоящему объективным рейтинг могут сделать только цифры. Но тогда мы должны получить доступ к данным по выручке франчайзи. А это еще сложнее, чем получить контакты франчайзи.

Чего боятся франшизы

Многим компаниям страшно принимать участие в рейтинге. В основном тем, кто красиво говорит, а по факту мало делает. У франшиз могут быть отзывы, однако когда начинаешь задавать вопросы напрямую партнерам, они говорят: «Да это не франшиза, а разводка на деньги». Таким франшизам страшно давать нам контакты, потому что тогда мы все про них узнаем. Им есть что скрывать.

Но есть и те, кто открыт и без вопросов дает контакты франчайзи. Причем не только нам. Обычно они и потенциальным партнерам рекомендуют поговорить с франчайзи и лично посмотреть, как работают разные точки. Но таких франшиз, к сожалению, немного. Зато они попадут в рейтинг, и мы их подсветим.

В этом-то и цель рейтинга Topfranchise — показать действительно хорошие франшизы.

Сейчас мы собираем данные для финального рейтинга франшиз 2020 года, который опубликуем в декабре. С одной стороны, так мы подведем итог этого непростого года, с другой — дадим прогноз на следующий, чтобы тем, кто планирует купить франшизу в России, было проще и безопаснее выбирать. Я рассчитываю, что через пару лет мы начнем анализировать данные выручки франчайзи, и наш рейтинг станет таким же, как Entrepreneur Franchise 500 в Америке.

Фрагмент страницы рейтинга на сайте Topfranchise.ru, где мы говорим о том, зачем франшизам участвовать в нем 

Пользуясь случаем, приглашаю принять в рейтинге Topfranchise те бренды, которые не прячутся в тени и уверены в себе и своих партнерах. Все честно, а участие бесплатно. Вопросы можно задать мне в комментариях — отвечу лично.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Пять историй разработчиков облака Яндекса: как помогать тысячам компаний управлять данными и ​любить челленджи

Рассказываем, кто и как разрабатывает продукт в облаке Яндекса, который за полгода принес 15% выручки и вырос по объему потребления клиентами на 390%. Про найм, инженерную культуру, opensource и челленджи.

Команда Data Platform
Ozon и «Яндекс» увеличили капиталы собственных банков в 1,6–2 раза за три месяца Статьи редакции

Компании планируют выдавать потребительские кредиты, считают эксперты.

ЮMoney сделали виртуальные банковские карты с дизайном из Cyberpunk 2077

Их можно заказать до 7 декабря, чтобы принять участие в розыгрыше призов.

Экологичный email-маркетинг: полный гайд, как продавать через рассылки и не раздражать пользователей
Зимний набор на оплачиваемую стажировку в Тинькофф Старт: какие задачи решают стажеры

Стажировка пройдет по направлениям: аналитика, QA, бэкенд-разработка (Java, C++, Python, Scala, .Net, Golang), фронтенд, мобильная разработка (iOS и Android), ML, маркетинг и менеджмент образовательных проектов.

eBay: 64% покупателей не жалеют о своих покупках в Черную пятницу

Черная пятница — одно из главных событий этой недели: тысячи покупателей находятся в поиске лучших скидок. А что происходит после Черной пятницы? eBay опросил около 1000 россиян и выяснил, считают ли они выгодными покупки, совершенные во время самой большой распродажи года.

«У нас есть Волож, который нам мозг клюет»: Тиньков посчитал, что в «Яндексе» испугались покупать «Тинькофф» Статьи редакции

В «Яндексе» не захотели, чтобы после сделки Олег Тиньков остался консультировать бизнес, рассказал основатель «Тинькофф банка» в документальном фильме.

Как в 6 раз увеличить охваты в соцсетях и задать визуальные тренды в нише. Кейс «Мираж Синема»

Студия Чижова рассказывает, как делать SMM для кинотеатров: кейс федеральной сети «Мираж Синема»

В профиле на публикациях не видно дополнительных надписей, лента выглядит чисто и минималистично
Владелец «Билайна» раскрыл сумму сделки по продаже своих сотовых вышек в России — $957 млн Статьи редакции

Новым владельцем стала группа компаний «Сервис-Телеком», которая обслуживает инфраструктуру всех операторов.

Юбилей кешбэка: как в 130 лет выглядеть «на все сто»

Кешбэк — возврат определенного процента наличных на карточный счет клиента после покупок в магазинах-партнерах банка или полетах на самолетах авиакомпаний-партнеров-банка или вообще за любые покупки в конкретный период времени — очень популярен в народе. Он выглядит как современная модная финансовая фишка

Яндекс.Маркет. Отвратительный сервис

Кто и что там рассказывает про высокотехнологичную и клиентоориентированную компанию Яндекс?!?
Вместо заказанного товара, от этой компании можно получить ПОТЕРЯННЫЕ ВРЕМЯ, НЕРВЫ и ДЕНЬГИ. И допом к этому СОВЕРШЕННО РАВНОДУШНОЕ ОТНОШЕНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.
Сделала заказ на Яндекс.Маркет № 211201-556-9156 от 01.12.21 в 23-30. Пришло уведомление о…

null