{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Эффект сериала: The Queen's Gambit от Netflix приподнял спрос на шахматные школы в России Статьи редакции

Но пока повышение не массовое.

Вышедший 23 октября 2020 года «Ход королевы» ("The Queen's Gambit") стал самым популярным мини-сериалом Netflix: за месяц его посмотрели 62 млн домохозяйств по всему миру. В России сериал подстегнул спрос на сами шахматы, шахматное образование и тематическую литературу.

По статистике Google Trends, число запросов по обучению шахматам в мире выросло с начала года в четыре раза и стало рекордным за последние девять лет именно после выхода сериала

«Ход королевы» спровоцировал в мире шахматный бум

Сериал рассказывает об одарённой шахматистке Элизабет Хармон, которая борется за звание чемпионки мира и сталкивается с предрассудками о женщинах в шахматном спорте и зависимостью от таблеток и алкоголя.

Netflix признал «Ход королевы» самым успешным сериалом в своей истории и спустя месяц подвел итоги:

  • Роман «Королевский гамбит», который лег в основу сюжета, попал в список бестселлеров The New York Times спустя 37 лет после публикации.
  • Количество поисковых запросов «шахматы» в Google увеличилось вдвое, запрос «как играть в шахматы» достиг пика впервые за девять лет.
  • Запросы в категории «шахматные наборы» на eBay выросли на 250%, у Goliath Games — более чем на 170%.
  • Количество новых игроков на Chess.com увеличилось в пять раз, после релиза «Хода королевы» в день на платформе регистрируются по 100 тысяч пользователей.

В России искали, как играть в шахматы

В российском сегменте «Google Поиска» в ноябре 2020 года тоже случился бум запросов по обучению шахматам. С премьеры интерес пользователей к запросу «научиться играть в шахматы» почти все время находился в диапазоне 50 баллов по шкале Google Trends — за исключением 7 ноября, когда он достиг пика.

Иногда запросы опять уходили в ноль и снова возникал всплеск интереса на уровне 50 баллов 

По запросу «как играть в шахматы» интерес пользователей рос поступательно:

  • С нуля накануне выхода сериала в первую неделю добрался только до 37 баллов.
  • На второй — до 71.
  • Потом снова был спад до 30 баллов.
  • Только в конце третьей недели, в субботу 14 ноября, интерес достиг 100 баллов.
После интерес ушёл в ноль и поднимался не выше 61 балла

Пик по запросу «шахматы обучение» наступил уже на второй день после премьеры «Хода королевы», 24 октября. После каждого всплеска интерес уходил в ноль.

  • Диапазон интереса первой недели — 0–100 баллов.
  • Второй — 0–90.
  • Третьей — 0–100.
  • Четвертой — 87.
К концу ноября интерес упал

По данным «Яндекс.Вордстата», число запросов «шахматы» с 18 октября по 22 ноября постоянно росло — с 490,9 тысячи до 594,5 тысячи в неделю. Популярность запроса «как играть в шахматы» за неделю с 18 октября по 25 октября выросла на 20% — со 159,5 тысячи до 197,2 тысячи.

В начале ноября запросы пошли на спад, и к 8 ноября их стало 172,7 тысячи. Но к середине месяца запросы снова пошли в рост и, по статистике на 22 ноября, добрались до 196,7 тысячи за неделю.

Взрослые после сериала идут в школы сами и ведут туда детей

По информации Avito, спрос на обучение игре в шахматы за месяц вырос на 29%, за год — на 44%. В Москве спрос поднялся на 48% по отношению к октябрю.

Самый высокий интерес в Екатеринбурге: спрос на тренеров по шахматам вырос за месяц в три раза. Там же сильнее всего упали цены на обучение — на 22% за месяц. В целом по стране стоимость услуг не изменилась.

В индустрии шахматного образования рост спроса подтверждают как крупные школы с тысячей учеников, так и частные репетиторы, но не у всех он конвертировался в доход, а заявки на обучение — в постоянных клиентов. Школы вынуждены отказываться от новых учеников, которые хотят заниматься очно, в том числе из-за пандемийных ограничений.

Рост спроса мы заметили, но он не взлетел в разы. Я в полушутку говорю, что для популяризации шахмат сериал сделал больше всех современных шахматистов, включая Магнуса Карлсена.

Антон Кузин,

основатель «Русской шахматной школы», международный мастер спорта и арбитр, вице-президент Федерации шахмат Москвы

«Русская шахматная школа» — крупнейшая частная шахматная школа России. В ней обучаются тысячи детей, филиалы представлены в 63 общеобразовательных школах Москвы, ещё один филиал — в Петербурге.

Согласно Rusprofile, выручка юрлица «Русской шахматной школы» в 2019 году составила 69,5 млн (рост на 17 млн рублей), прибыль — до 6 млн рублей (рост на 2,8 млн).

Действительно, спрос повысился, мне, правда, трудно сказать, связано это с нашей усиленной рекламной активностью или с сериалом. Но сериал однозначно пошел нашему бизнесу на пользу, и мы сделали к нему отсылку в нашей SMM-стратегии.

На нас сильнее повлияли введенные ограничения, из-за которых мы приостановили работу в большинстве филиалов. Если ранее в Москве было четыре крупных игрока, а на федеральном уровне у нас было всего два конкурента, то в онлайне конкуренция гораздо серьезнее.

В октябре мы начали развивать онлайн-формат — в этом сегменте продажи абонементов выросли примерно на 30%. Большинство учеников берут абонемент на месяц за 4000 рублей. Конверсия из пробных занятий в месячный абонемент у нас около 70%.

Сергей Жвакин, сооснователь и управляющий партнер «Шахматной школы №1»

«Шахматная школа №1» с годовым оборотом в 12 млн рублей представлена 44 филиалами, шесть из них открыты по франшизе в Подмосковье, Нижнем Новгороде и Казани. Всего в школе занимается почти 500 человек.

Особого всплеска заявок мы не заметили, по «Яндекс.Вордстату», спрос на занятия шахматами стабильный. Был традиционный всплеск в начале учебного года, до этого был огромный скачок во время карантина-локдауна на протяжении полутора месяцев с конца марта.

Александр Евдокимов,

основатель «Шахматного центра гроссмейстера Евдокимова», международный гроссмейстер

Пик апреля — 5034 запросов в неделю против 4166 на пике ноября

После выхода сериала посещаемость сайта нашей онлайн-школы «Шахматы с Жориком» выросла в два раза. Спрос на платные продукты в моменте поднялся примерно на 20%. Клиенты заплатили, что станет дополнительным стимулом обучаться дальше. В среднем ученики онлайн-школы тратят на обучение не более 30 тысяч рублей в год.

Я также преподаю в госучреждении, и в последний месяц ко мне стало обращаться на 20–30% больше желающих попасть в клуб на платной основе. Некоторые родители учеников говорили, что «Ход королевы» произвел на них очень сильное впечатление, и они сами захотели научиться играть.

Тренерский опыт подсказывает, что интерес у взрослых, которые до этого никогда не играли в шахматы, продлится недолго. Но какая-то часть из них приведет детей в шахматные секции. Поэтому сериал может повысить интерес к шахматам, но не более чем на 5–10%.

Павел Шипицын,

тренер и педагог онлайн-школы «Шахматы с Жориком», кандидат в мастера спорта по шахматам, судья

Мы заметили в целом повышение интереса к шахматам: больше переходов в социальных сетях, увеличение просмотров контента и больше откликов. Шахматные школы в основном направлены на детей. Обычно они начинают заниматься в начале учебного года, поэтому в сентябре выручка у нас выросла на 30%, а в октябре — на 50% по отношению к февралю–марту.

Сериал вышел в конце октября, в разгар учебы. У детей плотный график, в который не так-то легко сходу встроить новое увлечение. Поэтому в ноябре цифры упали, но незначительно: ребята просто стали чаще болеть и пропускать.

Мы не ждём сию минуту заметного повышения спроса. Родители посмотрели «Ход королевы», впечатлились и вдохновились историей Бет Хармон, прочувствовали шахматную культуру и с нового календарного или с нового учебного года приведут детей заниматься.

Ощущение, что чего-то вроде сериала и не хватало индустрии. Он действительно стал инструментом популяризации, но все же он лишь вершина айсберга. Бум интереса к шахматам возник ещё во время пандемии. Тогда весь спорт оказался в изоляции, а мы играли в онлайне и активно это дело стримили.

Даниил Недоступ,

управляющий шахматным клубом «Медный всадник», директор по развитию Спортивной федерации шахмат Санкт-Петербурга

Я уверена, что сериал «Ход королевы» будет способствовать проявлению интереса к шахматам в нашей стране. Именно СССР в сериале показывают шахматной державой.

В этом году заметно выросло число шахматных школ в Петербурге, значит, спрос есть.

У нас спрос на занятия шахматами увеличился за ноябрь в три раза. В ноябре выручка ожидается на 22% выше, чем в октябре. Особенный прирост среди взрослых обучающихся. Но несовершеннолетних учеников, конечно, остаётся больше — восемь детей на одного взрослого, сейчас в школе более 200 учащихся.

Пока мы можем только прогнозировать, потому что набор в школу идёт постоянно, и в любой день можем принять заявку. Самый популярный абонемент — посещение восьми занятий за 5900 рублей. Этот абонемент покупается только при посещении занятий два раза в неделю.

Мария Задубровская, гендиректор шахматной школы T-Chess

Какие проблемы есть в индустрии

По словам тренеров и владельцев школ, в России больше интересующихся шахматами, чем людей, которые могут удовлетворить этот спрос. И школам приходится, с одной стороны, конкурировать с бесплатными кружками, с другой — с рынком частных услуг, где больше денег.

Конкуренция

  • С советских времен в крупных городах в каждом районе есть спортивные школы и дома творчества, где шахматам можно обучиться бесплатно.

  • Тренеров стали чаще приглашать в шахматные кружки при центрах раннего развития для дошкольников.
  • По данным HeadHunter, где в последний месяц заметен всплеск вакансий как в частных, так и в бюджетных школах, средняя зарплата тренера по рынку в России — около 32 тысяч рублей.
  • На Profi.ru час занятий с репетитором стоит от 900 до 2300 рублей. В день большинство опрошенных репетиторов в среднем проводят три-четыре урока и могут заработать за неделю больше, чем их коллеги в найме за месяц.

Спрос превышает предложение

  • Согласно Avito, тренеры предлагаю услуги всего на 1,4% чаще при росте спроса на 29%. В Москве предложение выросло на 5%, в Казани — на 4%, а в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге упало на 12 и 13% соответственно.

  • У тренеров большая загрузка: они совмещают частные уроки с преподаванием в госучреждениях или частных школах. Некоторые — все сразу. Поэтому небольшие школы могут обучать всего 100–200 человек.

  • Рынок не готов полностью удовлетворить выросший спрос. Многие хотят заниматься очно, но из-за пандемийных ограничений школы не могут расширять группы и перестают продавать абонементы на несколько месяцев.

Дефицит кадров

  • В России нет учреждений, где готовили бы тренеров, организаторов чемпионатов, судей, отраслевых менеджеров.
  • С ростом спроса на обучение школы поняли, что профессионалов брать негде.

Некоторые школы ищут возможности вне классического образования, например организовывают корпоративные турниры.

Мы развиваем направление корпоративных турниров и лекций для компаний. Регулярно организуем соревнования для «Газпрома», «Ростеха», РЖД, бизнес-клуба «Атланты», городской адвокатской палаты, работаем с ивент-агентствами. До пандемии провели турнир для Росгвардии.

Из всех этих направлений пока зарабатываем только на турнирах, но хотим расширять и монетизировать корпоративное направление: проводить регулярные занятия, лекции или шахматные гостиные в коворкингах, делать тимбилдинги в корпорациях, которые будут выделять под эти цели отдельный бюджет.

На лекциях для бизнеса мы не учим играть, а показываем на доске, как создаются стратегии и решаются задачи, проводим параллели между жизнью и игрой, даём взгляд со стороны.

Даниил Недоступ,

управляющий шахматным клубом «Медный всадник», директор по развитию Спортивной федерации шахмат Санкт-Петербурга,

На корпоративных турнирах зарабатывает и «Шахматная школа №1». В прайс-листе на сайте школы указано:

  • Организация чемпионата стоит 100 тысяч рублей.
  • Лекция с гроссмейстером — 50 тысяч.
  • Сеанс одновременной игры — 15 тысяч рублей.

На рынке также не хватает образовательных онлайн-программ для самостоятельного обучения. Простой и удобный сервис мог бы помочь школам в условиях дефицита преподавателей, считают опрошенные специалисты. Некоторые сами пробуют занять свободную нишу подготовки кадров.

Квалифицированных тренеров катастрофически не хватает. Именно поэтому наша школа в ближайшие месяцы запускает курсы по подготовке тренеров.

Павел Шипицын,

тренер и педагог онлайн-школы «Шахматы с Жориком», кандидат в мастера спорта по шахматам, судья

Как росли продажи шахмат после выхода сериала

Согласно статистике сервиса OpenData от Ozon, за месяц cпрос на шахматы для взрослых и детей вырос примерно в два раза — с 0,01% до 0,02% от общего числа просмотров всех товаров на маркетплейсе.

Динамика просмотров категорий «шахматы для взрослых» и «шахматы, шашки, нарды детские» на Ozon с 22 октября по 29 ноября

Рост спроса на шахматы был отмечен в конце октября — ноябре. В этот период россияне заказали вполовину больше шахматных наборов, чем в сентябре — начале октября.

Наибольшей популярностью покупателей в октябре и ноябре пользовались классические наборы шахмат из лакированного дерева. Средняя стоимость самых востребованных моделей — от 600 до 1200 рублей.

В Wildberries также отметили рост спроса на обучающую литературу по шахматной игре: в октябре–ноябре россияне заказали на 36% больше таких книг, чем в сентябре — начале октября. Самым популярным изданием стала книга М. И. Глотова «Ступени шахматного мастерства».

аналитическая служба Wildberries

В Avito говорят: спрос на шахматные доски по России за месяц вырос на 30% при годовом росте в 50%. Самый высокий спрос — в Екатеринбурге: там за месяц спрос на шахматные доски увеличился на 46%. В Казани и Москве спрос вырос на 34%, а в Санкт-Петербурге — на 21%.

При этом продавать шахматные доски на Avito стали лишь на 7% чаще и на 10% дороже, чем месяц назад — здесь тоже спрос превышает предложение. Средняя цена шахматного комплекта по стране составила 2200 рублей. Дешевле всего шахматы стоят в Екатеринбурге — 2000 рублей, дороже всего в Петербурге — 3000 рублей.

0
94 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна

скачай любую шахматную программу и попробуй её обыграть.
Вообще правила там очень простые  - пешка вперед ходит, конь буквой Г и т.д., научиться делать ходы можно за 5 минут.

А вот чтобы профессионально играть - придется заучивать все гамбиты, эндшпили и прочие специфические вещи, например как не попасть в пат при сильной доске и т.д.

И все равно будешь проигрывать любому школьнику, который при игре по сети параллельно запустит шахматную программу и будет делать против тебя ходы, с подсказками этой программы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна

у меня был печальный опыт онлайн игр в шахматы, вроде не так и плохо играю, но "читеров" с программами там слишком много. Грустно. И это невозможно решить никаким "античитом" - просто на другом компе (ноуте) запустят программу и будут параллельно делать ходы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Galymzhan kyrykbaev

по поводу школьника, "при игре по сети параллельно запустит шахматную программу и будет делать против тебя ходы, с подсказками этой программы", мой знакомый шахматный тренер сказал что компьютеры ходят очень предсказуемо, что можно и их выигрывать ))

Ответить
Развернуть ветку
91 комментарий
Раскрывать всегда