Консультации по Zoom, роботы и маски из обрезков: как с пандемией справляются портные, которые шили для королей Статьи редакции
Лондонская Сэвил-роу, пережившая несколько войн и кризисов, вынуждена менять традиции на технологии из-за Covid-19. Чтобы платить за аренду, портные снимают мерки по видеосвязи, подсылают к клиентам роботов и шьют маски из остатков ткани.
Пересказ материала The New York Times.
Сэвил-роу — улица в лондонском районе Мэйфэр. Она знаменита портняжными мастерскими: некоторые работают больше двух веков и шили одежду для королевских особ. NYT отмечает: костюмы мастерских на этой улице стоят от 8000 до 40 000 фунтов (от 811 тысяч рублей по курсу на 1 декабря 2020 года).
Невозможность покинуть страну стала огромным ударом для портных Сэвил-роу. Обычно они проводили почти столько же времени за границей, измеряя клиентов, сколько в лондонских ателье.
Большая часть дохода многих мастерских приходилась именно на зарубежных заказчиков. На американских англофилов — примерно треть, утверждают местные сотрудники.
Крупнейший арендодатель улицы может позволить себе отсрочки по аренде. Большая часть Сэвил-роу принадлежит норвежскому суверенному фонду размером в $1,1 трлн через агентство Pollen Estate. Многим магазинам отсрочили аренду во время первого закрытия, и арендодатель готов поддерживать их и дальше.
Pollen Estate делает это не просто так — необходимо удержать магазины на плаву. Из-за богатой истории улицы она находится под государственной защитой.
Неизвестно, сколько продлится щедрость владельца, поэтому ателье ищут выход из кризиса. Одни открывают онлайн-магазины, другие предлагают готовые костюмы, есть даже те, кто продаёт сшитые на заказ медицинские костюмы и маски.
Использовать роботов как хирурги
С сентября 2020 года портные Сэвил-роу работают удалённо — в том числе снимают мерки. Дарио Карнера, портной бренда Huntsman, из мастерской управляет роботом, который находится в Сеуле.
Сам робот довольно примитивный — камера и система связи. Он нужен, чтобы рассмотреть клиента. Мерки робот не снимает, этим занимается ассистент Карнера в Корее. Сам портной из-за пандемии не может никуда улететь.
Идея робота пришла в голову Пьеру Лагранжу, он управляет хеджевым фондом, который приобрёл Huntsman в 2013 году. Лагранж давно говорил, что Huntsman следует расширять аудиторию и ассортимент и развивать сайт.
Когда из-за Covid-19 в марте закрылись общественные места, он задумался о хирургах, которые делают операции с помощью роботов. Если даже они могут использовать роботов, почему же не могут портные?
Раньше изготовление костюма занимало около года. С помощью дистанционных консультаций и снятия мерок это время, по прогнозам, удастся сократить до пяти месяцев.
Снять мерки по Zoom
Костюмы, которые шьют на Сэвил-роу, не просто качественные. Они призваны подчеркивать достоинства и скрывать недостатки так, как не может ни один готовый костюм.
Способность портных замечать физические особенности клиента и знать, как сделать максимально красивый и качественный костюм с их учётом, называется rock of eye.
Считалось, что портному необходимо быть с клиентом в одной комнате, чтобы построить индивидуальные лекала, но теперь, в эпоху коронавируса, Карнера изменил мнение. Когда примерка в Сеуле через Zoom закончилась, он сказал: «У него опущено левое плечо, а ноги чуть изогнуты — стойка довольно прямая. Я увидел, что мне нужно».
Другие портные тоже осторожно следуют примеру Huntsman. Кэтрин Сарджент, первую женщину-мастера на Сэвил-роу, на снятие мерок по Zoom уговорили клиенты, которым надоело ждать конца пандемии.
Соосновательница Gormley & Gamble Фиби Гормли, первой местной мастерской только для женщин, пошла другим путём: начала продавать маски, изготовленные из остатков ткани. Помимо этого, она планирует запуск онлайн-магазина Form Tailoring. От консультаций в онлайне она отказалась, одежда для этого слишком сложная.
Культовое место стоит слишком дорого, но не добавляет ценности
Эдвард Секстон открыл ателье на Сэвил-роу в 1969 году: разбавил консервативность стиля и привлек знаменитых клиентов. Трое из четверых «битлов» на обложке альбома Abbey Road одеты в его костюмы.
Последние несколько десятилетий он работает из студии в Найтсбридже (район в Лондоне рядом с Гайд-парком) и не горит желанием возвращаться на культовую улицу.
«Она сейчас мертва — и не только из-за коронавируса. Когда я работал там, жизнь кипела, кипело мастерство шитья. Сейчас Сэвил-роу — просто витрины брендов», — сетует Секстон.
Некоторые мастерские тоже открываются не на Сэвил-роу, а на соседних улицах Олд-Берлингтон и Клиффорд — сохраняется престиж без недостатков Сэвил-роу.
К ноябрю 2020 года пять витрин на улице пустуют, и место начинает выглядеть заброшенным. Стоимость аренды до пандемии была высокой, спрос на костюмы падает, да и брекзит не помог.
Сочетание высоких накладных расходов и плохой стратегии заставило Lanvin и Alexander McQueen закрыть магазины на улице. Не смогли поддерживать бизнес и культурно важные компании:
- French & Stanbury, сделавшую костюм Кэри Гранта для фильма «К северу через северо-запад», несколько лет назад приобрела китайская инвестиционная фирма. Она закрыла бутик в марте 2020 года.
- Hardy Aimes, создававшая костюмы для фильма «2001 год: Космическая одиссея» и платья для королевы Елизаветы, закрылась в 2019-м.
Озвальд Боутенг, открывший мастерскую около 20 лет назад, утверждает: необходим новый, радикальный подход, чтобы спасти улицу от вымирания. Хотя ему надоело, что «алгоритмы управляют нашей жизнью», в пандемию он понял, что его фирма может выжить только благодаря технологиям.
«Никуда от алгоритмов не деться! — сдержанно смеётся он. — Даже тут цифровая эпоха одержала победу». Первую консультацию в Zoom он ждал с раздражением.
Новый Сэвил Роу – это Zozo. Покупаешь пижаму с точками, крутишься в ней перед камерой телефона и получаешь идеально сидящий костюм (и другую одежду).
До идеала там очень далеко
Это прекрасно. Вирус встряхнет и этих консервативных чуваков.
Так говорите, как будто консерватизм - это обязательно плохо. Намного хуже то, что в наше время становится невозможно делать бизнес без бесконечного масштабирования, снижения себестоимости и ускорения всего и вся, в ущерб качеству и стилю. Кричим про осознанное потребление, экологию и так далее, но при этом клепаем тонны одноразовых вещей в космических масштабах, которые через год выходят из моды, если не успели за это время развалиться по швам.
Шил себе раньше MTM костюмы (Savile row это bespoke - там больше примерок и лекала делают с нуля), но даже MTM это ж блин ритуал.
Листать каталоги с тканями, пуговицами, тканями для подклада (тут ведь не только вид, но и текстура важна) - даже это в сто раз приятнее делать в офлайне, чем в онлайне. Я даже не говорю про живые примерки на полуготовом костюме перед финальными корректировками.
Это как механические часы против идиотских Apple Watch - доказательство того, что не все в этом мире должно быть эффективно, чтобы доставлять удовольствие. Должно быть эстетичным.
Не обязательно, конечно. Я очень расстраиваюсь тем, что происходит с рынком автомобилей, например, какие "погремушки" мы сейчас по ляму покупаем. Но вот мир роскоши, мужиков в дорогих костюмах и туфлях, весь этот аристократический пафос - мне кажется, мир абсолютно ничего не потеряет, если они исчезнут нахрен, ну не знаю, переоденутся в обычную нормальную одежду, дорогие котлы заменят простейшими касио...
Ну вообще это ошибка так вот мир роскоши низводить до пафоса. Пафос и понты всегда выдают того, кто в этот мир попал случайно и вообще не разбирается в предмете, тупо покупает для показухи то, что увидел в инстаграме или в клипе какого-нибудь рэпера. Ведь качественные вещи появляются в ответ на соответствующий запрос. Люди с бескомпромиссным подходом к качеству не просто покупают бренд, они разбираются в предмете. И это качество, эти стандарты и подходы переносятся и на масс-маркет в какой-то мере. И мне кажется вполне закономерным, что в мире, где перестает цениться качество костюма и перед огромными аудиториями выступают люди в толстовках и рваных джинсах, на рубашке известного и вроде бы не самого мусорного бренда отовсюду торчат нитки, а из десяти пуговиц отваливаются три прямо в магазине.
Тахикардия — Это прекрасно. Она встряхнет и этих консервативных чуваков.
За это время можно набрать или скинуть по несколько десятков кг.
Что они там вышивают целый год, блять?
Очередь, сэр :)
Т.е. вместо того, чтобы масштабироваться, они устраивают, искусственно, ожидание для клиента длинною в год.
Это повышает ценность для клиента. Потом будет хвастаться,что "этот костюм он ждал целый год".
Искусственный дефицит,как у ... Вы знаете)
Это повышает цену для клиента, а не ценность.
Нет большей дурости в 21 веке, чем ждать пошива костюма целый, мать его, год.
У ожидания и цены может быть только одно оправдание - полагаю, эти костюмы носят до старости и опционально в них же владельцев могут и похоронить. Или если ты важная шишка и тебе нужно несколько идеально сидящих костюмов, подчеркивающие твой статус, которые опять же будут носиться десятилетиями. Ради десятилетий отсутствия заморочек с одеждой "на выход" можно и подождать
это все маркетинговая чушь, не более.
Неудивительно, что они в скором времени все закроются.
Ну хз, в Дрездене пару месяцев назад видела очень старый магазин, изготавливающий на заказ обувь, цена от 2к евро за пару, пожизненная гарантия. Очередь тоже на год и вроде работают еще. Просто клиенты подобных мастерских живут в несколько ином мире ценностей, когда качество сильно превалирует над стоимостью и необходимостью подождать
Вот-вот, когда надеваешь обувь или костюм, сшитые умелым мастером четко по твоей мерке, и вещь садится на тебя идеально, это незабываемое ощущение. У меня вот вообще нестандартная фигура, рост маленький, но я хожу в качалку и за год заметно прибавил в груди и плечах. Так теперь вообще беда - в масс-маркете все теперь либо бесформенный оверсайз либо на длинных дрищей. В итоге рубашка либо не сходится на груди и жмет подмышками, либо до колен и похожа на халат. Боль.
🤔
Не то
А это?
"Нельзя просто заполнить улицу Zara или Topshop". Особенно когда последняя сеть начала процедуру банкроства.
Супер