Как открывали бизнес по ремонту и чистке обуви в пандемию с нуля

Зачем я пишу статью? Я нуждаюсь в совете на данный момент, обожаю писать и расскажу свою историю vc.ru.

Кто я?

Меня зовут Тёма, мне 26 лет, предприниматель, родился и живу в Орле, в феврале 2020 года, перед самым началом пандемии, запустил проект по ремонту, реставрации и чистке обуви.

Идея

Выписав несколько ниш, которыми я хотел заниматься, остановился на химчистке кроссовок и решил сделать анализ конкурентов.

#1 Перед тем, как стартовать в любом бизнесе — изучи конкурентов. Ты должен знать о них все.

Химчистка кроссовок как отдельное направление еще не достаточно популярно в России, и нужно потратить много денег и сил на развитие. Было принято решение дополнительно посмотреть рынок ремонта обуви.

Все оказалось лучше, чем представлял. Есть возможность дисраптить рынок ремонта обуви, приводя клиентов через соцсети, ведь многие ремонтники обуви работают на проходящем трафике, не имея оцифровки бизнеса, CRM-систем, юнит-экономики.

Не первый год занимаюсь предпринимательской деятельностью, считаю показатели, ДДС, юнит-экономику, слежу за конверсией из лида в продажу и эта история не о том, как у парня без опыта все получилось.

Итак. Рынок есть, рынок растет, клиентов приводить умеем. Остается найти того, кто шарит в продукте и сделать тестовый запуск.

Старт в квартире

Нужно создать mvp продукта, затем смело вкладывать деньги в продвижение. Этап быстрого теста гипотез.

#2 Первые продажи сделай своим друзьям и знакомым, если им это не нужно, может это вообще никому не нужно?

Гипотеза — если я сделаю Instagram-страничку, напишу своим друзьям, предложу им почистить обувь за 190 рублей и попрошу их сделать репост записи, то наберу первых 50 клиентов.

Клиентов оказалось чуть больше. Попросил своего товарища Сашу помочь мне с чисткой обуви в замен 50% чистой прибыли. Мы забирали кроссовки от клиентов и вместе их чистили у меня дома.

Правильно чистить не умели, но имели представление об этой услуге и заранее предупреждал клиентов и друзей, что только стартуем и просили отнестись с пониманием, если мы накосячим.

Февраль

  • Оборот: 19320 рублей
  • Затраты: 3190 рублей
  • Чистая прибыль: 16130 рублей

Если считать собственные зарплаты, то прибыль бы получилась 2480 рублей (13650 рублей з/п и логистика)

Продажи и допродажи

На кроссовках «Луи Витон» были въевшиеся коричневые пятна прямо на белой сетке. Видео с лайфхаками на ютубе не давали ответа — как это вывести.

Я случайно знакомлюсь с Платоновым Никитой, который в дальнейшем стал моим компаньоном. Никита подсказывает мне некий раствор, в основе которого простая магазинная белизна. Этим раствором мы вывели пятна с кроссовок. С этой пары забрали сверх прибыль — 1290, вместо 190 рублей, ведь уже на том этапе делали допродажи. Продали выведение трудных пятен.

#3 Всегда допродавай. Сверхприбыль находится в допродажах.

Многим парам требовался мелкий ремонт, на нем мы зарабатывали тоже. Отдавали делать знакомому мастеру, помогал заработать дополнительные деньги и прощупать рынок. После этого мастера схантили к себе в компанию. Средняя конверсия в допродажу 40%. Мы научились продавать и допродавать услуги, следующий шаг — поиск средств для открытия полноценной точки.

Инвестиции

Получив хорошие результаты на тестовом запуске, составляю юнит-экономику и ищем инвестиции (если интересно, вышлю таблицу с расчетами). Для запуска точки нужно 343 000 рублей. Инвестиции нашли в ближнем кругу — 75 000 рублей, под 10% компании (в августе мы выкупили долю обратно).

Оставшаяся часть средств была моя. Купили парогенератор, расходники, чистящие средства, отложили деньги на ремонт и аренду. В общем, это начало становиться бизнесом.

Никита, о нем я упоминал выше, один из крутых кастомайзеров обуви в России. У него был опыт работы в химчистке и ремонте обуви в Москве, и он отлично знал внутреннюю кухню этого бизнеса. Мы стали партнерами в равных долях.

Открытие точки, первые сотрудники

В марте месяце подписали договор аренды, начали ремонт в помещении. Все делали своими силами. На ремонт и аренду потратили — 140 000 рублей. Краска, стены, мебель — все делали сами.

#4 Откройся как-то и делай хорошо свою работу. Потом сделаешь хороший ремонт и поставишь светящуюся вывеску. Не дай своему эго загубить свое дело.

В конце апреля закончили ремонт и позвали первых стажеров на работу, нашли их через инстаграм, просто выложив сторис.

Молодые ребята, у которых отменили занятия в школе и в институте. Самой молодой сотруднице было 15 лет. Заранее прошу моралистов оставить мнение при себе. Использовать детский труд — хорошо. Нужно относиться к ним, как к взрослым, платить хорошие деньги.

Увеличили средний чек с 190 рублей до 590 рублей, это все еще ниже рынка на 30%, росло количество клиентов из-за хорошего контента и акций в инстаграм.

Март — не брали заказы

Апрель — открылись в конце месяца:

  • Оборот: 15820 рублей
  • Затраты: 6920 рублей
  • Чистая прибыль: 8900 рублей

Май:

  • Оборот: 95753 рублей
  • Затраты: 48819 рублей
  • Чистая прибыль: 46934 рублей

С учетом зарплат и части аренды.

В середине июня мы увеличили оборот вдвое, конечный клиент нам стоил меньше 50 рублей, конверсия в допродажу упала до 30%, средний чек вырос до 1130 рублей. Появилась цель привлечь дополнительное финансирование на развитие сети. Открывать точки самостоятельно и искать партнеров для открытия в других городах.

Первые партнеры

Попали на презентацию проектов перед группой инвесторов, которая транслировалась в интернет.

К сожалению, инвестора мы не нашли, зато нашли партнеров. Парень, который владел химчисткой обуви в ближнем СНГ попросил помощи. Предложили за 50 тысяч рублей полностью перенять наш опыт. Проработали вместе около 2 месяцев.

Дали лого, помогли с продвижением, учетом клиентов и наймом сотрудников, доставили средства чистки, предоставили видео контент, поделились технологиями чистки и инструментами допродаж. Делали все без договора, горя идеей создания сети.

Получили первый урок — если вступаешь в сотрудничество, договаривайся обо всем на берегу. Мы мудаки в том, что полезли играть в игру, в которую не умеем играть, от нас ждали поддержки, как от полноценной управляющей компании. Мы не оказали ее должным образом. Решили разойтись. Свою ошибку признаем, общаемся с человеком до сих пор.

#5 Если ты взаимодействуешь с кем-то, то прописывай все в договоре, хотя бы от руки. Это не будет нести большой юридической ценности, зато внесет ясность в ваши отношения.

Второй парень, который заинтересовался химчисткой обуви был из Уфы. Эти события происходили почти одновременно. Договорились о том, что прилетим к нему, поможем запустить бизнес, а он оплатит нам перелет, проживание и плюс даст 20 000 рублей.

Открываем там точку, с условием, что нам принадлежит 10% уфимской точки. В Уфе мы открыли за 2 недели. Наняли сотрудников, запустили трафик, нашли оборудование и сами чистили пары. Улетели, когда бизнес заработал.

В конце августа получаем перевод 450 рублей (якобы 10% чистой прибыли) и сообщение о том, что у нас разное видение на развитие бизнеса и лучше разойтись. Вывод — мы мудаки, потому что работаем без договора.

Далее к нам присоединился мой партнер по прошлому бизнесу Толян из города Кемерово, Олег из Москвы, Диман из Саратова, выкупили в рассрочку чужую точку химчистки обуви в Туле, и недавно открылись в Казани, уже с договором.

Июнь:

  • Оборот: 144027 рублей
  • Затраты: 75451 рублей
  • Чистая прибыль: 68576 рублей

Июль:

  • Оборот: 205760 рублей
  • Затраты: 148951 рублей
  • Чистая прибыль: 56809 рублей

Август:

  • Оборот: 189730 рублей
  • Затраты: 131812 рублей
  • Чистая прибыль: 57918 рублей

Сентябрь:

  • Оборот: 216030 рублей
  • Затраты: 158400 рублей
  • Чистая прибыль: 57630 рублей

Бизнес модель в целом рентабильна и воспроизводима. Далее следовал этап стагнации.

С — стабильность

В июне-сентябре, когда у всех не сезон, мы растем. Снимали видео, проводили акции, следили за сотрудниками.

Слетали на море. Кайф. Работники, которых мы набрали в апреле работали у нас до августа, кто-то ушел на учебу, кто-то покинул нас и ушел на другую работу, на их место пришли другие и бизнес работал также.

В ноябре продали 50% доли в первой точке одному из наших клиентов. Ему понравился проект, а мы хотели высвободить время для дальнейшего развития. Тем более это хороший тест того, как все будет работать без нас.

Октябрь:

  • Оборот: 177374 рублей
  • Затраты: 87212 рублей
  • Чистая прибыль: 90162 рублей

В ноябре было принято решение переехать в другое место, с большей площадью. На переезд было потрачено много денег. Обновили мебель, докупили оборудование.

Ноябрь— (продали долю, переезжаем в другое место):

  • Оборот: 102300 рублей
  • Затраты: 98850 рублей
  • Чистая прибыль: 3450 рублей

Кажется, что теперь все работает без нас.

Канун нового года

Начиная с ноября мы с Никитой не принимали активного участия в нашей первой точке, сотрудниками расслабились, не так жестко соблюдали регламенты, оборот немного просел. Частично это связанно с переездом, но и если считать по рабочим дням клиентов стало меньше.

Сейчас я активно включился в работу нашей первой точки и систематизирую процессы, чтобы можно было это внедрить во все остальные. Ведь дела идут хорошо, пока собственник уделяет должное внимание проекту. Хотелось бы иметь систему, которая работает без большого участия собственника.

Декабрь:

  • Оборот: 102300 рублей
  • Затраты: 98850 рублей
  • Чистая прибыль: 3450 рублей

SOS, нужна помощь

В январе мы выйдем на хорошие показатели, по сравнению с декабрем. Доделаем процессы, чтобы создать такую систему, при которой бардак не может происходить.

Уважаемые читатели vc.ru, помогите мне в поисках ответов на следующие вопросы.

Как развивать сеть дальше?

Хочу, чтобы у нас была большая сеть, чтобы каждый партнер— при добросовестной работе— зарабатывал, нет цели продать гавно-франшизы, и записывать сторис про успешный успех.

Или лучше развивать только сеть собственных точек или точек, в которых у нас будет доля?

С чего начать создание линейки своих моющих средств?

Во-первых, у нас постоянно спрашивают по поводу косметики и средств очистки наши клиенты, Во-вторых, наши партнеры нуждаются в этом средстве. Сейчас мы теряем прибыль из-за использования сторонних чистящих средств.

Есть желание запустить линейку средств. Кто делал запуск своих продуктов, поделитесь советом, что почитать, к кому обратиться, где поучиться, с чего начать?

Опыта в этом нет, а читать статьи — «Выведу на Ozon и научу зарабатывать 1 млн рублей в месяц» — не хочется. Примерный расчет, 2-3 млн рублей, я понимаю, что там будут затраты на контрактное производство, маркетинг, подушку прочности. В общем, также, буду очень благодарен любому совету.

P. S. если есть у кого-то вопросы по делу, пишите мне в Telegram, я с удовольствием, в свободное время, отвечу.

Хочу, чтобы через 5—10 лет мы были самой крупной сетью в России, и будет круто, если кто-то из вас приложит к этому свою руку :)

0
136 комментариев
Написать комментарий...
Key Lansky

В Москве в Сандуновских банях при входе на двух квадратных метрах сидят двое-трое чистильщиков обуви, как правило из Средней Азии. Чистят сложные вещи не очень, но с простой работой справляются на ура. Ключевое – это поток людей, которым обувь не нужна в ближайшие два часа и кросс-продажи от официантов в бане. На выходе стабильная загрузка и премиальная наценка. В эту сторону можно плясать.
По вопросам – я не вижу у Вас ноу-хау, которое можно было бы продавать по франшизе, поэтому концентрировался бы на своих точках с партнёрами по аренде.
По средствам – на самое востребованное запросите ОЕМ и упакуйте, но там тиражи могут быть слишком большими для нынешнего бизнеса.
Удачи в развитии проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Пуртов
Автор

что такое ОЕМ? спасибо за совет

Ответить
Развернуть ветку
Key Lansky

Контрактное производство сущестствующего средства с Вашей этикеткой

Ответить
Развернуть ветку
Артём Пуртов
Автор

принял

Ответить
Развернуть ветку
133 комментария
Раскрывать всегда