«Прощание с бумагой»: как мы автоматизировали промышленную компанию

Автоматизация мелких процессов в компании привела к созданию полномасштабной системы по управлению всем предприятием.

Знакомство

Мы в NeoGroup убеждены в том, что бизнес строится на трех фундаментальных опорах:

  • СТРАТЕГИЯ - правильно подобранный продукт, соответствующе упакованный, обладающий ценностями и имеющий план сбыта.
  • ЛЮДИ - четко выстроенная иерархия, правильно подобранный персонал, прописанные понятные инструкции для каждого сотрудника со своими KPI и метриками, а также прозрачная мотивация.
  • ТЕХНОЛОГИИ - современные цифровые решения, которые точно подходят текущим бизнес-процессам в компании.

С чего все началось

В середине 2019 года именно за технологиями к нам обратилась компания, которая является крупнейшим поставщиком промышленных газов в одном из регионов России. Главная задача была организовать автоматизированный учет склада и процесс продажи продукции.

Сейчас "быстренько" по API подключимся к их системе учета, сверстаем dashboard, куда выгрузим данные и построим пару графиков для красоты - подумали мы.

На деле все оказалось куда сложнее! Как выяснилось, учет приемки и отгрузки продукции велся в РУКОПИСНОМ журнале. Далее этот журнал в конце недели отдавался экономистам, которые переносили цифры в Excel и сверяли данные из других таблиц по принятым заказам. Времени на эти операции уходило порядка нескольких дней. Говорить об актуальном состоянии склада не приходилось.

Перед тем как начать разработку системы учета склада на предприятии нам необходимо было создать архитектуру и выбрать технологии для идентификации продукции.

Технологии RFID

2-3 месяца у нас ушло только на то, чтобы отрисовать все бизнес-процессы в компании, вникнуть в тонкости производства, определить ключевые точки учета, а также провести изучение российского и зарубежного рынков на наличие уже готовых решений. К сожалению, готового мы ничего не нашли.

Трудность заключалась в том, что технологические и медицинские газы поставляются потребителям в баллонах высокого давления, прикрепить к которым "бирки" или ярлыки весьма проблематично по многим причинам.

  • Приварить - нельзя! Ростехнадзор запрещает какое-либо воздействие на сосуд высокого давления.
  • Нанести BARcode или QRcode не долговечно. Баллоны эксплуатируются на стройках и возвращаются в грязном состоянии, на очистку кода для сканера уходила куча времени.
  • Вешать метку на стяжки также не надежно. Потребители либо срывали ее, думая что это пломба от завода, зимой стяжки лопались, а при погрузке/разгрузке цеплялись за перчатки грузчиков.

Для идентификации газовых баллонов мы пришли к технологии NFC на базе RFID, которая позволяет считывать данные с радиометки с небольшого расстояния для оператора. Технологически решение реализовано на базе запорно-пломбировочного устройства «Кордон» с интегрированной в него RFID-меткой.

Для этого проекта мы предложили ЗПУ «Кордон-RFID», поскольку оно обладает повышенной криминалистической стойкостью за счет тройного замка.Специальный металлический стопорный ключ прочно фиксирует трос в замке и это позволяет плотно закрепить метку на горловине баллона.

Максим Селиванов, директор департамента технологий сохранности ГК «Силтэк»

После того как технологически решение было найдено, мы приступили к созданию самой платформы для учета продукции завода.

Прием заявок от внешних клиентов

В первую очередь мы занялись оцифровкой клиентского отдела, а именно внедрением CRM системы для приема и учета заявок клиентов.

Перепробовав самые распространенные на рынке CRM системы, мы пришли к тому, что они не удовлетворяют специфике производства и их адаптация стоит гораздо дороже для компании, чем написание собственной ЦРМки.

Самое трудное было собрать обратную связь от сотрудников клиентского отдела: что удобно, что не удобно, что хотелось бы изменить или поправить... Приходя к ним за рабочее место, мы задавали наводящие вопросы по системе, выслушивали восторженные возгласы "Какая замечательная система!", при этом как только мы отворачивались, сотрудник тут же брал в руки стикеры, записывал на него входящую заявку и клеил на монитор.

Я никогда не думал, что процесс перехода от бумажного журнала и стикеров в электронные системы для сотрудников будет таким непростым. Конечно, спустя какое-то время работы в системе, теперь клиентские менеджеры думают "А как мы раньше работали?".

Как только мы наладили прием заявок и стали понимать объемы заказываемой продукции, мы перешли на следующий этап - Исполнение заказов и учет склада.

Автоматизация склада

Имея на руках технологическую карту производства, а также отрисованные бизнес-процессы, больших трудов не составило продумать логику переходов и задать математику прибавления или вычитания из пустого в полные или принятые/отправленные.

Все было настроено и налажено, но возник вопрос по отгрузкам.

Как нам из вашей системы отправлять водителей в рейс?

Автоматизация доставки

До внедрения каких-либо систем по управлению логистикой, компания была зависима от своих сотрудников-логистов. Только они знали как и кому отправлять заказы, какие машины использовать, а их сокращенные аббревиатуры понимали только они сами. Если такой сотрудник уходил в отпуск или заболевал - работа на заводе шла с большими перебоями.

Готовыми решениями в логистике мы не обладали, поэтому обратились за помощью к известным брендам, чтобы изучить возможность применения их маршрутизаций. К сожалению, после длительного тестового периода, который нам предоставили, мы столкнулись с множеством трудностей, препятствующих внедрению автоматизированных систем. Например, одни сервисы не могут учитывать условия погрузки/разгрузки товара, другой - не может ограничивать движение крупного транспорта по территории города (такая функция есть лишь по Москве, в регионах не работает) и т.д.

У нас ушло примерно 2 недели, чтобы написать свой логистический раздел в системе, который учитывает все нюансы в отделе доставки нашего клиента. Все заказы отображаются на карте региона, и любой логист/менеджер простым перетаскиванием заказа с карты на список машин загружает ее, при этом автоматически формируются маршрутные листы и перечень загрузки для кладовщиков.

Аналитика

Для руководящего состава результаты всей деятельности предприятия мы вывели в отдельный раздел аналитик, где можно отобразить состояние производства на текущий момент, а также изучить архивные данные.

Результаты

Время на погружение в тонкости производственных процессов, проектирование архитектуры, разработка и исправление минорных багов и замечаний потребовалось около года. В результате проделанной работы мы добились:

Клиентский отдел

  • Скорость приема заявок возрасла на ~40%
  • Снижение до 0 потерь заявок
  • Полный контроль за эффективностью и качеством работы сотрудников

Склад и производство

  • Отображение состояния склада в реальном времени
  • Автоматизированный учет приемки и отправки продукции
  • Рост качества продукции

Логистика

  • Снижение стоимости доставки на 30%
  • Исключение простоя транспорта в течение дня
  • Издержки на содержание автопарка снижены вдвое

Впереди еще много работы. Сейчас мы внедряем планирование загрузки производства и прогнозирование состояние склада по минимальным остаткам, внедряем показатели KPI работы сотрудников внутри системы, чтобы оценивать их эффективность работы, а также внедряем ручные браслеты/считыватели для водителей, которые они будут использовать при отпуске продукции в местах доставки.

Сейчас вплотную подошли к тому, чтобы систему переупаковать в SaaS и предложить готовое решение для смежных предприятий, занимающихся реализацией промышленных и медицинских газов.

О результатах внедрений новых технологий поделюсь в следующих статьях.

Подробнее о системе можно узнать на нашем сайте.

Буду рад ответить на любые вопросы в комментариях.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Anna Petrova

Главный вопрос: кто чей родственник?
Дать команде молодых людей ГОД развлекаться и ломать рабочую систему - это не хилый такой бюджет и протекция.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

тоже об этом подумал
"Снижение до 0 потерь заявок" - добились снижением заявок до 0?:)

Ответить
Развернуть ветку
SL Potapenko

год на введение в эксплуатацию v 1.1 такой системы это нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Про сроки введения в эксплуатацию никто не спорит.
Вы, уважаемый, не тот посыл вычитали в моих словах.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Не, такие статьи надо начинать с того, как вы продали свои услуги. Сколько времени началось от сделки. Как прошли тендер (или они вам такой подряд без него отдали?)

нет ни слова про 1с. Неужели не потребовалась интеграция с ней?
Сколько составила выгода клиента в деньгах? 

Ответить
Развернуть ветку
Шкрабак Дмитрий

Да, с логистами интересно работать. Как то делали автоматизацию в дистрибуционной компании - логисты вручную формировали маршруты каждый день. Спрашиваем лучшего «как делаешь? По каким принципам?» . Он - «просто чуйка, чувствую так».

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Сдается мне «просто чуйка, чувствую так» в данном случае на правдивый переводится "я не потому стал лучшим, что всем подряд рассказывал найденные мной решения" ))

Ответить
Развернуть ветку
Шкрабак Дмитрий

Да он не рисковал ни местом, ни позицией. Он одним из совладельцев. Короче секрет в том, что секретного ингредиента то нет)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bulgakov

У нас в одной из компаний за логистические задачи отвечал доктор ф-математических наук.  На просьбы объяснить решения, он просил людей с уровнем ниже кандидата не тратить его время и не заниматься ерундой. 

И непонятно, что из этого лучше)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Разумовский

Увольте его, наймите логиста

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

а зачем такого держать? к хорошему такой "логист" точно не приведёт компанию. 

Ответить
Развернуть ветку
Egor Narkizov

У нас так же,как можно автоматизировать?

Ответить
Развернуть ветку
Egor Narkizov

А как можно автоматизировать?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Savenko

Написание собственной CRM - ну ну...

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Гришковец уже давным давно простился, а вы только прощаетесь :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bagin

Отличная статья, спасибо! Не хватило подробностей, как-то очень обрывочно информация подана, но я рад что на рынке есть компании-интеграторы с таким уровнем погружения. Нам в свое время внедряли PLM систему, для этого требовалось оцифровать все процессы предприятия (у нас тоже производственная компания, только ещё с разработкой своих продуктов), и, мягко говоря, они это сделали не полностью, из-за чего потом пришлось нанимать в штат отдельного человека и ещё года два докручивать систему самостоятельно. В итоге тоже ещё очень много работы, но работать стало сильно проще

Ответить
Развернуть ветку
THEOILMAN

Давайте подумаем сколько было/будет потрачено на внедрение/сопровождение, и сколько сэкономили на двух днях переписывания с амбарной книги в эксель. Вот что важно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Maksim Prudnikow

это действительно отличный ход

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Надеюсь, вы не фабрику туалетной бумаги так автоматизировали.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Narkizov

Напишите как автоматизировать отдел логистики

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Малинин

О да, какой же частый и типичный запрос! А нюансы очень интересные, спасибо за историю))) вы попали в крутой тренд, удачи вам 

Ответить
Развернуть ветку
Alena Ryabova

В деталях этот кейс был показан на профильных конференциях CREON (с цифрами, результатами и возможностями развития этой системы). Подходит для компаний, реализующих промтех газы. Не нужно месяцами анализировать процессы, т.к. многое уже учтёно и это громадный плюс для тех, кто ищет релевантный опыт.

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда