«У меня создалось впечатление, что наше государство собирается "доить" самозанятых» Статьи редакции

​Юристы, чиновники и граждане о новом законе для тех, кто работает на себя.

14 июля 2017 года Госдума одобрила в третьем чтении законопроект об освобождении некоторых самозанятых граждан от регистрации ИП. Документ позволит репетиторам, домработницам и другим лицам заниматься предпринимательской деятельностью.

До тех пор они считались нарушителями — если не оформляли статус ИП и не платили налоги. Редакция vc.ru изучила, как обсуждался законопроект, в чем его сильные и слабые стороны, и почему самозанятые граждане пока не готовы получать легальный статус.

Самозанятые и теневая экономика

Впервые правительство России начало широко обсуждать проблему «теневой» экономики и самозанятых граждан весной 2013 года. Тогда вице-премьер Ольга Голодец отметила, что из 86 млн россиян трудоспособного возраста 38 млн человек «заняты непонятно чем» — то есть работают в «нелегитимном» секторе, не платят налоги на доходы и страховые взносы.

«Надо понимать, что если они недоплачивают, этот груз ложится на всё общество, то есть шахтеры должны оплатить пенсии не только своих родителей, но и тех, кто не платит», — сообщила она.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, из-за этого бюджет недополучил налогов на сумму до 9 трлн рублей. Ведомства затрудняются назвать число людей, которые ведут незарегистрированную предпринимательскую деятельность.

По данным главы Федеральной службы государственной статистики Александра Суринова, количество занятых в теневом секторе экономики работников составило 13 млн человек. В 2016 году, согласно данным Минэкономразвития, только незарегистрированных самозанятых предпринимателей насчитывалось 16 млн человек.

Ольга Голодец, заместитель председателя правительства Российской Федерации

До недавних пор не существовало критериев, благодаря которым гражданин считался самозанятым, а такой вид деятельности приравнивался к незаконному предпринимательству. Причем многие люди либо не подозревали, что занимаются предпринимательской деятельностью, либо сознательно уклонялись от уплаты налогов.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательство — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

В том случае, если гражданин не зарегистрировался в качестве ИП, ему согласно статье 116 Налогового кодекса грозит штраф — 10% от суммы доходов за весь срок ведения предпринимательской деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

В правительстве поняли, что ловить и штрафовать нарушителей — невыгодно, и вместо этого решили создать благоприятные условия, чтобы они добровольно вышли из тени и зарегистрировались.

В ноябре 2013 года Министерство экономического развития и Министерство труда предложили облегчить регистрацию и ввести для самозанятых граждан патентную систему налогообложения, наподобие той, которая действует для ИП, когда предприниматель выплачивает налоги и взносы авансом. Варианты ведомств различались.

По версии Минэкономразвития гражданин мог приобрести патент на месяц, полгода или год. За 1000 рублей в месяц он бы получал статус легального самозанятого предпринимателя. В эту сумму должны быть включены налог на доход, а также страховые взносы. Когда срок истекал, требовалось либо оформить ИП и перейти на более высокую налоговую ставку, либо закрыть свой бизнес.

В варианте Минтруда граждане должны получать патент только в том случае, если собираются работать по найму у физических лиц. Кроме того, все налоги и взносы они должны были заплатить перед покупкой патента. Стоимость патента ведомство определить затруднилось.

У чиновников возникли трудности — они не знали, по каким критериям проводить разделение на индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.

Автор: адвокат, партнер юридической фирмы DS Law Ирина Медведская

К вопросу о самозанятых гражданах не возвращались почти два года — до тех пор, пока в 2015 году правительство не представило антикризисный план, чтобы скорректировать развитие экономики в условиях санкций и падения цен на нефть.

Одним из пунктов документа стало содействие развитию малого и среднего предпринимательства «за счет снижения финансовых и административных издержек». В апреле 2015 года в правительстве была сформирована межведомственная рабочая группа с участием представителей Минфина, Минтруда и ФНС. Она занялась пересмотром статуса индивидуального предпринимателя.

У чиновников было два варианта — либо ввести форму деятельности «самозанятый гражданин», что потребовало бы изменения Гражданского кодекса и всего законодательства, либо форму «самозанятый индивидуальный предприниматель» — нового типа ИП.

В результате чиновники выбрали первый вариант — это позволило бы упростить процедуру регистрации граждан и отменить требования, обязательные для ИП — например, регистрировать контрольно-кассовую технику и вести налоговую отчетность.

Над законопроектом работали две группы — представители Министерства финансов и команда уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Каждая из них представила свой вариант документа.

Например, Минфин предлагал предоставить статус самозанятого гражданина только узкому кругу граждан, работающим в сфере услуг по уборке жилых помещений и ремонту, а также репетиторам. Ведомство планировало взимать налоги по патентной системе для индивидуальных предпринимателей — единовременный платеж, который включит 6% от предполагаемого дохода за год, плюс страховые взносы в размере 23,8 тысяч рублей.

Проект Титова был либеральнее, он предлагал освободить самозанятых предпринимателей от любых проверок и ограничить общую стоимость патента 20 тысячами рублей. По проекту бизнес-омбудсмена размер страховых взносов составил бы 10 тысяч рублей, а региональные власти могли назначать свою цену документа — от нуля до 10 тысяч рублей.

Различались также списки видов деятельности, которыми могут заниматься самозанятые граждане. В варианте минфина было три позиции — услуги по уборке жилых помещений, по ремонту и репетиторство. В варианте Титова — 45, включая ремесленные специальности.

Вмешательство премьер-министра и президента

Наиболее активная работа над законодательством в сфере правового статуса самозанятых граждан началась в 2016 году, после того как на проблему обратил внимание сперва глава правительства России Дмитрий Медведев, а затем президент Владимир Путин.

«Следует исключить любые возможности признания деятельности самозанятых граждан незаконным предпринимательством. Если это необходимо, следует внести и соответствующие поправки в законодательство», — заявил Путин на заседании совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам в сентябре 2016 года.

По словам президента, предприниматели вынуждены оставаться в тени, чтобы не сталкиваться с бюрократией, поборами и проверками. Также он предложил освободить самозанятых граждан от налогов на два-три года.

В итоге предпочтение отдали варианту Министерства финансов. В октябре 2016 года правительство одобрило поправки ведомства в Налоговый кодекс. От уплаты налогов с 2017 года решили освободить только часть самозанятых: репетиторов, домработниц и нянь. Чтобы получить льготы, самозанятым гражданам необходимо добровольно встать на учет в Федеральную налоговую службу. Все остальные категории людей, которые работают на себя — садовники, портные, сапожники — статус самозанятых не получили.

Автор: адвокат, советник и налоговый эксперт юридической фирмы DS Law Денис Зайцев

Путин одобрил пакет поправок Минфина в декабре 2016 года. Члены сообщества предпринимателей раскритиковали законопроект Минфина. Из-за сокращения списка «льготников» Борис Титов назвал его «уходом от решения проблемы и профанацией поручения президента России».

В центре экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опора России» подсчитали, что репетиторы, домработницы и няни составляют менее 5% от всех самозанятых граждан, тогда как самые популярные виды деятельности — это работа фитнес-тренером и парикмахером.

Руководитель центра Олеся Сапа отмечала противоречивую политику правительства — с одной стороны оно заинтересовано в том, чтобы вывести предпринимателей из тени, а с другой ограничивает эту возможность.

К тому же правительство четко не объяснило, что ждет самозанятых граждан через два года, когда «налоговые каникулы» закончатся, и какую систему налогообложения им придется выбирать — патентную, упрощенную или НДФЛ. По мнению Сапа, из-за этого многие предприниматели снова «уйдут в тень».

Плюсы и минусы статуса самозанятых граждан

Правовой статус самозанятых был закреплен только в июле 2017 года. Министерство юстиции представило критерии граждан, которые попадают под это определение.

Это лица старше 16 лет, которые «осуществляют на свой риск» услуги и работы для физических лиц, основанные исключительно на личном трудовом участии ради систематического получения прибыли. Чтобы получить этот статус, необходимо подать соответствующее уведомление в Налоговую службу.

Автор: юрист правового департамента HEADS Consulting Константин Ханин

Затем Госдума приняла в окончательном чтении поправки в Гражданский кодекс России об определении правового статуса самозанятых граждан. В конце июля законопроект должен одобрить президент Российской федерации. Финальный список видов деятельности, для которых можно получить такой статус, еще неизвестен, позднее его утвердит правительство России.

«Такие меры позволят сделать деятельность миллионов самозанятых граждан нашей страны законной, без необходимости сбора и подачи множества различных документов, дадут возможность им "выйти из тени" и не считаться нарушителем или преступником», — заявил автор законопроекта Павел Крашенинников.

Однако уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов раскритиковал законопроект. По его мнению, принятый Госдумой документ не решает проблем самозанятых граждан и не побуждает их «выходить из тени» и платить налоги.

В России огромное количество людей, которые сами на себя работают, не нанимая другой персонал: няни, гувернантки, водители, переводчики, ремонтники, репетиторы, сиделки, сезонные рабочие.

В итоге Госдума наконец приняла проект закона, которым определяется статус самозанятых граждан. Документ, который не могли принять более двух лет, уместился в одном новом абзаце Гражданского кодекса. Причем поправки в ГК выглядят не просто непонятно, но сильно смахивают на отписку.

До конца 2018 года действуют налоговые каникулы, освобождающие от любых платежей, включая страховые, некоторые категории самозанятых — репетиторов, тех, кто занимается уходом за детьми и стариками, и тех, кто занимается уборкой и помощью по домашнему хозяйству. Но это псевдорешение никак не поможет решить проблему легализации.

Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей

По мнению Титова, самозанятых граждан необходимо полностью освободить от налогов, стоимость патента установить в 10 тысяч рублей, а получаемые средства направлять только в социальные фонды. Такая форма позволит упростить процесс регистрации — граждане смогут получить такой статус либо через электронные госуслуги, либо в «личном кабинете» на сайте ФНС, где есть полный реестр ИНН всех физических лиц.

Также Титов критикует авторов законопроекта за то, что они ограничили льготные виды деятельности граждан тремя категориями. Однако, как отмечает руководитель налоговой практики фирмы «Селютин и партнеры» Юлия Майфет, закон позволяет субъектам федерации расширить список.

Например, так поступили власти Кемеровской области: они добавили льготы для 10 видов деятельности, включая ремонт домов и квартир, производство и ремонт изделий из кожи и одежды, парикмахерские услуги, деятельность в области фотографии и так далее.

В качестве преимуществ закона Майфет выделяет возможность для граждан избежать ряд споров с налоговой инспекцией, например при продаже квартиры с использованием налоговых вычетов по НДФЛ.

В последнее время у индивидуальных предпринимателей, которые, например, применяют упрощенную систему налогообложения, часто возникают споры с налоговым органом из-за сделок, совершенных как в предпринимательских, так и в личных целях, причем как от имени ИП, так и от имени физического лица.

Поэтому статус самозанятого гражданина позволит избежать необходимости доказывать, что сделка была совершена им в личных целях и от имени физического лица.

Юлия Майфет, руководитель налоговой практики фирмы «Селютин и партнеры»

Среди минусов Майфет отмечает то, что сведения о постановке на налоговый учет не относятся к налоговой тайне, и узнать, легально ли ведет деятельность самозанятый, может «практически любой желающий».

«Истинная причина попытки легализации самозанятых граждан — пополнение бюджета. На сегодняшний день государство не может предложить реальных гарантий для самозанятых граждан, никто не думает о производительности труда, структуре занятости или социальной защите такой части населения», — считает руководитель «Центра правового обслуживания» Анна Коняева.

Согласно данным ФНС, опубликованным в мае 2017 года, за первые три месяца действия нормы о налоговых льготах заявки на получение статуса самозанятых по всей стране подали всего 40 человек из 15-25 миллионов.

По данным Председателя счетной палаты Татьяны Голиковой, к 1 июля 2017 года количество поданных заявлений возросло до 213, и законодательные новшества не дали результатов. «[В стране] отсутствует долгосрочная стратегия или перечень мероприятий, которые могли бы способствовать выводу из тени самозанятых граждан, что в свою очередь могло бы стать дополнительным источником доходов», — отмечает Голикова.

Татьяна Голикова, председатель Счетной палаты Российской Федерации

Собеседница vc.ru Оксана второй год работает репетитором по математике. Женщина отметила, что не изучала вопрос, но регистрироваться в качестве самозанятого пока не планирует: «У меня создалось впечатление, что наше государство собирается "доить" самозанятых. Пока они не огласят размер налога, я поостерегусь, пожалуй».

По мнению юристов, чиновники могут принять новые законы для вывода предпринимателей «из тени». Однако они сомневаются в эффективности этих инициатив. «На мой взгляд, без решения двух главных вопросов: бедности и недоверия людей к действиям государственной власти, — цена всех этих усилий будет крайне невысока», — отмечает управляющий партнера адвокатского бюро «Юшин и партнеры» Анатолий Юшин.

«Даже ужесточение ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, к чему призывает легальный бизнес, не спасет ситуацию, а только усилит коррупцию. Сначала нужно предоставить людям реальный режим, в рамках которого они смогут реализоваться, а потом уже ужесточать ответственность для тех, кто его сознательно нарушает», — считает Борис Титов.

​В марте 2017 года Центр стратегических разработок опубликовал совместный доклад с Высшей школой экономики «Российский рынок труда». Авторы отметили, что из-за отсутствия единого определения чиновники и законодатели не могут определить размер «неформального» рынка труда. Он состоит из сотрудников, которые получают «серую» или «черную» зарплату, подрабатывают неофициально и являются полностью самозанятыми.

По оценкам директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона, на этом рынке количество самозанятых граждан не превышает 7%.

Большую часть неформального рынка труда составляют бывшие сотрудники компаний, действовавших в правовом поле, которые из-за сокращений в периоды рецессии и были вынуждены искать любую работу и соглашаться на «серые» и «черные» формы оплаты. Владельцы таких компаний либо не платят налоги, либо платят, но гораздо меньше, чем должны.

Чтобы увеличить собираемость налогов, считает Гимпельсон, правительству следует поощрять создание формальных рабочих мест, которое поможет остановить рост неформальных: «Для ограничения неформальности в первую очередь необходимо системное совершенствование институциональной среды и повышение качества регулирования. Нужно снижать административные барьеры разного рода, облегчая вход в бизнес, стимулируя создание новых и расширение действующих предприятий».

По данным РБК, за 2016 год «неформальная» экономика России достигла рекордных масштабов и охватила 15,4 млн человек — или 21,2% от общего количества трудящихся.

Среди регионов-лидеров с высокой неформальной занятостью издание отметило пять республик: Чеченскую, Дагестан, Кабардино-Балкарскую, Ингушетию и Алтай. Ниже всего неформальная занятость оказалась в таких регионах как Москва, Чукотка, Хабаровский край, Мурманская и Московская области.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Денис Подобулкин

Понятно, что фрилансеры предпочтут купить смузи вместо того, чтобы заплатить налоги. Но, дорогие мои, вы живете в обществе и хотите, чтобы вас охраняла полиция, приезжала скорая или мчс в случае пожара, границу охраняла армия, чтобы дороги и дворы освещались, чтобы учителя,которые учат ваших детей, получали зарплату. А с чего, простите, это все должно оплачиваться?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Копаев

не дави на жалость (задолбали нытики), а попробуй объяснить, почему тот кто работает на себя, не должен платить налоги? то, что деньги эти не прозрачно текут куда-то - вопрос другой и это бы побороть хотелось. у меня почему то в новосибе скорая приезжает, в больнице лечат, и дороги делаю, фиг знает почему...

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда