{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Мы объясняли свой продукт на примере первого iPhone» Статьи редакции

Как устроен бизнес компании «Инициум», которая производит терминалы и ПО для навигации в моллах, а также планирует участвовать в подготовке городских пространств к Чемпионату мира по футболу.

Сергей Гудков

В 1998 году Сергей Гудков заканчивал Московский педагогический государственный университет. Он учился на художественно-графическом факультете, и в силу любознательности начал изучать HTML, что позволило ему вскоре устроиться преподавателем веб-дизайна в одну из первых столичных дизайн-школ.

В то время дизайн интерфейсов только зарождался, и многие разработчики digital-продуктов либо отказывались от дизайна, либо использовали его без учета интересов и поведения пользователей: «Лишь бы было красиво», — вспоминает Гудков.

Он решил найти подходящее соотношение между привлекательностью и функциональностью интерфейса — насколько удобна навигация, нет ли на странице лишних элементов, сколько действий необходимо совершить пользователю, чтобы переместиться из раздела А в раздел Б, и так далее.

В 1999 году он окончил университет. Сперва устроился главным дизайнером в digital-подразделении издания «Экстра М», а затем перешел на позицию дизайнера интерфейсов в компанию CNET Networks, и за несколько лет стал менеджером проектов и экспертом по юзабилити компании, взаимодействуя с командами из Америки, Швейцарии, Германии и Франции.

Функциональный дизайн

Со временем Гудков заметил, что разработчикам российских компаний не хватало опыта и знаний для разработки функционального дизайна — красивых продуктов с удобным UX.

На тот момент существовало несколько компаний, которые занимались только юзабилити-услугами. Получив макет, заказчик был вынужден отдавать его сторонним дизайнерам, и на этом стыке появлялось много проблем: удобное не всегда хотело становиться красивым.

Сергей Гудков

Еще до университета Сергей Гудков окончил художественную школу: там он познакомился со своим будущем бизнес-партнером Николаем Гославским. Вместе они начали думать о создании собственного дела.

Им пришла в голову идея: объединить в одной команде UX-специалистов и дизайнеров. Первое время партнеры работали вдвоем. Затем сняли офис и наняли дизайнеров. Сооснователи решили назвать компанию «Инициум»: в переводе с латинского это слово означает «начало» или «благое начинание». «Звучит лучше, чем какое-нибудь "интерактивное решение"», — рассуждает предприниматель.

Николай Гославский (слева) и Сергей Гудков, 2008 год

Партнеры предполагали, что услуги компании окажутся востребованными, но для этого им требовалось найти первых клиентов. Николай Гославский в прошлом руководил проектами в «Альфа Банке». Зная специфику банковской сферы, он понимал, как предлагать банкам новую услугу — юзабилити и дизайн интерфейсов. Первым крупным клиентом компании стал «РайффайзенБанк» — организации требовалось разработать интерфейс приложения для работы с должниками.

Затем сработало сарафанное радио, и в компанию по цепочке стали обращаться представители других банков: в середине 2000-х годов «Инициум» разрабатывала интерфейсы для банкоматов «ВТБ 24», «Номос-банк», и «КИТ финанс».

Развитие компании замедлил кризис 2007-2009 годов, из-за которого обанкротились или оказались на грани банкротства ключевые клиенты — например, «КИТ финанс».

Основатели компании пытались привлечь инвестиции для масштабирования бизнеса в 2008 году, однако кризис помешал планам, и им пришлось развиваться на собственные средства.

Гудков упрекает российских инвесторов начала двухтысячных в нежелании рисковать: они вкладывали деньги только в том случае, если идея или продукт уже существуют на Западе и приносит прибыль.

Поэтому компании пришлось адаптироваться к изменяющейся экономической среде и искать способы пережить нестабильность рынка. Партнеры убедились, что когда проседает один сегмент, «тонут» все узконаправленные подрядчики. Они решили охватить сразу несколько направлений — государственный и частный сектор, коммерческую недвижимость и розничную торговлю. ​

Разработка устройств

Партнерам требовалось найти новый источник доходов. Они стали искать нишу, где могли бы применить накопленный опыт. Их внимание привлекла проблема навигации: появлялись первые современные бизнес-центры и моллы с большим количеством арендаторов, и посетителям было неудобно искать их местоположение.

Тогда у них возникла идея: разработать навигационный терминал. С помощью сенсорного экрана пользователи могли бы вводить название компании или искать ее на интерактивной карте, а система указывала ее местоположение.

Для этого «Инициум» разработал собственное программное обеспечение Directorix и стал искать проект, где можно его применить. К 2009 году в Санкт-Петербурге планировалось открытие Президентской библиотеки, которую собирались оснастить современными различными мультимедиа-системами.

Реализацией проекта занималась английская компания PBDS. Он предполагал создание системы навигации, и англичане обратились в «Инициум». Российская компания представила программное обеспечение для вертикальных и горизонтальных сенсорных экранов диагональю 24 и 65 дюймов.

«На тот момент это точно был самый большой сенсорный экран в России. Помимо навигации мы сделали интерфейс для церемонии открытия, где участвовал президент Медведев. По сценарию он нажимал кнопку на терминале, и на экране за его спиной перерезалась лента», — рассказывает Гудков.

На дворе был 2008-2010 год. Когда мы говорили «сенсорный терминал», люди представляли терминал для оплаты QIWI. Тогда в России появились первые «серые» iPhone. И мы объясняли покупателям, что наш терминал — как смартфон от Apple, только в человеческий рост.

Сергей Гудков
Вертикальный навигационный терминал Initium Directorix

​По оценкам Гудкова, стоимость проекта составила несколько десятков тысяч долларов. Финансовое положение компании улучшилось, и партнеры стали искать новые идеи для развития бизнеса.

Они обратили внимание на розничную торговлю: в начале 2010-х годов в этой сфере по-прежнему недоставало digital-решений, которые могли улучшить качество сервиса или увеличить объем продаж.

У владельцев магазинов возникла схожая с владельцами торговых центров проблема: ассортимент товаров возрастал, продавцам становилось сложнее запоминать технические характеристики, а покупателям — ориентироваться в наименованиях.

Многие люди приходили в магазин только за тем, чтобы подержать товар в руках, а затем заказать его дешевле в онлайне у конкурентов с доставкой на дом. Тогда основатели «Инициум» стали думать над тем, как «поймать» эту аудиторию.

Им пришла в голову идея сенсорного терминала с доступом к базе данных магазина. Во-первых, устройство облегчало процесс совершения покупки: клиент вводил название или категорию товара, изучал характеристики и мог сравнить с другой позицией. Во-вторых, оно помогало совершить покупку «здесь и сейчас»: покупатель проверял наличие товара на складе и приобретал его по цене интернет-магазина. Если же товара на складе не было, его доставляли на следующий день в магазин или на дом покупателю. Это позволяло магазину не терять клиентов.

Мы не делали глубокий анализ рынка: у нас был хороший опыт. Он позволял улавливать общие тенденции и понимать, что происходит.

На тот момент это был «голубой океан». Похожих продуктов или концептов не было. По крайней мере, в России.

Сергей Гудков

Сооснователи назвали систему Know2buy. Они предложили выступить поставщиком оборудования производителю систем автоматизации бизнеса «Штрих-М». Представители компании заинтересовались и согласились разработать прототип устройства бесплатно — по чертежам и дизайну «Инициум». В 2010 году экраны самых крупных терминалов не превышали 17 дюймов, а для проекта со «Связным» «Штрих-М» изготовил устройство диагональю 26 дюймов.

Терминал Know2buy в «Связном»

Гудков и Гославский решили пойти по новой для того времени модели SaaS, продавая оборудование и поставляя ПО как услугу за абонентскую плату. Однако здесь снова возникли проблемы: предприниматели не знали, как позиционировать принципиально новый продукт.

Основатели «Инициум» понимали, что без кастомизации и глубокой интеграции с бизнес-процессами клиента их продукт окажется бесполезен. Им повезло с первым клиентом: Know2buy заинтересовался сооснователь сети магазинов «Связной» и советник генерального директора «КИТ финанс» Максим Ноготков.

Он был лично вовлечен в процесс: Гудков и Гославский обсуждали с ним и бизнес-, и технические нюансы — какой путь будет проходить пользователь в процессе взаимодействия с терминалом, как должно выглядеть устройство, что будет на экране в тот момент, когда его никто не использует, и так далее.

«Инициум» и оборудовала терминалами 240 точек «Связного». По оценке Гудкова, объем продаж через розничные точки, оборудованные Know2buy увеличился в среднем на 15%: «Это был очень интересный проект, который подтвердил, что система не просто имеет право на жизнь, а реально приносит существенную прибыль».

Производство

Основатели компании понимали, что если они и дальше хотят заниматься разработкой торговых терминалов и навигационных систем, то рано или поздно им придется открыть собственное производство.

Они не могли влиять на качество продукции сторонних производителей и оперативно вносить изменения в аппаратную часть. Кроме того, они понимали, что работают в такой сфере, в которой можно существенно увеличить прибыль, предлагая заказчикам кастомизированные решения, адаптированные непосредственно под их бизнес.

Компания открыла в Москве сборочный цех и конструкторское бюро. Специалисты по промышленному дизайну разрабатывают внешний вид терминалов и навигационных панелей, инженеры — схему, а дизайнеры и программисты — программное обеспечение. Всего в «Инициум» работает 23 человека, включая разработчиков, менеджеров и дизайнеров.

В московском производственном цехе работает 10 человек. Сотрудники собирают готовые устройства из комплектующих: резку металла и покраску корпуса производит завод ИВК в Татарстане, LG и Samsung — сенсорные экраны, Intel — встраиваемые компьютеры, Microsoft — операционную систему Windows IoT, предназначенную для устройств интернета вещей. «Инициум» заключила с компаниями партнерское соглашение, и они продают комплектующие со скидкой.

Подготовка терминалов к сборке

По оценкам Гудкова, в 2017 году оборот «Инициум» составит 60-70 миллионов рублей. В месяц компания производит несколько десятков устройств. Ее клиентами стали «Дочки и сыночки», «Лукойл», Mars, Miller, Samsung, а также такие торговые центры, как «Охотный ряд», «Центральный детский магазин на Лубянке», «Времена года», «Океания» и другие. «Есть планы по развитию, но они "аккуратные" в текущих условиях российской действительности», — рассуждает совладелец «Инициум».

Себестоимость устройства зависит от комплектации. Например, всепогодный уличный терминал с возможностью принимать банковские карты, устройством для печати чеков, камерой, климат-системой и экраном с яркостью более 2,5 тысяч кандел стоит от миллиона рублей.

Терминал с «простым» компьютером, инфракрасной сенсорной рамкой и телевизором — до 250 тысяч рублей. Гудков затрудняется назвать среднюю стоимость устройства, поскольку большинство терминалов (и торговых, и навигационных) производятся на заказ.

Никто из производителей не будет делать уличный терминал, заниматься исследованиями и разработками какого-то специфического оборудования, если объем поставки составляет 10-12 штук.

Процессы у производителей оборудования построены на объеме. Минимальная себестоимость — большой объем. Любая кастомизация вызывает массу проблем, потому что она не укладывается в их бизнес- и технологические процессы.

Мелкосерийное производство сложных и эксклюзивных вещей становится неподъёмной задачей для них, а мы наоборот — именно на этом и специализируемся.

Сергей Гудков

По словам Гудкова, в России у компании есть конкуренты только по отдельным продуктам. Например, в сегменте терминальной навигации — это французская компания Viadirect. Или российская «Молоко», но количество ее проектов не превышает десятка.

В будущем предприниматель планирует выйти на европейский рынок — продукция «Инициум» уже получила призовые места за лучшие digital-решения от POPAI — Международной ассоциации маркетинга в ритейле.

Новые рекламные подходы

С 2015 года «Инициум» разрабатывает специальные мобильные приложения для торговых центров, с помощью которых пользователь может найти тот или иной магазин, а также воспользоваться программой лояльности.

В современных торговых центрах установлено большое количество датчиков для учета количества посетителей. Используя эту информацию, данные от приложения и внешние триггеры, «Инициум» может показывать на терминалах и digital-указателях ситуативную рекламу.

«Например, если мы узнаем, что возле торгового центра пробка в 9 баллов, то система запустит трейлер нового фильма и покажет рекламу кинотеатра, расположенного на территории торгового центра: "Дорога перегружена, лучше сходите в кино — сеанс через 10 минут"», — рассказывает Гудков.

​По мнению предпринимателя, будущее за рекламой, оформленной в виде советов и рекомендаций по оптимизации времени. Причем с развитием мобильной аналитики рекламодатели смогут предлагать более таргетированные и узкосегментированные решения.

Терминалы, которые устанавливаются в лобби торговых центров, также собирают данные, которые в режиме реального времени доступны управляющей компании или отделу маркетинга торгового центра. Система Directorix установлена в более чем полусотне моллов и ей ежемесячно пользуются порядка полутора миллионов человек.

Арендаторы и арендодатели могут узнать, по каким ключевым словам пользователи ищут компании, сколько времени тратят на поиск, с какой периодичность ищут, как часто возвращаются. Также они могут просмотреть маршруты пользователей. Все это можно использовать для улучшения сервиса и привлечения новых покупателей.

С помощью навигационных терминалов владельцы магазинов могут настраивать сценарии для performance-маркетинга. Определяя местоположение пользователя с помощью Wi-Fi и мобильного приложения, терминал идентифицирует пользователя по MAC-адресу и «запоминает» его ID и поисковый запрос.

Увидев интерес покупателя, бренд может «поймать» его и включить в омниканальную рекламную кампанию: показывать объявления различных типов на различных устройствах и анализировать поведение с помощью «Яндекс.Метрики» или Google Analytics.

В 2017-2018 году системы «Инициум» появятся на публичных площадках Москвы — например в парке «Зарядье», который создается неподалеку от Кремля на месте снесенной гостиницы «Россия».

Компания планирует установить всепогодные уличные терминалы, с помощью которых можно будет узнать информацию о местоположении, найти объекты парка, купить билеты на аттракционы — в том числе с помощью карты «Тройка».

«Проект сумасшедший. Там занята большая часть наших ресурсов, потому что сроки сжатые — планируем успеть ко Дню города, но не знаю, получится ли — там участвует большое количество подрядчиков».

Кроме того, компания надеется принять участие в подготовке к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в 2018 году. Сейчас представители ведут переговоры со столичными аэропортами и дорожными службами о разработке навигационных систем для туристов.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Нарушев

Подтверждаю - в Связном продажи "от терминала" занимают весомую долю продаж. И поэтому в своё время думал почему никто не придумает готовую систему продаж с неким виртуальным терминалом и агентским вознаграждением для офф-сетей и малых магазинов...
Потенциальный покупатель УЖЕ пришёл, не нашёл товар и... ушёл.
Почему никто не зарабатывает на подборе и заказе?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нарушев

Я говорю о мелкой рознице, а не о сетевиках. Например, обувные магазинчики. Можно зарабатывать агентские на подборе и заказе с доставкой от тех же сетевиков

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Goslavskiy

Это кардинально другой формат. Скажем так, для продвинутых пользователей.

Ни одна "обычная сеть", рассчитанная на массового покупателя, которая попыталась поставить терминалы с небольшим экраном или вообще компьютеры с мышкой по факту - ничего не смогла сделать.

То что хоть как-то работает в Юлмарте, DNS и пр. - не работает в М.Видео, Связном и пр.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нарушев

И ещё - идея (но может вы и рассматривали) для интерактивных терминалов.
В одном тц постоянно наблюдаю просто столпотворение детей у экрана с простейшими играми: аркады, загадки, рисунки. Просто на развлечение.
Нигде больше не видел. А хорошее занятие для детей, пока родители ходят по тц. Не оторвёшь...)
Надо просто "прикрутить" оплату на время...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нарушев

Ну так можно продавать игровые терминалы самим тц ради комфорта посетителей

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Goslavskiy

Большое количество интерактивных решений для детей было в ЦДМ, сейчас меньше. В обычных ТЦ - довольно редкое явление, так как стоит существенно дороже и в инсталляции и в обслуживании, чем обычная детская площадка. Хотя внедрения и решения на рынке конечно есть.
Там есть другая проблема для родителей ) Детей потом очень трудно "оттащить от экрана", а иногда они даже начинают драться за экран )
У любой идеи - есть множество подводных камней и тонкостей )

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нарушев

Ну навигационные терминалы или детские комнаты ставят в тц тоже не ради кэша...

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда