Кто такой Илья Сачков, чем занимается его компания Group-IB и первые теории про дело о госизмене Статьи редакции

Одна из версий — связь с делом топ-менеджера Group-IB Никиты Кислицина, который якобы сотрудничал с ФБР несколько лет назад.

Главное

  • Лефортовский суд Москвы арестовал Илью Сачкова, сооснователя и главу компании в сфере кибербезопасности Group-IB, на два месяца — до 27 ноября.
  • Его подозревают в госизмене. Максимальное наказание по этой статье 20 лет тюрьмы.
  • Аресту предшествовали обыски в московском офисе Group-IB.
  • Материалы дела против Сачкова засекречены. Источник ТАСС в силовых структурах сообщил, что он не признаёт вину в госизмене и том, что сотрудничал с разведкой иностранных государств.
  • Юристы компании изучают постановление суда. Выдвинутые обвинения и обстоятельства уголовного дела пресс-служба Group-IB не комментирует.
  • Гендиректором Group-IB после ареста Сачкова в ближайшее время станет сооснователь и технический директор Дмитрий Волков.
  • Group-IB продолжает работать в обычном режиме.
Илья Сачков / Фото с личной страницы в Facebook (принадлежит признанной в России экстремистской Meta)

С чем может быть связано дело

По словам источника Daily Storm в правоохранительных органах, ФСБ давно хотела надавить на Group-IB: компания не шла на сотрудничество с силовиками кроме как официальных контрактов и пыталась выйти на мировой рынок без связей с российскими спецслужбами.

Гендиректор аналитической компании Telecom Daily Денис Кусков отметил в разговоре с BFM.ru, что компания плотно работала с властями и правоохранительными органами, в том числе с европейскими.

«Вероятно, у неё были допуски к каким-то документам. Хакерские атаки испытывали многие структуры, в том числе государственные, правоохранительные. Возможно, он [Сачков] подписывал определённые документы, которые запрещали передавать такие объёмы информации на сторону», — добавил Кусков.

Телеканал RTVI напомнил, что весной 2020 года Минюст США заподозрил руководителя департамента сетевой безопасности Group-IB Никиту Кислицина в причастности к попытке продажи личных данных пользователей Formspring в 2012 году. Обвинение связано с делом хакера Евгения Никулина.

В Group-IB заявляли тогда, что по делу нет доказательств вины Кислицина. При этом ни компания, ни Кислицин не получали повесток на заседание. Осенью 2020-го Никулина приговорили к семи годам тюрьмы.

Перед слушаниями по Никулину в суде рассекретили показания Кислицина от 2014-го года, в которых тот, пытаясь избежать тюрьмы в США, передал агентам ФБР «много информации на русских хакеров и хакеров в погонах». Об этом пишет Мария Коломыченко, бывшая журналистка РБК, которая освещала это дело.

По словам Кислицина, он это делал с одобрения Сачкова, говорится в посте Коломыченко. С тех пор некоторых хакеров из его показаний арестовали в США, некоторых объявили в розыск. Российские органы заподозрили, что «кто-то льет американцам инфу». Они якобы арестовали одну группу лиц в 2016-м и успокоились.

В 2020 году показания Кислицина о хакерах рассекретили. «И, видимо, прочитала их тогда не только я», — предполагает Коломыченко.

Добавлено 30 сентября. Знакомый с Сачковым источник Forbes на рынке информационной безопасности считает, что под статью о госизмене предприниматель мог попасть из-за участия Group-IB в расследованиях Интерпола. Другой собеседник — из-за того, что Сачков якобы мог «сдать» владельца компании «М13» Владислава Клюшина.

Клюшина весной 2021 года задержали в Швейцарии. По данным СМИ, в США его подозревают в промышленном шпионаже и торговле инсайдерской информацией. Сотрудники Group-IB уже несколько недель ищут возможности трудоустройства, а саму компанию постепенно «отодвигают» от госденег, говорит источник на рынке ИБ.

Собеседник добавил, что Сачков потерял «друзей из МВД и ФСБ». Тех якобы обидели его заявления о том, что «русские ничего не умеют расследовать», и «он один — светоч на рынке информационной безопасности».

Что известно о Group‑IB

35-летний Илья Сачков родился в Москве и окончил факультет информатики и систем управления МГТУ имени Баумана. На первом курсе ему попалась книга о компьютерной криминалистике в США, писал Forbes. Идея понравилась, так в 2003 году появилась Group‑IB.

Деньги на открытие бизнеса Сачкову дал старший брат, $5000. Университет выделил комнату под лабораторию. Первый существенный контракт компания получила через несколько месяцев от топ-менеджера российской нефтяной компании, которого шантажировали фотографиями. Гонорар за раскрытие дела покрыл инвестиции на запуск бизнеса, и даже осталась небольшая прибыль.

Group-IB специализируется на расследовании и предотвращении преступлений в компьютерной сфере. Сейчас это один из лидеров рынка. В 2014 году Forbes писал, что сотрудников Сачков ищет в институтах и на олимпиадах по компьютерной криминалистике. Костяк компании — выходцы из «Бауманки».

Среди клиентов Group-IB — крупнейшие банки России, мобильные операторы, ритейлеры и другие. Например, в 2020 году компания раскрыла группу хакеров RedCurl, которая занималась корпоративным шпионажем в России, Канаде и других странах.

Компания также сотрудничает с полицией, Интерполом, Европолом. Например, в 2021 году с помощью специалистов Group-IB управление «К» МВД задержало хакеров, которые занимались взломом и кражей аккаунтов участников программ лояльности популярных интернет-магазинов.

Сам Сачков — член экспертных комитетов Госдумы, МИД России, Совета Европы и ОБСЕ в области киберпреступности. Трижды Сачков встречался с президентом Владимиром Путиным, писал Forbes.

Свою оценку компания не раскрывает. В 2016 году Group-IB продала 20% фондам Altera и Run Capital, по словам источников, при оценке в $100 млн.

Финансовые показатели компания не раскрывает. Илья Сачков говорил, что в 2019 финансовом году, который закончился 1 апреля 2020-го, на зарубежные рынки приходилось 35% выручки компании, а в 2020 году показатель должен вырасти до 50%.

При этом Сачков говорил, что выручка компании от государства (не от госкомпаний) равна нулю. «В других странах государство готово работать с нашими технологиями, мы этого не стесняемся, — их невозможно превратить в технологии двойного назначения, причинить вред. Проблема России — в невысоком уровне принятия инноваций, сколько бы о них ни говорили», — отмечал он.

По данным «Контур.Фокуса», выручка ООО «Груп АйБи» в 2020 году составила 384,4 млн рублей, убыток — 43,8 млн рублей. Компания принадлежит ООО «Группа АйБи Сервис» — её убыток по итогам года составил 9,8 млн рублей. Конечный владелец — сингапурская Груп-Айби Глобал Прайвет Лимитед.

Как пишет РБК, контрольный пакет акций принадлежит Сачкову и Дмитрию Волкову, сооснователю и техническому директору Group-IB.

В 2019 году Group-IB перенесла штаб-квартиру в Сингапур. Там находится весь совет директоров и основной менеджмент, пишет РБК. В случае, если закроется российский офис, его функции заберёт Сингапур, говорил Сачков.

Наши данные сохранены определенным образом, зашифрованы и доступны ограниченному кругу людей. Если начнется давление на кого-то из наших сотрудников, эта информация будет в правоохранительных органах и в прессе.

Редкая компания так относится к своей внутренней безопасности, как мы. Отсюда полиграфы, психологическое тестирование [кандидатов на позиции в компании] и другие подобные вещи. Если хоть один сотрудник нас подведет, вступит в неформальный контакт с правоохранительными органами, организованной преступностью, на этом наш бизнес закончится.

Илья Сачков, в интервью РБК

Тогда же он рассказывал, что компания рассматривает возможность в течение 2021 года провести раунд с «большим международным инвестфондом». Привлечённые деньги могут пойти на ускорение экспансии и открытие международных офисов.

0
79 комментариев
Написать комментарий...
Кирилл Макеев
Кто такой Илья Сачков

Хуй с горы какой то. Кто-нибудь из айтишки знает что это за чел и чем его контора занимается толком? 
Имхо кроме того, что он много торгует лицом, больше ничего неизвестно(за ним нет)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Maksimenko

Никогда не понимал людей, которые гордятся тем, что они что-то/кого-то не знают

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда