Самый экологичный стартап: жучиные боксы для переработки пластика дома и в офисе
Как ученые из Якутии, исследующие насекомых-пластикоедов, создали социально значимый экологический стартап «Ксенос».
Жуки стали “амбассадорами” экологического проекта
Сначала команда энтузиастов, состоящая из двух биологов и одного эколога Евгения Попова, Валерии Кривогорницины, Ивана Сокольникова, зачитывалась работами ученых из Кореи, Японии, Китая, которые рассказывали о насекомых, способных деполимеризовать пластик (под пластиком подразумевается полистирол и его производные). Согласно исследованиям, пластик подвергается разрушению, благодаря действию внутренних бактерий личинки восковой огневки, жука зофобас морио и других насекомых. Ознакомившись с исследованиями, биотехнологи приступили к практике.
Как придумали экологичный стартап
В ксенобоксе располагается 3 отделения с жуками, в каждом размещается по 300 особей зофобас морио. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить семье из 3-4 человек переработку бытового пластика: пакеты, упаковки из полистирола, пенопласта и полиэтилена. Стоимость портативной станции составляет 5-6 тысяч рублей. Компании уже поступили предварительные заказы не только из Якутии, но и других регионов, зарубежных стран.
Как содержать жуков
Сильно “заморачиваться”, как с кошкой или собакой, не нужно Необходимо следить, чтобы температура была в диапазоне от 20 до 35 градусов по Цельсию. Если температура ниже или выше, у жуков начинается процесс ингибирования: они перестают размножаться и питаться. Земля у “питомцев” должна быть достаточно влажной, для этого ее необходимо опрыскивать с помощью пульверизатора (к портативной станции прилагается инструкция по поддержанию необходимой среды).
Проект уже высоко оценили в республике: на ежегодной республиканской выставке Sakha Innovation 2021 Евгений Попов с проектом "Ксенос" был признан лучшим изобретателем.
Новое направление проекта: разведение диких клещей
Недавно компания “Ксенос” в интервью ТАСС сообщила, что приступает к разведению колоний диких клещей для борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур в условиях изменения климата в Арктике.
Интересующие вопросы можно задать команде "Ксенос" на их основной странице.
Что-то я ржу. Личинки зофобаса стоят 200 рублей за 100 грамм. На личиночной стадии они проводят 4-5 месяцев, после чего окукливаются и превращаются в очень вонючих жуков, которые уже никакой пластик не едят, судя по всему.
В свою очередь, для размножения (да и наверняка чтобы вообще дожить до взрослого состояния) им неминуемо нужна белковая и углеводная пища.
По сути, «стартап» предлагает купить корм для террариумных животных и копеечный контейнер за 6000+ рублей. А потом небось ещё докупать «рефилл» в виде новых личинок.
Это история о том, как размотать экофрендли людей на бабло.
Кроме того, выше речь идёт про деполимеризацию полистирола, ок. А полиэтилен, полипропилен и поликарбонат как? Тоже деполимеризуются или таки просто выходят в неизменном виде?
Все делается по шагам
Это как направление для исследования и селекции организмов
Ну так тогда и надо писать гораздо больше про планы. А то получается следующее: «мы хотели сделать интересный проект, но вместо этого решили продавать жуков в коробочках с 80% маржинальностью». Мне вот, как биологу, было бы весьма интересно в том числе увидеть детали. А то «секвенировать ДНК, синтезировать белок, сделать раствор» звучит ну или просто гиперупрощённо, или наивно. Такой поворот стартапа без описания планов на будущее создаёт у меня впечатление, что они гораздо больше попытались откусить, чем проглотить могут.
Но есть ещё один аспект. Я успел посмотреть некоторые из опубликованных исследований по теме, и, конечно, наши стартаперы не договаривают. Например нигде не написано, а какой, собственно, процент потреблённого пластика переваривают эти личинки (это далеко не 100%), а какой остаётся в виде непереваренного пластика с другой фракцией и молекулярной массой. Только вот в отличие от пластика в его цельном виде, грунт с испражнениями зофобаса в нормальную переработку сдать уже не выйдет.
Во-вторых, провели ли стартаперы исследования того, как работает именно их линия зофобаса. Судя по всему, от линии сильно зависят параметры биодеградации. То есть, тот факт, что черви пластик жрут, ещё не значит, что они его именно деградируют. Эффективность деградации зависит, видимо, от микробиома их пищеварительной системы, и возможно от генетических особенностей самой линии червей. Об этом — тоже ни слова.
Вам как специалисту, уже пора привыкнуть что на рынке творится дичь. И суммы денег, которые берут с людей, мало коррелируют с их себестоимостью или фактической пользой)) 80% маржинальность - это еще цветочки))
А так, конечно интересно посмотреть, если представители Ксенос ответят по существу.
Я работаю в отрыве от индустрии, так что информация об этой дичи просачивается ко мне достаточно редко)) Да и сложилось у меня впечатление, что «мясные» стартапы (ну как «железные» в IT, только в биотехе) у нас в принципе сейчас нечасто возникают. Всегда проще (и, зачастую, гораздо дешевле) накодить что-нить для носимой электроники на тему веллбиинга и прочих лонгевити, чем реально провести нормальное и, бесспорно, действительно сложное исследование в мокрой лаборатории.
А про суммы я понимаю, но здесь меня прям в самое сердечко подход: 200₽ зофобас + 99₽ икеевский контейнер + 80₽ килограмм отрубей = 2000₽ за опупенную станцию переработки пластика.
Ну то есть у меня вот реакция «ребят, ну вы вот вообще не стараетесь». Должно быть хоть какое-то ноу-хау. Прикрутите хотя бы контроль микроклимата. Проведите хотя бы исследование, при каких параметрах этого самого микроклимата жуки работают максимально эффективно. Ну хоть что-нибудь, хотя бы сделайте вид, что это «наукоёмко», а не что вы просто прочли англоязычную страничку про зофобаса в вики...
Гляньте на рынок интернет-маркетинга. Например seo у крупных компаний.
Берут олуха (ой, стажера) за 40 000 рублей в месяц. Допустим с налогами 60 000 рублей (притом далеко не все так оформляют). Клиентам продают его работу по 40 000 рублей в месяц за 4-часовую работу (допустим 8-часовую). Стажер за счет косяков (и убытков клиентов) учится и набивает шишки. На стажера вешают примерно 20 "лохо-клиентов". Итого: с клиентов собирают 800 000 рублей в месяц, платят 60 000 рублей в месяц (з/п стажера + налоги). Остальное - это прибыль + маркетинг + работа продажников. Когда клиент отваливается, ему от 1 до 4-х месяцев высылают отчеты о якобы проделанной работе (плевание в потолок), а потом юристы отжимают эти деньги. Естественно ни продажники, ни стажеры денег с клиента уже не видят.
Это считается нормой.