{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Самое страшное — оказаться в пургу вне станции»: полярник о жизни и работе в Арктике и Антарктиде Статьи редакции

И много красивых фото.

Океанолог Виктор Меркулов

Виктор Меркулов с детства любил воду и путешествия, поэтому он решил стать океанологом — учёным, который исследует море.

Во время учёбы в университете, в 2012 году, он впервые отправился в экспедицию в Антарктиду. За следующие девять лет он побывал в десяти экспедициях и провёл за полярным кругом больше пяти лет.

В монологе он рассказывает:

Кто такие полярники

Профессии «полярник»‎ не существует: так называют всех, кто работает в Арктике и в Антарктиде. В основном это учёные, например, метеорологии, океанологии, геофизики и изучающие ледники гляциологи, а также обслуживающий персонал.

Все они живут на полярной станции. Это небольшой посёлок с домами, техническими постройками с оборудованием и бесперебойно работающей дизельной электростанцией.

Сложности работы

Зимовку на станции нельзя назвать простой. Арктика — это проверка на прочность, случайные люди здесь не приживаются.

Во-первых, я и ещё примерно два-три десятка полярных исследователей изолируемся от внешнего мира примерно на год. Это психологически тяжело. Во-вторых, мы живем и работаем в суровых погодных условиях. Температура в самые холодные месяцы может опускаться до -50, а летом поднимается максимум до 10-15 градусов.

В зимние месяцы в Арктике часто ветряно. При порывах ветрах 40 м/с из-за снега не видишь собственной вытянутой руки. Обычно в такие дни никто не выходит на улицу. Но и в комнате спокойно не посидишь — ветер очень сильно раскачивает помещение.

Полярная ночь длится около трёх месяцев. Иногда страшно от ощущения постоянной темноты вокруг. Зато с какой безграничной радостью приветствуешь солнце, показавшееся на горизонте весной.

Летом наступает полярный день, и до конца августа нельзя выходить наружу без солнцезащитных очков — от яркого света может получить ожог сетчатки глаза, или снежную слепоту.

Несмотря на всю суровость условий, зимовки затягивают, опыт работы на крайнем севере меняет человека. И чем дольше я тут, тем меньше желания возвращаться в нормальную жизнь на большую землю.

Восход на полярной станции «Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля. 

Выбор профессии

Мне 29 лет, я родом из Калининграда. Мой отец мечтал стать моряком, от него мне передалась любовь к природе и воде. Я читал книги про полярников и путешественников, смотрел фильмы, а в школе любимым предметом была география.

Поэтому я решил учиться на океанолога: люди этой профессии ходят в морские рейсы, которые длятся один-два месяца, и в полевых условиях изучают химический состав воды в океане. Это помогает лучше понять некоторые процессы, например, почему происходит глобальное потепление.

После школы я поступил в Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Это одно из немногих мест в стране, где учат специалистов по гидрологии, океанологии и метеорологии.

Сборы в первую экспедицию

В первую полярную экспедицию я отправился в 2012 году. Мне было 20 лет, я учился на четвёртом курсе, когда мой преподаватель предложил поработать в Антарктиде. Экспедицию организовывал Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).

Океанолог Виктор Меркулов

На работу в ААНИИ меня оформили в штат по трудовому договору, на должность инженера. Для экспедиции необходимо было собрать некоторые документы:

  • Удостоверение личности моряка и мореходная книжка. Чтобы их получить, нужно пройти курсы по спасению живучести судна. В Санкт-Петербурге такое обучение есть на базе Морского технического колледжа. Оно платное, стоит 8-10 тысяч рублей, но работодатель сам платит.
  • Свидетельство о прохождении медосмотра: он включает эндоскопические исследования и УЗИ, анализы крови, осмотр терапевта, офтальмолога и других врачей. Его проводят в частных центрах или в поликлинике по месту жительства, направление выдаёт отдел кадров института перед экспедицией.
  • Сертификат о прививках против дифтерии и жёлтой лихорадки.
  • Справки об отсутствии психических болезней, туберкулеза и наркотических зависимостей за последние три года.
  • Справка о прохождении психического тестирования. Она действует пять лет и делается не в поликлинике по месту жительству, а в больнице, специализирующейся на психических расстройства. Тестирование очень важно, так как на станции в суровых условиях нужны люди со стабильной психикой.

Сертификат по спасению живучести судна вместе с медицинскими справками и заполненным трудовым договором я подал в администрацию порта. Там делают удостоверение личности моряка — ламинированную карточку с фотографией.

Планировалась длительная экспедиция на год, поэтому мне нужно было заранее закрыть сессию и взять академический отпуск. Одновременно я подрабатывал продавцом в магазине, чтобы закупить снаряжение для поездки.

Каждому полярнику институт выдаёт минимальный набор спецодежды:

  • Зимний, демисезонный и флисовый комплект.
  • Летние ботинки.
  • Валенки.
  • Шапка и шарф.
  • Шерстяные и термоноски.
  • Флисовые перчатки для работы с мелкими деталями на холоде.
  • Рукавицы на меху с кожаным непродуваемым верхом для поездок на снегоходах.

Перед первой экспедицией пришлось самостоятельно оплачивать:

  • Горнолыжные очки — 1500 рублей.
  • Медкомиссия — 8000 рублей.
  • Прививки от желтой лихорадки и дифтерии — 3000 рублей.
  • Психическое тестирование — 2000 рублей.

Также я обновил некоторые личные вещи, например, купил мяч. Одна из любимых забав полярников — игра на свежем воздухе в футбол. Я знал об этом еще до первой экспедиции.

В 2012 года на оформление документов и покупку личных вещей и снаряжения ушло около месяца и 25 тысяч рублей. Но при поездке в 2020-2021 годах потратил в два раза больше — около 50 тысяч рублей: теперь, когда есть деньги, хочу тщательнее обустраивать свою жизнь на Севере, покупать, например, товары для хобби и качественные солнцезащитные очки.

Антарктида: первая экспедиция

Чтобы попасть в Антарктиду, полярники обычно добираются до Кейптауна на самолёте или корабле. Там делают остановку на несколько дней, а затем добираются до места назначения на судне «Академик Фёдоров».

Но в мою первую экспедицию из Кейптауна на полярную станцию нас доставил военно-транспортный самолёт ИЛ-76. Из него мы вышли полностью экипированные посреди ледяной пустыни.

Там я работал геофизиком-реометристом: наблюдал за прибором, который измеряет параметры озонового слоя — реометра, фиксировал его показания и следил, чтобы техника работала без помех. В Антарктиде и Арктике измерения получаются наиболее точными, ведь там нет такого большого человеческого влияния, как на других территориях.

В конце каждого дня я скачивал данные в виде графиков, передавал их радисту, а он отправлял информацию в институт.

У нашего института в Антарктиде есть восемь постоянных станций: «Новолазаревская», Мирный», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Восток», «Русская», «Ленинградская» и «Молодёжная». Последние три сезонные, и на них нет постоянных зимовщиков.

«Новолазаревская», где проходила моя первая полярная зимовка, состоит из нескольких домиков:

  • Кают-компания, где мы отдыхали и ели.
  • Дизельная электростанция.
  • Несколько домов, где живут сотрудники.
  • Павильон с приборами.
Ледник в Антарктиде

В Антарктиде я прожил 14 месяцев и заработал около 1 млн рублей: на станции тратить деньги не на что. В первые месяцы пребывания мне было всё интересно. Потом устал от однообразия, к концу зимовки перегорел и часто ловил себя на мысли, что работаю через силу.

Вернувшись в Санкт-Петербург, я уволился из ААНИИ, чтобы завершить учебу — мне оставалось ещё два года. После выпуска в 2016 году меня приняли в тот же научный институт на должность океанолога. Предполагалось, что помимо научной работы, я буду ездить в полярные экспедиции.

Ледовая база в Арктике

Через пару месяцев после трудоустройства в 2016 году я отправился во вторую экспедицию, но теперь на северный полюс, в Арктику. Там работы проводятся на архипелаге Шпицберген в Баренцбурге, в обсерватории Тикси, на полевой станции «Хастыр» и на ледовой базе «Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля.

Есть и другие институты в России, которые изучают Арктику и Антарктиду, но полярников они отправляют через ААНИИ, так как только у этого института есть подходящие суда.

Уже в июне 2021 года у меня завершилась десятая по счету экспедиция и четвертая зимовка. Зимовки длятся по 10-13 месяцев, а экспедиции бывают короткие — от нескольких недель до двух месяцев.

С июля 2020 года я провёл 13 месяцев на полярной научно-исследовательской станции «Мыс Баранова». Как и станция «Новолазаревская» в Антарктиде, «Мыс Баранова» тоже состоит из нескольких домиков, основные из них:

  • Радиодом, где есть интернет.
  • Домик с баней и электростанцией.
  • Домики с каютами сотрудников.
  • Павильоны с оборудованием.

На станции находятся в основном научные сотрудники. Но есть несколько человек, главная задача которых — поддерживать жизнедеятельность базы. Это механики, повар, два врача и начальник станции. Последний отвечает за всё: от закупки провизии до научной работы.

Все они, чтобы попасть на полярную станцию, проходят через отдел кадров ААНИИ. Например, человек с дипломом повара подает заявку на работу и, если есть потребность в специалисте, его зачисляют в резерв. Ему также, как и научным сотрудникам, нужно собрать все те же документы для допуска в экспедицию.

В разное время года количество человек на станции может отличаться. Например, на зимовке 2020-2021 годов:

  • Во время полярной ночи с конца ноября по февраль на станции «Мыс Баранова» было 18 человек.
  • Весна — сезон активных работ, и раз в две-три недели приезжали новые учёные. В мае 2021 года на станции находилось 27 человек.
  • Летом могут работать максимально до 40 сотрудников.

Женщин в России на зимовки не берут, только в короткие сезонные экспедиции.

Заработок

Минимальная зарплата полярника начинается от 50 тысяч рублей в месяц, также начисляются бонусы за работу в суровых условиях. Максимальная надбавка составляет 100%. Чем больше времени работаешь за полярным кругом, тем выше зарплата. Например, повар, который работает в десятой экспедиции, получает больше, чем научный сотрудник, приехавший первый раз.

Опытный полярник за одну зимовку может отложить примерно 1,2-1,4 млн рублей. Деньги приходят на карту ежемесячно, но тратить их негде, и они копятся.

В первой экспедиции моя полярная надбавка составляла около 10% к зарплате, каждые полгода она вырастала ещё на 10%. В 2021 году моя зарплата с учётом опыта работы и надбавки в 60% — около 100 тысяч рублей. Но вне экспедиций я получаю голый оклад, без процентов.

Помимо этого, чем больше у полярника зимовок, тем раньше он может выйти на пенсию. У кого-то пенсионный возраст начинается в 50 лет, но у большинства — в 57 лет.

Питание

Кормят на станции разнообразно.

  • На завтрак каши или бутерброды, а по воскресеньям дают яичницу и вареные яйца.
  • На обед супы, гарнир с мясом и компот.
  • На ужин чаще всего какое-нибудь блюдо из картофеля или риса, например, плов.

Главное, чтобы в каждом приеме пищи было мясо — без него сложно работать в условиях севера. Каждый четверг — рыбный день. Дополнительно пьём витамины, нам их регулярно выдаёт доктор.

По праздникам сотрудники вместе с поваром делают бутерброды с красной рыбой и салаты: оливье, селёдку под шубой, крабовый. А ещё мы иногда готовим шашлык или лепим пельмени — чтобы потом заморозить и есть в течении всей зимовки. Также поём песни под гитару, устраиваем конкурсы и играем в настолки.

Празднование нового года на полярной станции «Мыс Баранова»

Типичный день

У нас строгое расписание:

  • В 8 утра нас будит радист, который по связи сообщает, какая сегодня погода.
  • В 8:30 — завтрак.
  • В 10 часов — выезд на лёд. Заранее надо собраться и завести снегоход. Обязательно нужно взять с собой ружьё, ракетницы и рации. Если выезд дальний, то не забыть спутниковый телефон. Во время полярной ночи — фонарик.
  • В 14 часов у нас обед. После него работаем на станции: обрабатываем данные с приборов, пишем отчёты.
  • В 18:00 — ужин и потом свободное время.

Для работы на льду мы обычно берём с собой:

  • Приборы — чаще всего CTD-зонд.
  • Пешню.
  • Лопату.
  • Моторуб для выбуривания отверстий на льду.
  • Пилу «акулий зуб», если нужно делать майну.
  • Фал — веревку.
  • GPS-навигатор.
  • Ноутбук.
  • Инструменты.

Бывает, что уезжаем на весь день, далеко от станции. Тогда берём с собой бутерброды и пару термосов с чаем. Снегоходы используем, если работаем рядом с базой, а на далекие расстояния — гусеничные вездеходы. Они могут пройти через сугробы и торосы, в них можно согреться и переночевать.

Подготовка снегоходов к выезду на лед

Иногда приходится ездить за 40 километров через пролив Шокальского на соседний остров. В условиях Арктики такое расстояние преодолеть нелегко. Здесь нет дорог, и на поездку нужно потратить 3-4 часа — едем примерно со скоростью 10 км/ч.

Воду добывать здесь непросто — её привозят с озера Твёрдое, которое находится в пяти километрах от станции. Поэтому банные дни у нас только пару раз в неделю.

Иногда несколько дней никуда за пределы станции не выезжаем из-за сильного ветра и метели. Во время полярных ночей, когда уходим за пределы станции, берем с собой ружьё и собак — чтобы отпугивать белых медведей, если заблудимся.

В ночное время собаки сопровождают полярников к месту проведения работ

Что берут с собой

Основная цель экспедиций на «Мыс Баранова» — непрерывный мониторинг окружающей среды, постоянный цикл измерений. С каждой экспедицией институт доставляет на станции какие-то вещи. Вот, например, самое основное, что мы везли в мою десятую экспедицию:

  • Топливо. На работу дизель-генератора в год уходит 250 тонн.
  • Еду. В среднем 16 тонн. Половина продуктов доставляется в замороженном виде: мясо, рыба, колбасы, сосиски и сливочное масло. Есть продукты, которые долго хранятся: бакалея, соленья и консервы. Кроме того, везут ультрапастеризованное сухое молоко, яйца и сладкое.
  • Оборудование. На станции есть самое необходимое оборудование для атмосферных, аэрологических, ледовых и геофизических наблюдений. Но перед каждой следующей экспедицией нужно доставить что-то дополнительное.
  • Большая часть грузов — это запчасти для дизель-генераторов, техники и снегоходов.
  • Расходные материалы. В этот раз мы доставили 684 таблетки для посудомоечной машины, 20 наборов аптечки, 90 банных веников, 5 коробок бумаги для принтера и канцелярию.

Каждый полярник берет с собой личные вещи: ноутбук, налобный фонарь, личная аптечка и всё, что нужно для хобби.

Во время долгой зимовки нужно обязательно найти своё дело. Я, например, вёз семена, грунт и ультрафиолетовые лампы для оранжереи, и в конце сезона у нас выросли вкусные огурцы. Почти каждый привозит книги. Некоторые ребята взяли с собой музыкальные инструменты — гитару и укулеле.

Также я вез с собой газовую плитку и гейзерную кофеварку, водительское удостоверение на снегоход и много книг про полярников — Франклина, Норденшельда, Пири и Кука.

Экспедиция — дело добровольное. Обычно институт предлагает сотрудникам поехать. Но можно подать заявку самому: бывают поездки, организуемые иностранными институтами. И если откликнуться на их предложение, то могут взять.

Научные исследования

У каждой экспедиции своя программа. По ней мы и работаем. Основная цель исследований — изучение арктической природы в условиях меняющегося климата. Заказчиком всех научных работ является государство.

План работ по каждому направлению разрабатывается заранее внутри научных отделов института и утверждается на семинарах. А затем формируется направление работ и состав полярной экспедиции. В неё могут входить:

  • Океанологи.
  • Гляциологи — изучают ледники.
  • Геофизики — земные недра, мировой океан и окружающее воздушное пространство.
  • Аэрологи — погоду в верхних слоях атмосферы.
  • Метеорологи — следят за нижними слоями атмосферы.
  • Ледоисследователи — исследуют морской лёд.
  • Гидрохимики — химический состав воды и снега.

В 2020-2021 годах мы установили автономную буйковую станцию в самой глубокой точке пролива Шокальского, между морем Лаптевых и Карским. Это нужно для того, чтобы собрать информацию об атлантической водной массе, которая попадает в глубоководные желоба пролива из моря Лаптевых. На установку потратили около 12 часов.

Чтобы опустить под воду приборы, нужно вырубить во льду довольно большую прорубь. Когда она готова, при помощи треноги и системы блоков мы опускаем станцию под воду. Груз аккуратно укладывается на дно и держит станцию на одном месте. Запрограммированные приборы начинают запись данных и ведут её, пока мы их не поднимем.

Прибор называется CTD-профилограф, расшифровывается как Conductivity Temperature Depth: электропроводность, температура, глубина. То есть, прибор после установки записывает все эти параметры, а также солёность воды.

Установка буйковой станции в проливе Шокальского

На буйковой станции установлена серия измерителей: акустический доплеровский профилограф, который показывает скорость и направление течений во всей толще воды, а также несколько CTD-приборов.

Буйковая станция будет считывать характеристики морской воды в непрерывном режиме. Примерно через год полярники вытащат её из воды, снимут приборы, очистят их от водорослей, подключат к компьютеру и скачают данные. Эта информация покажет состояние водных масс в западном желобе пролива Шокальского.

Свободное время и развлечения на станции

Полноценных выходных на станции нет, потому что каждый день нужно заниматься сбором данных и следить за работой приборов.

В свободное время я читаю книги про путешествия полярников-первооткрывателей и изучаю языки. На станции есть библиотека. Любители активного отдыха играют в футбол на снегу, бадминтон и занимаются на тренажерах.

Интернетом пользоваться всё время нельзя, так как есть часы для приема и отправки научной информации, их нельзя занимать. Скорость — 256 Кбит/с. Есть возможность скачивать музыку, общаться с родными по Skype. Но для этого всего один компьютер на всю станцию.

Можно подключиться к платной Wi-Fi сети с выходом в интернет. Трафик дорогой – около 2000 рублей за 1 ГБ.

Ещё на станции есть целая коллекция настольных игр. Иногда группами ездим осматривать красоты ближайших островов и фотографировать, но, как правило, этот досуг сочетается с какой-нибудь работой по сбору данных.

В комнатах всех сотрудников размещают по одному, чтобы люди имели возможность побыть в одиночестве и успокоиться. В каюте есть кровать, диван, шкаф, стол и стулья.

Экстремальные ситуации

Самое страшное — оказаться в пургу за пределами станции. Пару лет назад, работая на норвежском Шпицбергене, мы ехали из одного поселка в другой. Начался буран, и мы встряли в сугроб. Выбраться не смогли, так как у нас сломался снегоход. Через несколько часов нас спасли проезжающие на гусеничном ратраке норвежцы.

На большой земле расстояние в 20-30 метров кажется незначительным, но в Арктике в пургу, если ты отойдешь в сторону от товарищей на 20 метров, то можешь пропасть без вести.

Я помню свою первую дорогу домой из Антарктиды. В день, когда мы должны были отплыть от полярной станции, у побережья нарос толстый слой льда. Около трех недель мы были заперты на судне и ждали, когда всё растает. На базу было уже не вернуться — туда доставили новый состав полярников.

В Арктике связь с большой землей налажена. В 800 км находится Хатанга, ближайший к нашей станции город. Если кто-то серьёзно заболел, есть возможность вызвать вертолет, он отвезёт в больницу в крупный город. Несложные операции анестезиолог и хирург делают на станции.

В Антарктиде всё иначе. У полярников, работающих на «‎Новолазаревской»‎, отсутствует связь с большой землей. Туда во время зимовки не может долететь ни один самолет, добраться ни одно судно. Поэтому в критической ситуации со здоровьем операцию будут делать прямо на станции.

Работа вне экспедиции

После экспедиции мы работаем в институте в пятидневном графике с 9 до 18 часов — пишем отчёты на основе тех данных, которые удалось собрать. Затем они проходят экспертизу Росгидромета, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и другими контролирующими государственными инстанциями.

После того, как все полученные данные проверят, можно на их основе писать научные статьи и выступать с докладами на конференциях.

Обычно после экспедиции я работаю в институте над отчётами, потом еду отдыхать в какую-нибудь тёплую страну. В 2020 году по понятным причинам никуда не ездил.

Но уже через пару месяцев работы в Санкт-Петербурге хочется вернуться в Арктику. С зимовки на «Мысе Баранова» я вернулся в Санкт-Петербурге в июне 2021 года, но дома пробыл всего месяц. Затем начались очередные сборы, на этот раз — в месячную морскую экспедицию на судне «Академик Трешников».

Научно-экспедиционное судно ледового класса «Академик Трешников»

Это совместный рейс с иностранными коллегами, в рамках международной экспедиции проекта MOSAiC. Цель рейса — изучение процессов арктической климатической системы в Центральной Арктике.

0
197 комментариев
Написать комментарий...
Влад Алексеев
>мониторинг окружающей среды, постоянный цикл измерений.

так чем занимаются то?

измерить ветер и температуру может робот.
деньги на ветер (деньги на снег и лёд) из твоего и моего кармана.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко
способного работать в таких условиях

В каких "таких условиях"?
В жалкие -50?
Снегоходы у них как-то работают.
Да и вообще, "в таких условиях" люди живут себе на постоянной основе в той же Якутии.
Вы видимо не в курсе, но вообще-то уже давно делают роботов, которые могут работать (и работают) хоть на Марсе.
Да и в СССР делали зонды, которые аж на Венеру приземлялись и отрабатывали, ну насколько это было возможно.
А там действительно "условия" - давление в 100 атмосфер, температура в 500 градусов и дожди из серной кислоты.
Но правда в России ничего такое не делают, поэтому вы видимо и думаете, что такое невозможно.
А вообще не одобряю такие экспедиции, сидят там эти чуваки, записывают в тетрадку температуру и скорость ветра каждый день - маразм какой-то.
Ладно еще, когда реально открывали эту Арктику, там всё это превозмогание было оправдано.
А сейчас-то реально, нафиг это надо?
Датчики поставить, энергия от РИТЭГов, обслуживать их раз в несколько лет, да и всё.
Технологии-то давно есть, да и делали так уже.
Героизм из всего этого какой-то устраивают...
P.S. По аналогии, если взять какой-то IT-проект и с оценкой сроков налажать, см. например разработку какого-нибудь Cyberpubk 2077.
Ну будут программисты, дизайнеры героически работать год по 12 часов в день без выходных, итог - полное выгорание, у некоторых даже семьи распались.
Это героизм что ли?
Это маразм.
В лучшем случае факап менеджеров, которые не оценили сроки.
А вытаскивать проект пришлось простым работягам.
Ну а в худшем случае, если менеджеры все эти адские переработки заранее запланировали - то просто мудаки.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov
Датчики поставить

Где ? Полярники катаются по рандомным местам вокруг станции, а не по определенным намоленным. Термометр придется выносить на штангу метров так 5-7, что бы не заносило снегом, а земли там нет, только лед, котоырй тоже плывет. Ну поставишь ты тыщу-другую штанг, ну упадет треть после нескольких лет. Приезжает мега бригада и начинает их героически чинить за полярное лет, да. И конечно же это дешевле, чем возить 40 человек раз в год, ага, ага.

энергия от РИТЭГов

Антарктика - безъядерная зона.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Зачем по рандомным местам они катаются?
Не нужно по рандомным, нужно по запланированным ;-)
О каких тысячах штанг идёт речь? Им что, строго необходимо чтобы это была именно тысяча-другая строго рандомных мест? Через каждые 100 метров что ли, и это в радиусе... Ну насколько они уезжают - 30 км? Т.е. 30 км утыкать 2.000 датчиков? Нафига так надо? Маразм какой-то.
Ну а вообще это всё вопросы решаемые (чтобы не заносил снег - вот уж мегазадача-то), говорю же на Венеру садились аппараты.

Антарктика - безъядерная зона.

Это получается действительно проблема, и большая.
Здесь видимо американцы-негодяи мешают - как у себя в Мексиканском заливе устроить разлив нефти и колоссальный вред экологии - это они ниче, устроили. Что, прекратили добычу там после этого что ли? Да нифига. Типа - ну простите, так получилось, виновные компании штрафы заплатят, усилим контроль.
А тут докопались до советских РИТЭГов.
Значит надо было сказать - мы их аккуратно там поставим, и они там будут аккуратно стоять, не ссыте.
Не взорвутся, не разгерметизируются, не потеряем.
Да и вообще, кто у нас над Испанией уронил в своё время, бляха, 4 водородных термоядерных бомбы?
И в Исландии тоже кстати.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Получается ты один всё знаешь, но дома сидишь или в офисе, а куча народу просто дибилы, катаются по северам себе в кайф и меряются градусниками.
Ну-ну....

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov
Не нужно по рандомным, нужно по запланированным

Нужно, статистика потому что. Есть шанс словить корреляцию по данным, мало-ли ветер дует в этой ложбинке как-то именно так треть года, а ты и не знаешь. Для этого часть делается стационарной, часть меряется рандомно.

30 км утыкать 2.000 датчиков

И это еще мало. Круг 30 км это около 2800 км2 площади. Получается один датчик примерно на 2 км2. Маловато будет для нескольких лет.

чтобы не заносил снег - вот уж мегазадача-то

Да, мега задача. Снега наносит метрами и очень быстро.
Там где можно использовать - под водой, давно используют.
И стоит это уже все больших денег, а будет стоить еще больших.
При этом можно просто возить 40 человек раз в год, универсальных.
Дешево, просто, удобно.

мы их аккуратно там поставим

Ясно. Международные договоры либо заключают, либо нет.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Ну это всё в целом разумно, признаю, но всё равно задача решаемая. То что люди дешевле (тем более в РФ) это понятно.

Ясно. Международные договоры либо заключают, либо нет.

Ой, да ладно. Это уж такая фигня в наше время, да впрочем и всегда. Надо - заключают; не надо - выходят или находят причины.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
не потеряем

Ахахахах, почитайте на досуге про судьбу этих РИТЭГов))

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau
> Героизм из всего этого какой-то устраивают...

лол, а кто в статье героизм устраивает?
это нормальная институтская работа, поработал, собрал данные, проанализировал, написал диссер на большой земле.

если тебе кажется что люди покорили и изучили все и вся вокруг то ты глубоко заблуждаешься. я уверен что большая часть данных на таких станциях абсолютно новые и требуют глубокого анализа. как и подводные и подземные и прочие труднодоступные исследования.

> например разработку какого-нибудь Cyberpubk 2077.

аа понятно ты походу горе-девелопер, который давно на улицу не выходил.
не чувак, твои влажные мысли насчет игрушек ничего общего здесь не имеют.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко
аа понятно ты походу горе-девелопер, который давно на улицу не выходил.

Мимо друг ;-)
Я недавно (прошлой весной) был в таких местах, в которых ты например никогда не был и никогда не будешь.
Верховья Катуни например.
И в таких местах, которых даже на карте нет, погугли например "Чичхоян". Нету такого места в Гугле и Яндексе? А я там был ;-)
Это очень труднодоступные места Горного Алтая.
Но я не говорю что это как-то особо полезно для человечества или героически, это просто хобби, моя блажь - не более того.

я уверен что большая часть данных на таких станциях абсолютно новые

Да ради бога, вот автоматизированными датчиками их и получать.

лол, а кто в статье героизм устраивает?

Не в статье, а в комментариях написали - нафиг это надо, если проще и дешевле роботами и автоматикой, чувак ответил что типа нету таких роботов.
Точнее даже говорит, "а ты сам сначала сделай такого робота".
Угу, типа аргументация а ты сам сначала сделай процессор, а ты сам сначала сделай Android.
В ответ на это я и написал - да роботы такие есть,точнее может и нету, но есть технологии.
Впрочем, наверное не в России.
Поэтому просто выгоднее людей подешевке посылать - это ясно.
Если бы такой полярник стоил тыщ 100-200 долларов год - тогда был бы другой разговор.
А если платить 700 в месяц (чуваку с высшим образованием, я напомню) - тогда вопросов нет, конечно выгоднее.
P.S. Кстати комментарии тут делаются одним значком ">".

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

какие блин датчики... а зачем людей на МКС шлют если есть твои чудо-датчики? по твоей логике зря! еще и зряплату им платить...

датчики надо ставить, контролировать, чинить, менять и т.д. и т.п.
кто это будет делать, киборги?

не важно где ты был, в технологическом плане ты фантазер.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Да, мое мнение что зря.
См. например Лунную программу - слетали туда два с половиной раза и всё.
Почему? Потому что политически доказали превосходство, ну а по сути это оказалось нафиг не надо, да это и с самого начала было понятно.
Так же и околоземной пилотируемой программой у тех же американцев - Шаттлы планировали 50 и более пусков в год - раз в неделю или даже чаще!
А по сути?
Никогда даже близко не приблизились к этому, а потом вообще на долгое время всё своё отменили и летали на российском батуте.
Ну вообще программу МКС отменять - это слишком много проблем, куча народа работает в этой отрасли и т.д.
А так свели к некому минимуму и типа пусть пока будет так.
P.S. Автоматизированные зонды, спутники связи, метео-, гео- разведки конечно считаю полезными. Пилотируемую космонавтику - сомнительная польза. Мнение не только моё.
P.P.S.

не важно где ты был

Окей, с этим разобрались, вопрос снимается?

в технологическом плане ты фантазер.

Может и с этим вопросом так же выйдет?
Откуда ты знаешь, где и над чем я работал, в техническом плане? ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко
А что проще/выгоднее/удобнее/сподручнее?

Выгоднее конечно человечка послать, особенно если он стоит копейки. Сколько он писал там зарплата - 50-100 тыщ рублей?
Тыщща долларов, даже 700, о господи.
Ну и типа за большой стаж аж 1300 долларов.
Это кстати с учётом того, что чувак вообще-то не безграмотный узбек, а вообще-то высшее образование получил.
Да даже без пересчёта в доллары, если просто рубли эти брать.
Я вам скажу Даниил (вы я вижу, о многом не в курсе), что даже безграмотные узбеки в РФ меньше чем за 3.000 рублей в день работать не будут. Считаете что это дороговато - да ради бога, значит будете сами бетонировать плиту у себя на участке.
Ну либо можете попробовать найти алкашей либо судимых, они наверное подешевле возьмут. Только имейте в виду - не факт, что они вернутся на работу после получки, и не факт что не разворуют что-то ценное.
А насчёт роботов - конечно выйдет дороже (в России), с учётом того, что даже робособака от Boston Dynamics стоит 70.000 долларов, а здесь надо ясно что-то помощнее.
Кстати, если уж зашёл разговор про Boston Dynamics, и соответственно США, то интересно, какие там зарплаты на таких полярных станциях.
Вот у них возможно и будет выгоднее роботизированные решения.
А у нас очевидно выгоднее и дешевле люди.

робот потеряется так как мощности его сигнала будет недостаточно чтобы пробиться

Да, это конечно сложные инженерно-технические вопросы, но абсолютно решаемые, нет тут ничего нереального.
Я это всё к тому, что всякого рода превозмогания - это банально просто потому, что кому-то выгоднее, чтобы чуваки превозмогли.
И ничего тут героического нет.

Пургу пишете

Угу, ну и скажи в чём я в этом тексте не прав?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Зонд на Венере если что проработал 127 минут

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Да, я в курсе, поэтому написал "насколько это было возможно".
Это конечно жесткие, нереальные условия.
100 атмосфер давление, под 500 градусов Цельсия температура, атмосфера - серная кислота.
Особо не поработаешь в таких условиях.
Но тот же "Curiosity" запустили в ноябре в 2011 году, он долетел и успешно приземлился на Марсе в августе 2012 - офигеть!
Это сколько получается, 9 месяцев летел, хрен знает сколько миллионов километров.
Там успешно подлетел куда надо в точно рассчитанную точку встречи - где должен был оказаться Марс через 9 месяцев, сманеврировал и успешно приземлился.
Был изначально рассчитан на два года, но когда два года прошли и он до сих пор работал, то продлили на неопределённый срок.
И по состоянии на сейчас, январь 2022 он до сих пор работает и ездит.
Еще раз офигеть!
А тут пишет чувак - "блин, ну нету таких роботов для условий Арктики". Да конечно, а для условий Марса есть такие роботы?
Или вон пишет другой - сигнал говорит затухнет, неполучится. Ага, за хрен сколько миллионов километров как-то получается сигнал посылать (в обе стороны ) - не тухнет.
.
P.S. Вон кстати нашёл, текущий статус и погоду передаёт марсоход Curiosity;-) (справа колонка)
http://cab.inta-csic.es/rems//marsweather.html
Говорит за текущий сол (марсианские сутки) температура была от +7 до -80 градусов Цельсия, атмосферная прозрачность - солнечно.
Работает, блин.
Круто!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Сколько стоил проект Curiosity?

Ну вы же понимаете что -70 на Марсе и -70 в Антарктиде это разные вещи?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Намного-намного дороже, чем зп 700 долларов.
Но намного дешевле, чем олимпиада в Сочи.
Которую типа делали для поднятия международного престижа - но после которой до сих пор выступаем в "нейтральном статусе", с белым флагом.
Типа не страна, а так, просто чуваки какие-то.
Офигеть, круто подняли претиж?
Позорище.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Эээ… Лихо это вы политику приплели где ее нет :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Ну про деньги вы первый заговорили, а такие проекты (освоение Арктики, или исследование Марса) это скорее политика.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Блин, престиж не в том, что 70.000 престижнее чем 700, о господи.
Дело в развитии технологий и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Мы ещё в Великой Отечественной победили если что. Тоже зря?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Нет не зря.
Но то, что цена победы была колоссальная и пришлось превозмогать - это факт.
Как раз из-за факапов "менеджеров".

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Ну извини, это тебе не в стратежку с сохранениями рубить. Менеджеры между прочим достойно пережили эти факапы и привели проект к успеху в итоге, если уж мыслить такими категориями.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Угу, а цена какая была?
С учётом, что например Жуков говорил:

Жуков: О подготовке Германии к войне с нами к середине июня скопилось довольно много сведений. Разумеется, обо всем этом докладывалось Сталину, но он относился к этим сведениям с преувеличенной осторожностью.

.
26 миллионов в СССР погибло.
"Достойно", "к успеху"... Это большой вопрос, достойно или не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

То есть, возможно и допустимо, что люди погибли зря, если приходом к выводу, что "не достойно"?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Как тебе объяснить...
Если на кону было уничтожение, порабощение народа, то что оставалось делать, какие еще были варианты?
Пришлось отдать 26 миллионов жизней.
Больше чем все остальные.
Но их могло быть меньше, и существенно.
В этом вина, я считаю. Руководства, и конкретно Сталина.
И считаю неправильным говорить что 'достойно с успехом пришли к цели".
Как тебе еще объяснить?
Ты попробуй в день снятия блокады Ленинграда сказать - "Ну достойно прошли блокаду, чё. В целом успешно, город-то выстоял".
Нихрена себе успешно, миллион погиб.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

А столько людей должно погибнуть, чтобы победа была признана успешной таким экспертом как ты?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Желательно нисколько.
Но если ты так ставишь вопрос - то если погибло больше чем и у противников, и у союзников - то победа не сильно успешная получилась.
"Это праздник со слезами на глазах", слыхал такое?
P.S. Только не надо мне сейчас еще вопросы писать, типа "а может не надо было воевать, а может то-сё".
Я уже на это ответил. И многовато от тебя каких-то тупых вопросов, если честно.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Противник всегда воспринимается туповатым по сравнению с собой любимым.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко
Ну вы же понимаете что -70 на Марсе и -70 в Антарктиде это разные вещи?

Разные конечно.
Из очевидных отличий на Марсе атмосфера гораздо разряженней и гораздо суше воздух (потому что его там вообще мало) - наверное это лучше. Ничего особого ржаветь не будет. С другой стороны - ну в Арктике метели, на Марсе песчаные бури - хрен редки не слаще.
Кроме того, от Солнца да и вообще из космоса там гораздо сильнее шарашит излучение, с учётом что у Марса еще и магнитного поля нет - это наверное хуже.
Думаю, там суммарно условия гораздо труднее - особенно с учётом доставки.
Возвращая вам вопрос - вы же понимаете, что доставить самоходную тележку-химическую лабораторию на Марс или в Арктику это разные вещи? ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Дизель сдох, роботы выключились. Человек приехал починил. Робот увяз в снегу. Опять человек приехал, откопал. Связь с роботом оборвалась. Опять человека посылать: искать, откапывать, чинить...
Задолбаешься человека туда-сюда гонять и выйдет дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

На Марсе уже 10 лет работает, ознакомьтесь с сегодняшней сводкой погоды:
http://cab.inta-csic.es/rems//marsweather.html
Человека туда не гоняют ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Не гоняют, потому что не могут, а если бы могли нормально отправить и обеспечить пребывание - давно бы уже отправляли туда грунт копать лопатами.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Грунт он и так берёт на пробы.
Не согласен, для всего есть свои подходы - например для таких условий (Марс, Арктика) автоматика лучше. Работает, задачу выполняет, человек там просто не нужен.
Это как по аналогии с компами - зарплату не в бумажных гросс-бухах считают, а в 1С - не потому что бумаги нет - а потому что автоматизированно на компе лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Только у 1С есть админ, который прибегает за денежку, если что-то в очередной раз упало или надо сделать новую обработку.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко

Да, и тут так же иногда обслужить (в Арктике). Если невозможно обслужить (на Марсе) - значит работает пока может, 10 лет например, потом присылают новый марсоход, если это еще нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Итак, нам надо рандомно ставить градусники на территории, куда мы стопроцентно можем отправить людей, при этом люди сами с радостью поедут. Мы тратимся на обучение, зарплату им и обеспечение.
ИЛИ
Разрабатываем аналог марсохода для Севера за бешеные бабки с риском всё проебать из-за того, что он провалился в трещину, им поиграл белый мишка или ещё как-то. Если потеряли - делаем новый, ещё за пачку бешеных бабок.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко
при этом люди сами с радостью поедут

Ну, а в случае разработки другие люди с радостью сделают робота.

Разрабатываем аналог марсохода для Севера за бешеные бабки

Вопрос в том, насколько они могут быть бешенные.
Впрочем, это всё ерунда.
Мне кажется, правильно кто-то написал в этой теме, что градусники это всё фигня, просто людей там держат по политическим причинам - чтобы если и когда начнётся делёж Арктики, то предъявлять права.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Робота поставить нет никаких проблем, в космосе же работают они, а там условия жестче, вопрос тупо денег, когда пойдет дележка недр Антарктиды, поделят её те, кто там по факту присутствует, а это триллионы денег в перспективе, больше смысла держать там людей нет.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey V

Глупость пишите.

В космосе условия не жестче:

1. Плотность среды меньше
2. Стабильность выше (меньше случайных факторов)
3. Энергии больше - солнечные панели
4. Измерения проще

Это все на орбите земли или в межпланетном пространстве.

А вот запустить робота, например, на марс или спутники планет гигантов чтобы произвести похожие измерения таки сложнее - миллиарды долларов и годы или десятиления работы.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов
Ответить
Развернуть ветку
Банан

Вы думаете в космосе условия лучше? И ничего, десятилетиями спутники работают. И на Луне и на Марсе

Ответить
Развернуть ветку
Klaus Hinrich

А люди на МКС зачем летают? Почему роботами не заменить?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Зачем летают - это отличный вопрос, а заменять там роботами нечего - все полезное в космосе и так давно делают роботы.

Ответить
Развернуть ветку
Банан

Моя фамилия не Королев и даже не Рогозин, но предположу, что на МКС люди это обьект эксперимента

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

Работать без обслуживания

Ответить
Развернуть ветку
194 комментария
Раскрывать всегда