«Самое страшное — оказаться в пургу вне станции»: полярник о жизни и работе в Арктике и Антарктиде Статьи редакции

И много красивых фото.

Океанолог Виктор Меркулов

Виктор Меркулов с детства любил воду и путешествия, поэтому он решил стать океанологом — учёным, который исследует море.

Во время учёбы в университете, в 2012 году, он впервые отправился в экспедицию в Антарктиду. За следующие девять лет он побывал в десяти экспедициях и провёл за полярным кругом больше пяти лет.

В монологе он рассказывает:

Кто такие полярники

Профессии «полярник»‎ не существует: так называют всех, кто работает в Арктике и в Антарктиде. В основном это учёные, например, метеорологии, океанологии, геофизики и изучающие ледники гляциологи, а также обслуживающий персонал.

Все они живут на полярной станции. Это небольшой посёлок с домами, техническими постройками с оборудованием и бесперебойно работающей дизельной электростанцией.

Сложности работы

Зимовку на станции нельзя назвать простой. Арктика — это проверка на прочность, случайные люди здесь не приживаются.

Во-первых, я и ещё примерно два-три десятка полярных исследователей изолируемся от внешнего мира примерно на год. Это психологически тяжело. Во-вторых, мы живем и работаем в суровых погодных условиях. Температура в самые холодные месяцы может опускаться до -50, а летом поднимается максимум до 10-15 градусов.

В зимние месяцы в Арктике часто ветряно. При порывах ветрах 40 м/с из-за снега не видишь собственной вытянутой руки. Обычно в такие дни никто не выходит на улицу. Но и в комнате спокойно не посидишь — ветер очень сильно раскачивает помещение.

Полярная ночь длится около трёх месяцев. Иногда страшно от ощущения постоянной темноты вокруг. Зато с какой безграничной радостью приветствуешь солнце, показавшееся на горизонте весной.

Летом наступает полярный день, и до конца августа нельзя выходить наружу без солнцезащитных очков — от яркого света может получить ожог сетчатки глаза, или снежную слепоту.

Несмотря на всю суровость условий, зимовки затягивают, опыт работы на крайнем севере меняет человека. И чем дольше я тут, тем меньше желания возвращаться в нормальную жизнь на большую землю.

Восход на полярной станции «Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля. 

Выбор профессии

Мне 29 лет, я родом из Калининграда. Мой отец мечтал стать моряком, от него мне передалась любовь к природе и воде. Я читал книги про полярников и путешественников, смотрел фильмы, а в школе любимым предметом была география.

Поэтому я решил учиться на океанолога: люди этой профессии ходят в морские рейсы, которые длятся один-два месяца, и в полевых условиях изучают химический состав воды в океане. Это помогает лучше понять некоторые процессы, например, почему происходит глобальное потепление.

После школы я поступил в Российский государственный гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Это одно из немногих мест в стране, где учат специалистов по гидрологии, океанологии и метеорологии.

Сборы в первую экспедицию

В первую полярную экспедицию я отправился в 2012 году. Мне было 20 лет, я учился на четвёртом курсе, когда мой преподаватель предложил поработать в Антарктиде. Экспедицию организовывал Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).

Океанолог Виктор Меркулов

На работу в ААНИИ меня оформили в штат по трудовому договору, на должность инженера. Для экспедиции необходимо было собрать некоторые документы:

  • Удостоверение личности моряка и мореходная книжка. Чтобы их получить, нужно пройти курсы по спасению живучести судна. В Санкт-Петербурге такое обучение есть на базе Морского технического колледжа. Оно платное, стоит 8-10 тысяч рублей, но работодатель сам платит.
  • Свидетельство о прохождении медосмотра: он включает эндоскопические исследования и УЗИ, анализы крови, осмотр терапевта, офтальмолога и других врачей. Его проводят в частных центрах или в поликлинике по месту жительства, направление выдаёт отдел кадров института перед экспедицией.
  • Сертификат о прививках против дифтерии и жёлтой лихорадки.
  • Справки об отсутствии психических болезней, туберкулеза и наркотических зависимостей за последние три года.
  • Справка о прохождении психического тестирования. Она действует пять лет и делается не в поликлинике по месту жительству, а в больнице, специализирующейся на психических расстройства. Тестирование очень важно, так как на станции в суровых условиях нужны люди со стабильной психикой.

Сертификат по спасению живучести судна вместе с медицинскими справками и заполненным трудовым договором я подал в администрацию порта. Там делают удостоверение личности моряка — ламинированную карточку с фотографией.

Планировалась длительная экспедиция на год, поэтому мне нужно было заранее закрыть сессию и взять академический отпуск. Одновременно я подрабатывал продавцом в магазине, чтобы закупить снаряжение для поездки.

Каждому полярнику институт выдаёт минимальный набор спецодежды:

  • Зимний, демисезонный и флисовый комплект.
  • Летние ботинки.
  • Валенки.
  • Шапка и шарф.
  • Шерстяные и термоноски.
  • Флисовые перчатки для работы с мелкими деталями на холоде.
  • Рукавицы на меху с кожаным непродуваемым верхом для поездок на снегоходах.

Перед первой экспедицией пришлось самостоятельно оплачивать:

  • Горнолыжные очки — 1500 рублей.
  • Медкомиссия — 8000 рублей.
  • Прививки от желтой лихорадки и дифтерии — 3000 рублей.
  • Психическое тестирование — 2000 рублей.

Также я обновил некоторые личные вещи, например, купил мяч. Одна из любимых забав полярников — игра на свежем воздухе в футбол. Я знал об этом еще до первой экспедиции.

В 2012 года на оформление документов и покупку личных вещей и снаряжения ушло около месяца и 25 тысяч рублей. Но при поездке в 2020-2021 годах потратил в два раза больше — около 50 тысяч рублей: теперь, когда есть деньги, хочу тщательнее обустраивать свою жизнь на Севере, покупать, например, товары для хобби и качественные солнцезащитные очки.

Антарктида: первая экспедиция

Чтобы попасть в Антарктиду, полярники обычно добираются до Кейптауна на самолёте или корабле. Там делают остановку на несколько дней, а затем добираются до места назначения на судне «Академик Фёдоров».

Но в мою первую экспедицию из Кейптауна на полярную станцию нас доставил военно-транспортный самолёт ИЛ-76. Из него мы вышли полностью экипированные посреди ледяной пустыни.

Там я работал геофизиком-реометристом: наблюдал за прибором, который измеряет параметры озонового слоя — реометра, фиксировал его показания и следил, чтобы техника работала без помех. В Антарктиде и Арктике измерения получаются наиболее точными, ведь там нет такого большого человеческого влияния, как на других территориях.

В конце каждого дня я скачивал данные в виде графиков, передавал их радисту, а он отправлял информацию в институт.

У нашего института в Антарктиде есть восемь постоянных станций: «Новолазаревская», Мирный», «Прогресс», «Беллинсгаузен», «Восток», «Русская», «Ленинградская» и «Молодёжная». Последние три сезонные, и на них нет постоянных зимовщиков.

«Новолазаревская», где проходила моя первая полярная зимовка, состоит из нескольких домиков:

  • Кают-компания, где мы отдыхали и ели.
  • Дизельная электростанция.
  • Несколько домов, где живут сотрудники.
  • Павильон с приборами.
Ледник в Антарктиде

В Антарктиде я прожил 14 месяцев и заработал около 1 млн рублей: на станции тратить деньги не на что. В первые месяцы пребывания мне было всё интересно. Потом устал от однообразия, к концу зимовки перегорел и часто ловил себя на мысли, что работаю через силу.

Вернувшись в Санкт-Петербург, я уволился из ААНИИ, чтобы завершить учебу — мне оставалось ещё два года. После выпуска в 2016 году меня приняли в тот же научный институт на должность океанолога. Предполагалось, что помимо научной работы, я буду ездить в полярные экспедиции.

Ледовая база в Арктике

Через пару месяцев после трудоустройства в 2016 году я отправился во вторую экспедицию, но теперь на северный полюс, в Арктику. Там работы проводятся на архипелаге Шпицберген в Баренцбурге, в обсерватории Тикси, на полевой станции «Хастыр» и на ледовой базе «Мыс Баранова» на архипелаге Северная Земля.

Есть и другие институты в России, которые изучают Арктику и Антарктиду, но полярников они отправляют через ААНИИ, так как только у этого института есть подходящие суда.

Уже в июне 2021 года у меня завершилась десятая по счету экспедиция и четвертая зимовка. Зимовки длятся по 10-13 месяцев, а экспедиции бывают короткие — от нескольких недель до двух месяцев.

С июля 2020 года я провёл 13 месяцев на полярной научно-исследовательской станции «Мыс Баранова». Как и станция «Новолазаревская» в Антарктиде, «Мыс Баранова» тоже состоит из нескольких домиков, основные из них:

  • Радиодом, где есть интернет.
  • Домик с баней и электростанцией.
  • Домики с каютами сотрудников.
  • Павильоны с оборудованием.

На станции находятся в основном научные сотрудники. Но есть несколько человек, главная задача которых — поддерживать жизнедеятельность базы. Это механики, повар, два врача и начальник станции. Последний отвечает за всё: от закупки провизии до научной работы.

Все они, чтобы попасть на полярную станцию, проходят через отдел кадров ААНИИ. Например, человек с дипломом повара подает заявку на работу и, если есть потребность в специалисте, его зачисляют в резерв. Ему также, как и научным сотрудникам, нужно собрать все те же документы для допуска в экспедицию.

В разное время года количество человек на станции может отличаться. Например, на зимовке 2020-2021 годов:

  • Во время полярной ночи с конца ноября по февраль на станции «Мыс Баранова» было 18 человек.
  • Весна — сезон активных работ, и раз в две-три недели приезжали новые учёные. В мае 2021 года на станции находилось 27 человек.
  • Летом могут работать максимально до 40 сотрудников.

Женщин в России на зимовки не берут, только в короткие сезонные экспедиции.

Заработок

Минимальная зарплата полярника начинается от 50 тысяч рублей в месяц, также начисляются бонусы за работу в суровых условиях. Максимальная надбавка составляет 100%. Чем больше времени работаешь за полярным кругом, тем выше зарплата. Например, повар, который работает в десятой экспедиции, получает больше, чем научный сотрудник, приехавший первый раз.

Опытный полярник за одну зимовку может отложить примерно 1,2-1,4 млн рублей. Деньги приходят на карту ежемесячно, но тратить их негде, и они копятся.

В первой экспедиции моя полярная надбавка составляла около 10% к зарплате, каждые полгода она вырастала ещё на 10%. В 2021 году моя зарплата с учётом опыта работы и надбавки в 60% — около 100 тысяч рублей. Но вне экспедиций я получаю голый оклад, без процентов.

Помимо этого, чем больше у полярника зимовок, тем раньше он может выйти на пенсию. У кого-то пенсионный возраст начинается в 50 лет, но у большинства — в 57 лет.

Питание

Кормят на станции разнообразно.

  • На завтрак каши или бутерброды, а по воскресеньям дают яичницу и вареные яйца.
  • На обед супы, гарнир с мясом и компот.
  • На ужин чаще всего какое-нибудь блюдо из картофеля или риса, например, плов.

Главное, чтобы в каждом приеме пищи было мясо — без него сложно работать в условиях севера. Каждый четверг — рыбный день. Дополнительно пьём витамины, нам их регулярно выдаёт доктор.

По праздникам сотрудники вместе с поваром делают бутерброды с красной рыбой и салаты: оливье, селёдку под шубой, крабовый. А ещё мы иногда готовим шашлык или лепим пельмени — чтобы потом заморозить и есть в течении всей зимовки. Также поём песни под гитару, устраиваем конкурсы и играем в настолки.

Празднование нового года на полярной станции «Мыс Баранова»

Типичный день

У нас строгое расписание:

  • В 8 утра нас будит радист, который по связи сообщает, какая сегодня погода.
  • В 8:30 — завтрак.
  • В 10 часов — выезд на лёд. Заранее надо собраться и завести снегоход. Обязательно нужно взять с собой ружьё, ракетницы и рации. Если выезд дальний, то не забыть спутниковый телефон. Во время полярной ночи — фонарик.
  • В 14 часов у нас обед. После него работаем на станции: обрабатываем данные с приборов, пишем отчёты.
  • В 18:00 — ужин и потом свободное время.

Для работы на льду мы обычно берём с собой:

  • Приборы — чаще всего CTD-зонд.
  • Пешню.
  • Лопату.
  • Моторуб для выбуривания отверстий на льду.
  • Пилу «акулий зуб», если нужно делать майну.
  • Фал — веревку.
  • GPS-навигатор.
  • Ноутбук.
  • Инструменты.

Бывает, что уезжаем на весь день, далеко от станции. Тогда берём с собой бутерброды и пару термосов с чаем. Снегоходы используем, если работаем рядом с базой, а на далекие расстояния — гусеничные вездеходы. Они могут пройти через сугробы и торосы, в них можно согреться и переночевать.

Подготовка снегоходов к выезду на лед

Иногда приходится ездить за 40 километров через пролив Шокальского на соседний остров. В условиях Арктики такое расстояние преодолеть нелегко. Здесь нет дорог, и на поездку нужно потратить 3-4 часа — едем примерно со скоростью 10 км/ч.

Воду добывать здесь непросто — её привозят с озера Твёрдое, которое находится в пяти километрах от станции. Поэтому банные дни у нас только пару раз в неделю.

Иногда несколько дней никуда за пределы станции не выезжаем из-за сильного ветра и метели. Во время полярных ночей, когда уходим за пределы станции, берем с собой ружьё и собак — чтобы отпугивать белых медведей, если заблудимся.

В ночное время собаки сопровождают полярников к месту проведения работ

Что берут с собой

Основная цель экспедиций на «Мыс Баранова» — непрерывный мониторинг окружающей среды, постоянный цикл измерений. С каждой экспедицией институт доставляет на станции какие-то вещи. Вот, например, самое основное, что мы везли в мою десятую экспедицию:

  • Топливо. На работу дизель-генератора в год уходит 250 тонн.
  • Еду. В среднем 16 тонн. Половина продуктов доставляется в замороженном виде: мясо, рыба, колбасы, сосиски и сливочное масло. Есть продукты, которые долго хранятся: бакалея, соленья и консервы. Кроме того, везут ультрапастеризованное сухое молоко, яйца и сладкое.
  • Оборудование. На станции есть самое необходимое оборудование для атмосферных, аэрологических, ледовых и геофизических наблюдений. Но перед каждой следующей экспедицией нужно доставить что-то дополнительное.
  • Большая часть грузов — это запчасти для дизель-генераторов, техники и снегоходов.
  • Расходные материалы. В этот раз мы доставили 684 таблетки для посудомоечной машины, 20 наборов аптечки, 90 банных веников, 5 коробок бумаги для принтера и канцелярию.

Каждый полярник берет с собой личные вещи: ноутбук, налобный фонарь, личная аптечка и всё, что нужно для хобби.

Во время долгой зимовки нужно обязательно найти своё дело. Я, например, вёз семена, грунт и ультрафиолетовые лампы для оранжереи, и в конце сезона у нас выросли вкусные огурцы. Почти каждый привозит книги. Некоторые ребята взяли с собой музыкальные инструменты — гитару и укулеле.

Также я вез с собой газовую плитку и гейзерную кофеварку, водительское удостоверение на снегоход и много книг про полярников — Франклина, Норденшельда, Пири и Кука.

Экспедиция — дело добровольное. Обычно институт предлагает сотрудникам поехать. Но можно подать заявку самому: бывают поездки, организуемые иностранными институтами. И если откликнуться на их предложение, то могут взять.

Научные исследования

У каждой экспедиции своя программа. По ней мы и работаем. Основная цель исследований — изучение арктической природы в условиях меняющегося климата. Заказчиком всех научных работ является государство.

План работ по каждому направлению разрабатывается заранее внутри научных отделов института и утверждается на семинарах. А затем формируется направление работ и состав полярной экспедиции. В неё могут входить:

  • Океанологи.
  • Гляциологи — изучают ледники.
  • Геофизики — земные недра, мировой океан и окружающее воздушное пространство.
  • Аэрологи — погоду в верхних слоях атмосферы.
  • Метеорологи — следят за нижними слоями атмосферы.
  • Ледоисследователи — исследуют морской лёд.
  • Гидрохимики — химический состав воды и снега.

В 2020-2021 годах мы установили автономную буйковую станцию в самой глубокой точке пролива Шокальского, между морем Лаптевых и Карским. Это нужно для того, чтобы собрать информацию об атлантической водной массе, которая попадает в глубоководные желоба пролива из моря Лаптевых. На установку потратили около 12 часов.

Чтобы опустить под воду приборы, нужно вырубить во льду довольно большую прорубь. Когда она готова, при помощи треноги и системы блоков мы опускаем станцию под воду. Груз аккуратно укладывается на дно и держит станцию на одном месте. Запрограммированные приборы начинают запись данных и ведут её, пока мы их не поднимем.

Прибор называется CTD-профилограф, расшифровывается как Conductivity Temperature Depth: электропроводность, температура, глубина. То есть, прибор после установки записывает все эти параметры, а также солёность воды.

Установка буйковой станции в проливе Шокальского

На буйковой станции установлена серия измерителей: акустический доплеровский профилограф, который показывает скорость и направление течений во всей толще воды, а также несколько CTD-приборов.

Буйковая станция будет считывать характеристики морской воды в непрерывном режиме. Примерно через год полярники вытащат её из воды, снимут приборы, очистят их от водорослей, подключат к компьютеру и скачают данные. Эта информация покажет состояние водных масс в западном желобе пролива Шокальского.

Свободное время и развлечения на станции

Полноценных выходных на станции нет, потому что каждый день нужно заниматься сбором данных и следить за работой приборов.

В свободное время я читаю книги про путешествия полярников-первооткрывателей и изучаю языки. На станции есть библиотека. Любители активного отдыха играют в футбол на снегу, бадминтон и занимаются на тренажерах.

Интернетом пользоваться всё время нельзя, так как есть часы для приема и отправки научной информации, их нельзя занимать. Скорость — 256 Кбит/с. Есть возможность скачивать музыку, общаться с родными по Skype. Но для этого всего один компьютер на всю станцию.

Можно подключиться к платной Wi-Fi сети с выходом в интернет. Трафик дорогой – около 2000 рублей за 1 ГБ.

Ещё на станции есть целая коллекция настольных игр. Иногда группами ездим осматривать красоты ближайших островов и фотографировать, но, как правило, этот досуг сочетается с какой-нибудь работой по сбору данных.

В комнатах всех сотрудников размещают по одному, чтобы люди имели возможность побыть в одиночестве и успокоиться. В каюте есть кровать, диван, шкаф, стол и стулья.

Экстремальные ситуации

Самое страшное — оказаться в пургу за пределами станции. Пару лет назад, работая на норвежском Шпицбергене, мы ехали из одного поселка в другой. Начался буран, и мы встряли в сугроб. Выбраться не смогли, так как у нас сломался снегоход. Через несколько часов нас спасли проезжающие на гусеничном ратраке норвежцы.

На большой земле расстояние в 20-30 метров кажется незначительным, но в Арктике в пургу, если ты отойдешь в сторону от товарищей на 20 метров, то можешь пропасть без вести.

Я помню свою первую дорогу домой из Антарктиды. В день, когда мы должны были отплыть от полярной станции, у побережья нарос толстый слой льда. Около трех недель мы были заперты на судне и ждали, когда всё растает. На базу было уже не вернуться — туда доставили новый состав полярников.

В Арктике связь с большой землей налажена. В 800 км находится Хатанга, ближайший к нашей станции город. Если кто-то серьёзно заболел, есть возможность вызвать вертолет, он отвезёт в больницу в крупный город. Несложные операции анестезиолог и хирург делают на станции.

В Антарктиде всё иначе. У полярников, работающих на «‎Новолазаревской»‎, отсутствует связь с большой землей. Туда во время зимовки не может долететь ни один самолет, добраться ни одно судно. Поэтому в критической ситуации со здоровьем операцию будут делать прямо на станции.

Работа вне экспедиции

После экспедиции мы работаем в институте в пятидневном графике с 9 до 18 часов — пишем отчёты на основе тех данных, которые удалось собрать. Затем они проходят экспертизу Росгидромета, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и другими контролирующими государственными инстанциями.

После того, как все полученные данные проверят, можно на их основе писать научные статьи и выступать с докладами на конференциях.

Обычно после экспедиции я работаю в институте над отчётами, потом еду отдыхать в какую-нибудь тёплую страну. В 2020 году по понятным причинам никуда не ездил.

Но уже через пару месяцев работы в Санкт-Петербурге хочется вернуться в Арктику. С зимовки на «Мысе Баранова» я вернулся в Санкт-Петербурге в июне 2021 года, но дома пробыл всего месяц. Затем начались очередные сборы, на этот раз — в месячную морскую экспедицию на судне «Академик Трешников».

Научно-экспедиционное судно ледового класса «Академик Трешников»

Это совместный рейс с иностранными коллегами, в рамках международной экспедиции проекта MOSAiC. Цель рейса — изучение процессов арктической климатической системы в Центральной Арктике.

0
197 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
194 комментария
Раскрывать всегда