Как начать свой бизнес и долго не прекращать

Вот уже более трех лет я владею своей маленькой сувенирной империей, представленной проектами «Мам, купи!» и «Пап, продай!», а также сколько себя помню веду блог во всех его возможных форматах и проявлениях.

В этом тексте я хочу ответить на самые популярные и банальные вопросы, чтобы по возможности больше никогда на них не отвечать.

На момент написания статьи мне 23 года, и это не то чтобы очень важно, но поможет немного разобраться в хронологии событий.

Это я в естественной среде обитания, выбираю, какие пакеты мы будем печатать

Начало начал

В школьные годы я усердно готовилась к поступлению в НГАХА (архитектурно-художественная академия в Новосибирске, на данный момент НГУАДИ) и очень много рисовала всякий академический рисунок и академическую живопись. Я даже поступила, проучилась почти год и ушла перед второй сессией, потому что для меня процесс получения высшего архитектурного образования оказался жутким стрессом. Тем более так вышло, что мне пришлось полностью самостоятельно обеспечивать свою жизнь.

В свое время я сама обучилась работе в Photoshop и Illustrator на компьютере, который две минуты работал и пятнадцать минут висел, а также фотографии — сперва на какую-то душную цифромыльницу, а потом на купленную на свои зеркалку. Не знаю, зачем. Мне просто было интересно.

Также в нежном возрасте я баловалась организацией концертов, которые мы продвигали через соцсети — так я получила первый опыт в SMM.

Мой первый концерт, привели тогда на Юру и Никиту толпу народа

Благодаря всему этому, в 2014-м я работала SMM-менеджером и делала правки по дизайну макетов в одной новосибирской компании продающей франшизы. Платили мне 25 тысяч и было мне тогда 20 лет.

Начало «Мам, купи!»

На работе меня попросили нарисовать зайчика для какого-то там дела. Я нарисовала зайчика и, ради хохмы, подписала к нему грубую надпись. Показала паре своих друзей, всем зашло, и я решила дорисовать ещё зверей, распечатать все это добро и отправить в интернеты.

Первые открытки

Фотки открыток успешно расходились по пабликам и собирали лайки, а у меня уже тогда была тысяча подписчиков в ВК, и некоторые из этих добрых людей приобрели открытосы для себя. Чтобы вы просто понимали: когда я продала первые наборы, я звонила подруге и спрашивала, как отправлять письма по почте, потому что я ничего об этом не знала.

Я уволилась с работы (там начали совсем плохо платить), съехалась с подружкой и села рисовать зверей. Мне было жутко страшно, но при этом меня не покидала уверенность, что дело выгорит.

8 января 2015 года

А вебкам?

Вебкам, ребята, был за два года до старта «Мам, купи», и все, что я там заработала, я потратила на еду и аренду квартиры. Это совершенно две разные страницы моей жизни. Я не заработала в вебкаме на бизнес, не разбогатела благодаря ему и все, что дал мне вебкам, это знание «каково это, если тебя травят всем интернетом» и затяжную депрессию.

Что касается стартового капитала — у меня его вообще не было никакого, как вы можете заметить. Печать первых открыток стоила мне 20 рублей. За все время управления компанией я ни разу не привлекала никаких дополнительных денег, все вложения в дело были из прибыли от этого же дела.

Почему такое название

Первоначально мои открытки здорово расходились как развлекательные посты в пабликах, и просматривая тысячи репостов из какой-то «Лепры», я наткнулась на комментарий пользователя: «мам, купи!»

Я решила превратить эту фразу в название, и оно мне, если честно, очень нравится. Название получилось запоминающееся, мемное и милое. Ну а второй проект был назван по аналогии, потому что мне было очень весело.

Прибыль 50 на 50

Я всегда хотела иметь свой бизнес, очень много думала над тем, что можно продавать и как сделать так, чтобы это купили. У меня был интернет-кореш, которого я подтянула к управлению свежесозданным магазином. Он придумывал некоторые надписи, негативил и жутко дизморалил, за что получал свои 50 процентов.

Он отговаривал меня открывать ИП, отговаривал продолжать работу после окончания открыточных праздников и вообще максимально сильно не верил в успешность операции.

Зато знаете, что? Через годы после того, как я наконец-то послала его, сделала все сама и заработала нормальных денег, этот черт запустил паблик, точно копирующий «Мам, купи». Когда-нибудь я очень разозлюсь и попрошу Соню Грезе устроить ему баттл по фактам, а пока — мне всё равно, я открываю магазин в Москве.

Кризис

В начале 2015 года я активно работала над магазином, с утра до ночи придумывала, рисовала, бегала по типографиям, общалась с клиентами и отправляла письма. Зарабатывала на этом около 40 тысяч в месяц, пока не прошло 8 марта и продаж совсем не стало.

Это не удивительно — мне нечего было предложить людям, открытки были нацелены в основном на день всех влюбленных и гендерные праздники, а кроме открыток никакого ассортимента не было. Я решила,что у меня сезонный бизнес, и прекратила заниматься им.

В итоге я проснулась в 4 утра 16 ноября 2015 года, без бабла, в квартире, за которую через три дня мне нечем платить. Я лежала в кровати, смотрела в потолок и просто очень сильно злилась.

Потом встала, включила компьютер и сделала три мокапа кружек, выложила их себе в твитор и ВК, а к утру уже заработала на аренду.

До этого, в октябре, был ещё один забавный момент, когда я решила все-таки узаконить свои отношения с государством и зарегистрировать свою предпринимательскую деятельность, то есть открыть ИП.

Сперва у меня не было 800 рублей, чтобы заплатить пошлину, а когда они наконец-то появились, я ехала в автобусе в налоговую на другой конец города с пачкой документов и у меня не было денег на обратный проезд. Пока я была в дороге, кто-то оплатил 450 рублей за открытки.

Я снова начала много работать. Мама и друзья сильно помогали мне упаковывать все эти кружечные кучи и отправлять их, моя квартира превратилась в склад, повсюду были коробки и воздушно-пузырьковая пленка, но я была снова ужасно счастлива и воодушевлена.

Петербург

Нужно было куда-то двигаться, дальше развивать магазин. Предновогодний декабрь принес мне почти 200 тысяч денег, и очень хотелось ещё. У меня совсем пропали сомнения, было ещё немного страшно, но казалось, что получится все.

В январе 2016 году мы с соседкой снялись со стоянки в Новосибирске и поехали в Санкт-Петербург. Мне кажется, тогда мы последний раз в жизни надевали пуховик.

В первые месяцы жизни в Санкт-Петербурге нужно было сделать ужасно много. Снять квартиру, снять офис, найти уже наконец-то помощницу, найти всех новых поставщиков упаковки, подрядчиков по печати, разобраться с транспортными, а главное, зарабатывать больше, потому что увеличился расход.

Мы нашли квартиру за один день, я нашла помощницу на следующий, и дальше пара месяцев в тумане.

Помню, часто видела ночной Исаакий, потому что рядом находился почтамт, с которого я выходила в час ночи, а больше не видела ничего. Помню, как мы искали упаковочный материал, чтобы кружки по пути не бились, купили поролон и он засыпал всю мою квартиру так, что я ещё очень долго выковыривала его из неожиданных мест.

Вон там черненькое насыпано — это поролон

Помню, как вышла из очередной типографии, в которой мы пытались напечатать кружки, и почти плакала, потому что они снова сделали отвратительное говно, взяли с меня денег за образцы и уверяли, что все норм. А нам нечего было отправлять людям.

Помню, как мы решили купить оборудование для сублимации и как я чуть не чокнулась, переживая, что у нас не получится печать.

С первого раза не получалось абсолютно ничего. Я постоянно теряла время, деньги и ужасно много нервов. Именно тогда хотелось все бросить с психу и вернуться обратно в Новосиб.

Но потихонечку все начало улаживаться, мы добавили много новой продукции, обороты росли, в первый раз в жизни сходили на ярмарку, заработали за 8 часов торговли тысяч 15 рублей, я была счастлива.

Мы наняли ещё одну девочку, потом ещё одну, переехали в офис (до этого весь бедлам снова был у меня в гостиной), я нарисовала новый принт и даже впервые в жизни уехала в отпуск на неделю, в Италию. У меня там, кстати, украли кошелек.

наш первый офис

В сентябре я провела свою первую лекцию, в октябре мы сменили офис на побольше и обернули первый миллион за месяц, в ноябре изготовили 500 кружек за 3 дня, а в декабре сменили офис ещё раз и наконец-то встретили 2017 год.

чо, поцаны, новый год

Пап, продай!

В январе 2017 я познакомилась и подружилась с Лизой Неред и Юликом. Если этот текст будут читать люди неподготовленные, то эти ребята — топовые ютуберы. Спустя некоторое время я предложила Лизе сделать мерч, и его стали очень здорового покупать.

Я решила сделать мерч остальным своим знакомым видеоблогерам и оформить это в отдельный от «Мам, купи!» проект, чтобы не смешивать концепцию и аудиторию.

В мае мы участвовали в петербургском «Видфесте» в зоне маркета и по продажам это было очень и очень хорошо. Потом был фестиваль «ВКонтакте», московский «Видфест», а потом снова пришлось менять офис.

Это мы в Питере

Кирочная, 7

Да, друзья, в 2017 году, когда ты можешь оплатить свои покупки телефоном на кассе самообслуживания или заказать по интернету огнемет, людям всё ещё нужны физические магазины. Люди всегда хотят щупать прежде, чем купить, и покупатели ходили к нам в офис за покупками, даже когда мы находились в промзоне, окруженные рвом с водой, железной дорогой и петербургской слякотью.

За всё время моей деятельности у меня не было единоразовых вложений больше пары сотен тысяч, а открытие физического магазина требовало примерно миллион и мне, честно говоря, было страшно. Да и когда у тебя с выпуском продукции не до конца все налажено и вообще тебе приходится на работе постоянно кого-то подменять, заниматься открытием магазина как-то не с руки. Но в мае 2017 года я всё-таки собралась и начала искать помещение.

На месте моего будущего магазина располагалась какая-то жуткая калдырня, где полумертвые алкоголики бухали винище по 40 рублей. Там отвратительно пахло, была ужасная атмосфера и просто было очень плохо. Я приходила туда три раза, прежде чем решилась арендовать это помещение.

Дальше месяц на ожидание, пока съедут арендаторы, ремонт, выбор мебели, монтаж неоновой вывески и открытие.

теперь там пахнет кофе и очень хорошо

Шмотки

В ноябре 2017 года наш оборот вырос в два раза по сравнению с октябрем, потому что это, во-первых, предновогодний месяц, а во-вторых, мы выпустили в продажу одежду для Дани Кашина. Это ультрапопулярный видеоблогер, если кто не знает.

Рост оборота — это не только приятное увеличение прибыли, но и переработки всех отделов, задержки по отправке, негатив от клиентов и просто общее состояние непрекращающегося стресса. У нас было по 700 неотгруженных заказов и каждый должен был прийти к одной и той же дате — к Новому году, и мне очень хотелось, чтобы так и произошло

Я не спала совсем, проваливалась в сон, мне снились худи, просыпалась в три часа ночи и начинала думать над тем, как скорее всё это отгрузить.

Мы начали делать швейный цех, чтобы не заказывать одежду у подрядчиков, и ушли в 2018 год почти без долгов.

На момент новогоднего корпоратива на меня работало уже человек 25

Москва

На данный момент я работаю над открытием магазина в Москве, потому что у нас здесь огромное количество покупателей. Ищу помещение уже второй месяц, и то вариантов нет совсем, то не подходит, то какая-то проблема с арендодателями.

Открывать магазин в Москве совсем не страшно, за эти годы я убедилась в рентабельности моей продукции, узнала, что я могу справиться с любой проблемой. У меня отличная команда, которая фактически позволяет мне заниматься только творчеством и маркетингом.

Я очень люблю свое дело, своих сотрудников и покупателей, и благодарна обстоятельствам, что все сложилось именно так.

Что же будет дальше, самой интересно.

0
112 комментариев
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

Пробую восстановить что раньше написал:
 
Прочитал про даму в разных источниках, посмотрел магазин, удивился тому, что также скучно, как и везде. Подумалось, что довольно обычные по креативу кружечки и открыточки заказывают во многом потому, что они _именно_ от той, ну вон, посмотри сколько роликов с ней .. гы-гы-гы. Прикинь, а у нее сейчас магазин свой, вот так ...

Скажем, если бы Саша Грей лично продавала кружки на Невском, то очередь стояла бы до Выборга. И как-то я слабо представляю, что Сашу Грей кто-то смог бы троллить или преследовать, правда?
 
Я вижу ситуацию так - что эксперименты в юности были из серии "Она ходила голой на лестницу, она ходила голой на улицу, ... но институт, экзамен и сессия" - а дальше кое-какая, пусть и своебразная популярность сообщила импульс всем последующим начинаниям. И это отлично. И дама спокойно об этом говорит.

Только упоминать это вдруг нельзя, да? Удивляет, почему это нельзя обсуждать на vc.ru? Или мы тут все стесняемся женского тела, половых отношений, и того, что иногда при использовании {|} по назначению, через 9 месяцев появляется новый стартапер? Какое-то странное либертианство получается, чесслово. С легкой примесью ханжества и волюнтаризма.

От админов, и уже не в первый раз - хотелось бы более внятной и продуманной работы с правилами ресурса, удалением постов / банами не просто потому что кнопочку удобно нажимать, а в соотв. с нарушением конкретного пункта правил.
Потому что vc.ru некоторым образом не уютный бложек одного человека, а вроде как СМИ (хоть и без регистрации электронного СМИ, что не перестает удивлять).

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Ну и не уверен, что нужно прописывать в правилах запрет на оскорбления и лютый оффтоп. Если к этому вопросы, то лучше вообще сюда не ходить.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Константин, если внимательно почитать правила Adsense, то там не только в тематике сайта porno/racism/drugs запрещены, а gambling/религиозные штуки/БАДы - в зоне риска, но и в том числе содержание сайта, включая и комменты тоже. И картинки, и тексты.
Никто не хочет скриншот с политотой, расизмом или наркотой и своим рекламным модулем - включая и вот это брендирование с Касперским например (т.е. и отечественными рекламодателями тоже).
Достаточно удивительно что Вы делаете вид, что не понимаете этого.
Freedom of speech заканчивается там, где возникает ущерб репутации рекламодателя ...

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Извините, это какой-то набор слов, на которы чтобы я не буду отвечать.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Хорошо, я объясню четче - от Adsense могут отключить за содержание "неправильного" коммента и/или картинки

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Я не уверен, что Adsense составляет какую-то заметную долю выручки, и уж тем более не должен составлять в дальнейшем.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ок, у Vc свой путь, и свои внезапные и непонятные критерии удаления комментариев без объяснений, без каких-либо правил пользования ресурсом :)
Довольно оригинальная позиция в 2018 году :)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Панфилов

Да просто нужно удалить все плохие комментарии и оставить все хорошие, дальше всё просто

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Для этого нужны правила, а иначе имеем что имеем - анонимная резня комментов на vc, без пояснений и возможности сделать какие-то выводы - тем, кто их написал.
 
Что снова возвращает нас к статусу сайта - что же это такое - каковы функции в команде, кто решает что ставить, что нет, и где эти критерии записаны? Тайное общество со степенями посвящения, или онлайн СМИ?

Ответить
Развернуть ветку
109 комментариев
Раскрывать всегда