Новая Tesla Plaid в тест-драйв, факапы с поставками и разработка приложения — мой бизнес с Tesla спустя год

Меня зовут Кирилл, и это продолжение моей истории о запуске тест-драйвов Tesla в Москве.

За год мы сделали 2 новых продукта, разработали MVP приложения для тесловодов, запустили продажи автомобилей и пару раз были на грани закрытия. А ещё я побывал на презентации новой Tesla Model S Plaid и через несколько месяцев привёз её в Москву.

Прошлая статья вышла почти ровно год назад, в декабре 2020. Тогда я понял, что делать сервис или продавать машины, как хотел изначально, ещё рано. Рынок едва тёплый, потребность не сформировалась — люди толком не знают, что такое Tesla и зачем она нужна. Самый верный путь сейчас — работать на формирование потребности и зарабатывать на этом.

В итоге мы запустили часовые тест-драйвы Tesla. Фокус был только на том, чтобы наладить процесс. Мы боролись со сложной логистикой, доступностью машин и неравномерной записью, и хотели запустить долгосрочную аренду: от нескольких часов до суток.

Как нас спасли сертификаты

В нашем бизнесе ярко выраженная сезонность. Зимой люди катаются гораздо меньше, а в начале года вопрос с простоем встал очень остро. Тогда мы додумались запустить сертификаты. С этим есть история. В моем первом стартапе в 2018 команда подарила мне на 25 лет сертификат на тест-драйв Tesla. Это была самоделка, ребята просто задизайнили, распечатали и подарили мне якобы поездку на Tesla. Ну вроде, если я где-то сам найду аренду, а они потом всё организуют. В итоге ни я, никто другой не стал заморачиваться, и я так и не покатался. Но идея зародилась в голове.

Тот самый самодельный сертификат на 25-летие 😅

На дизайн и изготовление сертификатов для тест-драйвов у нас ушёл месяц. Хотелось, чтобы исполнение соответствовало, и первые идеи были сделать упаковку как у Apple Card. Сам сертификат решили делать в виде карты-ключа от Tesla. И тоже с NFC-чипом. Прислоняешь к смартфону, и открывается форма записи на нашем сайте.

Упаковка в итоге оказалось слишком дорогой и сложной в производстве. Поэтому остановились на формате обычного буклета. Но карту с NFC получилось сделать как изначально задумывали.

Слева изначальные макеты, справа, что вышло в итоге:

Продвигали сертификаты в основном у блогеров — заказывали интеграции (в то время у нас была маркетолог с большой базой контактов). И они выстрелили! Например, перед 23 февраля за пару недель мы продали сертификатов почти на 4 млн ₽, штук 500–600. В некоторые дни было по 60 доставок.

Хотели повторить этот опыт на 8 марта. Сделали сертификат + букет в шляпной коробке, но похоже парни не так ответственно относятся к подаркам)) Продажи были, но не много.

Не совру сказав, что сертификаты нас реально спасли, помогли пережить первую зиму и решить проблему с неравномерной загрузкой. Я знаю порядка шести компаний с арендой Tesla, которые появились и через какое-то время потухли. Думаю, именно из-за сезонности. Сейчас мы самые живучие.

Развитие аренды

Параллельно с января мы запускали двухчасовые тест-драйвы и посуточную аренду. Главные нюансы, с которыми я столкнулся:

  • Логистика. Нужно постоянно рассчитывать запас хода. Проблема решилась наймом логиста, который всё это считает и помогает вовремя заряжать машины.
  • Страховка. Страховщики выставляли свои ограничения по возрасту. Удалось договориться на аренду с 22 лет, и это было большой победой.

Только к концу года удалось настроить довольно стабильный процесс и собрать стабильную команду. Сейчас со мной работают 15 человек: это инструкторы-водители, логист, трафик-менеджер, контентщик. Продвигаемся пока только через Инстаграм, в декабре потратили почти 1 млн на рекламу. Отдельно есть менеджер по поставкам и продажники, но о них позже.

Сейчас перед нами новая цель — сделать посуточную аренду доступнее. Если аренда Tesla в день будет стоить 4000–5000 рублей, то сервис может стать массовым. Плюс появилась идея франшизы. Мы уже сделали несколько пробных заходов в СПб, других регионах. Посмотрели спрос, разработали гайды. Пока лучше всего показал себя Краснодар — скорее всего, мы запустим первую франшизу там.

Эксперименты: поездки в СПб на автопилоте

Сейчас мы разрабатываем необычный продукт — поездки до Санкт-Петербурга и обратно на автопилоте. Почти что Сапсан, только лучше. Можно получить впечатления от технологий, а потом сходить потусоваться на Рубинштейна. 90% дороги машина будет ехать сама. У нас пока не работает навигация от Tesla, поэтому автопилот работает только по прямой: перестраивается, ускоряется или замедляется, когда надо. Но свернуть по маршруту он без навигации не сможет.

Автопилот это вообще отдельная тема — он становится лучше с каждым кварталом. Скоро это будет как Face ID, так же фантастически высокотехнологично и одновременно повседневно. Автопилот будет гарантированно доставлять нас в заданную точку, безопасно и ни во что не врезаясь. Уже к концу 2022 года Илон Маск обещал предоставить массовую машину без руля и педалей. Я думаю, в Москве что-то подобное появится в конце 2023. И, скорее всего, это будет Яндекс. Пару месяцев назад несколько улиц Ясенево обозначили для тестирования автопилотируемых машин. Хочется, чтобы наш мини-флот Tesla тоже в этом поучаствовал.

Гонки на Tesla

Другая идея, которую мы уже реализовали — тест-драйвы на гоночном треке. В городе и даже на обычной трассе можно почувствовать, как вжимает в кресло, но разогнаться как следует не получится. Поэтому для тех, кто ищет впечатлений не только от технологий, но и от скорости, мы организовали тест-драйвы на Moscow Raceway. Это первая в России трасса в высочайшей категории FIA F1 (на ней можно проводить Формулу-1).

Хорошую логистику удалось выстроить не сразу. На треке машина разряжается в разы быстрее обычного, где-то за 2 заезда (каждый по 5–6 кругов по 4 километра). И это хороший результат по сравнению с другими электрокарами. Например, Porsche Taycan разряжается меньше чем за 1 заезд, насколько мне известно.

Но тем не менее в первый трек-день мы не смогли откатать всё, что запланировали. Даже пришлось тянуть машину на тросе за 100 км — зарядок рядом нет.

Сейчас в трек-дни мы проводим 4 заезда. 2 и 2, между ними отвозим машину на зарядку. Несмотря на много организационных моментов (трансфер до места, зарядка, инструктаж и проведение заезда) — выходит эффективно. Для понимания, аренда Model S в день стоит 25 000 ₽, а заезд 20 000 ₽. Итого машина выручает 80 000 ₽ за трек-день.

Сейчас у меня много ожиданий от последней Tesla Model S Plaid в плане тест-драйва именно на гоночном треке. Она разгоняется до 100 км/ч за 2 секунды и дальше до 322 км/ч. Вместо руля штурвал, ощущения очень необычные. Заездов на ней ещё не было, машина пришла месяц назад. О ней чуть дальше.

Продажи Tesla

К продаже машин я подступаюсь уже давно. Ещё в 2019 году поставил себе условную цель в 10 Tesla в месяц, и думал, как её достичь. Но продавать начал только в 2021 году.

Наша бизнес-модель построена на том, что аренда даёт нам покупателей. Да, пока тест драйвы и аренда — наши драйверы, но деньги всё-таки в продажах. Люди сначала интересуются или получают сертификат в подарок, потом ездят периодически, присматриваются, возможно, берут в длительную, а не в почасовую аренду. И только потом покупают. Я сейчас вижу это именно как воронку.

Проблема в том, что начать совсем не просто. Когда тебя никто не знает, у тебя даже офиса нету, мало кто готов доверить тебе аванс за машину. И дело может быть даже не в тебе. Я знаю ситуацию, когда парень, который занимается Tesla, заказал машину у знакомого партнера в Америке с полной предоплатой, а тот его кинул. Если ты уже взял аванс у покупателя и произошло что-то подобное, может получиться очень неприятная ситуация.

Мы смогли преодолеть недоверие только в мае. В июне продаж было уже 3 или 4. В ноябре — 8, а в декабре мы планировали побить рекорд, но в итоге притормозили продажи. Потому что продажа — это только начало. Надо умудриться привезти машину: сейчас у нас уже несколько десятков продаж, а отгружено чуть больше половины машин. В среднем, человек ждет свою Tesla от месяца до полугода. Последние машины в 2021 году я отгружал 31 декабря. Закрыл 4 сделки: две красных и одну белую Tesla Model Y Long Range, и одну Model 3 Performance. Это самые популярные модели — потому что самые доступные из новых.

Tesla Model Y Long Range перед доставкой заказчику 

Расскажу, почему всё непросто. Клиент чаще всего вносит только предоплату, а мы оплачиваем полную стоимость машины. Если в моменте покупается несколько машин, нужно собрать довольно много денег. Поставщик может внезапно не продать машину, и где-то нужно будет искать новую — такое тоже бывало. Когда продавал первые 10 машин, я вообще не знал, как мы их будем поставлять, и был готов, что мы на этом потеряем деньги. Зафакапили мы 3 машины — сорвались поставки. В то же время, мы заработали неплохую репутацию, и уже есть клиенты, которые доверяют нам полную предоплату.

Несмотря на то, что на этапе обкатки мне были не так важны деньги, все машины мы смогли продать в плюс. Хотя маржа иногда была минимальная — на одной машине мы заработали всего 30 000 ₽.

Как изменилась инфраструктура за год

По ощущениям зарядок стало больше раза в два, правда и машин больше — раза в четыре. Сейчас в Москве 23 зарядки, сравнимо с одной сетью АЗС. Посмотреть их можно в приложении PlugShare. Почти везде зарядки бесплатные, либо тариф такой, что за 300 рублей заливаешь «полный бак». Станции ставят в основном энтузиасты (тот же Абрамович, который установил 4 суперчарджа для быстрой зарядки в Сколково). Но возможно, скоро это изменится. Собянин вроде бы хочет установить зарядок 50.

Пока самый лучший вариант — оборудовать свою зарядку. Например, если живешь за городом, просто ставишь машину на ночь на зарядку, и утром у тебя «полный бак». Оборудование будет стоить тысяч 100, установить его нетрудно самостоятельно. Но если есть желание и деньги, можно, конечно, поставить быструю зарядку за 1–3 млн ₽ и заряжать машину за 40 минут.

Как я встретил вашу Маска

11 июня мне удалось чудом попасть на презентацию новой Tesla Model S Plaid в Калифорнии. Это закрытое мероприятие буквально на 200 человек, даже сотрудников не всех пустили. Кажется, мы с подругой были там единственными русскими. С собой у нас была сотня карточек с надписью «Куплю Tesla» и грандиозные планы договориться о покупке прямо в день презентации. Купить Plaid именно в этот день не удалось, но зато я увидел Маска вживую, познакомился с парой сотрудников компании, покатался на новой Tesla и получил фирменную лимитированную кепку.

На следующий день у меня был день рождения.

Видео выступления Маска, макеты тех самых визиток и первые секунды за штурвалом Tesla Plaid:

А вот официальное видео с презентации

Ещё в 2021 году, но уже в ноябре, мне удалось попасть на экскурсию по Starbase в Техасе и увидеть строящуюся Мехазиллу (вышка на фото слева). Это 140-метровая башня, на которую будет садиться ускоритель Starship. По задумке он должен зацепиться за специальную стрелу, а потом его зафиксируют «клешни» Мехазиллы.

Новая Tesla

После презентации я искал любую возможность купить Plaid. Первые две попытки в конце лета не срослись по деньгам или из-за сложностей с поставщиками. Иначе я был бы первым в России.

В итоге нашел поставщика и возможности только в ноябре. Всего машина обошлась мне в $190 000 или 14 млн ₽. Сумму удалось собрать достаточно легко: мне дали денег под адекватные проценты на развитие, плюс мы продали одну машину, и один из партнеров продал свою Tesla и предложил вложиться в покупку. В Москву машина пришла в декабре. Это четвертая Model S Plaid в городе и первая, которую можно взять в аренду или на тест-драйв.

Одновременно с машиной пришла тарелка для приёма Starlink. Пока не работает, разбираюсь с подключением

Plaid — самая космическая модель Tesla. Огромный экран, штурвал вместо руля, как у Брюса Уиллиса в Пятом элементе. Машина сама понимает, когда нужно ехать вперёд, а когда назад. Но если принудительно нужно включить задний ход, то рычага нет. Вместо него надо погладить слайдер на экране. Самое сложное — привыкнуть, что частые действия включаются кнопками на штурвале. Например, посигналить — небольшая кнопочка под правым большим пальцем. Поморгать — под левым пальцем.

Поворотники и фары — сенсоры слева на штурвале

Про то, что она очень быстрая я уже говорил, но добавлю, что когда перемещаешься больше похоже на глюк — все вокруг начинает смазываться. Очень необычные ощущения и, конечно, мне нравится ездить на ней. Но больше всего мне нравится ездить на каршеринге. Это значит, что все машины работают, и всё идёт как надо.

Разработка приложения и планы

Как только я более-менее наладил аренду и начал налаживать продажи, я вернулся к своей главной идее экосистемы для Tesla в России. Тест-драйвы хорошо, но моя главная цель – создать IT-компанию.

Где-то с апреля я параллельно разрабатываю приложение для тесловодов. В основном, в одиночку, немного помогает друг из Яндекса, подсказывает. Сейчас уже можно создать аккаунт, привязать машину и открывать-закрывать её через приложение. Если пока нет машины, можно указать ту Tesla, о которой мечтаешь. Ещё в приложении подтягивается баланс Dogecoin (криптовалюта, за которую можно купить мерч Tesla) и можно указывать свои соцсети, чтоб общаться с другими тесловодами.

Пока приложение тестируют друзья. MVP, возможно, выйдет в начале 2022 года. По сути всё готово: мы уже отправляли его на ревью в сторы, но пока приложение не пустили из-за того, что в названии есть слово «Tesla». Пришлось разбираться с представителями Apple. Они сказали, что в названии приложения может быть Tesla, только если оно позволяет «управлять агрегатом». Из-за этого мне экстренно пришлось пилить функциональность открытия-закрытия машины и багажника, прогрева, поиска на карте и т.д.

Дальше в планах развивать приложение. Что ещё возможно в нем будет:

  • Карта зарядных станций и их загрузка (занято или можно приезжать).
  • Заказ сервиса: приехали, забрали машину, сделали всё и вернули без участия владельца.
  • Каршеринг. Tesla не нужно дооснащать, чтобы передавать другому человеку, всё оборудование уже есть внутри. Возможна такая модель: человек покупает Tesla, ездит на ней, а когда не нужно, сдает в наш пул каршеринга и зарабатывает. О страховке и обслуживании заботимся мы.
  • Покупка Tesla: от выбора, заказа и предоплаты до встречи с машиной.

Вы наверное заметили, что в списке нет тест-драйвов, но я пока не вижу веских причин автоматизировать их. Кажется, пока они нормально существуют и без приложения. Для сравнения, в прошлые новогодние праздники (а это мертвый сезон), у нас было 2 тест-драйва, а в эти — больше 30. По остальным пунктам мне ещё предстоит понять, что из этого нужно делать в первую очередь. В любом случае, идти в этом направлении — это для меня самая эффективная трата времени. Сейчас я хочу больше отдавать IT и меньше погружаться в купи-продай.

Спасибо, что дочитали до конца! Если напишите свои мысли в комментариях или мне в личку в Telegram — буду очень благодарен. А также готов ответить на любые вопросы, связанные с Tesla, и поделиться опытом.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
PCT URL
можно создать аккаунт, привязать машину и открывать-закрывать её через приложение. Если пока нет машины, можно указать ту Tesla, о которой мечтаешь

Любопытная фича... Что-то вроде современной интерпретации старой просьбы «сфотай меня, как будто это моя!»? 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

а для остальных трактовка "не твоя - вот и бесишься"

Ответить
Развернуть ветку
Dim Entelis
На треке машина разряжается в разы быстрее обычного, где-то за 2 заезда (каждый по 5–6 кругов по 4 километра).

Подождите, 2 * 6 * 4 = 48 км до полной разрядки?

Это не в разы, это уже на порядок :(
Жесть конечно, не ожидал от теслы...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Котицын

Интересно, а у бензинки на сколько бака хватает в режиме "газ в палас"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dim Entelis

Судя по ролику они пишут про Model 3, это аналог C-class. Мне кажется даже amg нереально заставить жрать больше 35-40, т.е бака хватит на ~200 км

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Max Payne

То есть современный бензин спокойно трек проезжает как минимум в 2 раза больше Теслы и заправлять в случае чего его 5 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Z

Кирилл,
Это в итоге бизнес?
Сложилось ощущение, что больше затратная или околонулевая тема.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Matkin

Ой, да, я помню, мне в прошлом сентябре подарили вашу подарочную карту. Записали на тест-драйв на октябрь, а в октябре позвонили и сообщили, что «сезон закончился» и все будет только в следующем году. Решил что это какое-то жульничество и забыл. А тут все эффективно, оказывается. 80 тысяч рублей в день.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Ефимов

Сезон чего? Вроде же не кабриолеты на тестах:)

Ответить
Развернуть ветку
Daniel Feldman

рынок не выглядит большим (сейчас), но вы вроде грамотные и упорные ребятов, успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Жарков

Наверняка вы все посчитали, но хочу предостеречь, что один день на треке для автомобиля больше, чем один день в городе.
Потому зачастую аренда на трек очень дорогая.
В двс масло и топливо, КПП и двигатель устают быстрее, в электричке масло менять не надо, но ресурс батарей в таком режиме уходит ощутимо быстрее и как там электро двигатели себя чувствуют на больших пробегах под нагрузкой
Ну и резина, колодки, вот это все.

Хотя с электричкой все же своя математика.
Очень интересно как в светлом электрическом будущем будут тюнинговать машины. Типа "инвертор с повышенной отдачей" , "обмотка двигателя из бескислородной меди" 😂

Ответить
Развернуть ветку
Timofey Kravtcoff

Если сдаете Теслы в Москве, посуточно, на два-три дня напишите мне пожалуйста [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Ричард Ричардович

У них бронированных машин нет

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда