{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Спортивный интерес: сколько можно зарабатывать на футбольных манежах

Меня зовут Ильшат Газизов. Я инвестор-сооснователь нескольких проектов. Ранее рассказывал про глемпинг Best Glamp "Лесная Поляна". Также уже два года я занимаюсь развитием сети футбольных манежей под брендом “ФИЗРА”. Проект стартовал в Казани, в планах — охватить всю Россию. Об особенностях бизнеса в сфере массового спорта и почему сейчас самое время обратить внимание на инфраструктурные проекты, расскажу ниже.

О рынке

Футбол занимает второе место по популярности в России после хоккея. По данным опроса Nielsen Sports этой командной игрой увлекается 55% россиян. Футбол лидирует в поисковых запросах среди всех видов спорта. Статистика WordStat говорит, что слово «футбол» ищут 13 млн. раз в месяц, тогда как, например, хоккей – всего 6 млн. При этом футбол востребован не только в качестве зрелища: по данным РБК количество играющих в футбол растет минимум на 0,4% в год.

И в то же время площадок для любительского футбола в стране крайне мало. По данным исследования РБК полноразмерные манежи есть в 18 регионах России. Это всего 210 футбольных манежей, из которых только 120 крытые. Таким образом, на 1 футбольный манеж в России приходится 708 тыс. человек.

Учитывая все это можно с уверенностью говорить о том, что бизнес в сфере инфраструктуры для массового спорта – довольно перспективная ниша. Особенно учитывая тот факт, что государство заинтересовано в партнерстве с частными инвесторами и готово поддерживать такого рода проекты.

Как я пришел к манежам

Идея с манежами родилась в тот момент, когда я искал дополнительное направление для развития действующего бизнеса – компании по производству строительных металлоконструкций ООО “ПК ТЕРМОСТАЛЬ”. Ее мне подсказали собственные дети, которые обожают играть в футбол. Хотя первоначальная идея была в том, чтобы строить ангары и сдавать их в аренду.

Моя жизнь с футболом никак не была связана до запуска этого проекта

Но вариант с футбольными манежами мне показался перспективнее. Во-первых, мне хотелось, чтобы все, кто как и мои дети увлекается футболом, могли заниматься этим спортом круглый год в комфортных условиях. Как бы громко это не звучало, но это действительно вклад в качественное развитие родного города, страны. Во-вторых, анализ коммерциализации показал, что создавая спортивную инфраструктуру можно заработать гораздо больше, чем на сдаче в аренду складских площадей.

Сколько стоит манеж и его содержание

Первый манеж с полем 25х45 метров был куплен уже в готовом виде в 2019 году. Приобреталось только строение, земельный участок взят в долгосрочную аренду у юридического лица. Проект хорошо себя показал – спрос кратно превышал мощности манежа, поэтому в начале 2020 года началось строительство второго манежа размером 21х80 с двумя полями 20х40 на том же земельном участке. Разработка проекта под второй манеж обошлась в 300 000 рублей, закупка строительных материалов для внутреннего оснащения - 2 млн. Само строительство с учетом оплаты рабочим в сумме составило 30 млн. рублей и заняло 2.5 месяцев.

Что было закуплено и сколько это стоило:

  • Тентовое покрытие (5500 кв.м.) - 5,4 млн рублей;

  • Искусственное покрытие (2000 кв.м.) метров - 4,5 млн рублей;

  • Оснащение раздевалки - 1,7 млн рублей;
  • Оснащение душевых и санузла - 890 тыс. рублей;
  • Тепловые пушки - 320 тыс. рублей;
  • Ворота - 150 тыс. рублей;
  • Освещение - 320 тыс. рублей;
  • Сиденья для болельщиков - 45 тыс. рублей.

За счет утепления в холодное время в манеже удается поддерживать среднюю температуру 15-17 градусов, что идеально подходит для игры в активные виды спорта

На каждый манеж приходится по 6 сотрудников. В штате работают менеджеры, администраторы, клинеры, менеджеры по продажам, маркетолог. В среднем от месяца к месяцу на зарплаты уходит порядка 200 тыс. рублей:

  • Менеджеры по продажам — 30 тыс. рублей + проценты с продаж;
  • Администраторы — 40 тыс. рублей + проценты с продаж;
  • Ааркетинговый специалист — около 30 тыс. рублей;
  • Клининговый персонал — 25 тыс. рублей;
  • менеджер на ресепшн — 25 тыс. рублей.

Мы не вкладываем много ресурсов в продвижение, люди сами нас находят. Нам достаточно вести активность в социальных сетях и присутствовать на картах в 2ГИС и Яндекс. Стоимость привлечения одного клиента составляет 1,1 тыс. рублей, в целом на маркетинг уходит порядка 50 тыс. в месяц. У нас уже есть сформированная база клиентов — каждый из клиентов играет на нашем манеже минимум 40 раз в год. Наши манежи работают круглогодично, но сезонность присутствует: в летние месяцы спрос падает.

Наши результаты:

  • Общие затраты на реализацию на оба манежа: 55 000 000 рублей;
  • Расходы на содержание и обслуживание: 340 тыс. рублей в месяц;
  • Расходы на маркетинг: 50 тыс. в месяц;
  • Среднее количество посетителей в месяц: 4000 человек;
  • Выручка за 2021 год: 23 000 000 рублей;
  • Средний чек - 3,5 тыс.

Что дальше?

В России не хватает около 3 тыс. манежей. Это огромный и пока ещё низкоконкурентный рынок. На текущий момент мы готовимся к масштабированию бизнеса с тем, чтобы занять его значительную долю. За 3-5 лет управляющая компания «ФИЗРА» может возвести и взять в управление порядка 300 объектов. В качестве основных ресурсов видим государственно-частное партнерство и участие индивидуальных инвесторов. Мы уже сейчас ведем переговоры в рамках ГЧП о строительстве 20-ти манежей. Что касается сотрудничества с индивидуальными инвесторами, то обсуждаются не только финансовые вложения, но и предоставление участка под манеж в аренду. Для того рода бизнеса важна локация. Под строительство полноценного манежа требуется участок размерами не меньше, чем 60х120 метров. Такие площади достаточно сложно найти в центральных районах крупных городов. Компания “ФИЗРА”, в свою очередь, берет на себя полное управление объектом и его содержание. Манеж возводится за 2-4 месяца, строительство одного квадратного метра в среднем обходится в 22 тыс. рублей. Окупаемость — 6-7 лет. Мы не ограничиваем проект определенной территорией - готовы рассматривать любую точку географии России и сотрудничать с владельцами земель и инвесторами из разных регионов страны.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Константин Рогов

за такую зарплату сам сиди на ресепшене

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

Тебе как будто предложили на ресепшне этом сидеть.
Или амбиций на большее не хватает?)

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда