{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Спортивный интерес: сколько можно зарабатывать на футбольных манежах

Меня зовут Ильшат Газизов. Я инвестор-сооснователь нескольких проектов. Ранее рассказывал про глемпинг Best Glamp "Лесная Поляна". Также уже два года я занимаюсь развитием сети футбольных манежей под брендом “ФИЗРА”. Проект стартовал в Казани, в планах — охватить всю Россию. Об особенностях бизнеса в сфере массового спорта и почему сейчас самое время обратить внимание на инфраструктурные проекты, расскажу ниже.

О рынке

Футбол занимает второе место по популярности в России после хоккея. По данным опроса Nielsen Sports этой командной игрой увлекается 55% россиян. Футбол лидирует в поисковых запросах среди всех видов спорта. Статистика WordStat говорит, что слово «футбол» ищут 13 млн. раз в месяц, тогда как, например, хоккей – всего 6 млн. При этом футбол востребован не только в качестве зрелища: по данным РБК количество играющих в футбол растет минимум на 0,4% в год.

И в то же время площадок для любительского футбола в стране крайне мало. По данным исследования РБК полноразмерные манежи есть в 18 регионах России. Это всего 210 футбольных манежей, из которых только 120 крытые. Таким образом, на 1 футбольный манеж в России приходится 708 тыс. человек.

Учитывая все это можно с уверенностью говорить о том, что бизнес в сфере инфраструктуры для массового спорта – довольно перспективная ниша. Особенно учитывая тот факт, что государство заинтересовано в партнерстве с частными инвесторами и готово поддерживать такого рода проекты.

Как я пришел к манежам

Идея с манежами родилась в тот момент, когда я искал дополнительное направление для развития действующего бизнеса – компании по производству строительных металлоконструкций ООО “ПК ТЕРМОСТАЛЬ”. Ее мне подсказали собственные дети, которые обожают играть в футбол. Хотя первоначальная идея была в том, чтобы строить ангары и сдавать их в аренду.

Моя жизнь с футболом никак не была связана до запуска этого проекта

Но вариант с футбольными манежами мне показался перспективнее. Во-первых, мне хотелось, чтобы все, кто как и мои дети увлекается футболом, могли заниматься этим спортом круглый год в комфортных условиях. Как бы громко это не звучало, но это действительно вклад в качественное развитие родного города, страны. Во-вторых, анализ коммерциализации показал, что создавая спортивную инфраструктуру можно заработать гораздо больше, чем на сдаче в аренду складских площадей.

Сколько стоит манеж и его содержание

Первый манеж с полем 25х45 метров был куплен уже в готовом виде в 2019 году. Приобреталось только строение, земельный участок взят в долгосрочную аренду у юридического лица. Проект хорошо себя показал – спрос кратно превышал мощности манежа, поэтому в начале 2020 года началось строительство второго манежа размером 21х80 с двумя полями 20х40 на том же земельном участке. Разработка проекта под второй манеж обошлась в 300 000 рублей, закупка строительных материалов для внутреннего оснащения - 2 млн. Само строительство с учетом оплаты рабочим в сумме составило 30 млн. рублей и заняло 2.5 месяцев.

Что было закуплено и сколько это стоило:

  • Тентовое покрытие (5500 кв.м.) - 5,4 млн рублей;

  • Искусственное покрытие (2000 кв.м.) метров - 4,5 млн рублей;

  • Оснащение раздевалки - 1,7 млн рублей;
  • Оснащение душевых и санузла - 890 тыс. рублей;
  • Тепловые пушки - 320 тыс. рублей;
  • Ворота - 150 тыс. рублей;
  • Освещение - 320 тыс. рублей;
  • Сиденья для болельщиков - 45 тыс. рублей.

За счет утепления в холодное время в манеже удается поддерживать среднюю температуру 15-17 градусов, что идеально подходит для игры в активные виды спорта

На каждый манеж приходится по 6 сотрудников. В штате работают менеджеры, администраторы, клинеры, менеджеры по продажам, маркетолог. В среднем от месяца к месяцу на зарплаты уходит порядка 200 тыс. рублей:

  • Менеджеры по продажам — 30 тыс. рублей + проценты с продаж;
  • Администраторы — 40 тыс. рублей + проценты с продаж;
  • Ааркетинговый специалист — около 30 тыс. рублей;
  • Клининговый персонал — 25 тыс. рублей;
  • менеджер на ресепшн — 25 тыс. рублей.

Мы не вкладываем много ресурсов в продвижение, люди сами нас находят. Нам достаточно вести активность в социальных сетях и присутствовать на картах в 2ГИС и Яндекс. Стоимость привлечения одного клиента составляет 1,1 тыс. рублей, в целом на маркетинг уходит порядка 50 тыс. в месяц. У нас уже есть сформированная база клиентов — каждый из клиентов играет на нашем манеже минимум 40 раз в год. Наши манежи работают круглогодично, но сезонность присутствует: в летние месяцы спрос падает.

Наши результаты:

  • Общие затраты на реализацию на оба манежа: 55 000 000 рублей;
  • Расходы на содержание и обслуживание: 340 тыс. рублей в месяц;
  • Расходы на маркетинг: 50 тыс. в месяц;
  • Среднее количество посетителей в месяц: 4000 человек;
  • Выручка за 2021 год: 23 000 000 рублей;
  • Средний чек - 3,5 тыс.

Что дальше?

В России не хватает около 3 тыс. манежей. Это огромный и пока ещё низкоконкурентный рынок. На текущий момент мы готовимся к масштабированию бизнеса с тем, чтобы занять его значительную долю. За 3-5 лет управляющая компания «ФИЗРА» может возвести и взять в управление порядка 300 объектов. В качестве основных ресурсов видим государственно-частное партнерство и участие индивидуальных инвесторов. Мы уже сейчас ведем переговоры в рамках ГЧП о строительстве 20-ти манежей. Что касается сотрудничества с индивидуальными инвесторами, то обсуждаются не только финансовые вложения, но и предоставление участка под манеж в аренду. Для того рода бизнеса важна локация. Под строительство полноценного манежа требуется участок размерами не меньше, чем 60х120 метров. Такие площади достаточно сложно найти в центральных районах крупных городов. Компания “ФИЗРА”, в свою очередь, берет на себя полное управление объектом и его содержание. Манеж возводится за 2-4 месяца, строительство одного квадратного метра в среднем обходится в 22 тыс. рублей. Окупаемость — 6-7 лет. Мы не ограничиваем проект определенной территорией - готовы рассматривать любую точку географии России и сотрудничать с владельцами земель и инвесторами из разных регионов страны.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Максим Кирьязов

Очень хорошая идея. Открывайтесь не только в крупных городах, везде любят футбол)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Путилов

Я сейчас в Смоленске здесь годовой абонемент в фигнёй центр с бассейном , сауной и тренажеркой 12к в год. Были акции 1к в год
.не уверен, что в малых городах есть такая покупателтская способность с чеоум 3,5к в месяц...
Уровень жизни в крупных городах кратно выше чем в маленьких
.
Можете проверит на сайте ростата

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда