Стабильность важнее роста прибыли: почему десяткам тысяч компаний в Японии удаётся существовать веками Статьи редакции

Изоляция от мира побудила японцев бережно относиться ко всему, что они создают. Поэтому предприниматели ценят качество и традиции. В то же время они боятся рисковать, так как неудавшийся бизнес может восприниматься как неудача или позор, и это тормозит появление новых компаний.

Пересказ материала BBC.

В 2019 году в Японии было больше 33 тысяч компаний старше 100 лет — их называют «шинисе», что дословно означает «старый магазин», пишет издание. Например, среди них:

  • Старейший в мире отель «Нисияма Онсэн Кэюнкан», открытый в 705 году в префектуре Яманаси.
  • Кондитерская «Ишимондзия васукэ» в Киото, сладости в которой продают с 1000 года.
  • Строительная компания Takenaka из Осаки, созданная в 1610 году.

Фирмы чтят традиции и передают бизнес из поколения в поколение

Tsuen Tea — старейший чайный дом, открывшийся в 1160 году в пригороде Киото. Его нынешний владелец Юсуке Цуен говорит, что он не мог не взять на себя управление семейным бизнесом.

«Компания сосредоточена на чае, а не на расширении бизнеса, — говорит Цуен. — Поэтому она до сих пор существует». Источник: BBC

По словам предпринимателя, он никогда не сомневался, что продолжит семейное дело. «Сейчас я управляю компанией, которую создали мои предки. Иначе наследию пришёл бы конец. В детстве нас спрашивали про работу мечты, и уже тогда я знал, что приму руководство», — рассказывает Цуен.

В стране много компаний-долгожителей, похожих на Tsuen Tea, пишет издание. Многие из них — небольшие семейные предприятия, которые занимаются гостиничным бизнесом или производством пищевых продуктов.

Для японцев важнее стабильность, а не рост прибыли, говорит профессор Высшей школы менеджмента Киотского университета Ёсинори Хара, десять лет проработавший в Кремниевой долине. По его мнению, это главная причина, почему в Японии так много компаний-«шинисе».

В Японии существует культура уважения предков и их традиций. Более того, это островное государство, которое долгое время было изолировано от остального мира. Поэтому в стране как можно дольше используют имеющиеся ресурсы — в том числе сохраняют небольшие фирмы.

Иннан Сасаки, доцент бизнес-школы Уорикского университета в Великобритании, автор научной работы о долговечности японских компаний

Японские предприниматели могут усыновлять преданных сотрудников — они становятся частью семьи и наследуют бизнес. Так поступали, например, в Suzuki и Panasonic.

Предприятия остаются в одной сфере десятки лет

В Киото находится ещё одна компания, которой больше 100 лет — Nintendo. Её в 1889 году основал ремесленник Фусадзиро Ямаути.

Источник: TechCrunch

Сначала она производила игральные карты для японской игры «ханафуда», а в 1985 году совершила революцию в сфере домашних развлечений, представив консоль Nintendo Entertainment System. «Nintendo — хороший пример предприятия, которое придерживается "ключевой компетенции"», — говорит Ёсинори Хара.

Это один из основных принципов, благодаря которому древние компании продолжают существовать. По словам Хары, ключевая компетенция Nintendo — создание развлечений.

Nintendo первоначально производила игральные карты. Источник: BBC

Во многих компаниях-долгожителях уделяют особое внимание качеству обслуживания — и это способствует их процветанию. Хозяева стараются угадать, чего хотят их клиенты. Для обозначения качественного сервиса в японском языке существует термин «омотэнаси». Он особенно актуален для рёканов — традиционных японских гостиниц, где к посетителям относятся как к членам семьи.

Шесть поколений семьи Акеми Нисимура управляли гостиницей «Хирагия» в Киото. В 2018 году рёкан отметил двухсотлетие. За это время в нём останавливались актёр Чарли Чаплин и дизайнер Луи Виттон.

Акеми Нисимура. Источник: BBC

По словам Нисимура, высокий уровень обслуживания клиентов — залог долголетия гостиницы.

«Разговоры по душам — вот что ценится в гостиницах рёкан», — говорит женщина. В её семье из поколения в поколение передаётся тетрадь, где детально прописано, как вести себя с гостями. «Однако запросы гостей индивидуальны, поэтому всегда нужно учитывать желание клиента», — отмечает Нисимура.

«Главные ценности японских компаний — приверженность семейному бизнесу, преемственность, качество, общность и традиции, а не финансовая логика, — говорит Сасаки. — Поэтому у фирм-долгожителей особый статус, они пользуются социальными льготами».

Как традиции мешают инновациям

Хотя японцы гордятся процветающими компаниями-«шинисе», развитие местных стартапов они называют вялым, пишет издание.

Мари Мацузаки работает в токийском образовательном стартапе Queue. Она отмечает: «В Японии чтят “шинисе”, и немногие рискуют открыть своё дело — к новым проектам относятся с недоверием. Мне было трудно объяснить близким, чем именно я занимаюсь и где работаю».

Команда Queue

Мацузаки рассказала, что из своего выпускного класса она одна, вероятно, ушла в молодую организацию. «В других странах не осудят прогоревшего предпринимателя, если он получил ценный опыт. В Японии же к неудачам относятся негативно».

Профессор MIT Майкл Кусумано согласен с Мацузаки. Он несколько лет продвигал инициативы в области предпринимательства и инноваций в Токийском университете науки. По его словам, закрытие компании или её продажа издавна воспринимаются как неудача или даже позор.

Такие культурные проблемы, похоже, побуждают семьи сохранять старые предприятия. Японские общество и экономика не так гибки, как американские, поэтому Япония не так часто создаёт крупные новые фирмы. Тенденция заключается в сохранении того, что есть.

Майкл Кусумано

Однако не всё так гладко и у компаний-долгожителей, пишет BBC. Например, строительная организация Kongo Gumi, основанная в 578 году, закрылась в 2006 году из-за долгов — спустя более чем 1400 лет существования.

По мнению Матцузаки, в будущем японским фирмам необходимо объединить сильные стороны двух бизнес-моделей: новые технологии и быстрое принятие решений с ключевыми ценностями «шинисе».

0
326 комментариев
Написать комментарий...
Борис Васильев

- А почему у вас нет склада?
- Мне партнер каждое утро привозит комплектующие.
- А если НЕ привезет?
- Он 30 лет привозит.
- Но он же может заболеть.
- У него есть сын.

В.Овчинников. О Японском бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Chigak

овчинников - лучшее что есть для знакомства с японской культурой

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Джобс так apple привел в чувства когда вернулся.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Beerman

а потом ковид и пиздец всем производствам. Вот из-за этой японской хуйни

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ЯжПрограммист

Если не привезет, то ничего страшного, привезёт на следующее утро.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Звенислав Николаевич

У японцев – тысячу

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

А если он покончит с собой?

Ответить
Развернуть ветку
Роман HARD2CORE Романов

Название источника можно увидеть или ссылку?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Для такой стабильности нужна истинная политическая стабильность, т.е. стабильная сменяемость власти, чтобы не доводить народ до бессмысленного и беспощадного бунта разрушающего все до основания.
А у нас то царь до последнего сопротивляется конституции, то партия застой везде насаждает, а сейчас так вообще в средневековье пытаемся вернуться судя по количеству вводимых в строй храмов.

Ответить
Развернуть ветку
lakoros

Типа как император в Японии? )

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Максим Гомбоев

Про стабильную сменяемость власти ведущую к политической стабильности это наивно конечно.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Ivan Off

А то сменяемость власти прямо обогатит и осчастливит народ? Типа, МРОТ вырастет до европейских максимумов? Или народ будет радоваться тому, что клоуны в Кремле будут постоянно меняться - для разнообразия?

Ответить
Развернуть ветку
137 комментариев
badResistor

Более того подход японцев это стабильность не только бизнеса, экономики но и экологии. Будучи в Японии обратил внимание на то что рядом с огромными городами рядом соседствует леса и никто не стремится там построить новый район или новый бизнес-центр. Т.е. внимание в отношении места где они живут дает очень большое уважение к ним самим.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Егор Т.
> стабильная сменяемость власти

это тебе навальный напел, а ты как дурачок повторяешь?

Ответить
Развернуть ветку
Санти Воид

для большей стабильности нужно избавиться от любой власти.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Балкон.Ру
Японские предприниматели могут усыновлять преданных сотрудников — они становятся частью семьи и наследуют бизнес

😯

Ответить
Развернуть ветку
Сильвестр Иванов

Папаня!

Ответить
Развернуть ветку
Dudka Trubnik

Про сферу стартапов и инновации очень верно сказано. Банковская система, например, на 20 лет отстала от той же России. Показательно что IT, во многом инновационная отрасль, в Японии полный отстой. Допотопные сайты из нулевых, ужасный UX.

Забавно, кстати, что японцам это все нравится. Взять например сайт jalan - локальный booking. Там есть версия на японском и английском. И вот на японском сайт просто невыносимо плох. Консервативные японцы пользуются только своими сервисами, потому что им западные продукты "непривычны".

Ответить
Развернуть ветку
Alex

То есть в японии нельзя по куару украсть все деньги с тинькова? Или изменить кодовое слово по телефону зная паспортные данные?

Пфф… каменный век

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
badResistor

как вам сказать... Это у меня еще на уровне роутера обрезка части баннеров идет. И это еще яндекс...

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S
Банковская система, например, на 20 лет отстала от той же России

В Японии средняя ставка по ипотеке 3%, в России - больше 10%

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
DmitryK

С Ux на этом японском сайте все хорошо, все основные блоки на своем месте и все понятно. А цвета(UI) это дело вкуса

Ответить
Развернуть ветку
Connecting Ppl

Кому в 21 веке нужны Ваши сайтишки? Всё, что нужно большинству населения - в телефоне, в приложениях.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ware Wow

Говорят японки сильно и безусловно любят гайдзинов, что те становятся даже слишком самоуверенными

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Лучше вам не знать, что было с ними дальше

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Скрепы и стабильность. Хороши, когда не бодаешься с сильными имра сего, как некоторые. Их Хиросима научила.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Спорно. Вон Китай тихой сапой, вроде и бадается, но сделал всё без конфликтов. Но нужно отметить, что они и не были на радаре как соперник, конкурент изначально. То есть тут не факт, что сыграла их мудрость. Сейчас же мы видим, что они появились на радаре и мудрость уже не особо работает.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Богдан В.

Японская культура и ее представители не похожи ни на одну другую, так что для нас это просто диковинка для удивления.
В наших условиях ни один японец не выдержит, как и наши в их.

Зы про хикикомори почитайте - ни один русский на такое не сможет, а если сможет - попадёт в психушку.;)

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

Ну пол двача таких в России

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yarro S

Про задротов почитайте

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ware Wow

пол мира уже плюс минус хикикомори

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев
им не пришло в голову отменить частную собственность, как в ссср, например

Это пример поведения людей без собственности, без прошлого, без традиций, без квалификации, ленивых, соответственно, без уважения к труду и его результатам.
Ничто из перечисленного не входит в менталитет японцев.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
СлавалС

очень рекомендую посмотреть
https://www.youtube.com/watch?v=0il1-dWX1vU
Японская аудиотехника всегда была знаком качества, до которого современные балалайки даже близко не дотягивают. И очень интересен сам процесс создания по истине очень высокого качества, лучшего в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

Это история, она в прошлом.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
airsoft peak

Помню заказывал стволики высокого качества напрямую у производителя PDI из Японии. Цена этого товара в РФ была +300% к цене в Японии. Все пришло очень быстро буквально за 3-4 дня в РФ и обошлось с доставкой долларов в 40. Цена согласно чеку продавца.

И я решил узнать сколько реальная стоимость доставки. Пробил по номеру накладной. Оказалось что производитель не просто отправил мне заказ бесплатно, но ещё и доплатил сверху за доставку. Выходило что-то около 65$ за доставку. Причём товар был высокого качества + подарки ещё долларов на 20$. И это не единичный случай подобных заказов у мелких производителей в Японии.

Ответить
Развернуть ветку
obfin obfin

Порой просто коньюктура рынка меняется, и если бизнес не успевает за ней, то он исчезает. Стабильности в современном бизнесе, к сожалению, не так и много

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Интересная статья! Не поставишь в пример многие наши компании, которые сначала следят за качеством выпускаемой продукции, а потом гонятся за увеличением прибыли закрывая глаза на недочеты и претензии клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Covid 19

Количеством самоликвидаторов Япония впечатляет до сих пор.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Муханов

Это же не с бизнесом связано.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Светлана Завацкая

Вот пример, когда всё строится на семейных ценностях и истории своего народа. То чего у нас нет, пока нет!

Ответить
Развернуть ветку
Turbo Shmel

Все-таки национальные особенности в купе с экономикой, способной в рост - одни из главных факторов такого стабильного существования.
Но не будет забывать, что японские компании во многом имеют успешную экспансию в другие страны и не сказать, что японцы не чураются максимизировать прибыль. Тот же рынок автомобилей, электротехника

Ответить
Развернуть ветку
memesismylife

Мне кажется что они заработали уважение за качество что после порадило саму максимизацию прибыли и поэтому они просто стараются делать все на высшем уровне, а прибыль после этого сама придет

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Рахим Картакаев

Крутяк

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Макарычева

Японцы молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Kesha Pazzy

Тут целые этносы и ящыки моложе гостиницы в Японии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Прочитал:
Японские предприниматели могут усыплять преданных сотрудников

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

К вопросу о численности японских стартапов...

Ответить
Развернуть ветку
Александр П

Так в России то же самое, только в гос.бизнесе и в аппарате чиновников и правительства

Ответить
Развернуть ветку
Карина Громова

Зато у них в этих корпорациях какие-то вообще адские условия труда, для европейцев это было бы рабством

Ответить
Развернуть ветку
Федор Савичев

Первое впечатление от посещение Токио в 90х, - каждый бомж читает WSJ или сводку биржевых новостей. Потому как, среди них много в прошлом предпринимателей.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лапов

Информативный пост)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

слышал что у японцев, при переходе из одной компании в другую теряется надбавка к зп за стаж работы, и им нужно начинать сначала, и мол они именно поэтому могут всю жизнь работать в одной компании

Ответить
Развернуть ветку
Claus

А как-же Минамата?Культура у них.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ничипоренко

Получается у них нет классической конкуренции. Одни монопольные бизнесы, которые полянку давным давно застолбили?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew
Изоляция от мира побудила японцев

Што?

Ответить
Развернуть ветку
323 комментария
Раскрывать всегда