Как из офлайн-школы программирования в небольшом северном городе мы выросли в проект с международным присутствием

Рубрика «Реальности бизнеса» — с цифрами и описанием рабочих процессов.

Занятия в офлайн школе «Кодики»

Привет! Я – Оксана Храброва. Мой предпринимательский путь начался в июне 2019 года в городе Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ), где я открыла школу программирования для детей «Кодики».

Оксана Храброва
Основатель школы программирования для детей «Кодики»

В этой статье я хочу поделиться своим опытом создания школы программирования, её перехода в онлайн, масштабирования и выхода на международный уровень. Рассказать про ошибки, которые я совершила, о трудностях и проблемах, с которыми мне пришлось столкнуться, открывая своё дело в небольшом городе северного региона России.

С чего всё началось

В 2012 году я окончила Алтайскую академию экономики и права по специальности инженер-программист, после чего переехала на север, в Муравленко, где устроилась на должность инженера-программиста в городскую больницу. Мы занимались разработкой и внедрением автоматизированных систем для больницы, то есть я попала в волну интенсивной информатизации медицины.

Последние три года перед открытием школы программирования я работала удалённо и параллельно помогала мужу в его бизнесе. Именно благодаря супругу мне удалось познать, что такое предпринимательство. Когда его бизнес стал набирать обороты, я почувствовала себя в нём ненужной, однако твёрдо решила, что обязательно открою своё дело.

В тот момент я точно знала, что мой бизнес будет связан с программированием, а определиться с конкретной нишей мне помог случай.

Наши знакомые попросили меня позаниматься с их ребёнком. Они узнали, что в Москве есть школы программирования для детей, и решили, что их сыну, который увлекался компьютерными играми и гаджетами, будет куда полезнее освоить ещё и азы программирования. Так у меня появился мой первый ученик, благодаря которому я поняла, что школа программирования — это именно то дело, в котором я хочу реализоваться как предприниматель.

Вначале у меня не было цели создать онлайн-школу. Вся идея заключалась именно в офлайн-образовании. Однако на организацию и развитие огромное влияние оказывала география. Ямало-ненецкий автономный округ — это северный регион, достаточно сложный для ведения какой-либо предпринимательской деятельности: из-за своей труднодоступности, небольшого рынка (население чуть больше 500 000) и больших расстояний между городами. Открывая своё дело, я даже представить себе не могла, что почти через три года филиалы школы будут присутствовать практически во всех городах нашего округа, в двух крупных городах других регионов – Санкт-Петербург и Волгоград, а также мы выйдем на международный уровень, открыв филиал в городе Бреттен (Германия).

О школе

На первом этапе я приобрела пакет методических материалов у другой школы программирования для того, чтобы понять и протестировать вообще идею проекта на нашем маленьком рынке. Но через некоторое время поняла, что программа обучения должна быть другой.

Разрабатывая концепцию своей будущей школы, я делала основной упор на долгосрочное и поэтапное обучение детей. Передо мной стояла задача написать такую обучающую программу, которая будет плавно вводить ученика в мир программирования, начиная поиском интересов и заканчивая выбором конкретной IT-профессии. Так появилась линейка курсов, рассчитанная на семь лет обучения и адаптированная для начальной и старшей школы.

Почти за три года мы обучили порядка 2000 учеников — по краткосрочным и долгосрочным программам.

На сегодняшний день во всех филиалах школы обучается порядка 900 учеников — в офлайн и онлайн форматах.

В начальной школе у нас обучаются дети от 7 до 12 лет. Они получают навыки программирования через изучение и создание игр. Также они учатся алгоритмически мыслить и презентовать свои проекты.

Программа обучения старшей школы рассчитана на детей от 12 до 16 лет, и она уже является профориентационной: её задача за 4 года погрузить ученика в четыре IT-профессии — гейм-разработчик, веб-разработчик, мобильный разработчик и цифровой дизайнер. Ученики старшей школы обучаются языкам программирования JS, PHP, C#, Java, Kotlin, создают собственные игры, сайты и мобильные приложения.

Такой подход к обучению позволил мне создать школу, в которой дети имеют возможность поэтапно без больших финансовых вложений для родителей, попробовать себя в разных IT-профессиях и выбрать то направление, которое покажется им наиболее интересным. Также у нас есть короткие интенсивы на определённые темы — создание чат-ботов в Telegram, 3D моделирование, анимация и прочее.

Весь образовательный процесс проходит на разработанной нами IT-платформе, которая позволяет ученикам иметь постоянный доступ к базе знаний и своим конспектам.

Оксана Храброва с ученицей

Первые шаги

На открытие образовательного кабинета с современным техническим оснащением мне требовалось порядка ₽1 млн. За инвестициями я решила обратиться к мужу, но на тот период мне удалось получить лишь 170 000, которые я должна была вернуть. Так я поняла, что планирование «на бумаге» и реальность сильно отличаются.

Я начала искать выход из сложившейся ситуации и обратилась в наш местный бизнес-инкубатор: попросила в аренду компьютеры и кабинет. Имеющихся у меня денег хватило на апгрейд пяти старых компьютеров, которые пылились в серверной, а необходимую мебель (столы и стулья) собирала по соседним кабинетам.

Параллельно с этим я изучала информацию и исследовала рынок школ программирования для детей: ездила в Москву, чтобы перенять опыт столичных предпринимателей, писала в соцсетях владельцам школ, интересовалась у них процессами обучения. Всю полученную информацию я сводила в таблицу и анализировала показатели.

Первая ошибка и первое продвижение

Желание начать своё дело как можно скорее, привело меня к совершению первой ошибки. Для открытия школы я выбрала самый неподходящий для этого месяц — июнь. Как правило, в летний сезон большинство родителей стараются вывезти своих детей в более теплые регионы. Но, несмотря на это, я всё же решила не переносить открытие и приступила к продвижению школы.

Так как денег на маркетинг у меня не было, всё моё продвижение заключалось в том, что я ходила по различным секциям и детским площадкам, где встречала родителей и рассказывала им про свой проект. За лето я набрала своих первых 20 учеников, которые обучились по краткосрочным программам, а уже с сентября начала набор на годовые курсы.

Сегодня основными каналами продвижения являются: городские школы, таргет, рекламные посты в городских пабликах, раздача листовок.

Работа с блогерами имела для нас негативный опыт, и мы больше не работаем с этим каналом продвижения. Также отказались от работы по вебинарной воронке.

Открытие первого филиала

Когда я увидела, что в нашем городе – с населением 30 000 человек – есть спрос на обучение детей программированию, то захотела попробовать свои силы в открытии филиала. Я отправилась на изучение соседнего города Ноябрьск, расположенного в 110 километрах и в три раза больше нашего, где в дальнейшем открыла свою вторую школу.

Ускорить открытие филиала мне помогло то, что я случайно узнала о планах местного предпринимателя запустить в Ноябрьске школу программирования по франшизе одной крупной компании. В итоге, основываясь на своём предыдущем опыте, я открылась первой.

На открытие этого филиала я брала банковский кредит на ₽1 млн, а на открытие третьего филиала – в городе Губкинский – я выиграла грант на ₽1 млн, участвуя в грантовом окружном конкурсе.

На сегодняшний день открытие офлайн школы обходится примерно в ₽1–1,2 млн.

Основные расходы: маркетинг, ФОТ, лицензии ПО, оборудование, мебель, аренда, ремонт и оформление помещения.

Срок окупаемости инвестиций: 10–12 месяцев.

Вместимость класса: от 8 до 10 учеников.

Количество групп: в среднем 10 групп.

Количество персонала: 3 преподавателя, уборщица.

Средний чек: ₽3500

Средний ежемесячный оборот одной школы: ₽250–300 тыс.

Формирование первой команды

Первыми преподавателями в школе были мои коллеги, с которыми я работала ранее. Зная все их преимущества как специалистов в сфере программирования, я была уверена, что смогу сформировать достаточно сильную команду. Но я не учла одного, что помимо знаний в практической и предметной части, моим коллегам понадобятся ещё педагогические навыки. Этого, конечно, у них не было. После первых своих занятий с детьми в офлайн формате, некоторые из них категорически отказывались от дальнейшего сотрудничества. Причины были разные: от неумения объяснить семилетнему ребёнку сложные вещи простым и понятным для него языком, до осознания, что работа с детьми совсем не для них.

Тогда я решила привлекать преподавателей-программистов из местных школ, но с ними тоже возникли трудности: большая загруженность на основной работе, недостаточный уровень практики, занятость в репетиторстве и прочее.

Всё это привело к тому, что я полностью пересмотрела подход к отбору кандидатов и сформировала для них ряд обязательных требований: знание языков программирования, умение и желание преподавать и учить детей, умение объяснять «сложные вещи» простым языком, опыт работы в сфере образования от 1 года.

Сегодня у нас есть преподаватели, которые работают только с нами и есть те, которые совмещают работу у нас со своей основной работой.

В связи с этим у нас достаточно большая зарплатная вилка: преподаватели могут зарабатывать от 10 до 70–80 тыс рублей в месяц.

Также есть карьерный рост до старшего преподавателя, методиста и старшего методиста.

Поддержка в развитии бизнеса

Как и многие начинающие бизнесмены, на первых этапах я столкнулась с тем, что мне зачастую не хватает знаний, практического опыта. В этом плане мне очень помогло обучение в рамках акселерационной программы «Формула роста», проводимой СИБУРом и Фондом «Наше будущее». Благодаря менторской поддержке трекеров удалось масштабировать проект и выйти на международный уровень. Одна я на это бы не решилась.

В рамках этого обучения мы протестировали много гипотез, пообщались с клиентами на предмет продуктовых запросов. Очень интересно было обсудить всё это с другими предпринимателями, работающими в схожих сферах, но в других регионах.

У каждого оказались свои особенности не только в маркетинговых стратегиях, но и в доступных мерах поддержки. Как раз тогда наша компания занималась получением образовательной лицензии и вхождением в Реестр поставщиком образовательных услуг. Со мной на акселераторе «Формула роста» учились ребята, которые все эти этапы прошли. Обмен опытом очень нам помог в сборе и подготовке необходимых документов.

Переход в онлайн и упущенные возможности

До пандемии у меня были некоторые взгляды в сторону онлайн-образования, но не было чёткого понимания того, каким образом можно адаптировать под этот формат наш образовательный процесс, чтобы не потерять при этом в качестве. Поэтому я не особо уделяла этому внимание. Даже когда пришло время ограничений, первая мысль была о том, что скоро всё это закончится и мы вновь вернёмся к привычному для нас формату работы. Но пандемия внесла свои коррективы.

Когда стало понятно, что так, как раньше, уже не будет, мне пришлось в режиме нон-стоп перестраивать не только бизнес-модель школы, но и учебные процессы, а также проходить обучение и получать знания в сфере ведения бизнеса онлайн. И как только я начала погружаться во всё это более детально, то смогла чётко увидеть масштабы своих упущенных возможностей по развитию бизнеса. На тот момент я даже представить себе не могла, что рынок онлайн-образования окажется настолько огромным и имеющим куда больше возможностей для масштабирования, чем это было у офлайн-формата.

Оксана Храброва

Конечно же, на сегодняшний день онлайн-образование — высококонкурентный рынок. Существует множество онлайн-школ по обучению детей программированию, которые предлагают как платное, так и бесплатное обучение. Если бы мы заходили на этот рынок сегодня, то нам потребовалось бы привлечение куда больших инвестиций, чем во время пандемии.

Отсутствие знаний работы в онлайне особенно сильно отражалось на маркетинговых расходах. Все наши попытки протестировать различные гипотезы в продвижении онлайн-обучения приводили к достаточно серьёзным финансовым потерям. Это была очень весомая сумма. Если в целом маркетинговый бюджет у нас составлял 15% от оборота компании, то в этот период он вырос до 30-35%.

В дальнейшем мы совершили большую ошибку в финансовых расчётах при планировании бюджета на интернет-маркетинг. Начиная рекламную кампанию, мы опирались на имеющиеся у нас фактические показатели предыдущих расходов, но не учли того факта, что рынок достаточно быстро вырос и ставки изменились практически в два раза. В итоге, чтобы получить необходимый результат, нам пришлось существенно увеличивать рекламный бюджет.

Теперь все наши расчёты мы делаем исключительно с учётом возможного роста, и обязательно закладываем в бюджет определённую сумму на непредвиденные расходы. Что касается прибыльности бизнеса, ежегодный оборот в период с 2020 по 2021 годы увеличился почти в 2 раза. Средняя рентабельность составляет 20-25%. Практически вся чистая прибыль реинвестируется обратно в проект.

Больше всего доходов приносят годовые курсы по программированию, меньше всего — краткосрочные интенсивы.

Основные ошибки в привлечении учеников

В самом начале мы привлекали клиентов достаточно лояльными условиями оплаты — беспроцентная рассрочка (не от банка, а именно от школы), поурочная оплата занятий и постоплата. Таким образом мы рассчитывали привлечь большое количество учеников, но это сработало лишь в краткосрочной перспективе и практически не принесло нам роста финансовых показателей, а даже наоборот — мы сливали рекламный бюджет на привлечение нецелевой аудитории. Почему это происходило? Потому что данные лояльные условия привлекали неплатёжеспособную аудиторию.

Родители брали на себя дополнительную финансовую нагрузку, абсолютно не рассчитывая свои возможности. Особенно это проявлялось на условиях поурочной оплаты, когда у родителей были деньги на одну неделю обучения, а на вторую уже не хватало. В итоге ребёнок делал большие перерывы и терял интерес к занятиям. Некоторые родители считали, что если их ребёнку не понравилось обучаться, то и платить за это не надо, хотя для этого у нас были специальные бесплатные уроки. Таким родителям было сложно объяснить, что мы не бюджетная организация, и каждое занятие несёт для нас расходы: аренда помещения, электроэнергия, оплата работы менеджеров, преподавателей и так далее.

Расходы на привлечение учеников

Когда мы только начинали переходить в онлайн (во время пандемии), то привлечение одного ученика обходилось нам порядка 1500-2000 рублей, и это был для нас отличный показатель, сегодня это, конечно, уже обходится в разы дороже.

Ежемесячный рекламный бюджет сегодня составляет порядка 15-20% от выручки школы, так как мы до сих пор находимся в режиме тестирования различных гипотез.

Как удержать учеников?

В основном, удержание происходит за счёт грамотно выстроенной продуктовой линейки курсов, рассчитанной на семь лет обучения. Мы очень трепетно относимся к самому процессу обучения, стараемся делать уроки как можно интереснее для самих детей, повышаем их вовлечённость за счёт совмещения разнообразных действий и смены деятельности – теория, практика, игровые механизмы. На каждом уроке ребёнок получает конкретный результат, который мотивирует его двигаться дальше. Дополнительно мы рассказываем и наглядно показываем ученикам что их ждёт на следующем этапе обучения.

У нас очень развита форма обратной связи, которую мы собираем индивидуально практически после каждого занятия. Это помогает нам выяснить, что именно ребёнок не понял из объяснений преподавателя, так как многие дети часто стесняются или боятся сказать об этом во время уроков. Мы бесплатно проводим дополнительные занятия, чтобы каждый ребёнок точно всё понял и не потерял мотивацию.

Система отбора и обучения преподавателей

Кандидаты в преподаватели проходят несколько этапов отбора:

Анкетирование

Те соискатели, резюме которых соответствовало нашим основным требованиям, проходят профессиональное анкетирование, благодаря которому мы определяем, насколько кандидат соответствует своему резюме. Уровень соответствия определяется количеством набранных баллов.

Собеседование

К собеседованию мы просим кандидата подготовить дополнительную презентацию на любую – связанную с программированием – тему. При личной встрече мы уже смотрим на его умение общаться с людьми, отвечать на стресс-вопросы, просим более подробно рассказать о своём опыте и, что самое главное, обращаем особое внимание на то, насколько серьёзно человек отнёсся к выполнению презентационного задания.

Обучение

После одобрения кандидатуры преподаватель приступает к обучению в нашей академии преподавателей. Обучение делится на три этапа:

1 этап. Работа с нашими методическими материалами. Преподаватель изучает информацию и выполняет определённые задания (в том числе практические), после чего курирующий его методист проверяет задания и даёт обратную связь. На этом этапе хорошо проявляется характер преподавателя, его отношение к работе, к выполнению поставленных задач и прочее.

2 этап. Теоретический курс, который состоит из 12 уроков по педагогике и возрастным особенностям детей. Этот этап позволяет многим понять, насколько человек действительно готов работать с детьми. В конце курса преподаватель проходит тестирование и, в случае положительных результатов, переходит к следующему этапу обучения.

3 этап. Преподаватель подготавливает свой первый урок, который проводит перед куратором. Далее куратор даёт обратную связь, проводит работу над ошибками, определяет точки роста и так далее. После этого преподаватель сдаёт экзамен.

Стажировка

После сдачи экзамена преподаватель поступает на стажировку к действующему преподавателю, и уже постепенно набирается педагогического опыта, после чего переходит к самостоятельному обучению детей.

Такой поэтапный отбор даёт возможность более точно привлечь замотивированных и квалифицированных специалистов, которые реально хотят работать, повышать свои навыки и делиться своими знаниями с детьми.

Финансовое планирование

Сегодня мы достаточно серьёзно относимся к этому процессу, дополнительно создавая специальные фонды для основных расходов, на замену/улучшение оборудования и так далее. Особое внимание уделяем сезонному спаду, который приходится на летний период, и формируем на это время финансовую подушку.

Стратегия дальнейшего развития

В 2021 году я не была готова к развитию франшизной сети. Но ситуация изменилась с приходом партнёров и участию в предпринимательском комьюнити, которое сформировалось благодаря обучению в рамках акселерационной программы «Формула роста». Удалось увеличить количество преподавателей.

Когда мы открыли филиал в германском городе Бриттен, это было что-то невероятное. Потому что одно дело — разработка методических материалов, а совершенно другое — перевод их на немецкий язык и адаптация под иностранных детей.

Сейчас мы продолжаем работать над линейкой своих курсов, совершенствуем ее, потому что тема IT очень переменчива и гибка. Уже летом 2022 года планируем запустить новые программные продукты.

Сейчас в приоритете — найти средства и переделать образовательную платформу, сосредоточиться на развитии онлайн-направления. Также в ближайшее время планируем заняться упаковкой бизнес-процессов, в первую очередь, для внутренних нужд, в дальнейшем продолжим развиваться по партнёрской схеме.

Благодарим вас за прочтение статьи. Про ошибки и реальности других бизнесов вы можете прочитать в нашем блоге или Telegram-канале Ошибатор

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Zazhigin Aleksey

Оффлайн-школам такое не грозит. Там совсем другие проблемы при масштабировании. Персонал, родители, локдаун, ёмкость групп. В общем, совсем другая финмодель, и без души тут никак, главня фича.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Храброва

Приветствую) спасибо за ваши комментарии, мы растём своими силами потихоньку ❤️😍 конечно очень страшно смотреть на крупных игроков и на те инвестиции, которые они привлекают в развитие, и конкурировать финансами с ними невозможно. Поэтому как вы верно выразились продуктом, душой, сервисом будем завоевывать сердца наших клиентов ❤️❤️❤️

Ответить
Развернуть ветку
Zazhigin Aleksey

Тогда, да, ваши опасения обаснованны. В онлайне конечно больше денег, нет потолка, но и качество образования совсем другое.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kozhevina

Оксана, добрый день! Я правильно поняла, что преподавателю в вашей школе не обязательно самому уметь программировать? Для любого направления/уровня обучение происходит четко по заданиям, методика приемки которых описана в методических материалах к уроку и не требует значительных дополнительных знаний от преподавателя?

У меня сын ходит на занятия в подобную школу, и мне всегда интересно, как в этой отрасли получается искать преподавателей при текущей кадровой ситуации в IT. Если у вас получилось все реализовать на методических материалах и инструкциях – это очень круто.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Храброва

Добрый день) очень важно знание языков программирования, это один из критериев отбора кандидатов, плюс опыт работы в образовании, плюс наши методические материалы, плюс обучение в нашей «академии педагогов», где они изучают педагогику в том числе. Таких кандидатов очень немного, вы правы, но они есть, Кадры мы подбираем долго, но это даёт возможность найти тех людей, с кем приятно работать и команде и детям ❤️🔥

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kozhevina

Очень круто! Успехов вам!

Ответить
Развернуть ветку
Zazhigin Aleksey

При хороших методических материалах вполне подойдут учителя и репетиторы по информатике, математике.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
как в этой отрасли получается искать преподавателей

Куче людей интересно обучать, и делают они это не за деньги, а именно ради интереса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Читаю и радуюсь статье. Никакой типичной фантазии автора, факты в рассказе не расходятся с реальностью. Поэтому верю, что это действительно личный опыт. Во-первых, вы большие молодцы, что смогли организоваться в небольшом городе. И, желаю больших успехов в развитии этого бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Серебрянский

Успехов вам !

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Вы работаете с детьми. Имеют ли ваши преподаватели педагогическое образование? Насколько знаю, сейчас жёсткие требования в этом плане.

Ответить
Развернуть ветку
User175

Наоборот, упростили за последний год. Теперь любой студент 5 курса или работник может преподавать. Главное чтобы был официальный стаж по предмету. Да и чему там учат в пед вузах можно хорошо понять, оценив ситуацию с образованием детей в наших школах

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Я не о качестве образования. Просто были касания в этой сфере, хочется понять больше. Если не трудно, можно ссылки на регулирующие документы?
Про педвуз. Была на конкурсе исследовательских работ, где прозвучало: школьники завоевали больше наград, чем студенты вузов. Далее выступает ректор педвуза и говорит: "А что вы хотите? Вы же знаете, что к нам идут отбросы." И всё это перед большой аудиторией, включающей школьников, учителей и прочих граждан.

Ответить
Развернуть ветку
User175

закон у нас один "Об образовании". Вот правки, разрешающие вести занятия студентам профильных вузов (не только педагогическим) https://sozd.duma.gov.ru/bill/701078-7

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Грустная экономика.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Хомина

А как вы приобрели пакет материалов у школы на начально этапе? мне вот не понятно, что школа так просто делится с кем то своими курсами, механикой итд?

Ответить
Развернуть ветку
Vadym Babaiev

Тухлый материал. Одна вода. Сплошная реклама.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда