{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как средний бизнес выходит на биржу

Организатор облигационных займов рассказывает о своем опыте работы с Московской биржей, растущими компаниями и лидером рынка малотоннажных перевозок.

Наша компания — «Юнисервис Капитал» — занимается финансированием среднего бизнеса уже почти 10 лет. Начинали мы, копая сразу в двух направлениях: искали людей, готовых инвестировать с рисками и высокой доходностью, и компании, которым нужны деньги для развития. Со стартапами не работали по причине слишком высоких рисков. Всегда старались подбирать компании, руководство которых живет своим делом, ставит перед командой большие цели и знает, как их достичь. Таких компаний много — они уже работают несколько лет, занимают определенную долю, имеют активы, но привлеченных банковских кредитов им недостаточно. Их органический рост — то есть развитие за счет реинвестирования прибыли — конечно, возможен. Но это медленный процесс, а в это время более крупные игроки со значительными инвестициями успевают занимать перспективные рынки. Справедливо?

Так мы и начали свою работу в качестве организатора долговых программ. Разработали продукты: секьюритизация активов (вексельные программы), работали в формате фонда прямых инвестиций. Мы росли, подрастали и наши партнеры. И на определенном этапе развиваться стало сложно ввиду неудобства самого инструмента — векселей. Пробовали новые инструменты — коммерческие облигации, но и они показали ряд недостатков, главный из которых — закрытая подписка. Но тут появились новые возможности: регуляторы упростили процедуру регистрации облигаций, допущенных к торгам на бирже, создав, по сути, новый сегмент рынка — так называемый третий эшелон. И мы пошли на биржу.

Первым эмитентом, которому мы помогли выйти на биржу, стал «ГрузовичкоФ» — известная в Санкт-Петербурге и Москве компания, владелец которой — Игорь Рудзий, также является основателем «Таксовичкоф», службы доставки «Достаевский» и других компаний. Их размещение состоялось в начале апреля, облигации находятся в числе 10% самых торгуемых выпусков, причем цена на них стабильна и находится в диапазоне 101,8-102,5%. Сейчас в работе у нас еще несколько эмитентов, в том числе сеть уличного питания «Дядя Дёнер» — ее программу облигаций биржа зарегистрировала пару недель назад, а в обращение ценные бумаги поступят в конце мая.

Сложно, но можно

Несмотря на то что разместить облигации стало возможно без регистрации проспекта, простым этот процесс все равно не назовешь. Большинство работ, связанных с подготовкой к размещению, берет на себя организатор долговой программы, то есть мы. Это подготовка полной эмиссионной документации (программы облигаций, условий выпуска), регистрация документов на бирже, техническая реализация размещения через андеррайтера (инвестиционная компания или банк с лицензией ЦБ на осуществление брокерских операций).

Немаловажен первый этап — переговоры с биржей, предоставление первичной документации, подготовка специального инвестиционного меморандума, защита эмитента перед биржевым советом. Учитывать необходимо и огромное количество небольших технических моментов: получение кода эмитента в ЦБ, открытие спецсчетов в НРД (национальном расчетном депозитарии), регистрацию страницы эмитента в центре раскрытия информации (в нашем случае это был Интерфакс) и, собственно, публикацию обязательной информации (штраф за нераскрытие может достигать 500 000 рублей). За все это на этапе размещения отвечает организатор.

Что можно сказать на основании нашего опыта?

Регистрация биржевых облигаций действительно стала проще, быстрее и дешевле. Но затраты тем не менее высоки. Только биржевые сборы составят около 800 000 рублей, без учета юридических услуг организатора, которые составляют от 500 000 рублей. Но мало выпустить — надо ещё и продать, поэтому сюда можно добавить расходы на создание презентации для инвесторов и раздела «Инвесторам» на сайте компании. После размещения на бирже также оплачиваются комиссии за привлеченный капитал, ежемесячно компенсируются услуги ПВО (представителя владельцев облигаций), юристов по раскрытию информации, IR-сопровождение. Недешево для среднего бизнеса. Да и сумма первого займа (при рыночном размещении) тоже вряд ли будет большой: не более 5-10% от годовой выручки, с более высокими, по сравнению с банковскими кредитами, ставками — в среднем выше на 2-5% годовых.

Однако это не останавливает собственников и руководителей компаний. Потому что выход на публичный долговой рынок — это не просто еще один инструмент привлечения капитала. Это в первую очередь создание публичной кредитной истории. Он открывает серьезные перспективы привлечения более дешевых инвестиций как на публичном долговом рынке, так и в банках, может стать первым этапом выхода компании на крупных институциональных инвесторов и дальнейшие безграничные возможности развития. Поэтому среднему бизнесу на бирже быть: высокая доходность по облигациям — 17% годовых — и узнаваемость того же бренда «ГрузовичкоФ» привлекли достаточное количество инвесторов, а новость о том, что сеть быстрого питания, специализирующаяся на приготовлении шаурмы, выходит на биржу, была озвучена даже в шоу «Вечерний Ургант», не говоря о многочисленных новостных СМИ. Значит, заявить о себе и найти своих инвесторов смогут и другие компании среднего бизнеса, если обратятся к профессиональным организаторам.

0
8 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артём Иванов
Автор

Все на перспективу: первый выпуск потребовал больших вложений и усилий. Также при отсутствии публичной истории, привлекать инвесторов приходится более высокой доходностью - то есть ставкой. Однако, последующие выпуски в рамках уже зарегистрированной программы таких затрат не потребуют (программа то уже зарегистрирована на бирже), а наличие хорошей истории, репутации, позволит привлекать средства под более низкий процент. А банковская кредитная история - это немного другая тема, которая имеет к публичным долговым программам лишь косвенное отношение.
Плюс облигаций ещё и в том, что компания в течение срока их обращения (в данном случае - 2 года) выплачивает только проценты по ним (купонный доход), а саму сумму займа гасит по окончанию срока обращения, осуществляя оферту (то есть обратный выкуп облигаций у их владельцев).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Леня Медведев

Обычно компании копят 3-6 месяцев из оборотного капитала. Судя по отчетности эмитента на сайте, они планируют окупить инвестиции за 1 год, т.е. увеличат оборот/прибыль от текущего уровня в 1,5-2 раза и смогут на текущей прибыли + прогнозируемой от новых автомобилей накопить на погашение за 3-6 месяцев. Хотя по факту на самом деле в большинстве случаев происходит рефинансирование за счет либо других выпусков, либо кредитов, хотя какую-то величину, безусловно, эмитент копит. В конце компания, если сильно не перекредитовалась, либо как-то расшивает долг, либо так и живет, наращивая обороты, либо выходит на IPO и гасит долг таким образом :) Обувь России -- хороший пример

Ответить
Развернуть ветку
Артём Иванов
Автор

Все верно говорите, видно что "в рынке", даже добавить особо нечего))

Ответить
Развернуть ветку
Вита Северенчук

Руководитель компании-эмитента уже давал журналистам ответ на этот вопрос. По мнению Михаила Перминова, облигации предоставляют заемщику больше свободы в плане условий займа, поскольку компания сама выбирает сроки и объемы выплат: https://www.dp.ru/a/2018/04/03/Gruzovichkof_vipustit_ob

Ответить
Развернуть ветку
Леня Медведев

очень интересно, биржевые облигации в последнее время вообще тема актуальная.

Ответить
Развернуть ветку
alex shein

Дядя Денер смотрел, очень смешно, шаурма на IPO ахахаха ))))

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Timirbaev

"Регистрация биржевых облигаций действительно стала проще, быстрее и дешевле. Но затраты тем не менее высоки. Только биржевые сборы составят около 800 000 рублей, без учета юридических услуг организатора, которые составляют от 500 000 рублей. Но мало выпустить — надо ещё и продать, поэтому сюда можно добавить расходы на создание презентации для инвесторов и раздела «Инвесторам» на сайте компании. После размещения на бирже также оплачиваются комиссии за привлеченный капитал, ежемесячно компенсируются услуги ПВО (представителя владельцев облигаций), юристов по раскрытию информации, IR-сопровождение. Недешево для среднего бизнеса. Да и сумма первого займа (при рыночном размещении) тоже вряд ли будет большой: не более 5-10% от годовой выручки, с более высокими, по сравнению с банковскими кредитами, ставками — в среднем выше на 2-5% годовых.

Однако это не останавливает собственников и руководителей компаний. Потому что выход на публичный долговой рынок — это не просто еще один инструмент привлечения капитала. Это в первую очередь создание публичной кредитной истории. Он открывает серьезные перспективы привлечения более дешевых инвестиций как на публичном долговом рынке, так и в банках, может стать первым этапом выхода компании на крупных институциональных инвесторов и дальнейшие безграничные возможности развития. "

Обдиралово конечно :)

Ответить
Развернуть ветку
Вита Северенчук

Вот, кстати, этот выпуск "Урганта" с упоминанием "Дяди Дёнера" XD

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда