{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

«Я переехала в Варшаву работать в Google, но уволилась ради собственной кофейни» Статьи редакции

Как украинская семья ведет бизнес в Польше.

Инна Яровая вместе с мужем мечтали о бизнесе, но из-за плотного рабочего графика никак не могли решиться и рискнуть. Однако в 2015 году семья переехала в Польшу и открыла самую крошечную кофейню в стране. Спустя три года место стало популярным у жителей Варшавы, а предприниматель запустила два других бизнеса: e-commerce-агентство и детский этно-бренд уже в Украине.

Она рассказала редакции издания MC Today о том, как в Польше относятся к украинцам-предпринимателям и насколько сложно открыть там небольшой бизнес.

Инна Яровая

Мы с мужем жили в Киеве, работали в рекламных агентствах, только что купили квартиру, у нас была машина и прекрасная жизнь киевских рекламщиков.

Как директору по развитию мне приходилось много ходить на разные встречи, и так я познакомилась с командой Google Partners. Со временем они пригласили меня на работу в Польшу.

На тот момент мы с мужем часто мечтали и о собственном бизнесе, и о том, чтобы пожить в другой стране. Но работали с утра до ночи, и не получалось заняться ни первым, ни вторым.

Я переехала в Польшу в ноябре 2015 года работать в Google Partners. Муж приехал спустя три месяца. Мы сразу решили, что искать ему работу не будем, а откроем бизнес. Продали машину, собрали все сбережения и с этим капиталом переехали.

Бизнес мы выбирали с минимальным порогом входа — чтобы не влезать в кредиты. Поэтому решили открывать кофейню. Маркетинговые и рекламные материалы делали в Украине, потому что не понимали, что нас ждет в Польше.

Мы зарегистрировали ИП, но открытие кофейни заняло больше времени, чем мы рассчитывали. Я работала в Google и не могла полностью вовлекаться в запуск. В итоге вместо запланированного месяца открытие затянулось на два.

Сложности, с которыми столкнулись

В Варшаве мы столкнулись с проблемой недвижимости. Не знали города, выбор помещений под аренду был скудный. Это в Киеве я знаю, что тут на перекрестке хорошее движение и много людей. А где лучше открывать кофейню в Варшаве?

Еще одной проблемой стало малое количество риэлторов, которые могли помочь с поиском. Мы не понимали, адекватную ли нам цену предлагают за аренду и выбирали почти что наугад. Нашли несколько вариантов сами, но ни один не подошел технически. В итоге вышли напрямую на владельца хорошего помещения, быстро договорились и закрыли сделку.

Выбор пал на довольно популярное место на площади возле украинского посольства. Рядом парк, торговый и офисный центр, не самый центр города, но и не спальный район. Вроде Львовской площади в Киеве.

В Польше более понятный регламент для открытия бизнеса. Меньше лазеек, нет свата-брата, который поможет с документами. Для открытия кофейни нужно собрать 24 бумажки: выводы о вытяжке, канализации, водоснабжении и так далее.

Мы открыли кофейню 29 февраля 2016 года. В високосный год, в понедельник с самого утра.

К нам пришли семьи вместо хипстеров

Концептуально мы не хотели открывать польскую или украинскую кофейню. Я предложила название Dobro. Это слово легко понятно славянам. А в Польше dobro – вроде английского ОК. К тому же название совпадало с нашей жизненной позицией. Мы с мужем из тех дураков, которые верят, что добро возвращается бумерангом.

Без опыта в бизнесе большинство вопросов решали наугад. Например, добавили легкие закуски. В кофейню забегали офисные работники, и мы решили, что снеки им не помешают. Потом ввели несколько рецептов кофе и сделали их основными. Однажды нас спросили: «У вас есть соевое молоко?» Мы пошли и купили его. Мы быстро реагировали на запросы гостей.

Конечно, мы рассчитывали открыть хипстерскую кофейню, чтобы молодежь забегала к нам потусить. Но поняли, что к нам приходят семьи с детьми. В ответ мы подготовили маленькие стаканчики молочной пенки для детей. А потом и Dobro box – подарочные коробочки с разными вкусностями.

Инна и Олег Яровые

После открытия бизнеса я ушла из Google Partners

Я работала внутри огромной структуры, и из-за специфики крупной корпорации многое не удавалось сделать, было некомфортно работать и развиваться.

В июле 2016 года я уволилась и осталась без основного источника дохода

Жить стало немного труднее, исчезла финансовая подушка, которая каждый месяц приходит на счет. Но я не просто так уволилась, а решила серьезно заняться еще одной идеей.

В Варшаве я обсудила со знакомыми идею собственного рекламного агентства Promobill с офисом в Украине и клиентами в Европе. Это сервис, который запускает имиджевые кампании в е-commerce.

А недавно я воплотила еще одну мечту и запустила этно-бренд «Колискай» — детский текстиль с изображением народных оберегов.

Самая маленькая кофейня

Но вернемся к кофейне. Однажды к нам зашла компания, и парень говорит: «Боже, это, пожалуй, самая маленькая кофейня, в которой я был». Я говорю мужу: «Олег, а проверь площадь самой маленькой кофейни в мире».

Оказалось, есть такая в Британии — она занимает 5 м². Но самая маленькая в Польше — 15 м². А значит, мы со своими шестью «квадратами» побеждаем.

Тут же связались с Книгой рекордов Польши и сообщили о достижении. Они пришли, подтвердили и вручили документ.

И понеслось: пресса, телевидение, блогеры. Благодаря этому вниманию мы получили известность на всю Польшу: «Представляете, украинцы открыли бизнес». Это было круто. О нас написала самая популярная газета Варшавы. Мы четко понимали, какая статья, канал или радио приносит конверсию.

Сотрудничество с польским банком

Рядом с кофейней расположен один из крупнейших банков Польши. Там работает больше тысячи людей, но к нам за кофе приходят только десятки. Меня это не устраивало.

Мы раздавали листовки возле входа в банк, предлагали акцию их HR-директору — но ничего не получалось. Однажды сотрудники банка рассказали о системе лояльности, которую продвигает банк. Суть в том, что покупатель получает бонус за покупку на электронный счет. В нашем случае — не нужно больше пробивать степлером дырки в картонных карточках.

Мне пришла в голову блестящая мысль: давайте вместе сделаем кейс. Вы всем расскажете, как подключили к этой системе небольшую кофейню. Пришлось купить эту систему, но мы стали рекламным лицом этой программы. Сняли видео и разослали материал по всем банкам Варшавы.

Украинцы в Польше

Украинцы в Польше ведут бизнес более агрессивно, чем местные. Они всегда ставят высокую планку. Им мало серединки, они играют ва-банк и поэтому больше работают, больше хотят и больше требуют. Из-за отсутствия поддержки, за границей приходится постоянно рисковать.

Ты должен рисковать. Ты не можешь все свернуть и в один день вернуться домой. Твоя жизнь тут проходит. Мы этим отличаемся от людей, которые приезжают в Польшу собирать ягоды или на другой вид заработка. Мы тут живем.

За два последних года я стала аполитичной. Раньше у меня была активная позиция, я стояла на двух Майданах. Но сегодня понимаю, что политика не работает там, где есть бизнес.

Бизнес никогда не оглядывается в прошлое и не спорит по поводу Волынской трагедии. Бизнес смотрит в будущее — как обе страны будут жить дальше, чем будут полезны друг другу.

Я не знаю, куда поеду еще жить. После первого переезда в другую страну исчезает барьер страха. Ты уже не боишься продолжать и готов пожить в Берлине, Барселоне или в другом городе. Я безумно люблю Киев, но мне стало там тесно. Теперь мне тесно и в Варшаве.

0
358 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Давыдов

Живу в Новосибирске. По пути из дома до офиса (10 минут пешком, метро, 5 минут пешком), прохожу 7 пекарен и 18 точек где продают кофе. Считал специально.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Интересно, насколько они все прибыльны и сколько находится на грани закрытия. Сколько читаю про кормительный бизнес, тем больше складывается ощущение, что он очень рискованный.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Давыдов

О, ощутил на своей шкуре так сказать. Очень важны 2 вещи:
1. Место
2. Вкус кофе.
Если чего то одного не будет, точка не проживёт и пол года.

Ответить
Развернуть ветку
355 комментариев
Раскрывать всегда