«Не верю в нейросети — верю в человеческий ум»: физик-теоретик создал для фермеров датчики половой охоты коров Ovi-Bovi Статьи редакции
Рассказ белорусского предпринимателя Дмитрия Широкого о запуске стартапа без инвесторов.
В 2004 году физик-теоретик Дмитрий Широкий из Минска окончил физфак БГУ и после университета работал в разных странах мира. Аспирантура в Дании, работа в Германии в Институте физики Общества Макса Планка и Университете им. Фридриха-Александра. Дальше — работа в Китае в Институте передовых технологий Гуан-Чи. Широкий занимался вычислительной электродинамикой и исследованиями в области оптики.
Вернувшись в Минск, Широкий сменил сферу деятельности. Он основал частное предприятие «Распределённые сенсорные системы», которое предлагает фермам датчики для половой охоты коров Ovi-Bovi.
Идея
Изначально идея была связана с беспроводными технологиями — телеметрией. Увидев перспективную нишу на рынке, Широкий решил создать платформу для передачи данных, которая бы удовлетворяла несколько требований: дальняя связь (пять км), долгая жизнь от батарейки (десять лет) и достаточный объём передаваемой информации: «Не одно сообщение в день, а хотя бы пара в час».
Со временем Широкий решил создать на базе телеметрической платформы минимально жизнеспособный продукт, который можно продавать и финансировать работу над платформой. Сферу проекта предопределила женитьба на ветвраче. Широкий окунулся в сельскохозяйственную ветеринарию и стал разрабатывать датчики половой охоты коров.
«Увидел указ президента — подумал, получу деньги»
Продукт востребован животноводами — искусственное осеменение стоит недешёво, и каждая неудачная попытка оплодотворить корову означает лишние расходы для хозяйства. Поэтому важная задача на ферме — правильно определить время овуляции. Этому способствует то, что коровы обычно демонстрируют внешние признаки половой охоты.
В некоторых хозяйствах правильный момент определяют на глаз, где-то с помощью специальной краски или быков-пробников. В крупных хозяйствах, где поголовье измеряется тысячами голов, вешают коровам на шеи датчики, которые измеряют их двигательную активность и передают данные на приёмник. Программа, проанализировав информацию и зафиксировав пик активности, сигнализирует животноводам: время пришло.
По словам Широкого, в мире около десяти крупных производителей таких датчиков. Он поставил перед собой задачу создать продукт, который бы превосходил западные аналоги по функциональности и при этом стоил дешевле.
€60 за штуку
Цена белорусского датчика — €60, у израильского производителя такие же по €130. При этом цена одной попытки искусственного осеменения тёлки, по словам одного из фермеров, составляет около $50.
Сначала Широкий пытался найти государственное финансирование под проект. Он предположил, что указ президента №229 от 20 мая 2013 года «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов» поможет ему реализовать задуманное.
«Жил в деревне, топил печку и каждый день ездил к коровам»
Широкому не удалось наладить отношения с инвесторами. Условия, которые ему выдвигали, он считал несправедливыми, так что привлечь $90 тысяч не получилось. Но изобретатель придумал, как реализовать проект с меньшими затратами.
Также сократились расходы на пресс-форму — её в итоге изготовил минский завод «Термопласт». А фонд заработной платы Широкий исключил из бизнес-плана. Работая над продуктом, сначала тратил сбережения, а потом жил впроголодь. В тот период от Широкого ушла жена.
«Не верю в нейросети — верю в человеческий ум»
Датчик — это плата с микросхемами и две батарейки, заключённые в пластиковый корпус. Но добавленная стоимость датчика не в «железе», а в алгоритме, который позволяет правильно интерпретировать данные с акселерометра.
Описывая алгоритм, Дмитрий подчёркивает, что составлял его без привлечения искусственного интеллекта, опираясь на знания по ветеринарии и статистические закономерности.
Первая коммерческая партия
В ходе реализации проекта к Широкому подключились живущий в Швейцарии программист Николай Федоркевич и Никита Пастухов — промышленный дизайнер, который сконструировал и построил литьевую машину, пригодившуюся для прототипирования и серийного производства датчиков первой коммерческой партии.
В 2017 году Широкий выпустил первую коммерческую партию в 500 датчиков. Некоторое количество датчиков ушло на ферму в Швецию, ещё 460 штук по тендеру купили агрокомбинат «Ждановичи» и сельхозпредприятие «Городея». Там продукт прошёл обкатку, продемонстрировав точность алгоритма, дальность связи и обнаружив несовершенство корпуса.
Изобретатель до сих пор разбирается с последствиями ошибки — на ферме агрокомбината «Ждановичи» оказалось 38 неработающих датчиков.
«Сельское хозяйство — крутая область для техногика»
Широкий считает нормальным поломки в процессе запуска нового продукта. Свидетельством успеха он называет рост оплодотворяемости коров в «Городее». И дело не только в продуктивности животных, но и в продолжительности их жизни, уверен Широкий.
После доработки корпусов датчиков Широкий собирается масштабировать проект — фермеры интересуются продуктом. Директор по производству молочной фермы в Тульской области лично приехал в Минск посмотреть, как работает система Широкого.
Широкий считает, что достиг большой цели — создать платформу передачи данных.
Человек, неверящий в нейронные сети, эмпирическим методом подобрал весовые коэффициенты для простейшего персептрона.
А кроме нн и "эмпирического подбора весовых коэффициентов" -- методов нет в природе, по-вашему?)
Алексей, я тут подумал... что если вместо колкостей взаимных -- мы реально людям помочь можем? С алгоритмом выявления охот, да. Я дам вам наводки, а вы -- свою экспертизу. Вот есть такая компания к примеру, ПАО "НИС" (дочка "МТС") -- на днях их люди в Минск приезжали... помогите им с алгоритмом, сделайте хорошее дело! Мне ну совсем сейчас недосуг. Или, если брезгуете МТС, поработайте с lar.tech -- пытаются сделать ушные, и нужна помощь таких спецов как вы!
Колкость? Ничуть, я просто указал короткий путь, который вы проигнорировали на старте. Обиделись на него вы сами. Если бы я захотел поддеть, то указал бы на ценообразование, но это уже было бы повтором других. Вы сами поймёте почему у других производителей цена в 130 евро, когда у "стартапа" появятся новые слова: рынок, маркетинг, продвижение, юристы, суды.
Я вижу, насколько технически неэффективны другие производители. Я вижу, что модные "стартапы", к примеру, берут чьё-то готовое радио, радиомодули, и на на их базе строят твой датчик. Датчик и дороже выходит (каждое звено проприетарное стоит денег), и хуже (радио то плохое). А хуже датчик -- о, надо вкладывать в "маркетинг"! А мне не надо. Если продукт хороший -- продаст себя сам, что называется. Я это в реале наблюдаю. Объективно классный продукт не требует "продвижения". Только такие продукты и надо делать. А если "маркенинг" нужен за 100500 баксов -- значит, продукт плохой, не надо им вообще заниматься.