Из прошлого в будущее социального предпринимательства – новая роль в экономике России
Что сегодня происходит в России с социальным предпринимательством, как IT-инструменты влияют на бизнес и какие проекты становятся инвестиционно привлекательными?
На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола «Из прошлого в будущее социального предпринимательства – новая роль в экономике России», который состоялся 18 апреля в Общественной палате Российской Федерации.
На сегодняшний день социальное предпринимательство в России вышло на абсолютно новый уровень развития, когда параллельно с решением социальных проблем внедряются и успешно реализуются сложные бизнес-модели, а ежегодные обороты проектов могут достигать десятки, а то и сотни миллионов рублей. Такой подход к ведению бизнеса позволяет социальным предпринимателям привлекать не только гранты и пожертвования, но и средства инвестиционных фондов, а также частных инвесторов.
Большой вклад в развитие социального предпринимательства, именно как полноценного бизнеса, вносят фонды поддержки социальных инициатив, которые не только выделяют гранты и помогают в продвижении, но и создают различные образовательные программы, где социальные предприниматели получают знания для развития своих проектов и привлечения в них инвестиций.
В этом году сразу два таких фонда отмечают юбилеи – «Навстречу переменам» исполняется 10 лет и 15 лет – фонду «Наше будущее». По результатам многолетней работы эксперты подвели итоги и рассказали о перспективах развития социального предпринимательства в России.
Отвечая на вопрос, какие ключевые достижения в сфере развития социального предпринимательства можно выделить на сегодняшний день, Юлия Арай отметила: «Безусловно, за 15 лет произошла трансформация социального предпринимательства. Уже сегодня можно обозначить некоторые закономерности и принципы формирования наиболее успешных бизнес-моделей и сделать предположения о потенциале их развития».
Об экосистеме социального предпринимательства – что сделано и что предстоит сделать в текущей ситуации – рассказала Юлия Жигулина: «Оценка социального эффекта показывает, что каждый рубль, вложенный в социальных предпринимателей, дает 3 рубля этого эффекта. Сейчас мы выступаем за развитие законодательной базы и присвоение социально ориентированным НКО статуса социального предприятия. Это позволит создать основу нового явления – социальной экономики страны».
О том, что является приоритетом при принятии решения инвестором поддержать бизнес, прокомментировала Валерия Завгородняя, программный директор Impact Hub Moscow: «При принятии решения всегда доминирует социальный эффект. В этой связи основной вопрос – его измерение. Индикаторами могут быть как количественные, так и качественные показатели».
О ситуации на рынке импакт-инвестиций в данный момент рассказал Андрей Андрусов – инвестиционный директор центра содействия инновациям в обществе «СОЛь»: «С точки зрения импакт-инвестиций новых сделок мы пока не планируем, потому что горизонт планирования сейчас очень короткий, неопределённость высокая, поэтому пока инвестиции притормозили. Но при этом мы видим, что есть и растущие рынки, и новые возможности. Для образовательных проектов в области IT и, например, психологии ситуация меняется скорее в лучшую сторону».
Евгения Дмитриева, член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Российской Федерации рассказала о том, как меняются бизнес-модели социальных предпринимателей: «СП успешно занимает новые ниши, активно развивается направление SocialTech. ИТ-инструменты теперь не просто помогают работе социального бизнеса, но и сам бизнес становится технологичным, цифровым.
Что касается бизнес-моделей, то и здесь наблюдается развитие. СП уже доказывает свою жизнеспособность, скажем, в венчурных моделях. Высокотехнологичные стартапы социальной сферы перестали быть единичными. Они инвестиционно привлекательны и способны выходить на глобальные рынки».
Также на круглом столе выступили социальные предприниматели: Анна Чупракова – создатель инклюзивного цеха Vareniki; Игорь Ананьев – руководитель региональной общественной организации «Радость» и проекта «Особая сборка»; Олеся Овчинникова – продюсер и партнёр инклюзивного кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие».
Игорь Ананьев подчеркнул, говоря о меняющихся условиях: «У проекта составлен антикризисный план, разработаны новые каналы привлечения заказчиков, изучается возможность выхода на новые рынки. В настоящее время мы видим оживление, появляются новые заказы».
«Мы всегда понимали актуальность комьюнити, но сейчас наиболее остро ощущаем потребность быть вместе и силами сообщества решать социальные проблемы, развивать сферу социального предпринимательства.
Мы рады, что комьюнити есть как среди наших выпускников, так и среди коллег-профессионалов.
Считаем, что сейчас самое время, чтобы некоммерческие организации смотрели в сторону социального предпринимательства для обеспечения устойчивости и масштабирования социального воздействия. Несмотря на все сложности, мы продолжаем свою поддержку и с 1 июня начинаем приём заявок в конкурсный отбор программы «Инкубатор» с возможностью получить грант до 1,2 млн рублей».
Ничего не понятно, но очень интересно.
Так и не понял, почему НКО приносят кому-то какие-то деньги. НКО ведь на то и НКО. Но тут же в тексте "каждый рубль, вложенный в социальных предпринимателей, даёт 3 рубля этого эффекта".
Как вообще люди работают в НКО? За еду?
Нипонятна
Благодарим за комментарий. Здесь речь идёт о вложениях в проекты социальных предпринимателей, которые отличаются от классического бизнеса лишь тем, что решаются ещё и социальные проблемы. В таких проектах есть продажи услуг/товаров, благодаря чему выплачивается зарплата сотрудникам, а владельцы такого бизнеса получают свою часть прибыли.