«Сапсаны» и «Ласточки» останутся без запчастей: чем грозит уход Siemens из России Статьи редакции

Компания отказалась поставлять новые поезда и обслуживать старые. А закупать комплектующие сложно из-за санкций.

Источник ТАСС

12 мая немецкий концерн Siemens объявил об уходе из России из-за «военной операции» в Украине. В марте компания уже прекратила инвестиции и поставки в страну.

Siemens работала в России с 1852 года. В 1916-1917 годах, во время Первой Мировой войны, её имущество было национализировано, но Siemens вернулась в страну уже спустя два года.

Сейчас на Россию приходится около 1% глобальной выручки группы. В стране у компании около 2700 сотрудников. На фоне санкций против России её чистая прибыль в январе-марте упала на €600 млн — из-за простоев и других издержек.

Немецкая компания поставляла России скоростные поезда «Сапсан» и электрички «Ласточка», оборудование и технологии для энергетики, системы промышленной автоматизации, медоборудование, бытовую технику и другое. Какие подразделения компании уйдут из страны, а какие, вероятно, останутся?

Дороги

В России у Siemens есть совместное предприятие с группой «Синара» под названием «Уральские локомотивы» — оно выпускает электрички «Ласточка». Представитель Siemens уже подтвердил «Ведомостям», что компания выйдет из СП. В российской компании заявили, что в стране локализовано около 85% их производства.

Также Siemens продавал России скоростные поезда «Сапсан». До 2023 года концерн должен был поставить 13 электропоездов и заниматься их обслуживанием следующие 30 лет. Стоимость контракта — €1,1 млрд. Но РЖД получили только четыре «Сапсана», а поставки остальных прекратились из-за санкций.

Немецкая компания также прекратит сервисное обслуживание «Сапсанов» и «Ласточек», этим будут заниматься сами РЖД. Сейчас в России используются около 260 «Ласточек» и 16 «Сапсанов», пишет «Коммерсант».

Закупать комплектующие для обслуживания поездов в обход санкций будет сложно, говорит изданию глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков. Поэтому число «Сапсанов» в эксплуатации сократится, а детали со старых поездов будут использоваться для починки новых, добавляет эксперт. По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, такие поезда будут менее надежными.

Заменить «Сапсаны» могли бы поезда «Невский экспресс», но их массовый выпуск пока не налажен, говорит Янков. Закупать локомотивы, которые могут развивать скорость до 200 км/ч, нужно за рубежом — либо в Чехии, либо у французской Alstom. Последняя в марте тоже ушла из России.

Энергетика

Энергетическому подразделению Siemens Energy принадлежат 65% в СП с «Силовыми машинами» — «Сименс технологии газовых турбин», а также «Сименс трансформаторы». Кроме того, её «дочка» компания Siemens Gamesa, совместно с «Энел Россия» реализует проекты в области возобновляемой энергетики.

Siemens Energy пока не объявляла об уходе из России. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, структуру может выкупить её менеджмент.

Siemens Energy — один из основных поставщиков энергооборудования в России, трансформаторов и газовых турбин. Крупные электростанции с газовыми турбинами, обеспечивающие около 8% выработки электроэнергии в стране, в основном используют оборудование Siemens или General Electric, отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Он добавил, что турбины пока новые и смогут проработать ещё около 10 лет без существенных проблем, кроме того, у них есть аналоги в Азии.

Siemens также поставляет интеллектуальные системы управления и автоматизации для промышленности. Например, с помощью оборудования Siemens ведётся управление крупнейшими российскими газопроводами — «Голубой поток», «Турецкий поток», «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2».

Медицина

Ещё одно подразделение немецкого холдинга Siemens Healthineers AG тоже продолжает работать в России. Компания поставляет оборудование для ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, МРТ, ангиографии и другое.

Представитель Siemens Healthineers сообщил ТАСС, что санкции её не затрагивают, поэтому компания продолжит работать с клиентами и пациентами в России. Но, как рассказал «Ведомостям» представитель сети лабораторной диагностики «Гемотест», Siemens всё-таки приостановил поставки медоборудования. Какого именно, не уточняется. В другой медицинской организации газете сообщили, что проблем с поставками нет.

0
814 комментариев
Написать комментарий...
Ruslan Yakovchik

Те сапсаны, которые остались в стране - это последние высокоскоростные эпс, других нет и не будет.
Отечественных тем более

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
это последние высокоскоростные эпс, других нет и не будет

Ну почему же? Лидером высокоскоростных поездов является вовсе не Германия, а Китай.

Так что тем хуже Сименсу))

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

В Китае и в Японии, а про то, что не будет я имел ввиду Россию, у нас пытались запустить ВСМ250, но он очень убогий по тех части вышел

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Тут вопрос в том, насколько реально это нужно.

Если реальная необходимость есть - всё импортозаместят.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

Не смогут, у нас для производства подобных эпс оборудования нет и нет опыта производства таких поездов

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Какое оборудование нужно, чтобы изготовить электродивгатель?

P/S Я если что электромотор сам собирал в детстве с нуля, только что проволоку сам не делал, брал готовую.

У меня были знакомые, которые занимались ремонтом тяговых электромоторов (для кранов, станков и этого всего). Вот элементарно кустари.

Извините, но я не понимаю какой рокет-саенс там, у электровоза, где нет жестких ограничений по габаритам и массе и потреблению - это же не электровелосипед, где мало места, дохлая батарейка и нужно оптимизировать вес.

Объясните.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Aznagulov

Ну.. Если это не троллинг, начну с банального, вся эта система управляется с ПЛК, промышленный компьютер вернее много компьютеров, контроллеров, там протипритарные микросхемы, код, архитектура, далее это всё имеет часто даже проипритарный сетевой протокол профинет например, это не под силу скопировать даже Китаю, иначе бы рынок наводнила давно паль в виде s7-400 , загуглите, что это.
Далее есть куча электрики, более простой которую тупо не скопировать, а российского такого тупо нет либо оно хуже и сделать, оооо очень долго и оооочень дорого.
Потом спроектировать, инженеров у нас мало вообще почти нет, в институтах преподают очень часто люди которые вообще ничего в жизни не добились и не умеют, они в принципе не могут научить ничему такому, а теперь кто сам учится их мизер для таких производств.
Ну и откуда столько денег и времени на такое. За тем 9 лет, про которые всё спрашивают, не сделано ни Хе ра, вообще только хуже. Использование китайских станков для производства по чужим проектам с расходниками из-за рубежа не считается. Если ещё проще, русскую машину разберите, много там отечественного 🤣, с поездами ещё сложнее.
По секрету, московские, но поезда в метро, хоть типа русские, но банально конденсаторы в частотнике которых в вагоне по две штуки европейские, выпускает один, один с указанием завод в моё, в Европе, проекту лет 15-20, занавес.

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Ну как бы эта вся хрень греется неслабо например. Т.е. учитывать теплоотвод, принимая во внимание габарит и наличие контактной сети, либо мощность снижать, но тогда скоростной поезд уже не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Понятно, что есть специальные требования, например к вибрации, но и это всё решаемо

Более того, отечественный ТЭД (как тут коллега настаивает на формулировке) существует, он гуглится

https://elzavod.com/katalog-produkczii/produkcziya-grazhdanskogo-naznacheniya/tyagovyie-elektrodvigateli-dlya-elektrovozov-4edk280.html

И как можно утверждать, что в стране, выпускающей реактивные двигатели мирового класса (в РФ, если что) не смогут сделать электромотор?

Я не понимаю о чем вообще тут можно спорить???

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Вы наверно не в техвузе учились, все таки электродвигатели это электротехника/механика, а реактивные двигатели это аэродинамика и прочий сопромат.
Абсолютно разные направления.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

И разные и не разные.

Если вы можете разработать и изготовить гоночный автомобиль, то сможете ли вы разработать велосипед?

Там какие-то другие законы физики что ли?
Другая математика?
Другое материаловедение?

Другое что?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

В порядке набрасывается вариантов по Вашей оферте
Другой менеджмент, стандарты производственных и управленческих процессов, практическое владение технологиями и уровень развития собственного r&d, вышедшая из моды нынче уже культура производства, наконец?
Если могём, то чё раньше заставляло еблом сачковать?
Крайняя избыточность денег?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Если могём, то чё раньше заставляло еблом сачковать?

Исключительно частные / политические интересы.

Вы вот, например, можете, я не знаю, табуретку сделать?

Думаю, что можете, а почему не делаете?

Нет необходимости делать именно самому.

Так и здесь.

До санкций необходимости не было, сейчас есть.

Поэтому всё будет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Конечно будет. Осталось все промышленные цепочки подтянуть и лет через 15-20 ченть и будет, главное запал не растерять.
И людей.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Опытный образец УЖЕ есть.

15-20 лет необходимо на создание передовой электроники, а не электрики.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

И кроме /для создания электроники, вы как то обходите стороной, менеджмент - не последняя по списку обязательная часть программы. Это минимум 10 лет в самом драйвом сценарии.
Один из примеров про важность менеджмента в высокотехнологичных отраслях у всех есть на виду. Не будем показывать пальцем

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
менеджмент - не последняя по списку обязательная часть программы

Не нужно от слова совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

На этом, пожалуй, можно завершить.
Больше вопросов нет

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Да, потому что по факту:

Отечественные трамваи существуют как минимум в количестве 500 шт (а вы и не знали)

Отечественные ЖД локомотивы существуют (пусть и пока предсерийный образец)

Отечественные поезда метро тоже существуют

Ну а "менеджмент" он для устоявшейся и готовой системы не нужен от слова совсем.

Менеджмент нужен в области прорывных технологий, где результат не гарантирован (НИОКР и вот это всё) и / или есть ограничения по количеству ресурсов (чтобы правильно расставить приоритеты)

А в производстве готовых трамваев и т.п. менеджмент (в том смысле, который вы в это слово вкладываете) - нет, не нужен.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Aznagulov

В Отечественном якобы трамвае, вся электронника или его большая часть импортная, под видом российской, чиним, проходили угу конечно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Пятьсот штук?? Это шутка?) Или что это за странное число из головы? Произведенное за какой период?). Вы представляете себе вообще потребность одного города населением в 500-700 тыс ? А о количестве таких городов Вам рассказывали?).
Мы тут не про ракетоносители говорим, а, про, прости Господи, блядь, трамваи, коих полсотни на один городской маршрут - норм.
"Готовым" же трамвай становится когда он уже произведен, поставлен и взят на обслуживание в обеспеченной соответствующей инфраструктуре. И это не танк, где сборка ручная на всем цикле и о цене вопрос не стоит, а вполне себе конвейерный продукт, для которого цена производства и обслуживания важные факторы.
Какое то прямо разочарование и испанский стыд заставляете испытывать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Пятьсот штук?? Это шутка?) Или что это за странное число из головы? Произведенное за какой период?).

Это данные из Википедии по ОДНОЙ КОНКРЕТНОЙ МОДЕЛИ.

Вы прежде чем "испытывать испанский стыд" тред то почитайте))

А то "испытывать испанский стыд" придется мне за вас))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Трамвай УВЗ был презентован как готовый к ОПЭ экземпляр, а не выставочный макет, напомню. Много их теперь?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Много их теперь?

А был ли смысл в его производстве?

И какой?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

А Вы уверены, что не попутали адресата вопроса?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Уверен

У трамвая УВЗ было до фига альтернатив, поэтому смысла в ИМЕННО ЕГО производстве не было никакого.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Бруквин

Камаз и Камаз для Дакара это две разные машины. Одно серийное говно, проигравшее рынок древним сканиям, а другое тот самый гоночный автомобиль рвущйи скании на Дакаре.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Камаз и Камаз для Дакара это две разные машины

Да, это так.

И что?

КамАЗ для Дакара и КамАЗ серийный действуют по разным законам физики или математики?

Нет.

Инженерные знания они универсальны в значительно широких пределах. Да, есть отраслевые отличия, но инженер с фундаментальной подготовкой способен эти отличия выявить и учесть.

Вернемся к теме ЖД транспорта.

Электропоезд «Сокол» разработан в ЦКБ морской техники «Рубин». Он создавался совместными усилиями около шестидесяти предприятий, в том числе Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии, судостроительной фирмы «Алмаз», Тихвинского завода транспортного машиностроения «Титран». Высокоскоростная тележка для вагона создавалась во ВНИИтрансмаш, исследования по прочности вагонных корпусов проводились в ЦНИИ судостроения имени академика А. Н. Крылова

Видите?

ЦКБ морской техники «Рубин» разработало ... электропоезд. Да, у поезда были недостатки. Да, в серию он так и не пошел. Но это не вопрос компетенций, а вопрос выделения средств на доводку.

Инженерная школа и базовые, фундаментальные знания - они и в Африке и на Марсе действуют.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Если что, КамАЗ для Дакара вполне себе продавался.

Если вам так важен этот уровень качества / характеристик - не проблема, покупайте.

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Велосипед и авто движутся по дороге, на них действуют одинаковые силы тяготения, трения, сопротивления воздуха и т.д. Поэтому да, Порше или Феррари может (при желании) и велосипед хороший сделать, на котором Олимпиаду можно выиграть.
Ракеты/самолеты летают в воздухе, там действует реактивная тяга, т.е. Третий закон Ньютона "сила действия равна силе противодействия". Плюс там меняется состав и плотность среды в зависимости от высоты, действуют другие формулы типа формулы Циолковского (для космоса) и еще десятки других причин.
Поезда же ездят по рельсам, где действует обычная земная механика, которую приводит в действие законы электротехники, движущие электродвигатель. И электродвигатель вообще никак не похож на ракетный/авиационный ни внешне, ни принципиально.
Вообще, на мой взгляд, конечно электродвигатель проще в конструкции, чем авиа или ракетный, но просто в наследство от Союза нам осталось:
1. продвинутая авиа/ракетная наука и, с другой стороны - 2. двигателестроение, где с затратами мало считались, в отличие от Запада (топливо было копеечным). Поэтому мы и сели на те компетенции, которые более развиты с тех времен, в них пока и достаточно сильны.
Так то у нас и дизеля до недавних времен производились почти полные копии с трофейных немецких))))

Ответить
Развернуть ветку
FroileinMuller

Если вы можете вылечить ребенку насморк нафтизином, то может и аппендицит сами вырежете? Там одна и та же анатомия с биологией и химией

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Если вы можете вылечить ребенку насморк нафтизином, то может и аппендицит сами вырежете?

Нет, не так. Речь идет про совместимость сверху вниз.
Может ли хирург вылечить насморк?

Ответить
Развернуть ветку
FroileinMuller

Насморк, как известно, проходит сам. Но вот вылечить, к примеру, рак хирург не может. Хирург даже анестезию сам не может сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Но вот вылечить, к примеру, рак хирург не может

Да, всё так, а знаете почему?

Потому что уровень сложности в хирургии и уровень сложности в лечении рака сопоставим (а может быть лечение рака еще и сложнее)

А в моем примере (про гоночный автомобиль и велосипед), речь идет о РАЗНЫХ уровнях сложности.

Я уж, извините, позволю себе считать, что проектирование гоночного автомобиля сложнее, чем проектирование велосипеда)) и конструктор, который смог спроектировать гоночный автомобиль сможет спроектировать и велосипед))

Ответить
Развернуть ветку
FroileinMuller

Ну страна у нас относительно свободная, извиняться за своё мнение пока вроде ещё закона не принимали.
Спроектировать любой велосипед может кто угодно, в интернете нагуглить чертежи - дело нехитрое. Спроектировать гоночный велосипед, который оптимизирован для того, чтобы гонки выигрывать и не натирать яйца гонщику сиденьем - это уже долгие и кропотливые исследования, на которые нужны деньги, которых в России не дают.
Я работаю в фарме, которая как раз лекарства от рака делает. Знаете почему в России не делают лекарств от рака? Потому что разработка одной молекулы и доведение ее до стабильного лекарства стоит примерно полмиллиарда долларов. И на половине потраченного можно обнаружить, что боженька таки не рассчитывал, что химия должна вот так работать, то есть лекарство работать не будет. Но это цена прогресса. С поездами та же херня. Построить скоростной поезд в России можно, но на это надо очень много денег и примерно лет пять если не десять. А с такими проектами у нас традиционно денег даёт государство, Илона Маска смотреть за этими деньгами нет, государство же эти деньги разворует и купит квартиры в ОАЭ.

Ответить
Развернуть ветку
Kesha Pazzy

Судя по этой ссылке, мы знаем про тяговые двигатели немного больше
А так Томск классный город)))....

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

Один вл80с из-за неполадки в системе охлаждения за 6-8 минут полностью сгорел

Ответить
Развернуть ветку
Skynet

Чувак, ну не тупи. У нас даже гвозди не производят нормально. Буквально каждая деталь там импортная. Соврнменныц скоростной поезд – это сопроводительные продукт, для его создания нужна инженерия со всего мира.

Ответить
Развернуть ветку
811 комментариев
Раскрывать всегда