«Сапсаны» и «Ласточки» останутся без запчастей: чем грозит уход Siemens из России Статьи редакции

Компания отказалась поставлять новые поезда и обслуживать старые. А закупать комплектующие сложно из-за санкций.

Источник ТАСС

12 мая немецкий концерн Siemens объявил об уходе из России из-за «военной операции» в Украине. В марте компания уже прекратила инвестиции и поставки в страну.

Siemens работала в России с 1852 года. В 1916-1917 годах, во время Первой Мировой войны, её имущество было национализировано, но Siemens вернулась в страну уже спустя два года.

Сейчас на Россию приходится около 1% глобальной выручки группы. В стране у компании около 2700 сотрудников. На фоне санкций против России её чистая прибыль в январе-марте упала на €600 млн — из-за простоев и других издержек.

Немецкая компания поставляла России скоростные поезда «Сапсан» и электрички «Ласточка», оборудование и технологии для энергетики, системы промышленной автоматизации, медоборудование, бытовую технику и другое. Какие подразделения компании уйдут из страны, а какие, вероятно, останутся?

Дороги

В России у Siemens есть совместное предприятие с группой «Синара» под названием «Уральские локомотивы» — оно выпускает электрички «Ласточка». Представитель Siemens уже подтвердил «Ведомостям», что компания выйдет из СП. В российской компании заявили, что в стране локализовано около 85% их производства.

Также Siemens продавал России скоростные поезда «Сапсан». До 2023 года концерн должен был поставить 13 электропоездов и заниматься их обслуживанием следующие 30 лет. Стоимость контракта — €1,1 млрд. Но РЖД получили только четыре «Сапсана», а поставки остальных прекратились из-за санкций.

Немецкая компания также прекратит сервисное обслуживание «Сапсанов» и «Ласточек», этим будут заниматься сами РЖД. Сейчас в России используются около 260 «Ласточек» и 16 «Сапсанов», пишет «Коммерсант».

Закупать комплектующие для обслуживания поездов в обход санкций будет сложно, говорит изданию глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков. Поэтому число «Сапсанов» в эксплуатации сократится, а детали со старых поездов будут использоваться для починки новых, добавляет эксперт. По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, такие поезда будут менее надежными.

Заменить «Сапсаны» могли бы поезда «Невский экспресс», но их массовый выпуск пока не налажен, говорит Янков. Закупать локомотивы, которые могут развивать скорость до 200 км/ч, нужно за рубежом — либо в Чехии, либо у французской Alstom. Последняя в марте тоже ушла из России.

Энергетика

Энергетическому подразделению Siemens Energy принадлежат 65% в СП с «Силовыми машинами» — «Сименс технологии газовых турбин», а также «Сименс трансформаторы». Кроме того, её «дочка» компания Siemens Gamesa, совместно с «Энел Россия» реализует проекты в области возобновляемой энергетики.

Siemens Energy пока не объявляла об уходе из России. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, структуру может выкупить её менеджмент.

Siemens Energy — один из основных поставщиков энергооборудования в России, трансформаторов и газовых турбин. Крупные электростанции с газовыми турбинами, обеспечивающие около 8% выработки электроэнергии в стране, в основном используют оборудование Siemens или General Electric, отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Он добавил, что турбины пока новые и смогут проработать ещё около 10 лет без существенных проблем, кроме того, у них есть аналоги в Азии.

Siemens также поставляет интеллектуальные системы управления и автоматизации для промышленности. Например, с помощью оборудования Siemens ведётся управление крупнейшими российскими газопроводами — «Голубой поток», «Турецкий поток», «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2».

Медицина

Ещё одно подразделение немецкого холдинга Siemens Healthineers AG тоже продолжает работать в России. Компания поставляет оборудование для ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, МРТ, ангиографии и другое.

Представитель Siemens Healthineers сообщил ТАСС, что санкции её не затрагивают, поэтому компания продолжит работать с клиентами и пациентами в России. Но, как рассказал «Ведомостям» представитель сети лабораторной диагностики «Гемотест», Siemens всё-таки приостановил поставки медоборудования. Какого именно, не уточняется. В другой медицинской организации газете сообщили, что проблем с поставками нет.

0
814 комментариев
Написать комментарий...
Никита

Ну, всегда можно вспомнить опыт одной британской троицы, сделают из вест/приор /камазов/"что там ещё есть" поезда и не придётся мучиться с запчастями)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А смысл? Поезда метро, например, у нас свои отечественные и вовсе неплохие.

Школа и производство ЖД строения тоже есть.

Так что может будет не мировой уровень, но уж точно не то убожество, что на вашем фото))

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

Нет ничего такого, сейчас нет ни одного полностью российского электровоза, ни одного

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Некоторое время назад была проблема ... с двигателями к вертолетам.

В России их не выпускали, а покупали в одной маленькой гордой стране.

Тоже было много скепсиса "не сможем". Что в итоге? Смогли. Делаем сами.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

С вертолетным двигателями только в победных реляциях ОДК хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Что значит хорошо в победных реляциях?

В РФ не выпускаются вертолеты?

Или же на вертолетах, выпускаемых в РФ, стоят импортные двигатели?

Как вас понять?

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

А Вы давайте к конкретике, по каждой модели, из старых и из "новых". А также сверим, что обещали пять лет назад и каково фактическое положение.

Начну с конца, для помощи Вам. Казанские "Ансаты" используют надёжные двигатели PW. На надёжность сейчас и уповают.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Нет, давайте вы. Вы же утверждаете что всё "хорошо".

С чем вы конкретно не согласны?

Я утверждал, что импортозамещение вертолетных двигателей таки состоялось.

Будете спорить?

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Счаз. Потрудись сам чуток, чтобы заслужить право на разговор.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Нет, не собираюсь

Я утверждал, и утверждаю, что импортозамещение вертолетных двигателей таки состоялось.

Хотите опровергнуть? Опровергайте.

А пока вы не опровергли - я остаюсь при своем мнении - успешно импортозамещено.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Максин

Вообще-то бремя доказательства лежит на утверждающем. Говорите, что заместили? Тогда напишите где, кто, что производит.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Вообще-то бремя доказательства лежит на утверждающем

Так я утверждаю одно, коллега утверждает другое - кому доказывать то?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Максин

Про вертолетные двигатели Вы первый сказали, как бы :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Мне не трудно, если вам на самом деле интересно узнать о чем речь

Речь идет о том, что двигатели для российских вертолетов раньше выпускались украинским заводом Мотор Сич, но потом их импортозаместили, в частности у нас есть двигатель ВК-2500

Не самая свежая информация по теме. но дает общее представление:

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/09/08/839253-proizvoditel-vertoletnih-dvigatelei

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Petel

Я везде видел, что там российские комплектующие, но я не видел, что бы писали что там ТОЛЬКО российские комплектующие.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А что такое ТОЛЬКО российские комплектующие - я не понимаю, если честно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Смысл импортозамещения он в чем?

В том, чтобы иметь возможность производить самостоятельно без риска блокировок со стороны конкурентов и/или политиков?

Или в том, чтобы от и до всё сделать самостоятельно: на отечественном компьютере на отечественном процессоре и ОС и софте посчитать, где может быть месторождение, потом отечественным экскаватором добыть отечественную руду и .... в конце концов сделать отечественный винтик и его гордо прикрутить? Так?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Максин

Только ОДК-Климов под санкциями после начала войны, а это значит, как минимум, закрыт доступ к станкам и оборудованию, так что как будет работать это "импортозамещение" сейчас совсем не ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А с введением санкций что, вся наша продукция моментально исчезает?

Можно выпустить указ и всё исчезнет в один миг что ли?

сейчас совсем не ясно.

А что сейчас совсем ясно?
А что было совсем ясно год назад? Два? Пять? Десять?

Н-И-Ч-Е-Г-О

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
закрыт доступ к станкам и оборудованию,

Вертолетный двигатель разработать можно, и собрать можно, а станок - нет, ни создать ни собрать нельзя))

Было бы желание - сделать можно всё.
Да, потребуется время, но и станки какие-то уже есть, они не требуются новые каждый день.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Максин

Естессно, разработать можно, сделать можно, если очень захотеть. Но пока мы будем догонять то, что есть сейчас - все технологии уже уйдут вперед и мы снова отстаем.

Отечественное станкостроение вообще в упадке. Так что для решения задачи с полным импортозамещением нужно решить еще вагон и маленькую тележку сопутствующих задач.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Но пока мы будем догонять то, что есть сейчас - все технологии уже уйдут вперед и мы снова отстаем.

А зачем быть лидером вообще?
Ну кроме тщеславия?

Давайте с этого начнем.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Максин

Стремясь к лидерству, вы должны предоставлять лучший продукт.

Если мы говорим о военке, то представьте, что пока мы пытались наладить внутри страны производство станков для производства движков для производства боевых вертолетов, то иностранные компани ушли далеко вперед и предлагают продукт, который позволяет боевым вертолетам летать быстрее, быть защищеннее и т.п. Нужно тут быть лидером или так сойдет?

Не стремиться к лидерству на рынке можно позволить только в одном случае - если вы единственный поставщик в закрытой системе, как было в СССР. В противном случае, если ты не развиваешься, чтобы быть лидером, ты умираешь рано или поздно.

И вам за комментарии платят что ль? Почему все ответы нельзя уместить в одном посте?)))

Вы сами сказали - импортозамещение позволяет производить без блокировок. А это автоматом означает собственное производство по максимуму. Потому что сегодня Америка ввела санкции, завтра Китай, послезавтра Эритрея. На кого бы вы не опирались из иностранных партнеров, есть риски. Переориентация с Джона на какого-нибудь Чана это не импортозамещение.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Стремясь к лидерству, вы должны предоставлять лучший продукт.
импортозамещение позволяет производить без блокировок. А это автоматом означает собственное производство по максимуму. А это автоматом означает собственное производство по максимум

Нет, не означает.
Производство без блокировок == возможность получения необходимых компонентов из РАЗНЫХ источников. Свой источник - частный случай.

то иностранные компани ушли далеко вперед и предлагают продукт, который позволяет боевым вертолетам летать быстрее, быть защищеннее и т.п.

По факту нет, не ушли.

Но ход мысли понятен - вы предлагаете лидерство в оборонке, лидерство ради преимуществ в войне.

Даже если принять эту точку зрения, то преимущества в войне могут достигаться разными способами.

И свои станки здесь - не главное.

Если вы единственный поставщик в закрытой системе, как было в СССР.

Да, проект глобализация заканчивается.

В противном случае, если ты не развиваешься, чтобы быть лидером, ты умираешь рано или поздно

Нет, не так. Сильно ли развивался тот же самый Афганистан? И он умер?

Нет.

Настоящую угрозу представляют только
1) Истощение природных ресурсов
2) Эпидемии
3) Война (нападение соседей)

Вот только эти три фактора влияют глобально на жизнь/смерть цивилизации / государства. Остальные не влияют.

Лидерство мало влияет на минимизацию негативных действий этих трех факторов, если влияет вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
И вам за комментарии платят что ль? Почему все ответы нельзя уместить в одном посте?)))

Потому что в комментариях затрагиваются разные темы. Разные ветки обсуждений.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
На кого бы вы не опирались из иностранных партнеров, есть риски

А риски есть всегда.
Природный катаклизм на своей собственной территории - и всё, нет своего производства.

Поэтому надо иметь несколько источников (свой/свои один из них)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Переориентация с Джона на какого-нибудь Чана это не импортозамещение.

Импортозамещение - это не догма, не абсолют, не цель.
Импортозамещение - это способ решения вполне определенных проблем и задач.

В частности, поддержания экономики на стабильном уровне. Чтобы была работа, чтобы можно было иметь все необходимое (не всё возможное, а необходимое) для повседневной жизни и развития.

И точка.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Так что для решения задачи с полным импортозамещением

И зачем нужно именно полное импортозамещение?

нужно решить еще вагон и маленькую тележку сопутствующих задач

Решение сопутствующих задач даст мультипликативный эффект и буст в других областях науки, техники и экономики - ничего плохого в решении сопутствующих задач нет, а даже наоборот - польза есть.

Ответить
Развернуть ветку
811 комментариев
Раскрывать всегда