«Сапсаны» и «Ласточки» останутся без запчастей: чем грозит уход Siemens из России Статьи редакции

Компания отказалась поставлять новые поезда и обслуживать старые. А закупать комплектующие сложно из-за санкций.

Источник ТАСС

12 мая немецкий концерн Siemens объявил об уходе из России из-за «военной операции» в Украине. В марте компания уже прекратила инвестиции и поставки в страну.

Siemens работала в России с 1852 года. В 1916-1917 годах, во время Первой Мировой войны, её имущество было национализировано, но Siemens вернулась в страну уже спустя два года.

Сейчас на Россию приходится около 1% глобальной выручки группы. В стране у компании около 2700 сотрудников. На фоне санкций против России её чистая прибыль в январе-марте упала на €600 млн — из-за простоев и других издержек.

Немецкая компания поставляла России скоростные поезда «Сапсан» и электрички «Ласточка», оборудование и технологии для энергетики, системы промышленной автоматизации, медоборудование, бытовую технику и другое. Какие подразделения компании уйдут из страны, а какие, вероятно, останутся?

Дороги

В России у Siemens есть совместное предприятие с группой «Синара» под названием «Уральские локомотивы» — оно выпускает электрички «Ласточка». Представитель Siemens уже подтвердил «Ведомостям», что компания выйдет из СП. В российской компании заявили, что в стране локализовано около 85% их производства.

Также Siemens продавал России скоростные поезда «Сапсан». До 2023 года концерн должен был поставить 13 электропоездов и заниматься их обслуживанием следующие 30 лет. Стоимость контракта — €1,1 млрд. Но РЖД получили только четыре «Сапсана», а поставки остальных прекратились из-за санкций.

Немецкая компания также прекратит сервисное обслуживание «Сапсанов» и «Ласточек», этим будут заниматься сами РЖД. Сейчас в России используются около 260 «Ласточек» и 16 «Сапсанов», пишет «Коммерсант».

Закупать комплектующие для обслуживания поездов в обход санкций будет сложно, говорит изданию глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков. Поэтому число «Сапсанов» в эксплуатации сократится, а детали со старых поездов будут использоваться для починки новых, добавляет эксперт. По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, такие поезда будут менее надежными.

Заменить «Сапсаны» могли бы поезда «Невский экспресс», но их массовый выпуск пока не налажен, говорит Янков. Закупать локомотивы, которые могут развивать скорость до 200 км/ч, нужно за рубежом — либо в Чехии, либо у французской Alstom. Последняя в марте тоже ушла из России.

Энергетика

Энергетическому подразделению Siemens Energy принадлежат 65% в СП с «Силовыми машинами» — «Сименс технологии газовых турбин», а также «Сименс трансформаторы». Кроме того, её «дочка» компания Siemens Gamesa, совместно с «Энел Россия» реализует проекты в области возобновляемой энергетики.

Siemens Energy пока не объявляла об уходе из России. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, структуру может выкупить её менеджмент.

Siemens Energy — один из основных поставщиков энергооборудования в России, трансформаторов и газовых турбин. Крупные электростанции с газовыми турбинами, обеспечивающие около 8% выработки электроэнергии в стране, в основном используют оборудование Siemens или General Electric, отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Он добавил, что турбины пока новые и смогут проработать ещё около 10 лет без существенных проблем, кроме того, у них есть аналоги в Азии.

Siemens также поставляет интеллектуальные системы управления и автоматизации для промышленности. Например, с помощью оборудования Siemens ведётся управление крупнейшими российскими газопроводами — «Голубой поток», «Турецкий поток», «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2».

Медицина

Ещё одно подразделение немецкого холдинга Siemens Healthineers AG тоже продолжает работать в России. Компания поставляет оборудование для ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, МРТ, ангиографии и другое.

Представитель Siemens Healthineers сообщил ТАСС, что санкции её не затрагивают, поэтому компания продолжит работать с клиентами и пациентами в России. Но, как рассказал «Ведомостям» представитель сети лабораторной диагностики «Гемотест», Siemens всё-таки приостановил поставки медоборудования. Какого именно, не уточняется. В другой медицинской организации газете сообщили, что проблем с поставками нет.

0
814 комментариев
Написать комментарий...
Никита

Ну, всегда можно вспомнить опыт одной британской троицы, сделают из вест/приор /камазов/"что там ещё есть" поезда и не придётся мучиться с запчастями)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А смысл? Поезда метро, например, у нас свои отечественные и вовсе неплохие.

Школа и производство ЖД строения тоже есть.

Так что может будет не мировой уровень, но уж точно не то убожество, что на вашем фото))

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

Нет ничего такого, сейчас нет ни одного полностью российского электровоза, ни одного

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Здесь вопрос не в том, есть или нет.

Здесь вопрос в том, а надо ли.

Если надо - то будет.

Потому что в электровозе нет ничего сложного.

Вот абсолютно. И я и вы (простые люди) знающие курс физики в объеме школы сможем электровоз с нуля построить. Да, он (с нашими знаниями) будет тяжелее, тяга будет ниже, КПД ниже, надежность ниже, но сможем 100%

Что уж говорить о тех, у кого проектирование ЖД транспорта - это специальность?

Я на Сапсане ездил много раз, как и на Ласточке и на Стриже.

Никакой супер-скорости на уровне мировых рекордов они даже и близко не показывают.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

Ты чего, с дуба рухнул?
Электровоз оч сложная ебанина(это моя специальность). В стране много людей с учеными степенями в подобной области и пока вообще ничего вперёд не двигается

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Начнем с главного: с двигателя (электромотора)

Электромотор - это космическая технология?

(мы сейчас не говорим о КПД, надежности, соотношении массы/тяги)

Электромотор нельзя сделать самому?

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Yakovchik

Не мотор, а тяговый электродвигатель

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Спасибо, но сути дела это не меняет.

Существует ли какой-то супер-современный электромотор, которого не было 10-20-30-40 лет назад?

Вот что-нибудь принципиально новое?

Ротор, статор - что-то новое придумали кроме этого?

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Андрей, вы троллите или вы правда настолько наивный? Статор он и в африке статор? Ну как бы да, но почему тогда чешский трамвай татра ходит со скоростью до 50 км/час, а сапсан до 250км/час? И там, и там ведь обычный электродвигатель!? А почему Pentium 3 работает быстрее, чем Pentium 1?И там, и там обычный микропроцессор.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Borisenko

Да это просто очень жирный тролль, ну или куку слегка, что скорее.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А вы, извините, читать целиком текст комментария умеете?

Или выбираете только то, что вам нравится / не нравится?

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Я все ваши комментарии полностью прочитал. Вы даже правы в чём-то, но только теоретически.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А чтобы быть правым практически надо от теории перейти к практике и попробовать сделать - тогда будет все ясно.

Но только моё видение: в стране есть более компетентные специалисты, способные и разработать и построить электровоз)) Обойдутся и без меня))

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

У нас в стране на практике не могут даже тротуары нормально сделать и заборы ненужные снести.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
У нас в стране на практике не могут даже тротуары нормально сделать и заборы ненужные снести.

Ну почему же?

В каких-нибудь коттеджных поселках, где домики от 200 млн рублей, думаю все может быть вполне себе хорошо.

Так что не показатель.

Показатель это наличие реальной потребности и выделяемые ресурсы.

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Вы серьёзно задумываетесь какая потребность в тротуарах? Я вам суажу. 100% потребность абсолютно во всех населённых пунктах.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
100% потребность абсолютно во всех населённых пунктах.

Я писал

Показатель это наличие реальной потребности и выделяемые ресурсы.

Ресурсы выделяются? Адекватно потребностям?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

К слову сказать, простейший процессор даже мы с вами соберем. Хоть из транзисторов, хоть из реле, но соберем.))

Понимаете, если бы в СССР/РФ не было бы ни одного своего электровоза - всегда покупались бы импортные электровозы - я бы с вами мог согласиться. Но они и были и есть. Поэтому проблема только в целеполагании и финансировании. Будет реально надо - дадут деньги и всё будет.

Проблематично сделать прорывные/передовые разработки (типа того же современного процессора и т.п.), а уж то, что ранее делалось +/- такое же ... да еще и имея аналог под руками - не сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Бруквин

С Камазом то чего не получилось? Ну полно грузовиков же. Скания, ман, вольво, американцы, даф, форд хуерд, ивеко и прочие китайчата.
У нас нет ни одного манипулятора мелкого, например.
При этом мерседес, например, в грузовиках не очень котируется за исключением актросов. Которые самосвалы

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
С Камазом то чего не получилось? Ну полно грузовиков же. Скания, ман, вольво, американцы, даф, форд хуерд, ивеко и прочие китайчата.
У нас нет ни одного манипулятора мелкого, например.

Что значит "не получилось"?

Вы лично чем-то недовольны. ОК. Но давайте честно: вы реально крупный потребитель? Реально крупный заказчик?

Если вы говорите, что вам за 15 млн рублей не надо, то скорее всего нет.

Тогда почему производитель должен выпускать продукцию именно под вас и ваши хотелки?

Вот объективно?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
но почему тогда чешский трамвай татра ходит со скоростью до 50 км/час, а сапсан до 250км/час? И там, и там ведь обычный электродвигатель!?

Потому что разные требования к трамваю и пассажирскому электропоезду дальнего следования.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
А почему Pentium 3 работает быстрее, чем Pentium 1

Пример абсолютно неуместен, потому что сложность несопоставима процессора (Пентиум 1 состоит примерно из 3,1 млн транзисторов) и электромотора (сколько деталей в электромоторе? Хотя бы тысяча наберется?)

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Дело не в количестве транщисторов или проводов в обмотке статора.
Первый пень и татра были медленными не из-за требований, а потому что не изобрели тогда более совершенный процессор и двигатель.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Требований к трамваю обеспечивать скорость 200+ км/ч нет и быть не может, потому что он едет по городу, по той же дороге чаще всего, где едут обычные машины.

А Первый пень VS Третий пень еще и отличаются сложностью.

Если бы в Третьем Пне была бы такая же технология и те же 3 млн транзисторов (а не 9 сперва и не 29 млн в последних вариантах), то третий пень не был бы быстрее первого.

Ответить
Развернуть ветку
Chyvakoff

Двигатели, электроника и механика тоже отличаются сложностью. Кстати, и мы с вами можем сделать проуессор хоть из 100 млн транзисторов, но чет не делаем. Может не всё так просто?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Кстати, и мы с вами можем сделать проуессор хоть из 100 млн транзисторов, но чет не делаем.

Физический процессор на нашем уровне (транзисторы, реле) не сможем. Есть объективные ограничения. Физика.

Логический (на Verilog / VHDL и т.п.) сможем.

Ответить
Развернуть ветку
811 комментариев
Раскрывать всегда