«Сапсаны» и «Ласточки» останутся без запчастей: чем грозит уход Siemens из России Статьи редакции

Компания отказалась поставлять новые поезда и обслуживать старые. А закупать комплектующие сложно из-за санкций.

Источник ТАСС

12 мая немецкий концерн Siemens объявил об уходе из России из-за «военной операции» в Украине. В марте компания уже прекратила инвестиции и поставки в страну.

Siemens работала в России с 1852 года. В 1916-1917 годах, во время Первой Мировой войны, её имущество было национализировано, но Siemens вернулась в страну уже спустя два года.

Сейчас на Россию приходится около 1% глобальной выручки группы. В стране у компании около 2700 сотрудников. На фоне санкций против России её чистая прибыль в январе-марте упала на €600 млн — из-за простоев и других издержек.

Немецкая компания поставляла России скоростные поезда «Сапсан» и электрички «Ласточка», оборудование и технологии для энергетики, системы промышленной автоматизации, медоборудование, бытовую технику и другое. Какие подразделения компании уйдут из страны, а какие, вероятно, останутся?

Дороги

В России у Siemens есть совместное предприятие с группой «Синара» под названием «Уральские локомотивы» — оно выпускает электрички «Ласточка». Представитель Siemens уже подтвердил «Ведомостям», что компания выйдет из СП. В российской компании заявили, что в стране локализовано около 85% их производства.

Также Siemens продавал России скоростные поезда «Сапсан». До 2023 года концерн должен был поставить 13 электропоездов и заниматься их обслуживанием следующие 30 лет. Стоимость контракта — €1,1 млрд. Но РЖД получили только четыре «Сапсана», а поставки остальных прекратились из-за санкций.

Немецкая компания также прекратит сервисное обслуживание «Сапсанов» и «Ласточек», этим будут заниматься сами РЖД. Сейчас в России используются около 260 «Ласточек» и 16 «Сапсанов», пишет «Коммерсант».

Закупать комплектующие для обслуживания поездов в обход санкций будет сложно, говорит изданию глава «Союза пассажиров» Кирилл Янков. Поэтому число «Сапсанов» в эксплуатации сократится, а детали со старых поездов будут использоваться для починки новых, добавляет эксперт. По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, такие поезда будут менее надежными.

Заменить «Сапсаны» могли бы поезда «Невский экспресс», но их массовый выпуск пока не налажен, говорит Янков. Закупать локомотивы, которые могут развивать скорость до 200 км/ч, нужно за рубежом — либо в Чехии, либо у французской Alstom. Последняя в марте тоже ушла из России.

Энергетика

Энергетическому подразделению Siemens Energy принадлежат 65% в СП с «Силовыми машинами» — «Сименс технологии газовых турбин», а также «Сименс трансформаторы». Кроме того, её «дочка» компания Siemens Gamesa, совместно с «Энел Россия» реализует проекты в области возобновляемой энергетики.

Siemens Energy пока не объявляла об уходе из России. По словам источника «Ъ», знакомого с ситуацией, структуру может выкупить её менеджмент.

Siemens Energy — один из основных поставщиков энергооборудования в России, трансформаторов и газовых турбин. Крупные электростанции с газовыми турбинами, обеспечивающие около 8% выработки электроэнергии в стране, в основном используют оборудование Siemens или General Electric, отметил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

Он добавил, что турбины пока новые и смогут проработать ещё около 10 лет без существенных проблем, кроме того, у них есть аналоги в Азии.

Siemens также поставляет интеллектуальные системы управления и автоматизации для промышленности. Например, с помощью оборудования Siemens ведётся управление крупнейшими российскими газопроводами — «Голубой поток», «Турецкий поток», «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2».

Медицина

Ещё одно подразделение немецкого холдинга Siemens Healthineers AG тоже продолжает работать в России. Компания поставляет оборудование для ультразвуковой диагностики, компьютерной томографии, МРТ, ангиографии и другое.

Представитель Siemens Healthineers сообщил ТАСС, что санкции её не затрагивают, поэтому компания продолжит работать с клиентами и пациентами в России. Но, как рассказал «Ведомостям» представитель сети лабораторной диагностики «Гемотест», Siemens всё-таки приостановил поставки медоборудования. Какого именно, не уточняется. В другой медицинской организации газете сообщили, что проблем с поставками нет.

0
814 комментариев
Написать комментарий...
Никита

Ну, всегда можно вспомнить опыт одной британской троицы, сделают из вест/приор /камазов/"что там ещё есть" поезда и не придётся мучиться с запчастями)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

А смысл? Поезда метро, например, у нас свои отечественные и вовсе неплохие.

Школа и производство ЖД строения тоже есть.

Так что может будет не мировой уровень, но уж точно не то убожество, что на вашем фото))

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Ну не знаю, я бы покатался на кабрилотере Jaguar с V12 из спб в мск например)

Смотря какие поезда имеете в виду? Метро? Трамваи? Товарные? Бронепоезда?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Моя точка зрения заключается в том, что иногда импортные вещи, технологии, детали и даже готовые изделия закупаются не потому что свои сделать в принципе не можем, а потому что так проще, выгоднее, дешевле или у кого-то есть персональный интерес.

Но это вовсе не значит, что сами сделать не сможем, особенно то, что уже делали раньше и делаем в другом виде (тоже метро).

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry K.

Насколько мне известно, вагоны метро тоже не чисто наши, это сп с чехами, у нас только сборочные цехи в спб

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

https://metrowagonmash.ru/

Наша разработка. Конкурс выиграла в т.ч. у Сиеменса)) ну и у чехов тоже (см. Википедию)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry K.

Он входил в состав холдинга, о котором говорится на сайте:
Компания создана 15 апреля 2002 года. Её единственный номинальный акционер The Breakers Investments BV (Голландия).

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Офшорная компания и что?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry K.

Ну я бы на вашем месте почитал историю ТМШ в Вики прежде, чем говорить, что там все исконно русское
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%88%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

По сноске [17] есть пояснение

У крупнейшего в России производителя железнодорожной техники «Трансмашхолдинга» появился еще один иностранный партнер. Компания продала половину бизнеса по производству грузовых вагонов словацкой Tatravagonka. Теперь компании намерены совместно выпускать вагоны-платформы, основным покупателем которых может стать «Трансконтейнер».

Давно ли в метро используются грузовые вагоны-платформы?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry K.

К сожалению, в открытом доступе информации по доле чужих лицензий именно в Метровагонмаше я не нашёл. Но если вы не владеете какой-то особой инсайдерской информацией, то я бы все же не был бы так уверен в полностью отечественном производстве вагонов метро

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Но если вы не владеете какой-то особой инсайдерской информацией, то я бы все же не был бы так уверен в полностью отечественном производстве вагонов метро

А что такое "полностью отечественное производство"?

Какие критерии?

И почему нельзя считать, что производство и разработка наши, если текущие серии вагонов метро не возникли из ниоткуда, а имели много предшествующих моделей от того же производителя с незапамятных времен?

Эволюционный характер развития модельного ряда прослеживается с тех времен, когда ни о каких иностранцах и лицензиях помышлять было нельзя даже))

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry K.

Я не эксперт в этой области, но думаю как минимум то, что связано с микроэлектроникой, у них импортное

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Конечно без импортных деталей там не обошлось.

Но вопрос в экспертизе разработки и экспертизе производства - это ключевое требование для признания разработки и производства отечественным, потому что детали, если что, можно заменить на другие, но только если понимаешь какие детали стоят и почему выбраны именно такие и какие аналоги подойдут.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry K.

Но вы же не можете исключать, что:
1) возможны проблемы с импортом аналогов
2) не все вопросы закрываются просто использованием аналогов и напильника

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Проблемы бывают всегда, но уровень их тоже разный, а влияние на результат зависит от степени погружения в них.

Разработчик, который понимает что и откуда берется сможет придумать выход почти всегда.

Ответить
Развернуть ветку
811 комментариев
Раскрывать всегда