Аяз Шабутдинов продал свою сеть кофеен Like за 200 млн рублей

По крайней мере, так он говорит.

Обновлено 10 сентября. Аяз Шабутдинов рассказал vc.ru, что сделка ещё не закрыта. Он не раскрыл имя покупателя, но пояснил оценку компании.

В структуре Coffee Like три компании: своя розница в Ижевске и в Москве, управляющая компания и «Логистика кофе», которая отвечает за снабжение кофе-баров. Мы продали всё.

Мы подписали обязывающие соглашения по сделке в конце августа. Закрытие ожидается в течение сентября, и до конца года мы полностью передадим операционное управление компанией новому собственнику.

В рамках отдельного соглашения обсуждаем условия по сохранению опциона на обратный выкуп части доли, это особенно актуально, на фоне новости о недавней продаже Costa Coffee. В рамках этого соглашения,мы хотим сохранить право на обратный выкуп части компании по текущей цене в обмен на участие в наблюдательном совете.

Договоримся ли мы по условиям или нет, в любом случае, в дальнейшем мы планируем оказывать компании информационную и консультационную поддержку и будем с удовольствием следить за ее развитием.

Как оценивали компанию: мы изучили зарубежные практики и частные сделки от Прибалтики до США. Если говорить о стандартах подобного рода сделок, то оценка варьируется в интервале от 6х EBITDA и до высот, ограниченных стратегическими задачами продавца и покупателя.

Однако важно понимать, что в рамках России рынок слияний и поглощений такого уровня компаний только формируется. Поэтому мы взвешивали, с одной стороны, предложения по цене, с другой — скорость проведения сделки, и выбрали определенный компромисс.

Если смотреть на оценку этой сделки по мультипликаторам, то у нас получаются следующие показатели, исходя из ожидаемых и уже подтвержденных результатов компании в 2018 году.

Исходя из мультипликатора Р/Е (соотношение стоимости 100% долей компании к годовой чистой прибыли) получается, что при прочих равных, новому собственнику понадобится от пяти до шести лет, чтобы окупить свои вложения.

Разумеется, расчет покупателя тут на то, что потенциал роста не исчерпан, и бизнес продолжит расти, тем самым, ускорив сроки окупаемости, но, как и в любом бизнесе, есть и неопределенность с присущей ей рисками.

Соотношение стоимости бизнеса с учетом долга (EV) к EBITDA (прибыли до вычета амортизации, уплаты процентов и налогов) составило почти 4,5. Изучая похожие отраслевые сделки на международных рынках мы видели более высокие значения этого показателя. Но в нашем случае мы, во-первых, понимали, что на российском рынке приходится делать скидку по сравнению со сделками на европейском или американском рынках, а во-вторых, быстрота сделки сыграла свою роль.

Говоря о соотношении стоимости бизнеса и объема годовой выручки (EV/S), было бы правильнее ориентироваться не на общие продажи наших франчайзи, а на показатель выручки самой компании Coffee Like, состоящей преимущественно из роялтиз, а также выручки собственных баров и торгово-закупочной деятельности. При таком подходе EV/S больше единицы, что по нашим ощущениям, неплохой показатель.

Также, если укрупненно посмотреть, во сколько в сделке были оценены сами локации, можно посчитать стоимость в расчете на одну торговую точку (всего их на сегодня 408): получается порядка 500 тысяч рублей.

Подытоживая, нельзя сказать, что мы сделали лучшую сделку в истории кофейного рынка, получив цену, как если бы Coffee Like был глобальной международной сетью, с другой стороны — покупатель имеет шанс получить адекватный апсайд и сделать еще большие инвестиции в развитие, что тоже немаловажно для общего успеха компании.

Самые ближайшие точки роста, во-первых, следование обозначенной нами ранее стратегии, во-вторых, запуск своей обжарки, фабрики кухни и дальнейшее расширение торгового дома.

Поэтому, трезво оценивая все за и против, нам кажется, что оценка бизнеса в сделке вполне адекватная.

Аяз Шабутдинов, сооснователь Coffee Like
Данные по Coffee Like, на которые ссылается Шабутдинов
0
91 комментарий
Написать комментарий...
какой-то иван
200 млн.руб
408 кофе-баров

в среднем получется по 500 тыс. за кофе-бар. как-то не очень убедительно, особенно если учитывать что большинство - франшизные.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Артем Инвест

Годовая прибыль минус долги плюс активы - вот красная цена этому бизнесу. Учитывая всё вышесказанное (гудвилл, правда, не понятный и сомнительный без постоянной рекламы), то купить за 200млн мог только оптимист.

Прибыль ну пусть будет 1,2 млрд по году, роялти 54 милиона, что-то набарыжить можно на оптовом направлении, ну пусть ещё 10. Итого 1 млн долларов валовой прибыли. Минус Фоты, аренды, налоги и проч. Остаётся, думаю, 15 млн в лучшем случае. Пусть будем считать, что долгов нет, а гудвил - 1млн долл, то получаем - 80-85 миллионов рублей. А, да сейчас могут закричать сектанты, что "годовой прибыли мало, даёшь двухлетнюю". Ну ок, дам двухлетнюю: итого получится 100 млн.

И ЭТО ПРИ ТОМ, что Аяз предлагал вкладываться в его контору и покупать доли (вроде в 2016), исходя из оценки в 1 миллиард рублей.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

Самый просто способ это годовая прибыль умноженная на 6-10, это кто как оценивает перспективы. И продается не сеть из 408 не принадлежащих Аязу кофеен, а по сути франшизодержатель. Вот он и должен генерировать подобные цифры. то есть 20-30 млн. прибыли в год, а не вся сеть. Вот тут уже сомнения. Директор тут написал, что документы будут оформлять к 1 октября, что странно, т.к. когда я покупал бизнес у своих соучредителей, то оформилось все в налоговой за пару дней, все изменения в реестре. Значит просто пока все на словах и не договора нет не транзакций реальных.
Продают думаю из-за того, что бы заткнуть дыры и долги всего "карнавала", т.к. Лайк Кофе все же самый осязаемый и реальный бизнес Лайка. То что приносит хорошие деньги не продают.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Инвест

Сеть ларьков, к тому же не принадлежащих тебе, нельзя продать за 6-10 годовых прибылей. Это завод с большим парком оборудования можно так продать. Опять повторюсь, что формула годовая прибыль (максимум две) минус долги плюс активы работает и на оценке заводов. У них просто оч большую долю в оценке занимает оборудование, поэтому иногда и кажется, что оценка 6 годовых прибылей.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

Как бы я поступил купив такое предприятие. Во первых наладить денежный поток 1 млрд. уже неплохо, значит надо дальше вкладываться в раскрутку нематериального актива (бренда), снизить издержки оптимизировав процессы. Вырастет выручка у покупателей франшизы, желающих станет больше, можно повысить паушальный сбор, роялти, также повысится выручка сервисной компании поставляющей ингредиенты. Ну как то так...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Как вы собрались оптимизировать процессы в сотнях ларьков - чисто технически? Они ж вам не подконтрольны, все отношения а рамках договора. Заставить их сложно. Проконтролировать - тоже.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

Для этого и существует управляющая компания. Разрабатываются стандарты, проводится обучение, налаживается обратная связь с потребителем через соцсети, существует тайный покупатель, много механизмов контроля. Теперь как заставить...надо повышать стоимость бренда через маркетинговые механизмы, то есть грубо говоря кофе купленное в сетевой точке для потребителя должно быть ценнее чем в нонейм кафе. Тогда покупатель франшизы будет осознавать, что его прибыль и бизнес в целом зависим от его принадлежности к марке и не соблюдение стандартов приведет к "отлучению" .Макдональдс все уже придумал, ничего особо нового изобретать не надо. Это кратко, но думаю в целом суть понятна. Ну и оптимизация в самой УК, логистика, персонал, IT...

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Вы сказали правильные теоретические вещи. Но у конкретного бренда кофеен нет такой ценности для потребителя! Старбакс или Макдональдс теперь имеют такую ценность. А Лайк кофе - нет. Значит на текущем этапе контроль франчайзи - это существенная проблема.

Это в целом - проблема такого вида бизнеса. У Макдональдса она была на определенном этапе.

Поэтому ценность франчайзингового бизнеса - штука очень относительная. Относительна она силе бренда, в частности.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lee

Естественно над ценностью бренда надо работать. И тут сразу стоит поспорить, почему те кто купил франшизу не стали строить бизнес просто сами, вроде и дешевле и нет никого сверху. Значит бренд их все таки убедил.

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда