Аяз Шабутдинов продал свою сеть кофеен Like за 200 млн рублей

По крайней мере, так он говорит.

Обновлено 10 сентября. Аяз Шабутдинов рассказал vc.ru, что сделка ещё не закрыта. Он не раскрыл имя покупателя, но пояснил оценку компании.

В структуре Coffee Like три компании: своя розница в Ижевске и в Москве, управляющая компания и «Логистика кофе», которая отвечает за снабжение кофе-баров. Мы продали всё.

Мы подписали обязывающие соглашения по сделке в конце августа. Закрытие ожидается в течение сентября, и до конца года мы полностью передадим операционное управление компанией новому собственнику.

В рамках отдельного соглашения обсуждаем условия по сохранению опциона на обратный выкуп части доли, это особенно актуально, на фоне новости о недавней продаже Costa Coffee. В рамках этого соглашения,мы хотим сохранить право на обратный выкуп части компании по текущей цене в обмен на участие в наблюдательном совете.

Договоримся ли мы по условиям или нет, в любом случае, в дальнейшем мы планируем оказывать компании информационную и консультационную поддержку и будем с удовольствием следить за ее развитием.

Как оценивали компанию: мы изучили зарубежные практики и частные сделки от Прибалтики до США. Если говорить о стандартах подобного рода сделок, то оценка варьируется в интервале от 6х EBITDA и до высот, ограниченных стратегическими задачами продавца и покупателя.

Однако важно понимать, что в рамках России рынок слияний и поглощений такого уровня компаний только формируется. Поэтому мы взвешивали, с одной стороны, предложения по цене, с другой — скорость проведения сделки, и выбрали определенный компромисс.

Если смотреть на оценку этой сделки по мультипликаторам, то у нас получаются следующие показатели, исходя из ожидаемых и уже подтвержденных результатов компании в 2018 году.

Исходя из мультипликатора Р/Е (соотношение стоимости 100% долей компании к годовой чистой прибыли) получается, что при прочих равных, новому собственнику понадобится от пяти до шести лет, чтобы окупить свои вложения.

Разумеется, расчет покупателя тут на то, что потенциал роста не исчерпан, и бизнес продолжит расти, тем самым, ускорив сроки окупаемости, но, как и в любом бизнесе, есть и неопределенность с присущей ей рисками.

Соотношение стоимости бизнеса с учетом долга (EV) к EBITDA (прибыли до вычета амортизации, уплаты процентов и налогов) составило почти 4,5. Изучая похожие отраслевые сделки на международных рынках мы видели более высокие значения этого показателя. Но в нашем случае мы, во-первых, понимали, что на российском рынке приходится делать скидку по сравнению со сделками на европейском или американском рынках, а во-вторых, быстрота сделки сыграла свою роль.

Говоря о соотношении стоимости бизнеса и объема годовой выручки (EV/S), было бы правильнее ориентироваться не на общие продажи наших франчайзи, а на показатель выручки самой компании Coffee Like, состоящей преимущественно из роялтиз, а также выручки собственных баров и торгово-закупочной деятельности. При таком подходе EV/S больше единицы, что по нашим ощущениям, неплохой показатель.

Также, если укрупненно посмотреть, во сколько в сделке были оценены сами локации, можно посчитать стоимость в расчете на одну торговую точку (всего их на сегодня 408): получается порядка 500 тысяч рублей.

Подытоживая, нельзя сказать, что мы сделали лучшую сделку в истории кофейного рынка, получив цену, как если бы Coffee Like был глобальной международной сетью, с другой стороны — покупатель имеет шанс получить адекватный апсайд и сделать еще большие инвестиции в развитие, что тоже немаловажно для общего успеха компании.

Самые ближайшие точки роста, во-первых, следование обозначенной нами ранее стратегии, во-вторых, запуск своей обжарки, фабрики кухни и дальнейшее расширение торгового дома.

Поэтому, трезво оценивая все за и против, нам кажется, что оценка бизнеса в сделке вполне адекватная.

Аяз Шабутдинов, сооснователь Coffee Like
Данные по Coffee Like, на которые ссылается Шабутдинов
0
91 комментарий
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Azat Azmetov

Почему дёшево? Меня скорее интересует, как вообще он умудрился это дело продать? И продал ли вообще? Насколько я понимаю, "КофеЛайк" зарабатывал на франшизах, а не на кофе. Соответственно, вся выручка держалась на харизме Аяза. Какой ээ..ммм... предприниматель будет, не называясь, покупать такой бизнес? Короче, вопросов много. Кстати, согласно выписке из ЕГРЮЛ Он числится на текущий момент в составе участников...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Azat Azmetov

Чем Кофелайк лучше любой другой франшизы кофейни? Может быть качеством кофе? Или может низкими ценами? А как люди вообще узнают о КофеЛайк? От Аяза, и больше никак. Франшизу покупают, потому что люди знают Аяза. Разве не так?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда