{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как разработчик и HR со второй попытки сделали IT-прачечную с бесплатной доставкой в Москве

Всем привет! Меня зовут Саша Епишин, я программист и создатель сервиса экспресс-прачечной «Стиркалёт». Сервиса с совершенно новым подходом к, казалось бы, привычной, но на практике утомительной задаче – стирке белья.

Если вы неделю копите вещи для стирки, потом еще месяц храните их на сушилке, а по утрам глажка вызывает депрессию — этот текст для вас.

Сейчас сферу услуг меняют в первую очередь айтишники. Без преувеличения: именно мы за последнее десятилетие кардинально поменяли этот рынок. Тут будут очень в тему слова моего бывшего начальника — технического директора AliExpress Россия Толика Орлова: «Пришли программисты и научили всех делать такси». Примерно так он говорит о сервисах Uber и Яндекс.Такси, которые появились за последние 15 лет — и так можно сказать о банках, маркетплейсах, онлайн-школах, да и обо всем, что теперь кажется частью нашей жизни.

У меня были схожие амбиции, когда я решил запустить свой сервис экспресс-прачечных «Стиркалёт». Я хотел прийти на рынок со своим айтишным опытом и показать, как должен работать реально удобный и максимально доступный по цене и клиентоориентированности сервис стирки-глажки белья с доставкой. Потому что сейчас практически все подобные сервисы, откровенно говоря, дорогие, сложные и ориентированы, скорее, на люкс-сегмент. При этом есть четкое понимание, что самостоятельная стирка для многих жителей мегаполиса – уже утомительная задача из прошлого.

Но для начала — о том, как мой опыт в разработке IT-сервисов помог сделать IT-производственную компанию за год. В общем, поехали!

Опыт ДО старта

Я родом из Сызрани, но до переезда в Москву жил 12 лет в Ростове-на-Дону. Мои родители — военные, и они очень хотели, чтобы я пошел по их стопам и поступил в Ростовское ракетное училище. Но я выбрал Ростовский авиационный колледж и специальность техника-технолога.

После службы в армии учился заочно в Таганрогском радиотехническом университете на программиста и совмещал учёбу с работой. Поначалу трудился в ростовском интернет-провайдере бригадиром монтажной бригады — занимались прокладкой кабелей. Параллельно учился программировать и спустя некоторое время попал в команду разработки этого же ростовского провайдера.

Уже в 2012 году я получил оффер из Москвы и уехал. В столице работал в командах AliExpress Россия, Ozon, Lazada, а еще ненадолго переезжал в Ижевск в концерн «Калашников», где производят тот самый автомат (и не только его, конечно).

Что делает программист на оружейном заводе? В «Калашникове» мы оцифровали и оптимизировали весь производственный процесс. Грубо говоря, чтобы сделать автомат, работникам нужно произвести больше 1 000 операций. Все эти операции сотрудники должны выполнить в правильной последовательности, а потом еще и проверить качество работы. Наша команда разработчиков и производственников оцифровала этот процесс и оптимизировала его, убрав лишние действия в работе и расписав правильный порядок их выполнения. То же самое делали и с бизнес-процессами большой постсоветской махины.

В Ozon мы с командой сделали систему анализа пользовательского поведения и инструмент, с помощью которого можно отслеживать эффективность рекламных кампаний (своего рода аналог «Яндекс.Метрики» для внутреннего пользования). Я просчитывал, как пользователь себя ведет на сайте, какие кнопки нажимает, куда смотрит, как это связано с персональной выдачей и так далее. Все эти данные собирали для маркетологов в таком виде, чтобы им было удобно эту информацию использовать. Позднее в Ozon я возглавил направление сбора и анализа данных.

Чем полезен этот опыт? Работая в Ozon, AliExpress Россия и других крупных компаниях, я научился собирать и анализировать огромные потоки разнообразной информации, плюс, сменив несколько специальностей, освоил управление технически сложными проектами на больших масштабах бизнеса. Все это помогло запустить собственный бизнес, потому что «Стиркалет» — это, в первую очередь, IT.

И тут я устал, я мухожук ухожу

Как это часто бывает у тех, кто много работает, спустя несколько лет я основательно зае… выгорел. Как песель на этом фото.

После года работы в AliExpress Russia я взял отпуск с последующим увольнением.

Уже тогда у меня были мысли открыть собственный бизнес. Но опыта предпринимательства не было от слова «совсем».

Когда я ездил в отпуск за рубеж, часто пользовался прачечными самообслуживания — в Европе это обычное дело. Местные лаундри были очень удобными: принес вещи, попил кофе рядом, пока стирается, пошел дальше. Еще эти прачечные были всегда заполнены.

Италия, остров Искья

И я подумал: «Почему бы не сделать что-то подобное у нас, в Москве?».

Сидя в Сочи на пляже, я листал «Пикабу», где мне попалась реклама одной теперь уже известной прачечной самообслуживания — и я купил их франшизу. Тогда казалось, что этот бизнес очень легко пойдет (ха-ха!). Уже была готовая бизнес-модель, основатели франшизы помогали во всем, нужно было лишь закупить оборудование и найти помещение.

Ну я и подумал, что это будет мой первый лайтовый опыт, благодаря которому я пойму, что такое бизнес, набью шишки, а уже потом открою свое полноценное дело. Но как же я заблуждался! Оказалось, что в такие вот привычные европейцам прачечные самообслуживания у нас, в России, ходят в основном туристы, командировочные или же местные приходят стирать крупногабаритные вещи, вроде одеял или чехлов от дивана.

Франшиза, которую я купил, предполагала работу в спальном районе Москвы с большой плотностью населения. А в таких местах, разумеется, не было ни туристов, ни командировочных. При большой плотности района клиенты были, но недостаточно, многие просто не доходили! Да и какой смысл им ходить в мою прачечную и стирать повседневные вещи самому? То же самое можно сделать дома, ведь здесь тоже надо загружать вещи в машинку и ждать. К тому же, в прачке нельзя было гладить вещи, а это как раз та услуга, которая очень нужна людям, отдающим бытовую стирку «на аутсорс».

Свою первую прачечную я открыл в ноябре 2020 года, а уже через несколько месяцев… сильно обломался. Масштабировать это дело было практически нереально! Все масштабирование заключалось в открытии большого количества таких прачечных, с которых ты можешь получать прибыль в 20 – 40 000 в месяц. Слезы, да и только. В итоге от этой прачечной мы отказались, хотя она была, по оценкам франшизы, одной из лучших по потоку клиентов в сети. Но вместе масштабирования этого бизнеса мы решили открыть новое дело.

Как мы с женой «захватили» Москву

После облома с первым бизнесом я учел ошибки, и уже в мае 2021 года мы с моей супругой Зиной, она, кстати HR в IT, запустили сервис экспресс-стирки «Стиркалёт».

Что такое «Стиркалёт»? Это экспресс-прачечная с доставкой на дом: курьер забирает вещи, а через несколько часов привозит чистые и выглаженные. То есть утром отдал грязные вещи — вечером получил чистые и выглаженные на вешалках. Вся коммуникация с сервисом — через мобильное приложение.

Для начала мы изучили рынок подобных сервисов в Москве, поставили себя на место клиентов… и поняли, что не хотим заказывать стирку с доставкой у аналогичных прачечных. Они были жутко неудобные! Чтобы постирать вещи, нужно было указать в приложении (если оно есть, а у многих только заказ по телефону) перечень всего белья, которое мы отдаем в стирку (посчитать каждый носок, блин!). Это отнимало столько времени, что проще было постирать вещи самому. При этом цена с доставкой была немаленькая: 7-8 тыс. руб. за одну стирку, а это минимум 32 тыс. руб. в месяц.

Такой формат нас категорически не устраивал. Работая над «Стиркалётом», мы с Зиной опирались в первую очередь на личный опыт и ощущения: мы много работаем, и нам очень не хотелось тратить драгоценные выходные на домашние дела. Идеальная прачечная, в нашем понимании, должна работать так: отдал грязные вещи курьеру, не думая, какие там есть, и получил обратно уже постиранные и высушенные. Или даже поглаженные. И уж точно без звонков и описи грязных носков.

Когда я открывал франшизу прачечной (мой первый провальный опыт), у меня была весьма ограниченная география: моей ЦА были в основном люди, которые жили в том спальном районе, где находилась прачечная. А с сервисом стирки с доставкой передо мной открывались совершенно другие возможности. Со «Стиркалётом» мы «захватили» почти всю Москву и даже немного больше (подробности — на карте).

Наша цель — уровень комфорта как у «Кухни на районе» или «Самоката». Нажал пару кнопок — и через 5 минут приехала машина/через час пришел курьер с едой или продуктами. Звучит вроде бы просто, но это только на первый взгляд. Чтобы сервис мог исправно работать, в том числе на больших объемах, нужно продумать автоматизацию. Я управлял всем процессом как продакт и параллельно разрабатывал внутреннюю систему автоматизации, которая связывает CRM, сервис доставки и прачечные. Чтобы сделать продукт удобным для пользователей и самих прачечных, мы сделали приложение для iOS и Android. Вот такое приложение получилось. Емко, понятно, доступно, ничего лишнего. Как считаете?

Сейчас отчетность по необходимым показателям и метрикам доступна в онлайне в любой момент времени не только для меня, но и для прачечных, а у прачечных есть интерфейсы работы с заказами. И снова спасибо опыту в IT.

Как поедем?

Не скажу, что «Стиркалёт» — это открытие на рынке услуг. Подобные сервисы уже есть в Москве (правда, пока в единичном количестве) и пользуются большим спросом. Чтобы выделиться среди конкурентов, мы изучали рынок и думали, как предложить людям более удобный вариант. В итоге сделали услугу более быстрой, чем у большинства аналогичных сервисов. Отсюда и название «Стиркалёт» — стираем и доставляем влёт.

Высокую скорость стирки-доставки (обычно делаем заказ часов за 8) удалось обеспечить за счет того, что наши прачечные распределены по всей Москве и некоторым районам МО. Другие подобные сервисы работают иначе: строят большую прачечную далеко от МКАД, и из-за этого у них сложная логистика, а заказы собираются по городу, потом обрабатываются все вместе в больших промышленных машинах. Мы решили пойти другим путем: сделали МНОГО маленьких прачечных по всему городу и в результате можем себе позволить стирать и доставлять вещи гораздо быстрее.

Планируемая география наших Стиркапортов

Принцип работы такой: клиент, скажем, утром отдает курьеру грязное белье, а тем же вечером получает обратно, чистое и выглаженное. То есть весь процесс сдачи вещей в стирку и получения их обратно в выстиранном и выглаженном виде занимает менее чем 24 часа. А еще заказчик может выбрать точное время, когда у него надо забрать и привезти белье.

От затеи организовать собственную курьерскую службу мы отказались сразу — в наших условиях это было просто нереально. На создание своей инфраструктуры доставки «Яндекс» потратил годы, в развитие сервиса вложили сотни миллионов и постоянно совершенствовали его. Чтобы сделать подобное своими силами, нужны космические ресурсы. Даже если делать обычную доставку, как у какой-нибудь химчистки «Диана», нужны серьезные вложения, которых у нас нет. Все, что вы видите, мы сделали на свои средства.

К тому же расходы на собственную курьерскую службу отразились бы на цене стирки/доставки. А этого мы позволить себе не могли: очень важно было сохранить низкую стоимости услуг для клиентов — с высокой ценой мы бы просто сделали такую же услугу, как и многие. А так у нас дешево по сравнению со 100% химчисток и большинством прачечных: стирка без глажки 4 кг белья (полный барабан небольшой бытовой стиралки или вещи одного человека за неделю) — стоит всего 1 500 рублей. В эту стоимость входит забор вещей и доставка. То есть всего за 6 000 рублей можно на месяц забыть о стирке и сушке, а если потратить 8 000 рублей в месяц — еще и о глажке.

Кстати, если при взвешивании белья будет небольшой перевес до 1 кг, доплачивать не придется – на копеечных перевесах мы не зарабатываем. То есть сдали вы в «Стиркалёт», скажем, 4,6 кг грязного белья, а платите за стирку-доставку, как за 4 кг, – 1 500 руб.

Стираем мы практически все, что поддается машинной стирке: повседневную, верхнюю, спортивную и детскую одежду, мебельные чехлы, постельное, нижнее белье, спортивный инвентарь, ковры, подушки, одеяла и даже детские игрушки. Причем, материал может быть любой сложности, и цена за стирку от этого не изменится. То есть постирать большое одеяло, например, будет стоить столько же, сколько и повседневные футболки (цена рассчитывается исключительно по весу грязного белья).

Чтобы доставка происходила максимально быстро, мы работаем с партнерскими сервисами, в основном с Яндекс.Go для бизнеса, еще несколько – в процессе подключения. Поэтому вещи можем забрать в течение часа после вызова. У других подобных сервисов собственные курьеры, маршруты для которых обычно планируются на несколько дней вперед— отсюда неудобные интервалы доставки и долгое ожидание для потребителя.

К слову, мы предупреждаем клиентов, что их вещи заберет не специалист «Стиркалёта», а курьер из дружественного сервиса. Курьер даже не в курсе, что и как будут стирать, просто забирает вещи и уходит. Кстати, доставка для клиента всегда бесплатная, независимо от суммы заказа.

А если хочется передать пожелания по заказу, можно сделать это в приложении: как именно нужно постирать вещи (с каким порошком или кондиционером для белья). Еще, кстати, вы можете даже передать свой стиральный порошок, если на другие аллергия, и мы постираем с ним, ведь стирка вещей каждого клиента индивидуальная. Этим мы в первую очередь отличаемся от остальных прачечных и химчисток на рынке. Каждый заказ стирается индивидуально.

Как запускали, и кто у нас стирает?

Сейчас сервисом активно пользуются жители Москвы и Подмосковья – предприниматели, айтишники, офисные сотрудники, все, с кем мы пересекались в корпоративной жизни — словом, те, кто много (очень много!) работают и не хотят тратить выходные на стирку, развешивание, сушку, глажку и сопутствующие хлопоты. Причем это не только предприниматели, одинокие айтишники и командировочные. Мы обнаружили, что и мамы, которым за выходные нужно перестирать и перегладить 100500 вещей, с радостью делегировали эту задачу.

Пользователи сервиса постепенно прибавляются — за последний месяц их стало больше на 20 %! И есть ребята, которые стали нашими постоянными клиентами, стирают у нас самого начала. Я вообще уверен, что в ближайшем будущем (в перспективе – 10 лет) такими онлайн-прачечными будет пользоваться большинство жителей крупных мегаполисов.

Запуск «Стиркалёта» был недорогим, потому что, по сути, мы взяли уже готовые услуги существующих бизнесов (стирка, доставка) и «соединили» их в один сервис.

На первом этапе нашли партнерские прачечные и маркетинговое агентство, сделали лендинг и наняли двух операторов кол-центра. На запуск «Стиркалёта» мы потратили около 450 000 руб. (50 000 руб. — создание сайта, 60 000 руб. — оплата готовой CRM, 200 000 руб. — создание юридической модели, проработка оферты и договоров с партнерскими прачками и 150 000 – реклама на 3 месяца).

Полгода ушли на то, чтобы как следует «прощупать почву» — мы собирали статистику заказов и проверяли эластичность спроса. Работали в минус — себестоимость каждой услуги выходила на 500 руб. больше, чем нам за нее платил клиент. Когда бизнес-модель была протестирована, мы запустили приложение и собственную прачечную. Прачечную, к слову сказать, я проектировал сам и управлял всем процессом запуска и технологическими нюансами — тут пригодились техническое образование и опыт работы на производстве.

Сегодня у «Стиркалёта» пятьсот уникальных клиентов в месяц и семь прачечных по Москве — это и собственные прачечные сервиса, и партнёрские. А начинали мы с одной «точки» в Измайловском районе столицы.

У нас с Зиной нет четкого разделения обязанностей. Каждый делает то, что он умеет лучше всего. Я в большей степени отвечаю за IT-направление и производство, а Зина — за коммуникации и развитие бизнеса. В частности, она работает с командой, которая ведет соцсети и создает креативы для рекламы (много клиентов к нам пришло из запрещенной социальной сети с фотографиями, кстати), готовит презентации для инвесторов, ищет партнеров, развивает направление B2B (наши услуги оказались суперактуальны для малого бизнеса: салонов красоты, барбершопов, ивент-агентств, йога-студий и т.д.) Сейчас у нас пять сотрудников, которые занимаются заботой о клиентах – консультируют по услугам, отвечают на вопросы, координируют заказы и т.д. Но вообще мы сводим взаимодействие с заказчиками к минимуму, потому что весь процесс автоматизирован: достаточно нажать 2-3 кнопки в приложении, чтобы сделать заказ.

Вот так, собственно, разработчик и HR создали довольно простой, но очень нужный сервис стирки-доставки в Москве.

Что дальше?

В планах – сделать в прачечных «Стиркалёт» такую систему управления производством, которая минимизирует человеческий фактор и будет управлять полностью всем процессом от приемки до передачи готового заказа курьеру. Каждый этап будет нормирован и оцифрован, а работники прачечной через специальное ПО смогут получать производственные задания. Распределение будет происходить по определенным алгоритмам. В фантазиях, конечно, и компьютерное зрение, и качественная видеофиксация абсолютно каждой операции, чтобы так через года 3 любой клиент смог в режиме онлайн смотреть, как стираются его вещи. Возможно, это новая реальность индустрии, которую мы сделаем.

Спасибо за внимание! Буду рад фидбэку.

Отдельно хочу сказать спасибо нашим друзьям, родным и близким, которые поддерживали нас, когда мы запускали «Стиркалёт», делали первые заказы, тестировали приложение и продолжают у нас стирать. Особая благодарность – единорогу с рабочей доски, который не перестает в нас верить.

0
587 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Помидоров

Да, чет тут полно сегодняшних новорегов с позитивными комментами. Ощущение поэтому, что нас держат за дураков.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Валентин Потапов

Пусть рекламируют, как умеют. Может их так учили на курсах рекламы. От нас не убудет. Но vc конечно стоит помечать таких комментарии и учтывать их в карме с дисконтом. Но эта тема не к автору.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Епишин
Автор

Подскажите, а часто тут такое бывает? И зачем это? Даю честное слово, что это не моя инициатива.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Епишин
Автор

Самое-пресамое)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Не расстраивайся, боль уляжется =)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
631 052

бот, говори не.
руки досмот? ок

Ответить
Развернуть ветку
584 комментария
Раскрывать всегда