Как разработчик и HR со второй попытки сделали IT-прачечную с бесплатной доставкой в Москве
Всем привет! Меня зовут Саша Епишин, я программист и создатель сервиса экспресс-прачечной «Стиркалёт». Сервиса с совершенно новым подходом к, казалось бы, привычной, но на практике утомительной задаче – стирке белья.
Если вы неделю копите вещи для стирки, потом еще месяц храните их на сушилке, а по утрам глажка вызывает депрессию — этот текст для вас.
Сейчас сферу услуг меняют в первую очередь айтишники. Без преувеличения: именно мы за последнее десятилетие кардинально поменяли этот рынок. Тут будут очень в тему слова моего бывшего начальника — технического директора AliExpress Россия Толика Орлова: «Пришли программисты и научили всех делать такси». Примерно так он говорит о сервисах Uber и Яндекс.Такси, которые появились за последние 15 лет — и так можно сказать о банках, маркетплейсах, онлайн-школах, да и обо всем, что теперь кажется частью нашей жизни.
У меня были схожие амбиции, когда я решил запустить свой сервис экспресс-прачечных «Стиркалёт». Я хотел прийти на рынок со своим айтишным опытом и показать, как должен работать реально удобный и максимально доступный по цене и клиентоориентированности сервис стирки-глажки белья с доставкой. Потому что сейчас практически все подобные сервисы, откровенно говоря, дорогие, сложные и ориентированы, скорее, на люкс-сегмент. При этом есть четкое понимание, что самостоятельная стирка для многих жителей мегаполиса – уже утомительная задача из прошлого.
Но для начала — о том, как мой опыт в разработке IT-сервисов помог сделать IT-производственную компанию за год. В общем, поехали!
Опыт ДО старта
Я родом из Сызрани, но до переезда в Москву жил 12 лет в Ростове-на-Дону. Мои родители — военные, и они очень хотели, чтобы я пошел по их стопам и поступил в Ростовское ракетное училище. Но я выбрал Ростовский авиационный колледж и специальность техника-технолога.
После службы в армии учился заочно в Таганрогском радиотехническом университете на программиста и совмещал учёбу с работой. Поначалу трудился в ростовском интернет-провайдере бригадиром монтажной бригады — занимались прокладкой кабелей. Параллельно учился программировать и спустя некоторое время попал в команду разработки этого же ростовского провайдера.
Уже в 2012 году я получил оффер из Москвы и уехал. В столице работал в командах AliExpress Россия, Ozon, Lazada, а еще ненадолго переезжал в Ижевск в концерн «Калашников», где производят тот самый автомат (и не только его, конечно).
Что делает программист на оружейном заводе? В «Калашникове» мы оцифровали и оптимизировали весь производственный процесс. Грубо говоря, чтобы сделать автомат, работникам нужно произвести больше 1 000 операций. Все эти операции сотрудники должны выполнить в правильной последовательности, а потом еще и проверить качество работы. Наша команда разработчиков и производственников оцифровала этот процесс и оптимизировала его, убрав лишние действия в работе и расписав правильный порядок их выполнения. То же самое делали и с бизнес-процессами большой постсоветской махины.
В Ozon мы с командой сделали систему анализа пользовательского поведения и инструмент, с помощью которого можно отслеживать эффективность рекламных кампаний (своего рода аналог «Яндекс.Метрики» для внутреннего пользования). Я просчитывал, как пользователь себя ведет на сайте, какие кнопки нажимает, куда смотрит, как это связано с персональной выдачей и так далее. Все эти данные собирали для маркетологов в таком виде, чтобы им было удобно эту информацию использовать. Позднее в Ozon я возглавил направление сбора и анализа данных.
Чем полезен этот опыт? Работая в Ozon, AliExpress Россия и других крупных компаниях, я научился собирать и анализировать огромные потоки разнообразной информации, плюс, сменив несколько специальностей, освоил управление технически сложными проектами на больших масштабах бизнеса. Все это помогло запустить собственный бизнес, потому что «Стиркалет» — это, в первую очередь, IT.
И тут я устал, я мухожук ухожу
Как это часто бывает у тех, кто много работает, спустя несколько лет я основательно зае… выгорел. Как песель на этом фото.
После года работы в AliExpress Russia я взял отпуск с последующим увольнением.
Уже тогда у меня были мысли открыть собственный бизнес. Но опыта предпринимательства не было от слова «совсем».
Когда я ездил в отпуск за рубеж, часто пользовался прачечными самообслуживания — в Европе это обычное дело. Местные лаундри были очень удобными: принес вещи, попил кофе рядом, пока стирается, пошел дальше. Еще эти прачечные были всегда заполнены.
И я подумал: «Почему бы не сделать что-то подобное у нас, в Москве?».
Сидя в Сочи на пляже, я листал «Пикабу», где мне попалась реклама одной теперь уже известной прачечной самообслуживания — и я купил их франшизу. Тогда казалось, что этот бизнес очень легко пойдет (ха-ха!). Уже была готовая бизнес-модель, основатели франшизы помогали во всем, нужно было лишь закупить оборудование и найти помещение.
Ну я и подумал, что это будет мой первый лайтовый опыт, благодаря которому я пойму, что такое бизнес, набью шишки, а уже потом открою свое полноценное дело. Но как же я заблуждался! Оказалось, что в такие вот привычные европейцам прачечные самообслуживания у нас, в России, ходят в основном туристы, командировочные или же местные приходят стирать крупногабаритные вещи, вроде одеял или чехлов от дивана.
Франшиза, которую я купил, предполагала работу в спальном районе Москвы с большой плотностью населения. А в таких местах, разумеется, не было ни туристов, ни командировочных. При большой плотности района клиенты были, но недостаточно, многие просто не доходили! Да и какой смысл им ходить в мою прачечную и стирать повседневные вещи самому? То же самое можно сделать дома, ведь здесь тоже надо загружать вещи в машинку и ждать. К тому же, в прачке нельзя было гладить вещи, а это как раз та услуга, которая очень нужна людям, отдающим бытовую стирку «на аутсорс».
Свою первую прачечную я открыл в ноябре 2020 года, а уже через несколько месяцев… сильно обломался. Масштабировать это дело было практически нереально! Все масштабирование заключалось в открытии большого количества таких прачечных, с которых ты можешь получать прибыль в 20 – 40 000 в месяц. Слезы, да и только. В итоге от этой прачечной мы отказались, хотя она была, по оценкам франшизы, одной из лучших по потоку клиентов в сети. Но вместе масштабирования этого бизнеса мы решили открыть новое дело.
Как мы с женой «захватили» Москву
После облома с первым бизнесом я учел ошибки, и уже в мае 2021 года мы с моей супругой Зиной, она, кстати HR в IT, запустили сервис экспресс-стирки «Стиркалёт».
Что такое «Стиркалёт»? Это экспресс-прачечная с доставкой на дом: курьер забирает вещи, а через несколько часов привозит чистые и выглаженные. То есть утром отдал грязные вещи — вечером получил чистые и выглаженные на вешалках. Вся коммуникация с сервисом — через мобильное приложение.
Для начала мы изучили рынок подобных сервисов в Москве, поставили себя на место клиентов… и поняли, что не хотим заказывать стирку с доставкой у аналогичных прачечных. Они были жутко неудобные! Чтобы постирать вещи, нужно было указать в приложении (если оно есть, а у многих только заказ по телефону) перечень всего белья, которое мы отдаем в стирку (посчитать каждый носок, блин!). Это отнимало столько времени, что проще было постирать вещи самому. При этом цена с доставкой была немаленькая: 7-8 тыс. руб. за одну стирку, а это минимум 32 тыс. руб. в месяц.
Такой формат нас категорически не устраивал. Работая над «Стиркалётом», мы с Зиной опирались в первую очередь на личный опыт и ощущения: мы много работаем, и нам очень не хотелось тратить драгоценные выходные на домашние дела. Идеальная прачечная, в нашем понимании, должна работать так: отдал грязные вещи курьеру, не думая, какие там есть, и получил обратно уже постиранные и высушенные. Или даже поглаженные. И уж точно без звонков и описи грязных носков.
Когда я открывал франшизу прачечной (мой первый провальный опыт), у меня была весьма ограниченная география: моей ЦА были в основном люди, которые жили в том спальном районе, где находилась прачечная. А с сервисом стирки с доставкой передо мной открывались совершенно другие возможности. Со «Стиркалётом» мы «захватили» почти всю Москву и даже немного больше (подробности — на карте).
Наша цель — уровень комфорта как у «Кухни на районе» или «Самоката». Нажал пару кнопок — и через 5 минут приехала машина/через час пришел курьер с едой или продуктами. Звучит вроде бы просто, но это только на первый взгляд. Чтобы сервис мог исправно работать, в том числе на больших объемах, нужно продумать автоматизацию. Я управлял всем процессом как продакт и параллельно разрабатывал внутреннюю систему автоматизации, которая связывает CRM, сервис доставки и прачечные. Чтобы сделать продукт удобным для пользователей и самих прачечных, мы сделали приложение для iOS и Android. Вот такое приложение получилось. Емко, понятно, доступно, ничего лишнего. Как считаете?
Сейчас отчетность по необходимым показателям и метрикам доступна в онлайне в любой момент времени не только для меня, но и для прачечных, а у прачечных есть интерфейсы работы с заказами. И снова спасибо опыту в IT.
Как поедем?
Не скажу, что «Стиркалёт» — это открытие на рынке услуг. Подобные сервисы уже есть в Москве (правда, пока в единичном количестве) и пользуются большим спросом. Чтобы выделиться среди конкурентов, мы изучали рынок и думали, как предложить людям более удобный вариант. В итоге сделали услугу более быстрой, чем у большинства аналогичных сервисов. Отсюда и название «Стиркалёт» — стираем и доставляем влёт.
Высокую скорость стирки-доставки (обычно делаем заказ часов за 8) удалось обеспечить за счет того, что наши прачечные распределены по всей Москве и некоторым районам МО. Другие подобные сервисы работают иначе: строят большую прачечную далеко от МКАД, и из-за этого у них сложная логистика, а заказы собираются по городу, потом обрабатываются все вместе в больших промышленных машинах. Мы решили пойти другим путем: сделали МНОГО маленьких прачечных по всему городу и в результате можем себе позволить стирать и доставлять вещи гораздо быстрее.
Принцип работы такой: клиент, скажем, утром отдает курьеру грязное белье, а тем же вечером получает обратно, чистое и выглаженное. То есть весь процесс сдачи вещей в стирку и получения их обратно в выстиранном и выглаженном виде занимает менее чем 24 часа. А еще заказчик может выбрать точное время, когда у него надо забрать и привезти белье.
От затеи организовать собственную курьерскую службу мы отказались сразу — в наших условиях это было просто нереально. На создание своей инфраструктуры доставки «Яндекс» потратил годы, в развитие сервиса вложили сотни миллионов и постоянно совершенствовали его. Чтобы сделать подобное своими силами, нужны космические ресурсы. Даже если делать обычную доставку, как у какой-нибудь химчистки «Диана», нужны серьезные вложения, которых у нас нет. Все, что вы видите, мы сделали на свои средства.
К тому же расходы на собственную курьерскую службу отразились бы на цене стирки/доставки. А этого мы позволить себе не могли: очень важно было сохранить низкую стоимости услуг для клиентов — с высокой ценой мы бы просто сделали такую же услугу, как и многие. А так у нас дешево по сравнению со 100% химчисток и большинством прачечных: стирка без глажки 4 кг белья (полный барабан небольшой бытовой стиралки или вещи одного человека за неделю) — стоит всего 1 500 рублей. В эту стоимость входит забор вещей и доставка. То есть всего за 6 000 рублей можно на месяц забыть о стирке и сушке, а если потратить 8 000 рублей в месяц — еще и о глажке.
Кстати, если при взвешивании белья будет небольшой перевес до 1 кг, доплачивать не придется – на копеечных перевесах мы не зарабатываем. То есть сдали вы в «Стиркалёт», скажем, 4,6 кг грязного белья, а платите за стирку-доставку, как за 4 кг, – 1 500 руб.
Стираем мы практически все, что поддается машинной стирке: повседневную, верхнюю, спортивную и детскую одежду, мебельные чехлы, постельное, нижнее белье, спортивный инвентарь, ковры, подушки, одеяла и даже детские игрушки. Причем, материал может быть любой сложности, и цена за стирку от этого не изменится. То есть постирать большое одеяло, например, будет стоить столько же, сколько и повседневные футболки (цена рассчитывается исключительно по весу грязного белья).
Чтобы доставка происходила максимально быстро, мы работаем с партнерскими сервисами, в основном с Яндекс.Go для бизнеса, еще несколько – в процессе подключения. Поэтому вещи можем забрать в течение часа после вызова. У других подобных сервисов собственные курьеры, маршруты для которых обычно планируются на несколько дней вперед— отсюда неудобные интервалы доставки и долгое ожидание для потребителя.
К слову, мы предупреждаем клиентов, что их вещи заберет не специалист «Стиркалёта», а курьер из дружественного сервиса. Курьер даже не в курсе, что и как будут стирать, просто забирает вещи и уходит. Кстати, доставка для клиента всегда бесплатная, независимо от суммы заказа.
А если хочется передать пожелания по заказу, можно сделать это в приложении: как именно нужно постирать вещи (с каким порошком или кондиционером для белья). Еще, кстати, вы можете даже передать свой стиральный порошок, если на другие аллергия, и мы постираем с ним, ведь стирка вещей каждого клиента индивидуальная. Этим мы в первую очередь отличаемся от остальных прачечных и химчисток на рынке. Каждый заказ стирается индивидуально.
Как запускали, и кто у нас стирает?
Сейчас сервисом активно пользуются жители Москвы и Подмосковья – предприниматели, айтишники, офисные сотрудники, все, с кем мы пересекались в корпоративной жизни — словом, те, кто много (очень много!) работают и не хотят тратить выходные на стирку, развешивание, сушку, глажку и сопутствующие хлопоты. Причем это не только предприниматели, одинокие айтишники и командировочные. Мы обнаружили, что и мамы, которым за выходные нужно перестирать и перегладить 100500 вещей, с радостью делегировали эту задачу.
Пользователи сервиса постепенно прибавляются — за последний месяц их стало больше на 20 %! И есть ребята, которые стали нашими постоянными клиентами, стирают у нас самого начала. Я вообще уверен, что в ближайшем будущем (в перспективе – 10 лет) такими онлайн-прачечными будет пользоваться большинство жителей крупных мегаполисов.
Запуск «Стиркалёта» был недорогим, потому что, по сути, мы взяли уже готовые услуги существующих бизнесов (стирка, доставка) и «соединили» их в один сервис.
На первом этапе нашли партнерские прачечные и маркетинговое агентство, сделали лендинг и наняли двух операторов кол-центра. На запуск «Стиркалёта» мы потратили около 450 000 руб. (50 000 руб. — создание сайта, 60 000 руб. — оплата готовой CRM, 200 000 руб. — создание юридической модели, проработка оферты и договоров с партнерскими прачками и 150 000 – реклама на 3 месяца).
Полгода ушли на то, чтобы как следует «прощупать почву» — мы собирали статистику заказов и проверяли эластичность спроса. Работали в минус — себестоимость каждой услуги выходила на 500 руб. больше, чем нам за нее платил клиент. Когда бизнес-модель была протестирована, мы запустили приложение и собственную прачечную. Прачечную, к слову сказать, я проектировал сам и управлял всем процессом запуска и технологическими нюансами — тут пригодились техническое образование и опыт работы на производстве.
Сегодня у «Стиркалёта» пятьсот уникальных клиентов в месяц и семь прачечных по Москве — это и собственные прачечные сервиса, и партнёрские. А начинали мы с одной «точки» в Измайловском районе столицы.
У нас с Зиной нет четкого разделения обязанностей. Каждый делает то, что он умеет лучше всего. Я в большей степени отвечаю за IT-направление и производство, а Зина — за коммуникации и развитие бизнеса. В частности, она работает с командой, которая ведет соцсети и создает креативы для рекламы (много клиентов к нам пришло из запрещенной социальной сети с фотографиями, кстати), готовит презентации для инвесторов, ищет партнеров, развивает направление B2B (наши услуги оказались суперактуальны для малого бизнеса: салонов красоты, барбершопов, ивент-агентств, йога-студий и т.д.) Сейчас у нас пять сотрудников, которые занимаются заботой о клиентах – консультируют по услугам, отвечают на вопросы, координируют заказы и т.д. Но вообще мы сводим взаимодействие с заказчиками к минимуму, потому что весь процесс автоматизирован: достаточно нажать 2-3 кнопки в приложении, чтобы сделать заказ.
Вот так, собственно, разработчик и HR создали довольно простой, но очень нужный сервис стирки-доставки в Москве.
Что дальше?
В планах – сделать в прачечных «Стиркалёт» такую систему управления производством, которая минимизирует человеческий фактор и будет управлять полностью всем процессом от приемки до передачи готового заказа курьеру. Каждый этап будет нормирован и оцифрован, а работники прачечной через специальное ПО смогут получать производственные задания. Распределение будет происходить по определенным алгоритмам. В фантазиях, конечно, и компьютерное зрение, и качественная видеофиксация абсолютно каждой операции, чтобы так через года 3 любой клиент смог в режиме онлайн смотреть, как стираются его вещи. Возможно, это новая реальность индустрии, которую мы сделаем.
Спасибо за внимание! Буду рад фидбэку.
Отдельно хочу сказать спасибо нашим друзьям, родным и близким, которые поддерживали нас, когда мы запускали «Стиркалёт», делали первые заказы, тестировали приложение и продолжают у нас стирать. Особая благодарность – единорогу с рабочей доски, который не перестает в нас верить.
Комментарий недоступен
Автор конкретно включил дурака на тему описания потенциальных клиентов... я вот тоже с трудом понимаю кто они ))
Ну вот например я. Да, у меня, как и многих, есть дома стиральная машинка. У меня нет сушки, но конечно есть куда белье повесить посушить. У меня нет глажки. Мой кейс крайне простой - я приезжаю откуда-то, с отдыха, из командировки, вотэвер с полным чемоданом вещей грязных. В один заход оно не влезает в мою домашнюю машинку. Я не хочу заниматься стиркой в три и больше заходов. Я хочу отдать все эти вещи как есть, ни о чем не думая, заняться своими делами и получить их через несколько часов чистыми и выглаженными. Это не каждодневное использование конечно, тут я все-таки предпочитаю стиралку. Но когда вещи накапливаются по какой-то причине, то это отличный сервис.
Комментарий недоступен
Мои тоже и я не писал нигде про глажку как киллер фичу для себя. Я говорю только про объем, когда так получается, что он за один раз не влезает в стиралку, то я пользуюсь сервисом ребят. Это мой юс кейс / моя проблематика и не более, отвечая на ваш вопрос)
Комментарий недоступен
Ну можете это списать на мою лень, я уж не знаю) Мне это удобно, я не хочу тратить на это время, тем более сильно растянутое, так как цикл занимает несколько дней (с учетом сушки при естественных условиях) и в итоге это все может превратиться в неделю и более. Тем более гардероб у меня не сильно большой и например после 2х недельного отпуска у меня банально может не остаться вещей, чтобы в чем-то на следующий день на работу пойти)
ок спишем это все на "приколы мегаполиса")) у меня все стирается и сушится быстро — у сушилки ставится вентилятор и он за час делает одежду сухой... опыт жизни в тае, там без этого вообще не сохнет )
положить белье 1 мин
развесить 2 мин
собрать высушенное еще 2 мин
В итоге 5 мин уходит на стирку.
Иван просто капризничает, ну и имеет право, как любой человек.
Если бы не нужно было пускать левых людей в свою квартиру, я бы поспорил с каждым из вас, что на стирку уходит не 5 минут:)
у него просто машинка с механическим ручным приводом и надо ручками крутить барабан.
"вотэвер", "киллер фичу", "мой юс кейс" - пока читал все эти буквы, то кровь из глаз полилась
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Чемодан 20 кг на двоих на 2 недели. Там правда еще обувь и косметика жены 5 кило :)
В командировке стиралки нет?)
В любом приличном отеле просишь горничную постирать/погладить, принести в номер.
в любом приличном отеле это достаточно дорогая услуга. сейчас не знаю раньше 200-300р/вещь или кило
Цена примерно 6-10 евро за штуку как то отпугивает, да и зачем если можно дома постирать.
Например в Дубае стирка проблема - очень мало отелей с бесплатной прачечной самообслуживания, в отелях и в прачечных цены на стирку конские (дешевле купить новые носки, чем отдать стирать)
Если автор статьи масштабируется на Дубай, буду рад
Значит есть причина в такой стоимости. Хотя пример м носками некорректен, мне тоже проще купить новые носки, чем платить за стирку 1500
Хороший у вас отпуск что вы привозите 20 кг грязных носков
Знаете сколько вещей у меня уже полиняли, и уменьшились, пока я так не делала?)
Вещи всё равно придется разложить по цветам и запускать несколько разных стирок, чтобы не стирать белое с черным и цветным, а так же по составу (шерсть требует один режим, хлопок другой, женское белье третий и т.д).
Денис, мне кажется, что дурака включаете вы, когда не можете принять то, что есть точка зрения, отличная от вашей) А о том, что она есть (и есть не только у меня, а еще и у огромного количества людей), я думаю, что спорить не нужно)
У меня возникло чувство, что вы думаете, что я придумал себе и необходимость сервиса, и клиентскую базу свою, и прочее написанное в посте и пытаетесь меня в чем-то уличить)
Мой "наезд" был советом расписать в тексте портреты клиентов, показать диапазон от постоянников до комичных случайных... а не гундетьнамтуткакдед ))
Для чего?)
Студенты;
Холостяки для которых время дорого;
Идиоты, купившие в Москве студию 11 кв.м.
Студенты, у которых нет денег на квартиру со стиралкой, вряд ли будут пользоваться сервисом для стирки)))
Студенты на бюджете живут в бесплатных общежитиях. Мы пользовались таким оффлайн сервисом около корпуса, правда стоило это рублей 300.
У нас прямо в общаге была прачечная, либо сам стираешь, либо можно было сдать и получить обратно уже выглаженные вещи, стоило не особо дорого. Вообще не встречал общаг без прачечных.
У нас не то что прачечной не было, у нас даже стиралок никаких не было. В тазиках в умывалке стирали, а потом по комнате развешивали. Правда, это было начало 2000х
для них более дешевые самостоятельные аренды стиралки
В Питере издревле есть бар Стирка , где можно прибухнуть пока стирается бельишко. Всегда пользовалось спросом среди тех ребят, кто жил в убитых коммуналках.
https://www.stirka.org/
Комментарий недоступен
Привет.
Я тот самый “Толик”, но если вам так не очень комфортно feel free обращаться “Анатолий Алексеевич”
Вы мне вашей манерой мыслей немного напомнили знакомую школьную библиотекаршу, которая по совместительству председатель избирательной комиссии.
Я выборы наблюдаю 10 лет, когда-то давно я слушал лекцию как правильно наблюдать и там услышал парадоксальный совет “ходите на выборы в пиджаке”. Потому, что члены комиссии - школьные учительницы, и им все равно сколько вам лет, сколько у вас детей, сколько у вас подчиненных, сколько миллионов долларов стоит ваша квартира.
Но это пока вы в футболке. Как только вы надеваете пиджак у них срабатывает какой-то очень древний совковый рефлекс, и они начинают к вашему каждому пожеланию относиться как к приказу. Возможно потому, что они привыкли за жизнь подчиняться мужчинам в пиджаках.
Вот так же и вы: человек, которого его хороший друг и бывший подчиненный назвал “Толик”, да еще и не в пиджаке… ну наверняка что-то с ним не так :)
Однако замечу, что мир удивительней чем вы привыкли, в частности:
• CEO Озона принято называть “Саша”, потому, что Александр слишком длинно.
• CEO Aliexpress.ru принято называть “Дима”
• Меня русские называют Толик, а китайцы вообще Tony, просто потому, что “Толя” с китайской фонетикой никак нельзя сказать ближе чем “То-ли”, а “Анатолий” в принципе непроизносимо.
• Билла Гейтса, Стива Джобса, Ларри Эллисона принято называть их аналогом уменьшительно-ласкательного имени, полные имена соответственно William, Steven и Lawrence. Цукерберга принято называть “Зак”, что как бы вообще часть фамилии.
• Мой друг Стёпа, устроившись в facebook свое имя написал, как Stiopa, чтобы читали правильно.
• У всех китайцев работающих в международных компаниях есть “western name” и они обычно выбирают довольно красивые и пафосные имена.
Все вышеперечисленное всем кажется совершенно нормальным.
И смею вас уверить никто из вышеперечисленных персонажей, не поедет в Тбилиси потому, что кому-то в интернете показалось, что им там самое место.
А если серьезно: я никогда не работал в компании, где людей принято называть по имени отчеству. Мне кажется такого много в госухе, типичный пример – Сбербанк, там Герман Оскарович (в переписке сокращается как ГО).
Я бы вам посоветовал бы поразмыслить на тему, что люди себя и других называют +- как им нравится и удобно. И это не является показателем инфантильности и показателем вообще чего-то.
А вот ваш комментарий является либо инфантильным, либо это просто глубоко въевшийся в психологию “Совок”. Вы же вроде не в России, вот попробуйте совок из себя тоже выселить, это сильно сложней чем самой уехать, но это надо сделать. А пока не сделаете вам должно бы быть стыдно, что у людей живущих в Москве совка в голове нет, а у вас такой демократичной в демократической стране – в полный рост. Но на самом деле то, что вы написали в любой цивилизованной стране (включая Россию) это ничем особо не отличается от того, чтобы написать что "женщины более инфантильны". Фу такой быть.
Комментарий недоступен
А давайте не будет отметать. Это не полная калька, а просто взаимопроникновение культур. Ну вот есть международные компании, где работают носители и русской, китайской и англо-саксонской культуры, и им как-то надо общаться.
Про отчество тоже не будем говорить - я не вижу в них необходимости в публичном общении.Вы, наверное, удивитесь, но есть люди, которые скажут, что это неприемлимо, и вас поправят. Более того 5 минут назад человек во внутреннем чате мне написал “Имя-отчество это элементарное уважение к незнакомому взрослому человеку”. Изначальная эстетика на которую вы ссылаетесь требует Имени Отчества. И она не отменена, она просто сломалась в сети т.к. отчество в сети просто сложно узнать.
Автор представился "Саша", вас представил как "Толик". Да, половина общества будет рада. Другая половина - не очень. Хотите называть это "совком" - ваше право.Вы кажется не поняли тезис, я назвал совком не полные имена, советскую привычку указывать другим людям как им жить, как представлять других людей, как одеваться и с кем спать и т.п. На западе довольно давно решено, что это дело человека как называться, и поэтому такой комментарий в англоязычном форуме я представить не могу. А за такой комментарий во внутренней рассылке FB или Google, вас позовет HR и очень серьезно с вами поговорит.
Комментарий недоступен
В советской культура можно любую херню написать в чате и ничего тебе за это не будет, в международной принято ее не писать и не принято указывать как людям себя называть.
К эстетике - да, возникло.Вам кажется не заходят аргументы про этику, если мы общаемся только про эстетику давайте так: называть незнакомых людей "мужичками-инфантилами", это не только не этично, но и не эстетично. Сильно более неэстетично чем Саша и Толик.
Тут у меня для вас плохие новости. Кажется работа в китайской компании даёт о себе знать.Вот эту мысль я не понял, нужна пояснительная бригада. У нас китайская компания очень условно, мы почти все переписали уже, и с китайцами я разговариваю наверное раз в месяц. Рабочий язык у нас русский.
Эй. Верните моего любимого тролля, кто его забанил?
Ничего себе вы имена харасите)
Комментарий недоступен
Выглядит забавно, конечно. Но каждый ласкает как хочет)
Ну как минимум в Питере это студенты, снимающие какую-нибудь комнату в коммуналке, где стиралка каждая у своей комнаты, но в вашу ее разумеется не купят)
Это я: мне лень сортировать вещи по цветам и тканям, постоянно каких-то типов вещей не хватает на полную загрузку. Потом всё развесить нужно, при этом расправить. А потом ещё и рубашки с футболками и штаны погладить. Плюс постельное бельё, которое у меня стирается за 2 захода только. В общем, я готов потратить деньги, лишь бы не тратить на это несколько часов.
Чел, закинуть стирку и достать это 5 минут, погладить ок пусть 30. Ты такой медленный.
Вообще в жизни есть более интересные вещи, чем стирка 😅
Ну, я вообще из тех людей, кто ещё и постельное бельё стирает, плюс у меня не все вещи одного цвета, плюс разные ткани, и я сначала сушу вещи, а только потом глажу 🤷♂️
Готов поспорить, что никто не успеет это сделать за 5 + 30 минут
Те ты все же такой как все, только медленный.
Скорее, ты балабол;)
Только не говори, что ты гладишь постельное
Комментарий недоступен
Лолчто?! Может быть, всё таки гладить?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Они на вид такие же как обычные?
Такие же, ключевое слово non iron
Какая-то фишка в ткани - не то длинные волокна хлопка, не то особое плетение, не то всё вместе взятое.
Но и правда гладить не нужно. Не сказать, чтобы дешево, правда. Пока трансграничная торговля работала, я фунтов по 60 в T.M.Lewin покупал (со скидками по 30).
У меня куча таких же рубашек от их конкурентов - Charles Tyrwhitt. Да, они намного меньше мнутся, но гладить их все таки надо, хотя и промаркированы non-iron
Не знаю, что хуже: отказывать себе в покупке разнообразной одежды или платить за стирку с глажкой 🤔
и то и другое - зло, покупаем все подряд и выбрасываем как запачкается
ничего не сортирую и ничего не глажу и норм. Просто не надо покупать совсем уж подвальную одежду, с которой краска льется. Ну некоторые вещи вручную стираю, но их по любому и в такие сервисы сдавать нельзя
"постоянно каких-то типов вещей не хватает на полную загрузку" а сервис как стирать будет? типа смешивать с чужими? :) я брезгую да и потеряют что-то когда-то
Я не знаю, как стирает сервис, но вроде обещали индивидуальные стирки (хотя я не брезгую). Писал это к тому, что если у меня набралось 6 кг вещей, то занять это может 6 загрузок из-за того, что цвета/материалы отличаются.
так сервис все равно в одной кучке постирает))
Они написали, что сортируют. Иначе какой смысл: вещи испортятся.
Комментарий недоступен
Для меня больше проблема глажки белья, но я решил ее наняв домработницу.
а нахрена гладить бельё?
Для себя любимого, ну и под бельём понимаю также в целом всю одежду.
в сервисе и гладят тоже. и что меня подкупило: раскладывают носочки парами)
с одной стороны: незнакомые люди трогают мои носки, с другой — я бы задолбалась сверять, какой подвид моих белых носков с каким метчится
Может это загон у девушек насчёт носков, чтобы много разных было) Несколько лет назад купил 30 одинаковых пар носков, остальные все выкинул. Не нужно пары искать и любой порвавшийся можно выкинуть. Когда их стало мало, просто повторил.
Вот и у меня домработница раскладывает все по цветам, парам и аккуратненько в полочку, глаз радуется.
А зачем в Москве круглосуточные магазины с электроникой понимаете? Я тоже нет, но это не аннулирует того факта что они есть и кто-то ими пользуется
кстати, да. Порой очень удобно, когда что-то сломалось или когда ты поздно освобождаешься и можешь зайти посмотреть и пощупать нужный тебе девайс. Я так однажды поехал в круглосуточный рестор, т.к. освободился поздно, а откладывать на завтра визит не хотел. Просто приехал, пощупал аппарат, купил и довольный поехал домой. Да, можно было бы обойтись без него и ничего бы не случилось, работай он стандартно и приди я туда утром. Но ведь удобно же)
Удивительно длинная ветка.
Да тут одни мамаши с ногтями да салоны красоты красоты тебе большую часть выручки принесут! хостелы вряд ли, а вот какие-либо сдающие посуточно квартиры - велкам... Кому на этом фоне нужны, пардон, ваши труселя раз в неделю...
Жаль вот, что в такой подробной статье нет анализа по пользователей. Очень интересно.
Я так понимаю идея в Италии пришла, и там действительно много прачечных наблюдал.
В Германии тоже такие имелись, но мне показалось удобнее и выгоднее иметь свою стиралку. Футболки, джинсы, бельё и т.д. всё отлично там отстирывается и сушится на верёвках / стационарной сушилке без проблем. Хотя в Германии лучше иметь отдельно сушку, т.к. есть проблемы с влажностью и плесенью у многих, но мне повезло, в моём старом доме из щелей неплохо так продувало, а к холоду я нормально отношусь.
Причём если хорошо повесить, то и гладить не надо, ляпота.
Единственное что в Reinigung носил — это рубашки. Т.к., во-первых, рядом с домом была, во-вторых, качественная, как раз для бизнес и деликатных вещей с обслуживанием и т.д., а не помещение набитое стиралками и обрыганами. Ну и, в третьих, для ограниченного количества вещей самой оно. €2.5 за рубашку и €6 за костюм. Чистят за пару дней, выглаживают (выпаривают) и отдают аккуратно на вешалочке в чехле.
Итого ≈€60 в месяц за офисную одежду.
Остальные же вещи, понятное дело, мизер, даже если расписать стоимость стиралки, потребляемого электричества и воды, а также порошки + гель + анти-накипь, где-то €10 в месяц с амортизацией стиралки на 2 года.
Идея сложилась постепенно, но направление мысли в сторону стирки оформилось во время отпуска. Когда мы проехали 16 городов за 14 дней. Ездили с одним рюкзаком и на поездах, автобусах. Даже если забыть, что в гостинице дорого стираться, они обычно стирают за сутки. А у нас столько времени в одном городе не было
Комментарий недоступен
Я задавал автору вопрос, на эту тему, но он пока игнорит. Если реально стирается все вместе, то это так себе сервис конечно.
Автор написал об этом в статье: "Еще, кстати, вы можете даже передать свой стиральный порошок, если на другие аллергия, и мы постираем с ним, ведь стирка вещей каждого клиента индивидуальная. Этим мы в первую очередь отличаемся от остальных прачечных и химчисток на рынке. Каждый заказ стирается индивидуально."
И как это реализовано, если у меня вещи требуют разные режимы стирки? Будет запускать стирку с 1-2 вещами?
Прочитайте сначала сам вопрос, прежде чем комментировать.
Автор очень настойчиво его игнорит, т к это не вписывается в его байки, про индивидуальный сервис.
Именно так и будет, будет 2 пары ваших носок одиноко крутиться. Я уже на один из вопросов отвечал - я специально купил маленькие стиралки, потому что средняя загрузка машинки меньше 2х килограмм. В среднем 3 стиралки на заказ задействовано.
А вы, кстати, в кафе ходите? В гостиницах останавливаетесь?
Комментарий как из поста обсуждения сервисов аренды powerbank, ровно тоже самое.
Люди не могут принять, что у таких сервисов есть ЦА и ее достаточно для старта, а в долгую ЦА будет расти.
Комментарий недоступен
В общагах обычно нет стиралок. Приходится стирать ногами в душе или в тазике в комнате. Конечно, в богатых универах типа ВШЭ и МГИМО в каждой комнате есть личная служанка от папочки, но в каком-нибудь ГазМясГорныйУнивер в общагах вообще нихера нет кроме тараканов, даже интернет проводной запрещают проводить. А где-то даже чтобы комп стационарный поставить - надо кучу согласований делать. Но опять же у студентов на стирку тоже денег нет обычно, поэтому все будут стирать сами в тазике.
У нас в общаге стояли 3 обычных бытовых стиралки с прикрученными монетоприемниками (своя самодеятельность, инженерный универ). На +-2010 год стирка, в зависимости от температуры и длительности, стоила от 5 до 20 рублей. Порошок и прочая химия - на пользователях.
Правда, студенты тоже были сообразительные и со временем поняли, что разряд пьезоэлемента зажигалки в монетоприемник накидывает на счетчик 5 рублей и таким образом стирали бесплатно. А потом стиралки и вовсе сломались, после чего у них и вовсе и оторвали дверцы.
В итоге, все опять стирали руками.
ещё б сервис приготовления еды из продуктов моего холодильника открыли :)
вообще тема прачечных как я понимаю актуальна в США и да и то не во всех районах. Если квартира сдаётся без мебели, то везти свою машину и платить несколько листов сантехнику за подключение не очень хочется (а самостоятельно может быть запрещено из-за страховки). + там есть старый жил фонд в городах, где машину ставить негде да и с коммуникациями проблема. у нас так могло бы быть например с хрущёвками, но в 90-ые потенциальные бизнесмены осваивали заводы, вышки, недвигу и на худой конец торговые точки, ставить стиралки в подвале хрущёвок было некому, а сейчас и не для кого, т.к. у всех уже есть
Комментарий недоступен
а почему вы решили сравнить именно с такси? что по вашему тут схожего? не ну можно конечно ради комфорта сразу отдать курьеру пакет грязного белья даже не смотря что там, если деньги в принципе не считаешь и есть у тебя такая странность. точно так же можно питаться исключительно на привозной еде. но если есть стиральная машина, то в чём проблема кинуть содержимое этого пакета туда? в 90% случаев вся процедура загрузки займёт минут 5, быстрее чем куда-то обращаться, договариваться и ждать. Ну и в принципе полезно лично для себя быть хозяйственным и собранным, а не размазнёй :)
я могу представить только один вариант: химчистка с доставкой, когда есть вещи типа кроссовок или другое что-то не тривиальное и деликатное, типа спального мешка. Ок, может бельё из хаты с посуточной арендой, где стиралку не ставили, но всё равно это услуга явно не массового характера в наших широтах
ну так им идея для расширения бизнеса. Курьер приезжает, привозит завтрак, берет продукты из холодильника на ужин, ставит свежие продукты, забирает грязное белье и уезжает. Вечером цикл повторяется. Можно даже ваши продукты в их холодильник