«Работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, секретарем»: владелица автомастерской о своей профессии Статьи редакции

Тоня Сергеева из издания «Дело Модульбанка» поговорила c предпринимательницей Дарией Каменской о том, сколько стоит содержать мастерскую, как реагировать на недовольство клиентов женщиной-механиком и что помогает управлять мужским коллективом.

Автомастерская от 150 тысяч рублей

У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.

Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:

  • Мелкий ремонт. Меняем масло, колодки, сцепление, ГРМ, без кузовных работ. Из инструментов — максимум один подъемник и всякие ключи.
  • Ремонт конкретной марки. Такие сервисы обслуживают только, например, Volkswagen или Porsche.
  • Мультибренд — делаем всё и по всем маркам.

Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.

Гаражи под автомастерские находятся в промзоне, часто в окружении таких же мастерских или складов. Клиенты, которые ездят в гаражные мастерские, привыкли к видам. Это первый раз кажется, что ужас, а на самом деле — вид как вид, не хуже спальных районов

Дешевле открывать автомастерскую с мелким ремонтом, дороже — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:

Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.

В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на 20 тысяч рублей, у механика — процент с этих 20 тысяч рублей. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.

Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.

Полулегальная аренда гаража

Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

Мой выбор — гараж. На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование.

Это часть моей автомастерской — крытая стоянка: водители оставляют машины, пока мы их чиним

Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности. Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил.

Часть ремонтного зала. Здесь ремонтируем подвеску, устраняем вмятины, меняем части кузова. В мастерской есть малярка

Вот что надо знать о гаражах.

Внешний вид гаража не так важен. Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра вместо стульев, зато чинили без обмана. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская. Если чинят хорошо, клиенты придут.

Аренда гаража — всегда полулегальная. Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.

В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами.

В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.

Гараж сложно искать через «Авито» или ЦИАН — один развод. Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.

Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.

В помещении нужны туалет, душ, раковина. Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.

Нефраст, бензин, масло, отработка, окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения. Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха.

Полка в душе механиков: я за свой счет покупаю мыло, шампуни, зубную пасту. На случай происшествия лучше держать еще аптечку

Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Как-то у меня сгорела мастерская. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.

Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно. Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать.

Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.

Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.

Рабочий день с девяти утра до часа ночи

Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем. Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю.

Готовлю машину под покрас и счищаю ржавчину с кузова. Маникюр обновляю каждый день, иначе на руки страшно смотреть. Фотография Сергея Лютых
Обезжириваю бампер для покраски. Фотография Сергея Лютых
Достаю пульверизатор, чтобы начать окраску. Фотография Сергея Лютых

Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю WhatsApp и Facebook, отвечаю и записываю клиентов. В мастерской я в десять. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.

В мастерской — мой кабинет, здесь готовлю план работы и составляю сметы клиентам. Чтобы ничего не пропустить, в мастерской есть камеры, один из экранов — в кабинете, так что я одним глазом смотрю, как дела в ремонтной зоне.

В среднем за час — девять обращений клиентов. Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.

Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам. Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом.

Делаю карточки на каждый заказ, чтобы самой понять стоимость и клиента не обмануть

Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Почти все детали заказываю в «Авторуси». Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.

Заказы планирую в кабинете — это единственное место в мастерской, где можно подумать. Еще здесь уютно и удобно. Вот стоит банка от детской смеси «Симилак». Я не помню, кто ее принес, но сейчас там сахар для чая

Некоторые штуки покупаем отдельно. Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.

Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Я их чередую. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность.

Постоянно ищу партнеров. Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что.

Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были «Жигули», и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Сначала работала в мастерской на подхвате: ключи принести, масло заменить. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту. Я вижу, сделано как надо или нет.

Клиент привез машину с убитым капотом Audi-80 1983 года:

Шкурим и покрываем капот грунтом. Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать.

Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.

Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом. Он помогает материалам лучше сцепляться.

Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки. Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске.

На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки. Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили.

Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.

За обман — увольнение, пьянку можно простить

У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник. Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика.

Есть стажеры. Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.

У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только 1000 рублей: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На 1000 рублей особенно не выпьешь, спорить со мной бесполезно, только увольняться.

Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же 1000 рублей. Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, куда переводить деньги, если что.

Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Никакого похмелья в мастерской. День дома — дорого, за день 10 тысяч рублей, бывает, заработаешь, и ребята это знают.

За драками слежу. То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент? Ты?» — и давай, как дети. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать». Примерно так, только с матом.

Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — деньги нужны. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.

Для инструментов готовы стеллажи и контейнеры, но есть тайная комната с бардаком, хотя мы находим в ней нужные детали за минуту

Нельзя быть полностью уверенной, что ребята придут вовремя. Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.

В ремзоне висит расписание и задачи по машинам. В компьютер к себе забиваю подробнее, а ребятам такого хватает

Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Знаете, как бывает в автомастерских? Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем. Увижу — увольняю без оплаты за неделю».

К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Всё думают, что я прикидываюсь. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю. Старичкам не прощаю.

Ребята у меня не воруют. Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например, свою и друга». Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы.

Ребятам было скучно, и мы раскрасили шкафчики, в шкафчиках — посуда и всякие мелочи

Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.

Расчеты в Excel, ничего особенного, зато постоянно. Поэтому всегда знаю, что какому клиенту сделали, сколько кому платить и за что

Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. В среднем механик зарабатывает по 100 тысяч рублей в месяц, но я плачу выше рынка. Если прямо упахался, может 180 тысяч рублей выбить.

Подарки и штрафы за работу

Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет Mercedes, значит, его берет Миша, а не Ваня.

Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.

Есть смешные разговоры:

— Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова? Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались?

— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.

Бывает, штрафую. У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Вот и всё: каждый лишился по 500 рублей.

Часть ремонтной зоны: можно сказать, что она в идеальном состоянии

Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Обычно так: либо перевожу на оплату «по 1000 рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Можно весь день набегаться, а заработать 800 рублей.

На каждую машину пишу задание и вешаю в ремзоне, так ребятам не надо держать в голове задачи, а мне проще контролировать. В комментариях — название масла и кто его привезет

Премии тоже есть. Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше 1000 рублей с одного заказа.

У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Прошел день ударно — с меня пицца. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Бывает, какие-то мелочи вроде коврика в машину, например. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.

Полиция и драки

Любой бизнес в любой стране могут отнять. Захотели, нашли повод, отняли. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «ужас, что происходит».

Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.

Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. Они дальше нажимают: «Мы документы проверим». Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать». У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться.

Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.

Давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.

Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Они уехали. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать того, у кого с документами проблемы.

Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Подъехал полицейский, думаю: «Ну всё, штраф». Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.

Есть смешной случай. Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.

Мой механик на днях продал квартиру и просил подержать в мастерской 1,5 млн рублей, мне особо хранить негде, я положила в сейф мастерской. Сидим, пьем кофе, врываются шесть человек в масках и с оружием и кричат: «На пол, быстро, руки». Мы сползли со стульев на пол, и я говорю: «Ребята, нас тут две девчонки, ничего не сделаем, даже не убежим. Расскажите толком, кого ищете».

Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. В общем, не за нами пришли.

Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. Пока собираю вещи, думаю о том, как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, будто шкаф разобрала — и бегом к машине.

Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Желтая лента висела, а никого не было. Из этого гаража выехала, сняла другой.

Въезд в промзону, где находится моя автомастерская. Часто на въезде какие-то разборки, но заканчиваются миром

Драки тоже бывают. В моей мастерской сильных не было, но видела у соседей. К соседям приехали разбираться мужики на трех машинах, слышу ругань, бьют кого-то, кричат: «Убери нож». Я достала шланг, протянула поближе и окатила водой. Зима, холод встряхнул, драка на какое-то время прекратилась, а там мужики из других гаражей подтянулись. В общем, никого особенно не побили.

Цветы и холодильник от клиентов

В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская. У клиентов есть диванчик и особые чашки.

За раз в клиентской зоне могут уместиться человек шесть, но мы просим клиентов записываться заранее и приезжать ко времени. Так никому не надо сидеть просто так

К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.

В детской пока ничего нет, но в ноябре можно приглашать посетителей

В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.

Я назвала пространство в мастерской «Территория внутреннего Гетеборга», это город с заводом «Вольво», я очень его люблю

С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё. Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент.

С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. Если нет, так нет. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.

Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

Парень приехал доделывать мотор. Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень злится: оказывается, друг взял с него 60 тысяч рублей и обещал всё сделать. Механик разводит руками: нет ничего. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень стучал кулаком в диван.

Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.

Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.

Два года хотела сделать яйца к пасхе, клиентка узнала об этом и подарила

Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.

Холодильник от клиента: наш сломался, и Света подарила новый

Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в Facebook сделать публикацию: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера. Обычно кто-то откликается.

Реклама — отзывы клиентов и СМИ

Я не плачу за рекламу. Вся реклама — моя страница в Facebook, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.

У меня есть личные посты: я пою или что-то веселюсь на камеру. Помогает подружиться с клиентами

Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут. Могут записать аудиосообщение в WhatsApp, но чаще выкладывают в Facebook.

Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, так по цепочке. Поэтому пока никакой дополнительной рекламы.

Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Это ценно.

РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе. По-прежнему много сердобольных комментариев вроде таких: «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд».

Нападки из-за пола

За шесть лет работы с машинами чего только не было. Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. Клиенты уезжали.

Был случай, который обошел половину Facebook. Парень приехал чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», он потребовал снять машину с подъемника. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его этим оскорбила.

«Женская» шуточка: вот он, настоящий ужин при свечах

Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Вот приехал клиент, видит меня и механика. Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой». Механик ничего толком не говорит, кивает на меня: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей».

Его унижает разговор о машине с «бабой».

Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, всё вежливо и спокойным голосом.

Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Если клиент поверил, он уезжает довольным. У мастерской 20 постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен.

Еще одна женская шуточка: «Так готовит настоящий владелец автомастерской». Очень хотелось есть, лопатки под рукой не было, я вымыла ключ и им переворачивала

Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Типа, они всё равно ничего не понимают. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.

Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Никаких шуточек и презрения. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь.

Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы.

Губная помада, крем для крук, плоскогубцы — всё нужное ношу с собой в сумке. Фотография Сергея Лютых

Уверена, что и после этой статьи найдутся комментаторы, ну что делать. Мне в кайф развивать свою мастерскую и создавать уголок безопасности для девушек.

0
92 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Комин
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valeratal Val

Она с болгаркой без перчаток работает...

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B
Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alex Antipov

И что? Перчатки от отрезания пальцев не уберегут.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Konstantin felsher

Потому, что это фотосессия, дурачок

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Дуденков
Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

Странно, вроде опыт у девушки немалый, а противоречит моему, как клиенту автосервисов.

После того, как появляется дорогая (для владельца) машина, он уже начинает обращать внимание на чистоту и аккуратность пространства мастерской. Вопрос подсознательный: "Если обстановка неаккуратная, то саму услугу они делают так же? Тормоза поменяют, но в таких условиях бардака ещё поцарапают что-нибудь, а я могу не заметить."

Да, в грязных гаражных сервисах можно встретить кайены, гелики и крузаки, но это очень специфичная аудитория. У них могут быть схожие бизнесы или условия труда. Но все остальные владельцы авто от 1,5 млн и выше - побоятся чиниться в таких условиях.

Убеждён, что следующим шагом развития данного автосервиса должна быть прокачка именно в отделке помещений и чистоте. Если они и правда все такие хорошие мастера, то клиенты после этого будут нарастать снежным комом.

Ответить
Развернуть ветку
Джон Крайтон

У каждого свой рынок. Так вот клиентов-мужчин, ищущие автомастерские с хорошей отделкой и чистотой не так уж и много.

Ну то есть, если я такой клиент и не знаю, какую автомастерскую выбирают друзья, то конечно для меня это: 100% клиентов ищут чистую автомастерскую. Но раз грязных мастерских больше, значит клиентам чаще всего маловажно это, и важнее машину починить. Зато чистые мастерские привлекают свою аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

У меня у тётушки в Нальчике магазин автозапчастей и СТО при нем.
Представьте с каким предубеждением она сталкивается. Женщина, русская и на Кавказе )))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично.

Очень плохо.
Руководитель не должен "просить" то, что люди должны сделать.

Насчет уборки. Я наладил так:
Составляется список оборудования/помещений/зон в цеху и за каждым из пунктов закрепляется ответственный сотрудник.
Раз в неделю проводится "технический час" на двух сто в пятницу на одном в понедельник с 8 до 9 утра ВСЕ занимаются только уборкой. Мастера у себя в кабинете, кладовщики на складе, слесаря в соответствии со списком свою зону ответственности. Кто то наждак, кто то подъемники, кто пол метет.
Потом мастер по списку проходит и в график уборки заносит "уд/неуд".

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов - You Tube

Просто огонь!
Лучшая статья, которую я читал на vc.ru!
Все разложено по полочкам - затраты, доходы - цифры. Алгоритм управления реальным бизнесом!
Читаешь и мозг радуется.
Дарье дальнейших успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
читаешь и мозг радуется

Я как специалист в этой сфере читаю и не радуюсь.
Все грустно к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

1. Армтек хороший поставщик з/ч с очень хорошей логистикой.
2. 1с далион автосервис. Или любой другой аналог. Эксель это ж вообще жесть.
А программа и заказ наряд предварительный сделает и разнарядки для работников распечатает и все что хочешь.
3. Капот на древнюю ауди стоит 8 тысяч рублей. Какой смысл в ремонте?
4. За пьянку лично у меня нулевая толерантность. Если кто то из новеньких будет замечен то сразу нахер.
Ветераны могут рассчитывать на минус 30% зарплаты на первый раз.
Но люди приходят на работу деньги зарабатывать а не бухать. Уже много лет не было залетов.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
Капот на древнюю ауди стоит 8 тысяч рублей. Какой смысл в ремонте?

Найди живой. ;)

Про пьянку - да, сам не допускаю и другим не позволю. После - оббухайся и подальше от работы, но во время - нет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Denis Shevchenko

Дарья просто герой! Молодец! На таких как ты все и держится. Спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

На каких таких?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
white2demon

Крутая статья, но одно мне не понравилось. Реально срач в мастерской, как по мне это не очень :(

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Вот это круто. Это тебе не трескотня про "ноготочки". Заслуженный лайчище, хуле...и респект

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Того

Ваше здоровье - это будущее Вашего бизнеса (И Вас в том числе). Нагрузка на организм судя по статье - колоссальная. А полный и курящий и дожил до 100 лет - это ошибка выжившего.

Ответить
Развернуть ветку
TETA ETA

Кошмар. Бардак, грязища, хаос.
Ездил со всеми машинами только к официалам и после таких фото только к ним и буду ездить :)

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Грязь жуткая, трудно не согласится.

Официалы - ну да, красиво, зато когда вместо замены масла тебе заливают литр нового а остальное уходит на авито - так себе перспектива. Только если нон стопом над душой у них стоять во время ремонта.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Олег Ивахнов

Вообще на фото конечно грязища. Но это не говорит о том, что все мелкие сервисы такие.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Konstantin felsher

Официалы 9 из 10 хуже бандитов, удачи!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Blackrock

500 000 на открытие мастерской на 4 машины маловато по-моему. Только компрессор нормальный 20к стоит. Да и ключи хорошие не дешёвые. Ремонт тоже нужен если нехочется 30 летние вольвы ремонтировать. Но другой вопрос как вкладываться в ремонт если у тебя норм договора аренды нету. Судя по фотографиям там наверное сушильная камера тот ещё ужас. Но и у таких мастерских есть свой клиент так что удачи главное честно работать и сарафан сработает

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

20к стоит компрессор которым вы разве, что колеса подкачивать сможете.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Maxim Nikulin

Статья интересная, но... какой же ужас - грязь, бардак!
Являюсь коллекционером ретро техники и много общаюсь с различными сервисами по восстановлении и реставрации.
Всегда думал, что вот такой "срач" - следствие мужского пофигистического отношения к окружающим условиям труда.
Но тут - ДЕВУШКА! Как так???
Сколько слов - "экивоки, Гетеборг, эйджизм" Вместо всего этого уж лучше бы один раз тряпку в руки взяли и отмыли все...
Могу пожелать только удачи! Но еще раз посмотрел на фото "детской" - и холодок пробежал по спине...

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Рублев Петренко

Удачи, солнышко))
Тоже 4 года работал в гаражах, разборка была.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Если есть жареные на масле оладьи, то никакой МиБанд2 (на правой руке) не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Ахматова

Порадовала фотка "Часть ремонтного зала" - меган, 156я альфа, 240й вольво и совершенно что-то не определяемое на подъемнике, вы там чем вообще занимаетесь?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Как и большинство таких сервисов. Нормальные машины в такие не ездят. Впрочем, официалы, хи-хи, мне двигатель запороли... :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей Ивженко

Дарья молодец бесспорно.
Если читаешь комментарии, то активируй в Фейсбуке функцию подписок - это довольно логично, если используешь соцсеть для продвижения. К тому же количество друзей в любом случае ограничено

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет

Ну вообще так то стартеры и генераторы можно "на коленке" ремонтировать и без стендов покупных.

Ответить
Развернуть ветку
Heyhachiro Togo

А еще можно красить кузов кисточкой, перепрессовывать сайлентблоки молотком и блоки управления паять прям в салоне авто.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Richard Daniel

не пойму как отнестись, все такое живое настоящее...но все такое страшное...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Атеев

Напишите кто-нибудь хейтерский комментарий, я лайкну. Сам не могу, администрация меня банит

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Лимонникова

Сразу хочется открыть автомастерскую. Жаль, не моё )

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Demidko

читал и устал
слишком много бытовухи

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Хорошая статья. Понравился один момент про "обман". Я давно убедился, что работать честно по отношению к клиенту намного выгоднее, чем разводить. Помнится устроился я к дилеру мастером-приемщиком, дали мне бригаду. Я бригаде сразу сказал, что разводить клиентов не дам. Они мне не поверили, думали что чувак в костюме с галстуком в ремонте не разбирается, и решили работать по старой схеме развода, писать под замену все что только можно. После двух-трех завернутых дефектовок, попытки развести на ненужный ремонт прекратились. Потом это принесло свои плоды.
По поводу грязи в рем.зоне. Печальное зрелище, но поправимое. Нужно просто ввести правило, смена закончилась, швабру/веник в зубы и наводим порядок.

Ответить
Развернуть ветку
Ankhesenpaaton

Супер! Даша, вы такая классная, просто как кино посмотрела <3<3<3 Удачи вам!!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Mrykhin

Вся красота и уродство моей страны в одной статье. Только уродства в разы больше...

Дарья удачи. Берегите себя.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Черкасов

Дарья, в своей статье Вы написали что пытались создать сайт и даже заключили договор с разработчиком. Но выплатив аванс заказанный сайт не получили. Если Вам по прежнему нужен сайт напишите в адрес [email protected], очень полезно будет приложить техническое задание (ТЗ). Что же о том кто лучше, как работники, мужчины или женщины, то это разговор в пользу бедных. Когда я работал, в молодости на тепловых электростанциях, в моей бригаде было два сварщика. Один мужчина, и один сварщик женщина. Так вот, была "дискриминация", если надо в барабан лезть или какое неудобное или просто опасное место, лез и работал мужчина. А там где можно было работать, более менее безопасно работала женщина. И мужики ещё это место как могли обустраивали. Есть хорошие работники и плохие, как и среди мужчин, так и среди женщин. Есть плохие и хорошие работодатели. Есть среди них законопослушные и не законопослушные.

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда