{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

История SXSW: с чего начинался крупнейший фестиваль вокруг культуры, медиа и технологий

Получилось так, что второй год подряд я вхожу в число советников SXSW Pitch event. Сегодня я расскажу, с чего начинался «South by» в 70-е и 80-е.

Austin 360 Bridge | Brian Dooley | Flickr | CC BY

SXSW (South by Southwest) проходит каждую весну в Остине, штат Техас. Ежегодно его посещают сотни тысяч человек, миллионы — следят за происходящим по репортажам в соцсетях и СМИ. Это — первое мероприятие, которому удалось объединить в себе интерактивное искусство, медиа, технологии и музыку. Итак, к рассказу об истории SXSW.

Остин в 70-е

Чтобы понять, как зародился такой неочевидный фестиваль, надо понимать обстановку, царившую в Остине несколько десятков лет назад.

В 1960-х, какие и многие студенческие города, Остин был либеральным и прогрессивным. В 70-е в здесь открыли свои производства крупные IT-компании: IBM, Texas Instruments и AMD. Они активно нанимали выпускников UTA (Техасский университет в Остине). С другой стороны, жизнь студентов не ограничивалась исключительно учебой и работой в сфере IT.

В 1973 году в штате Техас снизили возраст, начиная с которого разрешается употреблять алкоголь, до 18 лет. Конечно, это не могло не повлиять на развитие барной культуры и музыкальной сцены Остина. Повсюду открывались новые заведения, музыку играли везде, куда можно было притащить акустику и инструменты.

В клубе Armadillo World Headquarters (AWHQ) встречались представители самых разных культур и играли самую разную музыку: от классических жанров до зарождавшегося тогда «реднек-рока» и «прогрессивного кантри». Музыканты экспериментировали с инструментами, вокалом и текстами песен. Их вдохновляло движение хиппи и антагонизм к коммерциализации.

В 1976 молодой телепродюсер Билл Архос (Bill Arhos) решил, что эту культуру музыкального креатива, открытости и свободы нужно транслировать на всю страну. Так появилась самая длинная в истории американского телевидения музыкальная передача Austin City Limits. Два пилотных выпуска сняли всего за 13 тысяч долларов — и даже после десятилетий в эфире — шоу всё ещё снимали с помощью старой камеры 1937 года, которой управляло четыре человека. Эта передача была важным элементом идентичности Остина.

80-е и старт SXSW

В 1980 году в Техасе начался банковский кризис. В том же году закрылся Armadillo World Headquarters, а бюджет Austin City Limits сократили. У власти был Рональд Рейган. Возраст употребления алкоголя подняли до 21 года из-за роста количества аварий по вине пьяных водителей. Росла безработица.

Тогда на будущее Остина повлияли два события, связанные с музыкой и предпринимательством. Во-первых, открылся Остинский технологический инкубатор. Во-вторых, появилась идея фестиваля SXSW.

Silicon Prairie Party | Silicon Prairie News | Flickr | CC BY

Она родилась не в вакууме. Тогда к Рональду Свенсону, редактору местной альтернативной газеты The Austin Chronicle, обратилась команда New Music Seminar — нью-йоркского музыкального фестиваля.

Они планировали провести в Остине небольшой фестиваль в том же формате и под своим брендом — New Music Seminar Southwest. Получилось так, что этот проект не был реализован, а вот идея осталась. Свенсон с другими редакторами организовали местный музыкальной фестиваль в 1987 году — на нём выступило 177 артистов. Это было однозначным успехом.

Так начала складываться музыкальная вертикаль South by Southwest — фестиваль рос из года в год. Он открывал новых исполнителей и был местом, где они заключали крупные сделки. Именно на SXSW начались карьеры Джона Мэйера и Кэти Перри, а Джеймс Блант встретил продюсера своего дебютного альбома после выступления в полупустом зале в 2004 году.

SXSW Interactive в 90-е

Музыка — первое, но не главное направление фестиваля. Уже на первом фестивале 1987 года проходили панельные дискуссии и мастер-классы, а в редакции The Austin Chronicle велись разговоры о будущем интерактивных развлечений и медиа. Эта повестка стала одной из центральных на SXSW.

Конференция SXSW Film & Multimedia, которая тремя годами позже станет отдельным вектором фестиваля SXSW Interactive, состоялась в 1994 году. Это был важный сдвиг в позиционировании фестиваля — он стал не просто музыкальным, но и медийным. Кстати, на фестивале 94-го года состоялась презентация CD-ROM. Поэтому и без технологий здесь не обошлось.

Silicon Prairie Party | Ed Schipul | Flickr | CC BY

Другим примечательным экспонатом тогда был театр World Wide Web (World Wide Web Theatre) — комната с несколькими подключенными к интернету компьютерами. Чтобы попасть в неё, люди стояли в очередях часами.

Интернету было посвящено и выступление композитора и музыкального продюсера Тодда Рундгрена (Todd Rundgren) в 1995 году. Тогда он предсказал повсеместное распространение онлайн-медиа.

Первая SXSW Interactive была очень маленькой: всего несколько комнат в отеле Hyatt, десяток панельных дискуссий и выступлений плюс пара сотен участников. Сейчас — это более 30 тысяч посетителей и участников.

00-е и SXSW Pitch event

Фестиваль SXSW помог с популяризацией ряда новшеств: потоковое видео (1999), блоги (2000), носимые устройства (2001) и Wi-Fi (2003). Тогда он был чем-то вроде выставки идеалов: участники хотели создавать инновационные продукты и менять мир, а не поднимать инвестиции и перепродавать бизнес.

Постепенно фестиваль разрастался. Стартапы становились крупнее, а участники представляли уже не только технологии, но и продукты.

Это были Blogger, Friendster и Twitter.

В итоге 2007 году появился SXSW Accelerator. Через него прошли сотни стартапов и молодых команд со всего мира. Лучшие из лучших представляли свои проекты инвесторам и журналистам технологических изданий в формате SXSW Pitch. Если поднять статистику, за 11 лет SXSW Accelerator помог 403 молодым командам привлечь почти 5 миллиардов долларов.

16% из этих стартапов были выкуплены такими компаниями как Google, Huffington Post, Apple и Live Nation.

Здесь можно подать свою заявку на участие (к сожалению, участие платное)

Многие продукты, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, пришли к нам именно благодаря этому акселератору. Например, в феврале 2010 года бывшие сотрудники Стэнфордского исследовательского института выпустили бесплатное приложение для iOS, над которым они работали два года. Сервис требовал большой мощности процессора и слишком медленно работал на многих моделях iPhone. Разработчики представили приложение на SXSW, и спустя месяц их компанию приобрела Apple. Этим продуктом был цифровой ассистент Siri. Сегодня — он есть в каждом iPhone.

Ещё одна история успеха на SXSW — кредитная онлайн-платформа Kabbage. Она закрыла многомиллионный раунд при поддержке японской SoftBank.

Что сейчас

Сегодня SXSW — ежегодный фестиваль, куда приезжают айтишники, предприниматели, музыканты, режиссеры, ученые и художники из разных стран. Здесь проводят музыкальные вечеринки, запускают стартапы, представляют новые технологии и строят арт-объекты.

При таких масштабах сохранить вектор — непростая задача. Однако фестиваль остается хорошим местом для встреч и общения. Люди, которые вряд ли встретились бы в других условиях, знакомятся на тематических лекциях, ходят вместе на кинопремьеры и обсуждают проблемы.

Фестиваль постоянно растет — как в масштабе, так и в статусе. Например, в 2016 году там выступил Барак Обама, а в 2017-м — астронавт Базз Олдрин и миллиардер Марк Кьюбан. В 2018 году перед зрителями конференции появился Илон Маск и сделал несколько громких заявлений — например, назвал своим источником вдохновения творчество Канье Уэста.

Коммерциализация, безусловно, меняет фестиваль, но дух Остина 70-х и его хаотичная природа всё ещё здесь. Это — в первую очередь — люди, которые не готовы отступаться от своих убеждений. И на десять дней в году они собираются вместе на «South by», чтобы заявить о себе.

Что еще у меня есть на vc:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда