Авторские туры и экспедиции: как рассчитать прибыль и не уйти в минус

10 из 30 моих знакомых начинают делать свои авторские туры. И я рад помочь советом каждому. Но глядя на мои таблицы ребята отвечают – Санек, мне здесь ничего не понятно. Поэтому я все переработал и подготовил мануал, по просчету организации путешествия. Можно сказать это бизнес-план на примере одного тура.

Обо мне. За 3 года я организовал 32 путешествия на 400 участников. Делал их для двух проектов «Бродяги Дхармы» и «Твоя Камчатка». Сейчас я основал свою компанию «Настоящий». Мой блог в Инстаграме.

Мы делаем путешествия и экспедиции по Камчатке, Байкалу и Дагестану. Наша цель создавать активные и спортивные программы с комфортом. Чтобы в легком режиме попробовать например серфинг, каякинг, маунтинбайк в одном туре и не находится в постоянной зоне стресса.

МАНУАЛ

1. Заполни ПЛАН ПО ДНЯМ. Сколько всего дней –таблица считает по количеству заполненных полей

2. Задай все показатели расходов, они делятся на 4 категории:

Расходы на 1 человека. Например питание в кафе, продукты, ночь в отеле, трансфер, если он считается по людям, а не за всю машину. Услуги, типа проката серфа, велосипеда и т.д. Все то, что умножается на количество участников.

Расходы на всю группу. Траты, которые не зависят от кол-ва людей и постоянны. Или ± зависят. Это аренда всего автобуса, дома, лодки.

Зарплаты. Гидов/инструкторов. Даже если ты все проводишь сам, проставь себе зарплату. Быть организатором и гидом это совершенно разные задачи. Ставь ставку в день и общая зп будет посчитана. Слева есть графа «Рабочих дней», по умолчанию на один день меньше чем всего в поездке. Сколько должно быть, это уже решать тебе.

Расходы организатора. Затраты ложащиеся конкретно на тебя. Это билеты, питание, жилье, аренда авто вне дат путешествия. Закупка снаряжения, например.

3. Определи число гидов. Справа от поля «Гид на» укажи, до скольких участников будет приходиться на одного гида. В альпинизме и восхождениях это число в пределах 4 человек на 1 гида. Теперь таблица автоматом считает в расходы зп гидов и их расходы на питание и т.д., в зависимости от числа клиентов.

4. Налоги. Их тоже надо учитывать. Если ты ИП или ООО на упрощенке – УСН, доходы. То платишь 6% со всего оборота +1% от средств превышающих 300 000. Итого считаем сразу 7%.

Интернет экваиринг. Для принятия оплаты через сайт, необходимо платить комиссию. Даже просто при переводе на карту расчетного счета предпринимателя будет комиссия. Она колеблется от 2,4 до 3,5% при малых оборотах. И списывается сразу при оплате.

Сюда же закладываем расходы на рекламу или привлечение клиентов по агентскому договору. В среднем турагенты берут 10%, бывает больше, бывает меньше. Мы у себя закладываем только как рекламу или скидку 5%.

5. Определяем стоимость. В графе «Желаемая маржа» задай сколько % от стоимости ты хочешь заработать. В среднем после уплаты налогов это около 20%. И заполни поле «Максимум клиентов». Теперь на основе этих данных таблица выдаст СТОИМОСТЬ НА 1 ЧЕЛОВЕКА.

Еще один важны нюанс. Возможно ты хочешь взять кого-то из друзей бесплатно или фотографа или кого-либо еще. На них тоже будут расходы. Укажи число таких людей в графе «Людей (бесплатно)».

6. Изучаем статистику. Теперь ты можешь определить точку безубыточности своей истории и понять, сколько нужно набрать людей, чтобы выйти в ноль.

И конечно же ты можешь подставлять свою стоимость, для определения ее окупаемости и прибыльности.

На выходе получаем данные, варьирующиеся от числа клиентов:

– Оборот всей выручки. С которой будет считаться налог

– Все расходы

– Число необходимых гидов

– Расходы на налоги, экваиринг и рекламу/скидки

– Чистая прибыль и ее процент к обороту

– Прибыль грязная, до уплаты налогов и остального. И так же процент к обороту

– Далее, рекомендуемая цена, при заданной тобой марже, в зависимости от числа клиентов. Нужно если ты делаешь гибкую систему стоимости

– Себестоимость на 1 человека

– И последнее, прибыль с 1 человека или за 1 день тура. До и после уплаты налогов с процентами

Есть вещи, которые мы все равно здесь не учли. Расходы на всю группу, которые все же меняются от ее количества. Например, яхта вмещает 8 человек, значит если больше 8 участников, то и расхода будет больше. Так же и с транспортом есть вмещаемость 4-6-10 и т.д.

Я рекомендую ставить все расходы по максимуму, чтобы в случае недобора, который обязательно будет, у тебя была была возможность не уйти в глубокий минус и оптимизировать свои расходы.

Наш опыт

Мы набираем группы до 15 клиентов. Средняя маржа 20%. Делая экспедиции по Камчатке, можно зарабатывать 200-300 с одной группы. Оптимизировав расходы можно выйти и на 400. Но не набрав достаточно людей, ты наоборот уйдешь в глубокий минус, постоянные расходы на трансферы здесь крайне высокие. На все остальное тоже. К примеру цена нормального хостела начинается от ~1200 рублей за ночь. Но в случае успеха, риски себя окупают.

Так же это не является конечной прибылью проекта. За ней стоят еще расходы на закупку снаряжения и расходников. А в перспективе это вкладывание всех средств в развитие собственной инфраструктуры. Имеет смысл сразу записывать износ снаряжения в расходы.

С учетом, того что основной сезон в регионе короткий, всего 2,5 месяца. То продавая места за полгода-год вперед, сам сезон ты имеешь шанс встретить с кассовым разрывом. Который и случился этим летом– я помогал компании друзей в решении операционных задач. Под моим руководством мы свели все дела в ноль. И это при 9 группах за сезон – несложно посчитать ожидаемую читателем прибыль.

Почему в ноль или даже в минус?

– Много недоборов в группах, лучше собрать 2-3 полные, чем много по 7 человек. (7 это тоже хорошее число, но только если стоимость сразу заложена на них, а не на 15 человек)

– Хаотичное расходование средств до сезона. Отсутствие грамотного финансового планирования. Важно понимать, что эти деньги ты еще не заработал, если не исполнил обязательства

– Операционные ошибки. Было много непредвиденных расходов. Например при отправке снаряжения, так как делалось это в последний момент. Не ясные договоренности с по услугам жилья и трансферов и т.д.

Итого

Правильно считай, не торопись и главное неси ответственность за оказываемые услуги.

Спасибо за внимание. Увидимся на другом конце планеты!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Kuznetsov

Привет! Спасибо, что поделился опытом. Основательно подошел к делу! Я свои первые походы в Доломиты в этом году планировал в блокнотике от руки ) В минус не ушел, но на будущий год думаю подойти к делу основательнее, потому что понял, что да - несешь ответственность за людей прежде всего. Их нельзя подвести. На всякий уже скачал твою табличку потестить.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Виноградов
Автор

Начинается всегда все на коленке, это нормально)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Очень хорошее и нужное дело. Как активный турист активному туристу шлю свой пламенный респект и приглашаю на мой team2.travel добирать группы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Виноградов
Автор

Сервис у тебя совсем другого направления, с другими целями, не для набора групп определенно)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Странно. Видимо мне не удалось донести основную мысль, что как раз для набора групп. Спасибо за критику.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пушной

Заберите и меня :)

Ответить
Развернуть ветку
Kikidon

Очень сложно. Надо делать как Трансформатор. Берём среднюю цену конкурентов, умножаем на 3 и вперёд. Не забываем про красивый сайт только.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Виноградов
Автор

И никого в итоге не набираем. Трансформатор-тревел существует за счет личного бренда, как и комбат-туры и другие такого рода компании.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Молдовану

Реально интересно!
Но не увидел стоимости на маркетинг, привлечение клиента. Я так понимаю что основные затраты как раз в привлечении клиентов. Сколько на это тратится? Делаете ли туры ради отзывов (то есть когда заранее понятно что вы выйдите в небольшой плюс)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Виноградов
Автор

В 4ом пункте есть)
"Сюда же закладываем расходы на рекламу или привлечение клиентов по агентскому договору. В среднем турагенты берут 10%, бывает больше, бывает меньше. Мы у себя закладываем только как рекламу или скидку 5%."
На счет рекламы, в среднем это так же 5-10% от стоимости, на клиента.
Ради отзывов не делаем, даем скидку для участия в следующих программах.

Ответить
Развернуть ветку
александр коврига

Привет , ты проводишь обучение ??

Ответить
Развернуть ветку
Мария Йорк

А подскажите, пожалуйста, как вы оформили свое ИП или ООО, какие коды ОКВЭД выбирали?

Ответить
Развернуть ветку
Marina Maslova

Какой тип договора используете для заключения с участниками программы?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда