Бизнес делегирование: практические и психологические аспекты

Заветная мечта многих бизнесменов - заниматься только тем, чем хочется и не тратить время на дискомфортные задачи. Но я знаю много предпринимателей, которые будто тянут бизнес на себе долгие годы. Результат - они не получают удовольствия от своего дела и либо бросают его, либо живут в постоянном негативе. Давайте разбираться, в чём тут проблема и какие могут быть решения!

Бизнес делегирование: практические и психологические аспекты

Начнём с наглядности. Свой первый бизнес я создавал с друзьями: Владом и Сергеем. Я работал официантом, они поварами. Первые пару месяцев всё шло просто замечательно - гости были довольны, выручка росла. Но уже через пару-тройку месяцев мы все были выжаты работой с 8 до 12 и без выходных. Тогда я впервые столкнулся с необходимостью найма и делегирования.

С поиском официанта нам повезло - сразу попался действительно качественный и ответственный сотрудник, совсем другая история о найме поваров. Запас сил Влада и Сергея уже был на исходе и мы решились обучать знакомого на суши-повара. Убили на это много времени и сил, а результата не получили. После к нам пришел уже опытный повар, но и он не подошел - не выдержал нагрузки. И только спустя кучу времени и стажировок мы нашли нужный персонал.

Только тогда и появилось время на масштабирование: мы запустили доставку и начали строить второе кафе.

С момента открытия первого заведения я совершил много ошибок, которые стоили бизнесу денег и времени. Теперь же я пишу эту заметку чтобы минимизировать эти проблемы у Вас! Я уже открыл 7 кафе и ресторан со штатом в 200+ сотрудников в разных городах края. И мне есть чем поделиться с Вами.

Постановка проблемы

Я часто езжу на обучающие тренинги и встречаю успешных предпринимателей, в глазах которых будто больше нет энергии. Такие люди считают, что секрет успеха бизнеса в том, что лично они должны работать больше и больше.

САМОЕ ВАЖНОЕ здесь - вовремя и максимально точно определить проблему, проанализировать ее составляющие.

В моем случае - это попытки быть для всех хорошим, прощать плохую работу и тем самым поощрять некомпетентных сотрудников.

К сожалению, я знаю много предпринимателей, создавших эффективный бизнес, но только некоторым из них удалось собрать хорошую команду и делегировать так, чтобы получать удовольствие от бизнеса и от денег, который он приносит.

Суть проблемы

В большинстве случаев это одни и те же ошибки:

  • боязнь передать кому-либо свою работу и уверенность, что никто кроме вас не способен её сделать хорошо;
  • найм неподходящих людей;
  • попытки делегировать на одного человека обязанности нескольких;
  • отсутствие контроля и координации делегированной работы.

Решение проблемы + технологии делегирования

Правильное делегирование - это ряд последовательных действий, выполнив которые ты получишь ожидаемый результат.

На практике передача полномочий состоит из двух этапов:

  • Этап 1 - «Делайте сами».

Разберитесь в работе лично, поймите что и как надо делать, сколько на это требуется сил и времени. Организуйте эту область лично и только после этого переходите на второй этап.

  • Этап 2 - «Добейтесь выполнения работы от других».

Именно постепенно передавайте работу и внимательно наблюдайте за выполнением. Обучайте и корректируйте вашего сотрудника, делайте это внимательно, шаг за шагом. Делегируйте только в тот ресурс, в котором уверены. Координируйте и инспектируйте сотрудника, но не работаете за него!

Это не теория, не материал для чтения, но конкретная инструкция к применению. Все это - результат моих ошибок и побед, результат долгой работы. Еще один пример из моей личной бизнес практики.

Некоторое время после моего первого примера бизнес начал стремительно расти и уже через год у меня было три кафе. Тогда я плохо разбирался в работе поваров и не проводил там столько времени, сколько нужно.

Действующие повара постоянно жаловались на нагрузку, списывали все на нехватку рук на кухне. Было решено нанимать еще.

В итоге штат сотрудников раздувался, прибыль снижалась, но самое интересное - проблем становилось только больше!

Повара продолжали ныть и начали появляться новые проблемы. Выяснилось, что времени у сотрудников стало много и они начали ругаться друг с другом, другим персоналом, кафе начало разваливаться.

Именно тогда мне пришлось встать на каждую станцию, посмотреть как на самом деле выглядит работа, чтобы организовать ее так, как это было правильно. Итог: ситуация исправлена достаточно быстро, лишние сотрудники уволены, сформировалась настоящая команда.

Даже Абрамович, нанимая тренера для своего футбольного клуба, понимает, что должен делать этот тренер, какими компетенциями он должен обладать и как оценивать его работу.

Без этого никуда - изучайте область ответственности, организуйте эту область и только после этого делегируйте работу!

Ещё раз: этап 1 - делаем сами; этап 2 - добиваемся выполнения работы от других.

Возможные психологические аспекты делегирования

У каждого человека есть ряд психологических установок в отношении к тем или иным вопросам. В области передачи и разделения полномочий бизнесмены и менеджмент постоянно сталкиваются с рядом блоков.

Например, моя первая проблема, связанная с делегированием - желание быть хорошим работником для всех. Там, где были нужны контроль и и коррекция делегированных обязанностей - я зачастую выполнял эти обязанности сам. Прежде, чем думать над разрешением этих блоков, давайте определим основные:

  • Боязнь делегирования;

Вы убеждаете себя, что «никто не справится так же, как я», «они испортят, сломают, потеряют».

  • «Розовые очки»;

Это обратная сторона боязни делегировать - мысли о том, что любой поверхностно обученный работник сможет качественно выполнять работу. Не забывайте - кандидата необходимо регулярно инспектировать.

  • “Гиперопека”.

Это когда вы наняли сотрудника, платите ему зарплату, а он регулярно не выполняет свои обязанности и, следуя каким-то самооправданиям, Вы делаете часть его работы сами.

Еще один важный момент для успешного делегирования - это точное понимание работы, которую вы хотите делегировать. Уже говорили об этом выше, но взглянем на проблему с психологической точки зрения.

К сожалению, действительно ответственных сотрудников не много, но ленивые и пассивные в своей сути работники встречаются постоянно. Наняв такой ресурс Вы постоянно будете слышать «это слишком сложно для меня одного», «это требует больше времени» и пр.

И если Вы не разбираетесь в делегируемой работе - примите эти жалобы за действительные и начнете снижать требования: увеличивать сроки, выделять больше ресурсов, снижать требования к качеству. Полагаю, не нужно объяснять, к чему это всё ведёт.

Нужно быть полностью уверенным, что работу можно выполнить в установленные сроки и с имеющимися ресурсами. В идеале - нужно быть абсолютно уверенным в реальности поставленной задачи и быть способным продемонстрировать это лично.

Изучайте свои возможности и возможности Вашего персонала, разбирайтесь в производственных процессах лично. Делегирование - это один из действительно важных бизнес механизмов, но освоив его Вы избавитесь от кучи психологических и фактических проблем, начнете получать от своего дела удовольствие. Ведь весь смысл-то в этом!

33 показа
302302 открытия
Начать дискуссию