Как я открыла кофейню по франшизе и сколько это стоило

Здесь часто пишут истории о преодолении: вот мы задумали бизнес, тестировали гипотезы, наступали на грабли, искали инвестиции. А я расскажу про то, как своё дело начинают обычные люди. Ничего особенного — просто кофе. Или нет?

До открытия

Зачем мне всё это

Мне двадцать шесть лет, и пятнадцать из них я отдала профессиональному волейболу. Недавно я вышла замуж, решила закончить спортивную карьеру и стала думать, что могу делать дальше. Я всегда любила кофе, а каждый, кто обожает кофе, хотя бы раз думал о своей кофейне.

Я точно знала, что хочу кофейню, но опыта в бизнесе у меня не было. Зато у наших друзей были две точки Jeffrey’s Coffee, открытые по франшизе, — в Щёлкове и в Нижнем Новгороде. Так что решили пойти по протоптанной дорожке и тоже открыть такую кофейню в родной Балашихе. Прикинули цены:

  • Цена франшизы: 465 тысяч рублей.
  • Ежемесячное роялти: 3% от выручки.
  • Личные накопления: 2,8 млн рублей.

Оставалось достаточно, чтобы закупиться оборудованием, арендовать помещение и сделать в нём ремонт. В августе мы позвонили в компанию, встретились с их аккаунт-менеджером, подписали бумаги и стали искать место для будущей кофейни.

Попутно я открыла ИП: пошлина составляет около 800 рублей. Здесь и дальше буду всё считать.

Стартовые вложения (ИП + цена франшизы): 465 тысяч 800 рублей. Дизайн-проект, сметы и система учёта входили в стоимость под ключ. А мне нужно было собрать все документы и найти для кофейни дом.

Помещение

С помещениями в Балашихе тяжко. У нас только две главных улицы: Советская и Ленина. На центральной Советской цены за аренду почти такие же, как в Москве — мы натыкались на варианты, где хозяин просил 200-300 тысяч рублей в месяц за 70 м². А мне просто повезло: как-то раз я ехала по улице Ленина и увидела баннер с надписью «аренда». Помещение тогда только-только отремонтировали. Мы подписали договор через неделю после просмотра. Говорят, это большая удача.

  • Аренда помещения площадью 65 м² (две комнаты): 80 тысяч рублей в месяц. Договор на 11 месяцев.
  • Арендный депозит: 80 тысяч рублей.
Наше крыльцо

Эту неделю мы с мамой, которая взялась мне помогать, потратили на то, чтобы мобилизовать знакомую строительную бригаду и посчитать трафик. Считали вручную: в определённые часы садились возле будущей кофейни и прикидывали, кто из прохожих мог бы к нам зайти — молодёжь, парочки, офисные работники, семьи с детьми.

Нехитрые подсчёты вроде «а вот этот парень точно взял бы кофе» говорили, что место перспективное.

Ремонт и государственные инстанции

Я никогда не думала, что делать бизнес по франшизе суперлегко. Легче, чем начинать всё с нуля, конечно, но я и подумать не могла, что государство так сильно ставит палки в колёса малому бизнесу. Вот небольшой топ моих чудесных открытий:

  1. Наружную вывеску нужно месяц согласовывать с администрацией города.
  2. Пожарная инспекция должна увидеть помещение до ремонта, потому что все коммуникации и сигнализация монтируются под потолком.
  3. Нужен договор на вывоз мусора. Договор на поставку воды. А ещё на утилизацию ламп. И на дезинсекцию. И даже на стирку спецодежды персонала (что?).
Будущая вывеска

Про налоговую, постановку на учёт кассового аппарата и санитарно-эпидемиологическое заключение вы знаете и так. Почти везде нужно было ездить лично. В какой-то момент я почувствовала, что уже очень устала.

Но нам помогала аккаунт-менеджер, а сооснователи Леша Каранюк и Марк Кинзебулатов даже несколько раз приезжали, чтобы проверить моё помещение. Ремонт стартовал в августе и занял один месяц. Все бумажки получилось собрать за два месяца.

  • Подготовка помещения, строительные работы и чистовой ремонт по дизайн-проекту: 900 тысяч рублей.
  • Наружная вывеска: 50 тысяч рублей.

Наше помещение готовили под офис, так что пришлось отдирать с пола уродливую плитку и дестроить ужасные офисные потолки. В августе-сентябре мы ещё не открылись, а уже потратили почти 1,5 млн рублей.

Что внутри кофейни и сколько это стоит

Мой совет: если планируете когда-нибудь открыть кофейню, копите деньги в валюте. Цена за важное оборудование — от кофемашины и кофемолки до ледогенератора — меняется вместе с курсом доллара. В августе наша кофемолка, например, стоила 60 тысяч рублей, а в середине сентября мы купили её по цене где-то в 75 тысяч рублей.

Цены постоянно меняются, так что приложу очень примерную смету:

  • Барная стойка: 80 тысяч рублей.
  • Кофемашина: 250 тысяч рублей.
  • Две кофемолки: 130 тысяч рублей.
  • Мебель (столы, стулья, диваны, подушки): 300 тысяч рублей.
  • Музыкальное оборудование: 20 тысяч рублей.
  • Касса и терминал для оплаты картой: 20 тысяч рублей.
  • Камера: 10 тысяч рублей.
  • Другое оборудование (холодильник, ледогенератор, посуда и прочее): 200 тысяч рублей.
  • Униформа и инвентарь: 20 тысяч рублей.

Всего: около 1 030 000 тысяч рублей.

Здесь подведём небольшой итог. 1 605 800 (франшиза, ИП, ремонт, вывеска) + 1 030 000 (оборудование) = 2 635 000 рублей. В эту сумму не вошли грузоперевозки, цены обязательных контрактов и реклама в социальных сетях. Всё вместе можно смело округлять до 2 700 000 рублей. Столько стоит открыть кофейню по франшизе в Подмосковье.

Подбор персонала

Если здесь есть люди, которые когда-либо открывали что-то своё в небольших городах, то они могут представить, как трудно найти хорошего сотрудника. Особенно на важную должность бариста. Дело не в том, умеет он варить кофе или нет — я сделала свой первый капучино уже после покупки франшизы (проходила обязательное обучение в «Академии» Jeffreys). А в том, что люди часто просто пропадают.

За три недели до открытия мы разместили вакансии в балашихинских группах во «ВКонтакте», на Avito и паре карьерных сайтов. Для старта нам нужно было шесть человек. На первое собеседование позвали семерых, а пришёл только один. И это был друг моего двоюродного брата.

Начальная ставка бариста: 120 рублей за час. Стандарты оплаты, формы и пожелания к внешнему виду сотрудников идут из управляющей компании-франчайзера.

Первым мы наняли его. Потом всё-таки добрали остальных и отправили команду учиться варить кофе. Подбор команды оказался тяжелее, чем сбор тысячи бумажек — я очень переживала, думала, что не найду нужных людей.

Первые клиенты

Открытие, то есть праздник для первых клиентов, стоило нам 30 тысяч рублей.

Кофейня находится на первом этаже жилого дома. Накануне открытия к нам пришли представители управляющей компании и сообщили, что наше помещение переведено в нежилой фонд без согласия проживающих. Я возмутилась: «Как так? У вас весь первый этаж выкуплен под МТС, продукты и так далее». Они сказали, что магазины согласовывали открытие с жителями, а мы нет, поэтому нам не дадут работать.

Всё оказалось не так. Жильцы стали нашими первыми клиентами: многие приходили и говорили, как сильно ждали открытия в их доме какого-нибудь хорошего кафе. К тому же мы постоянно задабриваем наших бабушек и дедушек — устраиваем чаепития, угощаем чем-нибудь.

Итого на запуск мы потратили около 2 730 000 рублей.

Итоги

Мы открылись всего два месяца назад, так что ни о какой окупаемости речи пока не идёт. Надеемся выйти в ноль к Новому году. Обычный срок окупаемости для кофеен нашего формата — более 10 месяцев. Для Балашихи, думаю, будет год-полтора.

Конечно, франшиза не очень подходит тем, кто привык везде быть главным. У Jeffreys есть чёткие стандарты, которые нужны для того, чтобы все кофейни выглядели и работали в едином стиле. Они нестрогие, но всё же их не обойти: как украшать кофейню к Новому году, как подбирать сотрудников, как давать рекламу.

Советую ли я открывать кофейню по франшизе тем, кто давно мечтает о своем деле?

Если у вас есть собственное жильё и личные накопления — да. Если вам не хочется делать всё с нуля (от разработки фирменного стиля до подготовки всех документов) — да. За несколько месяцев я узнала о кофейном бизнесе столько, сколько не узнала бы за всю жизнь. Ничуть не жалею об уходе из спорта.

Будете в Балашихе, заглядывайте.

0
230 комментариев
Написать комментарий...
Вера Гагарина

Херня эти ваши кофейни. Бизнес для хипстеров, где много работы, общения и гемороя, а денег — нет.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Кофейня по франшизе для меня загадка. Не понимаю, что там волшебного и какие мегатехнологии, чтобы это было нельзя сделать самому.

Ответить
Развернуть ветку
Адель Назиров

передача опыта, разработка фирменного стиля (не уверен что 460к хватит на создание уникального фирменного стиля, обучение персонала и т.д.). Сильно сомневаюсь, что за 2 месяца врядли можно открыть кофейню с 0, 2 месяца уйдет только на концептуальные вещи типа стиль, логотип, поиск людей которые уже умеют варить кофе (или проходить платные курсы) и т.д.

Я считаю, что бизнес по франшизе позволяет заняться бизнесом избежав кучу непрятных и ненужных проблем людям, которые до этого никогда не занимали руководящие должности или сменили предметную область и не знаю всех тонкостей отрасли.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Фирменный стиль и обучение за 460т? Готов разрабатывать и обучать!))

Ответить
Развернуть ветку
Адель Назиров

ну так, кто мешает? :)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Рогозин

Воу, ребята вы серьезно про стиль за почти 500 тыс руб. Блин, да наймите вы одного управляющего кафе и дизайнера. Они вам за 200 и месяц работы и напишут и нарисуют и благославят заодно))))

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kotobotov

хороший фирменный стиль, дизайн помещения и дороже может стоить

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Рогозин

Конечно. Пепси пару лет назад вообще за ребрендинг какие то сумасшедшие деньги заплатила.
Вопрос только в том, что вы правда считаете что управляющий кафе вместе с нормальным дизайнером не смогут это воплотить за месяц? Мне кажнтся смогут и стоить это будет не 500. А по поводу бренда скажу так. Я знаю кофехаус, шоколадницу и еще пару названий. Все осталтное личнт для меня малоизвестно и бренд "кафе у джона" или " кафе у маши" ну никак не повлияет на то зайду я туда выпить кофе или нет

Ответить
Развернуть ветку
Адель Назиров

Какие-то наивные высказывания. Но видимо никто из "минусовщиков" ниразу не имел дело с ремонтом в арендуемых помещениях.

Дизайн инерьеров обычно, стоит довольно дорого. в нашем городе (Ростов-на-Дону) ценник начинается 1000 руб за 1 кв.м. (конечно можно найти домохозяйку-любителя с ценником за 500р за квадрат). Думаю что в москве это будет дороже.
Учитывая площадь арендуемого помещения - 65т.р.
Далее, время затраченное на "рисование". Некоторые коментаторы говорили что за месяц можно сделать приличный дизайн. Считаем месяц простоя помещения - 80т.р. (или вы думаете что арендодатель разрешит вам не платить это время). Итого 145 т.р.
Далее время предпринимателя. Взяв самые скромные зп по МО в расчет, она бы легко могла заработать >60 т.р. месяц. Итого >200 т.р. А это почти половина всей франшизы.

Кроме того, франшиза еще и фирменный стиль им предоставила (стаканы, фартуки, салфетки и т.д.). А это тоже стоит денег.

Дисклеймер, я не принимал в расчет качество предоставленного дизайна.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Рогозин

Погодите. Про дизайн помещения. Ну во-первых есть какие то стандартные истории и думаю что некоторые дизайнеры имеют в своем арсенале проекты, которые можно немного доработать и передать вам. Конечно если у вас много хотелок, то надо делать все с нуля, но если вы хотите денег заработать, а не хотелки реализовать свои, то тогда можно и какой то вариант подобрать который уже где то был реализован. Вот вы нашли помещение, во первых всегда есть время на вьезд, по крайней мере месяц я всегда себе выбиваю. Очень сожалею, если вы снимаете помещение и прямо с завтрашнего дня начинает идти аренда. Во-вторых, если вы работаете по франшизе, вы высылаете план помещения своему франчайзеру и он помогает с адаптацией под конкретное помещение. Так а почему бы заранее со своим дизайнером не взять план помещения 60 метров и не набросать основу которую вы хотите и потом доработать будет гораздо быстрее. Просто надо немного подумать, подсуетиться заранее делать несколько тем параллельно, а не так что, нашли помещение, теперь можно и дизайнера поискать а лучше среди них еще тендер на 2 мес устроить. По поводу сколько она могла бы заработать. Ну да могла бы 60 тыс заработать, а могла бы как уже было описано выше пойти поработать в кофейню на несколько месяцев, баристой, управляющим и т.д. а потом сэкономить 1-1,5 млн или вообще понять что бизнес этот работает только в формате большой сети и сменить вид деятельности пока не найдет подходящий. Не поймите меня не правильно, я не против франшиз, я против дизайна помещения и логотипа за 500 тыс. А если продается именно это то давайте так и говорить. Я крутой дизайнер и продаю лого за 500 тыс. Тогда будет все честно. Понятно что если франчайзи платит значит он согласен и во всем виноват сам)))) но как то это все таки для кармы плохо, такая жизненная позиция

Ответить
Развернуть ветку
Адель Назиров

полностью с вами согласен. но в вашем тексте есть очень важный контекст - вы уже умеете опыт открытия и управления бизнесом и понимание в отрасли. Тогда конечно можно легко все адаптировать, вести несколько тем параллельно и т.д. Однако, когда человек "хочет", но делает это впервые это йзаймет огромное количество времени.
Приведу простой пример. Несколько лет назад, мне предлагали вложиться (стать совладельцем) в открытие булочной-пекарни. Свиду все легко и просто - найди помещение, поставь прилавок, печку, найми пекаря и кассира и все - греби деньги лопатой.
Я начал с зучения оборудовния - печки пекарные, расстоечные шкафы, тестомесы, хлебные формы, весы и прочее оборудование, чтобы обеспечить желаемый спрос. Мне пришлось несколько недель потратить только на это. В итоге я поял, что это не мое, и решил остаться в стороне.

Так вот, в поем понимании - франчайзи избавляют начинающего предпринимателя от всех трудозатратных, но "разовых" процедур, типа дизайн, подбор оборудования, обучение персонала, определение бизнес-процессов, поиск поставщиков и т.д.

А в своем ответе, я всего лишь постарался показать что 500т.р. это небольшая плата за франшизу. Т.к. если делать все это самостоятельно(не имея должного опыта и знаний) да еще и на высоком уровне, и оплачивать все это отдельно, то выйдет гораздо дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Кряжев

Земляк, франшиза - это ФРАНШИЗА! А не хрен знает что хрен знает от кого. В таком случае - я лучше сам забубеню такой дизайн, что этот Джефрис сам прибежит ко мне. Где там дизайн - это унылое говно - дизайн? А дальше? Джефрис додумался до того, что из зёрен кофе можно варить напиток? Что-то не слышал. Эти 465к - деньги, выброшенные на ветер. Пошарься пару вечеров в тырнете, посмотри дизайны интерьеров и экстерьеров кафешек разного уровня - и будет тебе счастье. Инфы по оборудованию там же - хоть булками ешь. Покупка ТАКОЙ франшизы - это полный идиотизм.

Ответить
Развернуть ветку
227 комментариев
Раскрывать всегда