Мобильный рантье: московский предприниматель зарабатывает, сдавая зарядные устройства в аренду через автоматы Статьи редакции
Кирилл Кулаков договорился с московскими кафе и установил 140 автоматов «Бери заряд» — они выдают пользователям внешние аккумуляторы за 50 рублей в час.
Продукт
«Бери заряд» устанавливает автоматы для подзарядки мобильных устройств.
Пользователю необходимо зарегистрироваться на сайте, ввести номер автомата, привязать карту и оплатить услугу. После оплаты устройство выдаёт внешний аккумулятор с разъёмами для iPhone и Android-смартфонов.
Когда зарядка завершена, внешний аккумулятор можно вернуть в любой автомат «Бери заряд», где есть свободные места. У сервиса два тарифа:
- Суточный: первый час бесплатно, далее — 100 рублей в сутки.
- Часовой: первый час — 50 рублей, а если пользователь не уложился в срок, с его карты списывают ещё 50 рублей, а на следующий день — 100 рублей, пока он не вернёт устройство (но не более 30 дней).
Автоматы находятся в кафе и ресторанах: сети «Жан-Жак» и «Му-му», бургерных Burger Heroes, суши-барах «Тануки» и других местах. Их расположение можно найти с помощью карты, всего в Москве — 140 устройств.
С их помощью заведения могут передать на аутсорс сервис по зарядке электроники. Сейчас для заведений это непрофильная услуга, которая отнимает много времени и внимания: нужно сперва потратиться на покупку или аренду внешних аккумуляторов, а затем следить за их исправностью, уровнем заряда, а также за тем, чтобы гости не забывали их возвращать.
По оценке сооснователя сервиса «Бери заряд» Кирилла Кулакова, одно заведение тратит на зарядку устройств посетителей по 20–30 тысяч рублей в месяц, а сеть — 1–2 млн рублей в месяц.
Автоматы облегчают эту боль, поэтому заведения соглашаются установить их бесплатно — сервису не нужно платить за аренду.
Бизнес-путь
Кирилл Кулаков — серийный предприниматель. Своё первое «дело» он создал ещё в старшей школе. Подросток жил в Москве один и обеспечивал себя сам: днём учился, а по ночам подрабатывал в типографии и других местах.
Однажды он прогуливал уроки и случайно нашёл на улице $50 — около 1000 рублей по курсу 1998 года. Дело было незадолго до Нового года, и он решил подзаработать.
Одним из самых ходовых товаров в тот период была пиротехника, и Кулаков купил оптовую партию петард. Распродал её с наценкой, обернул капитал, купил партию побольше, затем ещё больше и за несколько месяцев заработал достаточно, чтобы «обставить всю квартиру мебелью и техникой».
«Я купил самый большой телевизор, который тогда продавался, пылесос, стиральную машину, игровую приставку, пневматический пистолет, обновил кухню. И даже остались деньги на год безбедного существования школьника», — вспоминает Кулаков.
После школы Кулаков занялся современными танцами. Чтобы не платить за занятия, устроился в танцевальную студию «Стремление» флаерщиком и в скором времени стал помощником преподавателя, затем — преподавателем, через пару лет — руководителем отдела рекламы, а в 2002 году стал совладельцем сети.
В середине 2010-х годов он запустил «Кафе Терри» — точку общепита на территории Центрального дома предпринимателя, которая начиналась как столик с едой и напитками из ближайших магазинов, а за несколько лет превратилась в заведение на 120 посадочных мест.
Кроме того, он помог жене запустить собственную цветочную мастерскую Anna Runge Floral Design и стал совладельцем бизнеса.
Кроме того, Кулаков развивал гастрономический проект «Овощи и фрукты» и собственное рекламное агентство Cookie.
В 2017 году он стал стартапером — придумал «Uber для туристов» HelloGuide. По задумке Кулакова, с помощью сервиса путешественники могли найти русскоговорящего гида, который знает неочевидные места и может сделать отдых ещё более насыщенным.
С этой идеей он попал в бизнес-школу «Сколково», выступил на Startup Village и занял первое место, получив 1 млн рублей. Проект дошёл до стадии MVP, но Кулаков не смог привлечь инвестора для дальнейшего развития.
Идея
Получив грант на развитие HelloGuide, в 2017 году Кулаков отправился в Европу, чтобы встретиться с основателями различных туристических сервисов и узнать о нюансах бизнеса.
В поездках он столкнулся с проблемой: телефон регулярно разряжался, а внешний аккумулятор не особенно выручал — он забывал ставить его на зарядку.
Когда Кулаков остановился у знакомых в Цюрихе, они рассказали про сеть магазинов Kiosk, в которой можно было взять у продавцов зарядные устройства, а затем сдать обратно и получить половину стоимости услуги.
В другом сервисе (FuelRod) можно было приобрести внешний аккумулятор, пройти с ним по городу, а когда он разрядится — бесплатно обменять на заряженный.
Вернувшись в Москву, Кулаков решил протестировать гипотезу — действительно ли у людей есть потребность в сервисе по зарядке мобильных устройств.
Для этого он купил целый рюкзак дешёвых китайских внешних аккумуляторов и отправился на один из фестивалей — встал в людном месте и развернул плакат с текстом: «Дадим зарядку с собой».
Он предлагал устройство за 50 рублей в час. Кулаков не сильно заботился, вернут ли ему аккумуляторы, — гораздо больше его волновали спрос и обратная связь.
Его услугой воспользовались 30 человек. Организаторы фестиваля стояли на входе и с помощью кликеров считали посетителей — всего мероприятие посетило около 3 тысяч человек. Эти данные позволили предпринимателю рассчитать конверсию — она составила 1%. «Это очень много. И люди были довольны, спрашивали, где можно ещё пользоваться таким сервисом», — вспоминал Кулаков.
Разработка устройства
Предприниматель решил спроектировать автомат и найти производителя. Он немного разбирался в инженерии и подготовил чертежи.
Кулаков хотел, чтобы помимо основной функции устройство могло принимать на утилизацию пальчиковые батарейки — в обмен на оплату заряда.
Он предложил эту идею различным ведомствам — писал в Мосгортранс, мэрию Москвы, Минэкономразвития и так далее. Однако ему не ответили. Предприниматель понимал, что без поддержки города идею с утилизацией реализовать не удастся, и отказался от неё.
Зато идеей заинтересовался знакомый Кулакова Степан Ермаченков, который также учился в бизнес-школе «Сколково». Он присоединился к проекту.
Партнёры знали, что подобные устройства производятся в Китае, и решили отправиться в Шэньчжэнь, чтобы выбрать производителя и купить пробную партию устройств.
На подготовку и сбор информации потратили три месяца — также за это время нашли в Китае русскоговорящих «гидов», которые были знакомы с местными производствами.
В Китае пообщались с представителями 15 фабрик, но в итоге о закупке первой партии договорились с двумя. Производители предлагали работать на их серверах и программном обеспечении, но Кулаков и Ермаченков отказались.
Они не хотели давать кому-то контроль над бизнесом: например, если бы китайские компании решили сами выйти в Россию, они могли бы отключить все устройства «Бери заряд». Кроме того, такая вероятность стала бы для китайцев рычагом при переговорах.
Предприниматели договорились с производствами, что самостоятельно разработают ПО и будут разворачивать систему на собственных серверах.
Когда автоматы приехали в Россию, они собрали команду инженеров и разработчиков, которые разобрали устройства и применили метод обратного проектирования.
Попытались понять — как компоненты взаимосвязаны между собой, как они управляют друг другом, а после создали под «железо» собственное программное обеспечение.
На это у них ушло примерно полгода — устройство заработало, но команде пришлось заменить около 70% узлов и деталей (параллельно они получали патенты на свои разработки). В этот момент Кулаков и Ермаченков поняли, что покупка и переделка автоматов будут обходиться довольно дорого.
Тогда они отправили одному из своих китайских поставщиков видео с работающим автоматом и сказали, что могут работать с любым производителем на рынке.
«Китайцы не могли в это поверить, поскольку сами потратили на разработку год и $50 млн привлеченных инвестиций», — вспоминает Кулаков.
В итоге Laidian (так называлась компания) предложила договор: открыла API и разрешила модифицировать свои автоматы, а «Бери заряд» получила эксклюзивное право на продажу и использование автоматов на территории России и Европы.
В мае 2018 года «Бери заряд» запустила первый автомат и представила его на Startup Village. Спустя месяц начала работать над MVP сетевой инфраструктуры, с помощью которой аппараты могут обмениваться друг с другом данными.
Прототип был готов к сентябрю 2018 года, а чуть позже компания создала платформу, которая могла поддерживать до 3000 автоматов.
С ноября 2018 года предприниматели начали расставлять автоматы по Москве и заключать соглашения с заведениями.
Расходы и инвестиции
У «Бери заряд» несколько типов автоматов. Маленький на восемь ячеек с учётом доставки и оформления на таможне стоит 50 тысяч рублей. Средний на 16 ячеек с тачскрином — около 200 тысяч рублей.
Большой автомат разработан в двух вариациях — на 60 устройств с экраном 27 дюймов или на 30 устройств с экраном 42 дюйма. Они стоят 500 тысяч рублей.
Всего компания приобрела 250 устройств. Собственные инвестиции основателей составили 5 млн рублей, а всего с момента запуска компания привлекла более 30 млн рублей и сейчас ведёт переговоры о новом раунде на 60 млн рублей.
В ноябре 2018 года, когда компания приступила к установке, она поставила в кафе пять автоматов. В конце декабря количество установленных устройств выросло до 80 единиц, а к февралю 2019 года — до 140 единиц. По данным Кулакова, за этот период пользователи совершили 8200 зарядок.
Предприниматель ожидает, что вложения в бизнес окупятся через год, а когда пользователи привыкнут арендовать зарядные устройства (то есть рынок станет более развитым) — каждый автомат будет окупаться за два-три месяца.
Сейчас Кулаков ведёт переговоры с «Шоколадницей» и «ВкусВилл» об установке автоматов, а также с представителями торговых центров. Маркетологи торговых центров поделились статистикой: если у посетителей садится телефон, они проводят внутри на 15–20% меньше времени, а средний чек снижается на 5%.
До середины апреля 2019 года Кулаков планирует закрыть очередной инвестиционный раунд, а до конца года — установить до 2000 автоматов в Москве и около тысячи в Санкт-Петербурге.
Кроме того, он начнёт продажи устройств в регионы и страны Европы: по словам предпринимателя, сейчас обсуждается сделка на 3000 устройств с возможностью увеличить объём поставки через полгода до 7000 устройств.
На фразе "серийный предприниматель" запахло каким то БМом. фу
Предприниматель-маньяк. Продавал петарды в битцевском парке. Ночью.